Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Ребенок в очаге. Теперь мы с тобой оба партийные

Cоветская история


Чуть-чуть о дошкольном воспитании 1920-1930-х.


Лучишкин Сергей Алексеевич (1902-1989). Трубы, 1925. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент. Полный вид картины – в конце. Source

В 1920-1930-е годы дошкольные учреждения были такими: ясли для детей от двух месяцев до трех лет; детские сады, работающие 6 часов; сады-очаги, работающие 8-10-12 часов; летние детские площадки. Наверняка в схеме что-то менялось во времени и со временем; до какого периода так было – не знаю.

Живые картины советского дошкольного воспитания можно почерпнуть из детских изданий соответствующих лет. Вот, например, несколько страниц из журнала "Чиж": 1932 год, № 02. Девочка Роза из очага поссорилась с одногруппником Ремом из продовольственной комиссии (!). Поссорилась они не просто так, а по делу, по принципиальным соображениям. Всё закончилось хорошо, потому что и Роза, и Рем - из лучших детей очага, выполняющих все нагрузки, поэтому они оба переданы в октябрята.


2.

Чиж. 1932. № 02. Стр. 1. Ежемесячный журнал для детей младшего возраста. Издатель: Ленинград : ОГИЗ-Молодая гвардия. Редакторы и др.: Миллер Я, Редактор; Лебеденко Александр Гервасьевич. Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке. Защищено авторским правом. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source


3.

Журнал "Чиж". 1932. № 02. Стр.2. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source


4.

Журнал "Чиж". 1932. № 02. Стр.3. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source

ЧИЖ – ежемесячный журнал для детей младшего возраста, выпускавшийся с января 1930 года по июнь 1941 года в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом).

Другой материал того же номера 02'1932 назывется "По очагам", он про игры и занятия детей в очагах.


5.

Журнал "Чиж". 1932. № 02. Стр.7. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source


6.

Журнал "Чиж". 1932. № 02. Стр.8. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source


7.

Журнал "Чиж". 1932. № 02. Стр.9. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source

После беглого просмотра учебника "История педагогики под ред. Шабаевой. М.: Просвещение. 1981", складывается такая картина:

С первых дней Советской власти забота о детях объявлена государственным делом. При Наркомпросе был создан специальный Совет защиты детей. Позже возникло добровольное общество "Друг детей". В Программе партии были определены задачи общественного дошкольного воспитания: оно является первой ступенью коммунистического воспитания и подготовки к школе. Для этого необходимо "создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины".


8.

Журнал "Чиж". 1932. № 02. Общий вид рисунка на сдвоенных страницах 8-9. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source

В апреле 1919 г. после VIII съезда РКП (б), принявшего Программу партии, состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, который решал как надо воспитывать граждан Советской республики, по его итогам была издана инструкция “Руководство по ведению очага и детского сада”.

Цитата из "Истории педагогики" 1981 года: «В "Инструкции..." были учтены лучшие достижения русских дореволюционных методистов и советских воспитателей, научные данные об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, исключены формализм, механистичность, мистицизм, характерные для систем Фребеля и Монтессори.

Однако наряду с положительными указаниями в "Инструкции..." нашли отражение установки, характерные для теории “свободного воспитания”, не соответствующие задачам коммунистического воспитания детей. Сами задачи воспитания детей дошкольного возраста определялись несколько аполитично, обусловливались только особенностями этого возраста. Роль воспитателя сводилась главным образом к организации обстановки. "Инструкция..." подчеркивала, что выбор занятий должен исходить только от самих детей, участие детей в общих занятиях необязательно, расписание занятий недопустимо, детям нельзя давать никаких образцов, рекомендовалось избегать всяких руководящих указаний. По "Инструкции..." обучение грамоте должно “совершаться естественным путем, вытекая из соответствующей обстановки”, т.е. без определенной последовательности и системы. Это создавало трудности для последующего обучения детей грамоте в школе.»


9.

Журнал "Чиж". 1932. № 02. Обложка. © ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Source

Однако, сознательные специалисты и руководители боролись с пустившим корни “свободным воспитанием”, показывали, [цитата:] «какое уродливое преломление на практике получают идеи “саморазвития ребенка”, противостоящие установкам на руководящую роль воспитания.»

Воспитатели получали дошкольную подготовку преимущественно на краткосрочных центральных и местных курсах. [Цитата:] «Осуществляя указания “Инструкции...”, они частично использовали дидактические материалы Монтессори, готовили дидактические пособия, рекомендованные Е.И. Тихеевой, проводили занятия с бросовым материалом, рекомендованные Л.К. Шлегер

Вскоре со всем этим монтессориевским безобразием было покончено.

В ноябре 1921 г. состоялся II Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. На нем основным типом дошкольного учреждения был признан сад-очаг с длительным пребыванием детей в нем, как наиболее отвечающий актуальным задачам, в частности избавлению женщин от положения домашней рабыни.

Детские сады и очаги стали переходить на 11-12-часовой рабочий день, при детских садах организовывались ночные группы. При рабочих клубах, школах ликбеза, крупных домоуправлениях стали организовываться вечерние детские комнаты, чтобы дать возможность женщинам участвовать в культурной и общественной жизни.


10.

Лучишкин Сергей Алексеевич (1902-1989). Трубы, 1925. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Source

Из отчетов по наблюдению за детьми следовало, что воспитанники очень любят рассказы о героях революции, красочных советских демонстрациях, охотно и активно готовятся к проведению революционных праздников, поют революционные песни.


Литература (образец советской общественно-политической мысли):
История педагогики: учеб. для студ. пед. ин-в / ред. М. Ф. Шабаева. - М. : Просвещение, 1981 // Главы 20-22.


Дополнительно:
Статья 2012 года про материнство и младенчество в 1920-е: Обрезкова Наталья Владимировна. Система охраны материнства и младенчества в городах Дона в 1920-е гг.: целеполагание, институционализация и мероприятия



Tags: 20 век, СССР, дети, образование
Subscribe

Posts from This Journal “СССР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments