Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Парижский календарь. 15 век

История календаря


Задача христианского календаря – упорядочить религиозные праздники. Поскольку средневековая цивилизация – аграрная, церковно-литургический год скоординирован с земледельческим крестьянским циклом – аграрные праздники народа были христианизированы. Календарные изображения, как правило, отражали природные повторяющиеся циклы, при этом в центре внимания не природа как таковая, а люди на нее воздействующие.


Из календаря 15 века. Месяц октябрь. Святой Дионисий Парижский /St. Denis. Часослов Latin 1176, f. 11r, фрагмент. Национальная библиотека Франции, Париж. Source

24 страницы из Часослова 15 века, предназначенного для использования в Париже, хранящегося в Национальной библиотеке Франции под шифром Latin 1176. Этот часослов, как и положено, содержит календарь. На его примере можно посмотреть как выглядел календарь зрелого средневековья. С 14 века календари исчезли со стен новых строящихся храмов и украшали отныне лишь часословы и другие книги. Часословы изготавливались для состоятельных мирян.


2.

Январь / f. 2r. Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 1176. Date d'édition: 1401-1500. Source

Средневековые календари изображают различные сельскохозяйственные сезоны, месяцы года и соответствующие им занятия. Каждый месяц, как правило, сопровождается знаком Зодиака. За редким исключением, месяц символизирует тот знак Зодиака, в который солнце вступает в данном месяце. То есть знак который "начинает действовать" в конкретном месяце. Для нас это непривычно, потому что большая часть месяца проходит под предыдущим знаком.

Январю месяцу соответствует знак Водолей /Aquarius. Символом занятий месяца в этом парижском календаре служит мужчина, обедающий за богато накрытым столом.

Календари помогают ориентироваться в священном времени. В "календарной сетке" справа налево приведены: золотое число Метонова цикла; воскресная буква от A до G, позволяющая определить место воскресений в году; римский счет дней: календы, ноны, иды; цикл святых. В этом часослове нет, но часто еще указывали продолжительность каждого дня.

Дни определяются по литургическим праздникам или дням памяти святых. Для того, чтобы найти соотношение с датой и днем недели, необходимо знать воскресную букву текущего года, которая указывает на место, занимаемое в неделе первым воскресеньем января. 1 января обозначается буквой А, и так далее до 7 января, соответствующего букве G.


3.

Январь. Внизу: Святой Себастьян. День памяти в наше время 20 января / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 2v

Неотъемлемым элементом церковной практики было почитание святых. На протяжении средневековья число святых и связанных с ними праздников продолжало постоянно расти. Со временем практически каждый день календарного года оказывался связан с праздничным днем церковного календаря.

В течение долгого времени более или менее строго соблюдался обычай почитания святого преимущественно в месте его захоронения. Однако постепенно локальные границы стираются. В местные церковные календари включаются имена «чужих» святых. Почему культы одних святых приобрели широкую популярность, в то время как другие лишь местное признание, с трудом поддается объяснению. Окончательная унификация литургического календаря происходит только в так называемом Римском мартирологе 1584 года.


4.

Февраль / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 3r

Февраль, Рыбы /Pisces. Согревание ног у огня и сбор хвороста.

Внизу: мученичество святой Агаты (ок. 231 - 5 февраля ок. 251 г.). Согласно житиям, Агата родилась в богатой сицилийской семье. Она, давшая обет безбрачия, отвергла домогательства римского наместника Сицилии, после чего он подверг ее преследованиям. Сначала Агату заточили на месяц в доме куртизанки Афродизии, которая, по всей видимости, была жрицей Венеры или Цереры и занималась «священной проституцией». Однако ничего не могло сбить развратить чистую душу Агаты. Затем ее бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После мучений святую Агату сожгли на костре. По другой версии – она умерла от пыток.


5.

Лист февраль, фрагмент / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 3r

Святой Дионисий Парижский /St. Denis – небесный покровитель Парижа и правящей династии, первый епископ Парижа, живший в 3 веке. О нем рассказывалось в материале: Святой главоносец без головы. Кефалофор. Дионисий также шествует на странице месяца октября (илл.#1 и 23), так как его память приходится на 9 октября. В Париже Дионисия почитали не единственный раз в году.


6.

Февраль / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 3v


7.

Лист февраль, фрагмент / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 3v

Аполлония Александрийская (II век - ок.249) лишается зубов. Евсевий Памфил (ок. 263-340) в «Церковной истории» описывает ее мученичество:
"Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь её живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела." [VI, 41]
Память чествуется 9 февраля.


8.

Март / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 4r

Март, Овен /Aries. Крестьянин и крестьянка, подрезающие виноградник.


9.

Март / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 4v


10.

