gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Георгиевская лента и Сватовство майора

На картине "Сватовство майора" Павла Федотова есть такая деталь:


Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. Фрагмент. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея. Это из Google Art Project – изображение здесь немного подрезано

На столе лежит большая просфора и священная книга: Библия или Псалтырь, заложенная георгиевской лентой. А рядом, прямо на просфору, бежит таракан. Возможно, закладка вложена между страницами, с которых надо будет прочесть текст при столь радостном событии. Рядом – бутылка шампанского и четыре бокала: для родителей невесты, свахи и жениха.

Не знаю описывал ли кто-либо из искусствоведов значение этой детали-закладки – мне не встречалось, но однозначно, что все мелочи в картинах Федотова важны. И таракан тоже.

Полотно "Сватовство майора" принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. Это случилось в 1848 году, через 4 года после увольнения из гвардии, когда высочайшее повеление дозволило: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. серебром, что немного, так как еще дорогостоящую амуницию надо самому покупать – одни эполеты 160 руб. стоили. Пенсион, предложенный Николаем I, был очень мал, но Павел Андреевич все-таки решился и в результате стал достойной частью истории русского искусства, заплатив за место тяжелую плату.


На подлиннике край картины выглядит так:


2.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. Фрагмент. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея. Здесь и далее – изображение кликабельно, откроется в том же окне: можно рассмотреть таракана

Сейчас картина находится не на постоянном месте в Третьяковской галерее, а на выставке "Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения", поэтому и детали бросаются в глаза, но зато фотографировать нельзя.

К визиту жениха-дворянина купцы выставили напоказ всё самое лучшее и ценное в доме, в том числе, видимо, и ленту. Дочери предстоит через этот брак повысить свой статус – стать дворянкой, и дети ее будут дворянами. Шутка ли – ответственный момент!

Откуда в купеческом доме георгиевская лента? Почему она выполняет роль закладки? Что этим говорит нам художник?

Лента была в свободной продаже? Кто знает ответ – напишите, пожалуйста.

Хозяин-купец причастен к производству или поставкам георгиевской ленты?

Или к награде? Очень сомнительно, так как лица, не состоявшие на государственной службе, само собой, не имели права получить награду, учрежденную исключительно для поощрения чинов армии.

Но все-таки, а вдруг? Тогда лента здесь – принадлежность солдатского Георгия – Знака отличия Военного ордена.

Из Манифеста 1807 года Императора Александра I об учреждении "Особенного знака отличия Военного ордена":

«Сей знак отличия имеет причислен быть к Военному ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия и оный именоваться будет знаком отличия Военного ордена.

Сей знак отличия приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и на водах. Он дается тем из нижних воинских чинов, кои в сухопутных и морских войсках Наших, действительно служа, отличатся противу неприятеля отменною храбростию.»


Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. Георгиевским крестом он стал официально называться только в 1913 году.

Знак отличия Военного ордена полагалось носить на ленте тех же цветов, что и аристократический орден Святого Георгия. Крест должен был носиться его обладателем всегда и при всех обстоятельствах. А тут лента в книге, пусть и священной.

Случалось, что во время Отечественной войны солдатским Георгием награждали командиров партизанских отрядов из числа купцов, крестьян и мещан. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (?). Люди свободных состояний в 1812 году могли добровольно поступить на службу в ополчение, или внести свою долю пожертвований, либо совершить тот и другой патриотические шаги.

Известно, что на фронте бывали случаи, когда не хватало наград, и отличившимся бойцам раздавали только ленты, чтобы потом награжденные могли получить по ним кресты. При Николае I (1825-1856), чье царствование ближе ко времени написания картины, нижних чинов русской армии стали чаще награждать Георгиевским знаком, но вряд ли это имеет какое-либо отношение к купеческой семье, встречающей майора.

Георгиевская лента также была элементом Георгиевских знамен, под навершием которых она повязывалась. Этот факт от купеческого дома совсем далек, если только купец не производитель ленты.

Учитывая, что в доме картины на стенах про Отечественную войну, то и лента, скорее, про нее или про купеческие поставки для нужд армии.

С 1845 года потомственное дворянство давалось, в числе прочего, за выслугу чина майора и за награждение орденом Святого Георгия. Возможно, георгиевская лента намекает на это – выступает символом "социального лифта", так как является принадлежностью как ордена для благородного сословия, так и креста для низших чинов.


3-4.


Быть может, закладка в виде георгиевской ленты выполняет примерно ту же роль, что подтяжки в картине "Свежий кавалер".

Чиновник получил первую в своей жизни награду – Орден Святого Станислава IV степени. Этот орден – самый младший по старшинству в иерархии государственных наград Российской империи.


5.

Найдите здесь таракана. Павел Федотов (1815-1852). Свежий кавалер. 1846. 42.5 x 48.2 см. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov "The fresh cavalier." The 'morning after' of an official who has received his first state order. Google Art Project. Source+zoom

Новоиспеченный кавалер нацепил своего Святослава на халат. Орденская лента у Святослава – белая с красной. А на стуле лежат подтяжки с точно такими же бело-красными полосками. Из-за этих подтяжек и ордена на полосатом халате цензура не разрешила картину к литографированию.


6.


То есть, георгиевская лента, использованная не по назначению, в "Сватовстве майора" может служить подобной карикатурой на орденскую ленту. Может быть ленты в георгиевских цветах в середине 19 века свободно изготавливались и служили для чего-то помимо ношения государственных наград? В частности, как видим, закладкой.

Таким образом, получились гипотезы о происхождении предмета:

1. Просто лента или какое-либо изделие в георгиевских цветах.
2. Купец – изготовитель, поставщик, продавец георгиевской ленты.
3. Кто-либо из купеческой семьи заслужил Георгиевскую награду в (?)1812 году.

Предположения о поучительном значении детали:

1. Карикатура на георгиевскую награду.
2. Символ перехода в дворянское сословие.
3. Дополнительное высмеивание купеческих нравов – у них атрибут высшей награды государства становится закладкой. Относятся с уважением – лежит в Священном Писании, но назначение-то ленты совсем другое.

Иными словами, требуются комментарии специалистов. Всё что тут написано – мои дилетантские измышления.

Мое мнение: в дом георгиевская лента попала простым путем – куплена в лавке. Иначе Федотов, при его страсти всё подробно разъяснять, объяснил бы. А морализаторский смысл детали примерно такой: то что для бравого военного, кутилы и гуляки, знак высшей ратной доблести; для купцов тоже свято, но в своем, прямом смысле – лежит в священной книге. Т.е. – это дополнительная иллюстрация, что в купеческом жилище "толку нет ни в чем".


7.


Интересно, что на варианте "Сватовства" 1851 года Священной Книги с закладкой нет. Вместо этого – блюдо с фруктами.


8.

Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851. Холст, масло. 56 х 76. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург / Pavel Fedotov. The Major Makes a Proposal (Inspecting a Bride in a Merchant's House). Oil on canvas. Height: 560 mm. Width: 760 mm. State Russian Museum. Source+zoom

"Сватовство майора" дошло до нас в двух вариантах: "академическом" 1848 года, хранящемся в Третьяковской галерее и в переработанном повторении 1851 года из Русского музея. "Сватовство" 1848 года традиционно принято считать центральным произведением зрелого периода в творчестве Федотова.

Сюжет картины можно выразить первой фразой из описания, сделанного самим художником: "В купеческий дом сваха приводит жениха-майора". Пространство построено по театральным законам, действия героев "отрежессированы" мастером. Важным героем картины является купеческий быт. Впрочем, сложно рассказать о произведении лучше, чем сам автор.


9.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov. Matchmaking of the major. 1848. The State Tretyakov Gallery. Source+zoom

Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение "Рацея". Рацея – длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.

Слово – художнику. Выделено мной.

Павел Федотов. Рацея (Объяснение картины "Сватовство майора")

Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.

Начинается,
Починается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.


Вот извольте-ко посмотреть:
Вот купецкий дом, -
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
А другое харчевней.


Тут зато один толк,
Что всё взято не в долг,
Как у вас иногда,
Честные господа
!


10.


А вот извольте посмотреть:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец;
Есть что пить и что есть…

Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь
"Не хочу, вишь, зятька с бородою!
И своя борода -
Мне лихая беда.

На улице всякий толкает,
А чуть-чуть под хмельком,
Да пойди-ка пешком вечерком,
Глядь! - очутишься в будке,
Прометешь потом улицу сутки.

А в густых-то будь зять -
Не посмеют нас взять...
Мне, по крайности, дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь!.."
А жених - тут как тут, и по чину - точь-в-точь.


11.


А вот извольте посмотреть,
Как жениха ждут,
Кулебяку несут
И заморские вина первейших сортов
К столу подают.
А вот и самое панское,
Сиречь шампанское,
На подносе на стуле стоит.


12.


А вот извольте посмотреть,
Как в параде весь дом:
Всё с иголочки в нем;
Только хозяйка купца
Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному - в сизом платочке.


Остальной же наряд
У француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки.
Дочка в жизнь в первый раз,
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Плечи выставила напоказ. -
Шейка чиста,
Да без креста
.


13.


Вот извольте посмотреть,
Как в левом углу старуха,
Тугая на ухо,
Хозяйкина сватья, беззубый рот,
К сидельцу пристает:
Для чего, дескать, столько бутылок несет,
В доме ей до всего!
Ей скажи: отчего,
Для чего, кто идет, -
Любопытный народ!


14.


А вот извольте посмотреть,
Как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Пришла с докладом:
Жених, мол, изволил пожаловать.

И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком
;
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять - неучтиво.


15.


А извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
"Мужчина чужой!
Ой, срам-то какой!
Никогда с ними я не бывала,
Коль и придут, бывало, -
Мать тотчас на ушко:

"Тебе, девушке, здесь не пристало!"
Век в светличке своей я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам,
И все в доме меня чтут младенцем!

Гость замолвит, чай, речь...
Ай, ай, ай! - стыд какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой -
Всё насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду!"

И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать
За платье ее хвать!

И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!"


16.


И вот извольте посмотреть:
По сторонам митрополита - двое
Наши знаменитые герои:
Один - батюшка Кутузов,
Что первый открыл пятки у французов,
А Европа сначала
Их не замечала.

Другой
Герой -
Кульнев, которому в славу и честь
Даже у немцев крест железный есть.

И вот извольте посмотреть:
Там же, на правой стороне, -
Елавайский на коне,
Казацкий хлопчик
Французов топчет.


17.


А на правой стене хозяйский портрет
В золоченую раму вдет;
Хоть не его рожа,
Да книжка похожа:
Значит - грамотный!


18.


И вот извольте посмотреть:
Внизу картины,
Около середины,
Сидит сибирская кошка.

У нее бы не худо немножко
Деревенским барышням поучиться
Почаще мыться:
Кошка рыльце умывает,
Гостя в дом зазывает.

А что, господа, чай устали глаза?
А вот, налево, - святые образа...
Извольте перекреститься
Да по домам расходиться.

1849

"Рацея" имитировала народные балаганные "раёшные стихи" и подписи под лубочными картинками.

Кроме "Рацеи" перу Федотова принадлежит поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора" (1848-1850).

В списках стихотворение "Рацея" часто публиковалось вместе с поэмой "Сватовство майора" после нее, нередко - под заголовком "Объяснение самой картины. Рассказ простонародный протяжным напевом". Датируется на основании сведений о первом публичном чтении "Рацеи" самим автором; чтение состоялось осенью 1849 г. в Академии художеств на трехгодичной Академической выставке, где экспонировалась картина "Сватовство майора".

Очевидец так вспоминает об этом: "…Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А. громким голосом обратился к публике и сказал: "Господа, позвольте пройти автору!" Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раёшник: "Честные господа..." Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота..." [Л. М. Жемчужников, Мои воспоминания из прошлого, Л., 1971, с.109-110; ср. Сомов, с. 12].

Чтением "Рацеи" Федотов сопровождал показ своей картины на вечерах в различных домах Москвы в 1850 г. Порой на одних с ним вечерах Островский читал свою новую комедию "Банкрут" [см.: И. М. Снегирев, Дневник, М., 1904, с. 452, 454, 459].

Закончил жизнь Федотов трагически: в 37 лет, в 1852 году, в сумасшествии – это отдельная история.

Роль георгиевской ленты в Сватовстве майора осталась невыясненной, только гипотезы. Кто что знает или предполагает – пишите.


Источники:

в тесте +
Павел Федотов. Рацея (Объяснение картины "Сватовство майора") // Поэты 1840-1850-х годов. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание. Л., "Советский писатель", 1972. Вступительная статья и общая редакция Б. Я. Бухштаба. Составление, подготовка текста, биографические справки и примечания Э. М. Шнейдермана
Источник изображений: Google Art Project
https://ru.wikipedia.org/wiki/Георгиевский_крест


Дополнительные материалы:

О Георгиевских наградах и ленте:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Святого_Георгия
История Георгиевской ленты - инфографика «РИА Новости»
Огонь и порох // Вокруг Света
https://ru.wikipedia.org/wiki/Георгиевская_лента


О Федотове:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Федотов,_Павел_Андреевич
Сватовство майора на портале Культура России
Э.Кузнецов "Павел Федотов"- выдержки
Федотов П. «Сватовство майора» // "Сто великих картин" Н.А. Иoнина, издательство "Вече", 2002


Смотрите также о художниках:
Ян Стен. Веселье. Голландия, 17 век
Предтеча экспрессионизма и сюрреализма Джеймс Энсор
Густав Климт на озере Аттерзее
Илья Репин в Куоккале
О пользе горилки. Украинская открытка 1910-х. Художник Василь Гулак



Tags: 19 век, Россия, живопись, коты, символы, художник, шедевр
Subscribe

Posts from This Journal “19 век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “19 век” Tag