Лист март, фрагмент / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 4v

Святой великомученик Евстафий (ум.118), до крещения он носил имя Плакида. Евстафий Был военачальником при императорах Тите (79-81) и Траяне (98-117). По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом – вся семья почитается в лике святых. Евстафий Плакида – покровитель охотников, его атрибутом является оленья голова с распятием. Сейчас память 20 сентября.


11.

Апрель / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 5r

Апрель, Телец / Taurus. Девушка, плетущая венок из цветов.


12.

Апрель / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 5v


13.

Май / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 6r

Май, Близнецы /Gemini. Вельможа на коне, отправляющийся на охоту, у него на руке сокол. Астрологический знак Близнецы предстает в виде обнаженных мужчины и беременной женщины, пара держится за руки.


14.

Май / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 6v


15.

Июнь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 7r

Июнь, Рак /Cancer. Крестьянин косит траву, рядом – стога сена.


16.

Июнь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 7v


17.

Июль / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 8r

Июль, Лев /Leo. Крестьянин, жнущий хлеб.


18.

Июль / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 8v


19.

Август / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 9r

Август. Дева /Virgo. Обмолот зерна.


20.

Август / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 9v


21.

Сентябрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 10r

Сентябрь, Весы /Libra. Приготовление вина: виноград давится в чане, рядом стоит винная бочка.


22.

Сентябрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 10v


23.

Октябрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 11r

Октябрь, Скорпион /Scorpio. Крестьянин сеет зерно, сеятель берет разбрасываемое зерно из фартука, рядом мешок с зерном.


24.

Октябрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 11v


25.

Ноябрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 12r

Ноябрь, Стрелец /Sagittarius: кентавр с луком. Крестьянин пасет в лесу свиней, дабы откормить их к Рождеству. Он сбивает желуди с деревьев, чтобы свиньи хорошенько насытились.


26.

Ноябрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 12v


27.

Декабрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 13r

Декабрь, Козерог /Capricorn: со спиральным хвостом вместо зада. Обычно в декабре изображают закалывание свиней в преддверии Рождества. Здесь же, похоже, показана охота на дикого кабана.


28.

Декабрь / Horae ad usum Parisiensem. Bibliothèque nationale de France, Latin 1176, f. 13v

Описание манускрипта на французском языке с bnf.fr:
[Spoiler (click to open)]
Titre: Horae ad usum Parisiensem. Date d'édition: 1401-1500. Sujet: Encadrements ou bordures. Sujet: Français. Textes. Sujet: Peintures. Sujet: Reliures. XVIe s. Sujet: Vers français. Type: manuscrit. Langue: Latin. Format: Initiales peintes sur fond d'or. 12 peintures, avec encadrements à médaillons historiés. 24 encadrements à miniatures au calendrier. Encadrements de feuillage au texte. Rubriques. Cf. Leroquais. - op. cit. - ., III, pl. LXIX-LXXI. — Lacune entre les ff. 68-69. - Parchemin. - 189 ff. - 270 × 190 mm. - Reliure XVIe s. maroquin rouge aux petits fers à fleurs de lis ; traces de fermoirs. Source: Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 1176. Description : F. 1 Calendrier avec saints parisiens. F. 14 Extraits des IV Évangiles. F. 21v Prières à la Vierge : « Obsecro te... », etc. F. 26 Heures de la Vierge, incompl. (usage de Paris). F. 97 Psaumes de la pénitence. F. 110 Litanies. F. 115 et 124 Heures de la Croix et du Saint-Esprit. F. 132 Office des morts (usage de Paris). F. 180 Les XV joies de la Vierge (en français). F. 186 Les VII requêtes à N.-S. (en français). F. 189 Prière à la Croix (en vers français). Source



История календаря по месяцам:
[Spoiler (click to open)]
Календарь. Январь в средневековых и ренессансных иллюстрациях
Календарь. Февраль в иллюстрациях от античности до Возрождения
Календарь. Март в средневековых и ренессансных изображениях
Календарь. Апрель в изображениях от античности до Возрождения
Календарь. Май в картинках от античности до Возрождения
Календарь. Месяц июнь от Древнего Рима до 16 века
Календарь. Июль от античности до 16 века. Римский календарь
Календарь. Август в средневековье и раннее новое время. Болезненный месяц
Календарь. Сентябрь – винный месяц
Календарь. Октябрь в средневековых циклах сезонных работ
Календарь. Ноябрь в иллюстрациях от римского времени до Ренессанса - запись 2014 года
Ноябрь в ренессансных и средневековых календарях - запись 2013 года
Календарь. Декабрь в ренессансных и средневековых календарях




Tags: 15 век, Париж, Франция, без головы, средневековая миниатюра, средние века, часослов
Subscribe

Posts from This Journal “без головы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments