gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Золотой век английского двора. Часть 2

Выставочный проект «„Золотой век" английского двора: от Генриха VIII до Карла I», организованный Музеями Московского Кремля в сотрудничестве с Музеем Виктории и Альберта, посвящен блистательному периоду правления Тюдоров (1485-1603) и первых Стюартов (1603-1649). Этот период считается временем наивысшего расцвета английской национальной культуры. То было время просвещенных монархов, ценителей литературы и искусства, коллекционеров и меценатов.

На выставке представлены 174 экспоната из ведущих музейных собраний Великобритании.




Воцарение династии Тюдоров совпало с приходом в Англию Ренессанса. Королевский двор стал центром распространения гуманистических идей и новых эстетических веяний. Одной из важнейших тенденций в культуре этой эпохи стал интерес к жанру портрета. Уже первые представители династии Тюдоров оценили репрезентационные возможности изобразительного искусства и важность целенаправленного формирования официального образа монарха.


Для Генриха VIII создателем такого программного образа стал великий немецкий живописен Ганс Гольбейн Младший (1498–1543), написавший знаменитый портрет короля, который лег в основу иконографии Генриха и неоднократно воспроизводился на протяжении ХVI-ХVII вв.

2.

Повторение оригинала Ганса Гольбейна Младшего (1498–1543). Портрет Генриха VIII / Portrait of Henry VIII, 1537-47, масло, холст, 239 × 134.5 см, Walker Art Gallery, Ливерпуль. На выставке этого портрета нет.

Основой для многочисленных портретов Генриха VIII в полный рост служила стенная роспись Ганса Гольбейна Младшего во дворце Уайтхолл, изображавшей Генриха VIII, его отца, мать и третью жену Джейн Сеймур (Mural of Henry VIII, Jane Seymour, Henry VII, and Elizabeth of York), 1536–1537. Роспись погибла в пожаре в Whitehall Palace в 1698 году. Сохранилась часть подготовительного картона, НПГ, Лондон. Роспись известна картине-копии Remigius van Leemput-а.


3.

Ганс Гольбейн Младший (1498–1543). Портрет Генриха VIII (1491-1547), около 1537, масло по дереву, 28 × 19 см, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. На выставке этого портрета нет, но есть ее копия из Национальной портретной галереи, Лондон: см. изображение 2 здесь http://gorbutovich.livejournal.com/24924.html


Как придворный художник Гольбейн оформлял празднества, интерьеры дворцов, создавал украшения. На выставке есть великолепный рисунок его работы - "Портрет неизвестного", а также гравюры, выполненные с эскизов Гольбейна для парадной утвари и оружия.


4.

Ганс Гольбейн младший. Портрет неизвестного. Англия, около 1535-40


5.

Портреты королей Генриха VII, Генриха VIII и Эдуарда VI.


6.

Портрет принца, ставшего впоследствии королем Эдуардом VI. Англия, конец XVI - начало XVII века. Копия с картины Уильяма Скротса. Дубовая доска, масло


7.

Портрет королевы Елизаветы I (Хэмпденский портрет). Англия, около 1560 года. Приписывается Стивену ван Гервику или Стивену ван дер Майлену. Холст, масло. Частная коллекция


8.

Барсы - декоративные сосуды. Лондон, 1600-1601 годы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Музеи Московского Кремля


Подлинным "золотым веком" английской культуры стала эпоха правления королевы-девственницы Елизаветы I, которой не было равных в искусстве политической, в том числе визуальной, пропаганды. Сохранилось множество ее изображений, в которых ощущается влияние нидерландского маньеризма с присущим ему обилием символических деталей и аллегорий. Яркий пример этого стиля - великолепный и загадочный Хэмпденский портрет Елизаветы, сложный символический язык которого не поддается однозначному толкованию.

Достойным "окружением" для королевы служат портреты таких ярких личностей как граф Лейстер, граф Эссекс и знаменитый мореплаватель Фрэнсис Дрейк.


9.

Слева: Неизвестный англо-нидерландский художник. Портрет Роберта Дадли, графа Лестера. Англия, около 1564 года. Дерево, масло. Коллекция Ротшильдов, поместье Уоддесдон, Камбрия


10.

Портрет Генри Ризли, третьего графа Саутгемптона. Лондон, около 1618. Копия с оригинала Дэниела Майтенса. Холст, масло. Национальная портретная галерея, Лондон


11.



Огромная роль в создании идеализированного образа королевы принадлежала знаменитому художнику-миниатюристу Николасу Хиллиарду, который поднял на небывалую высоту искусство портретной миниатюры. Этот жанр изобразительного искусства стал воплощением национального своеобразия английской живописи XVI - начала XVII в. и наилучшим выражением самого духа елизаветинского времени. Хиллиард прославился миниатюрными портретами Елизаветы, лик которой он превратил в своеобразную "икону", воплощавшую неземную сущность государыни. Выставка предоставляет возможность познакомиться с целым рядом работ Хиллиарда и ощутить неотразимое обаяние его утонченных и завораживающе прекрасных портретов.


12.

Николас Хиллиард. Портрет Елизаветы I. Около 1585-1587.


13.

Николас Хиллиард. Портрет неизвестного в желтом. Англия, 1597


Преемником Хиллиарда стал не менее талантливый миниатюрист Исаак Оливер, чье творчество, определявшее вкусы двора первых Стюартов, также представлено на выставке великолепными работами. В них ощущается влияние континентального барокко, свойственное художественной жизни начала XVII в.


14.

Исаак Оливер. Богиня Диана. Англия, около 1615 года. Батист, акварель, липовая доска. Музей Виктории и Альберта, Лондон


15.

Исаак Оливер. Портрет неизвестной (Фрэнсис Говард, Графиня Сомерсет?) Англия (?). Около 1596-1600. Велень, акварель, игральная карта. Музей Виктории и Альберта, Лондон


Образ королевы Елизаветы I запечатлен не только в живописи, но и в изысканных украшениях. На выставке представлены два шедевра ювелирного искусства, имеющие в Англии статус "исторических драгоценностей" - сокровищ национального значения. Это так называемая "драгоценность Барбора" - подвеска с камеей-портретом королевы, и "драгоценность Дрейка".


16.

Подвеска "Драгоценность Барбора", Лондон, камея 1575-85 гг., оправа около 1615-25 гг.


17-1. 17-2. 17-3.


Подвеска "Драгоценность Дрейка".
Лицевая сторона. Камея. Западная Европа, около 1580-1590. Сардоникс, золото, эмаль, рубины и алмазы плоской огранки, жемчуг. На обороте камеи прикреплена золотая откидная крышка с портретом Елизаветы I кисти Николаса Хиллиарда.

"Драгоценность Дрейка" принадлежала елизаветинскому "морскому волку" Фрэнсису Дрейку. Ее можно видеть на портрете Дрейка, размещенном здесь же в экспозиции. Знаменитый мореплаватель демонстрирует подвеску, украшенную камеей в виде головы африканца. Внутри медальона заключены портрет королевы Елизаветы и изображение Феникса. Эта уникальная драгоценность, веками переходившая по наследству в семействе Дрейков, была любезно предоставлена на выставку потомками сэра Фрэнсиса.


18.

Подвеска "Благочестивый пеликан", Испания, около 1550-1575


19.

Подвеска "Благочестивый пеликан", Испания, около 1550-1575


20.
Звезда Дрейка
Звезда Дрейка, Англия, около 1580-1590


21.

Ниветтская печать, Англия, около 1580-90 гг


22.



Часть экспозиции, размещенная в Одностолпной палате Патриаршего дворца, посвящена основным формам культурной жизни при дворе Тюдоров и Стюартов. Это рыцарские турниры, театрализованные представления, охота и пиры. Они не были просто развлечениями, а выполняли важные социальные и репрезентационные функции. Этот раздел выставки дает представление о повседневной жизни аристократической среды, убранстве интерьеров, вкусах и модах. Вместе с тем артефакты позволяют проникнуть и в интеллектуальный мир двора, поскольку в них находят отражение философские концепции, идеи и образы, посредством которых англичане ХVI-ХVII вв. осмысляли окружающий мир.


23.

Эскиз доспехов для сэра Генри Ли из "Альбома Якова" (Альбома немецкого оружейника). Гринвич, Королевские оружейные мастерские. Около 1585 года. Якоб Хальдер. Бумага, акварель. Музей Виктории и Альберта, Лондон
via 1 2


24.
Шлем сэра Генри
Шлем cэра Генри Ли. Украшен по рисункам Якоба Хальдера. Гринвич, Королевские мастерские, около 1585


25.

Боевой доспех сэра Генри Ли. 1587-1588 годы. Гринвич, Королевские оружейные мастерские. Якоб Хальдер. Сталь, ковка, травление, золочение, чернение


26.



27.



28.


Полный рыцарский доспех Генриха VIII, предоставлен с личного согласия Ее величества королевы Великобритании Елизаветы II


29.



30.

Кинжал Гольбейновский. 1592 г.


31.



32.



33-1.

Кувшин-русалка и блюдо. Лондон, 1610-1611 годы. Серебро, чеканка, литье, гравировка. Музей Виктории и Альберта, Лондон


33-2.



33-3.

Рукомойный гарнитур (Лондон, 1610-11)


34.



35.



36.




Король Карл I Стюарт был тонким ценителем живописи, коллекционером, покровителем Рубенса и Ван Дейка. Ван Дейк создал незабываемый образ Карла, который лег в основу посмертного культа короля, получившего распространение после его казни во время революции в 1649 г. На выставке представлены мемориальные вещи, принадлежавшие Карлу Стюарту, в том числе великолепное серебряное блюдо в виде дельфина работы Кристиана Ван Вианена. Это блюдо король ценил и хранил в своем личном кабинете.


37.Dolphin basin Блюдо с дельфином Кристиан ван Вианен Англия, Лондон, 1635 г. Серебро, чеканка Музей Виктории и Альберта


38.

Библия (Англия, возможно, гобеленовые мастерские Шелдона, 1615)


39.





Представлены на выставке шпалеры, вышивки, одежда, аксессуары. Один из интереснейших экспонатов - Брэдфордский ковер, вышитая скатерть со сценами мирной и беззаботной жизни на лоне природы, воплощающая идеальный образ Англии как новой "счастливой Аркадии", в которой воцарился Золотой век.
См.: изображение 23 http://gorbutovich.livejournal.com/24924.html


40.

Бордюр полога над кроватью (фрагмент). Шотландия или Франция, 1580-1600 годы. Льняная канва, шерсть, шелк; шитье Музей Виктории и Альберта, Лондон


41.

Картина вышитая "Eikon Basilike" / "Царственный образ". Англия, около 1650-1660. Атлас, жемчуг, металлические и шелковые нити, вышивка. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Рядом в открытой книге гравюра, по которой сделана эта вышивка.


42.

Шпалера "Эсфирь перед Артаксерксом". Около 1510 – 1525.


43.



44.


Бык рода Дейкров, 1507 - 1525 гг.


45.

Грифон рода Дейкров. Камбрия, 1507-1525 годы. Дуб, резьба, золочение, луженая медь. Музей Виктории и Альберта, Лондон


46.

Домашний жакет аристократки. Очевидно, находящейся в положении. Рядом шитая бисером коробочка.


47.

Мужская накидка. 1580-1600 годы. Атлас, металлические и шелковые нити. Музей Виктории и Альберта, Лондон


48.

Женский жакет, Англия, 1610-1620


49.

Кошелек и игольница, Англия, 1600-1650


50.

Перчатки. Около 1600 – 1620.


(нет фотографии) Воротник-рафф. Италия, 1600-1620 годы. Игольное кружево из льняной нити. Дублет. Англия, 1635-1640 годы. Лен, вышивка. Музей Виктории и Альберта, Лондон


51.

Рама для зеркала (Англия, около 1660-1680).


Почувствовать атмосферу придворного театра шекспировской поры помогут миниатюрные портреты дам в фантастических костюмах для любительских постановок работы Исаака Оливера, а также издания пьес ведущих драматургов, которых приглашали ко двору, в частности, знаменитое "первое фолио" Шекспира.

52.

Уильям Шекспир. Комедии, исторические драмы и трагедии м-ра Уильяма Шекспира. Опубликованные согласно подлинным оригиналам. Лондон, 1623 год. (Издатели Джон Хэмингс и Генри Конделл, гравюры Мартша Друшаута). Национальная библиотека искусств. Музей Виктории и Альберта, Лондон


53.

Фолио Шекспира «Мистера Уильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов» (Уильям Шекспир Лондон, 1623)


54.

Книга "Благородное искусство псовой охоты". Лондон, 1611 год. Печатник Томас Перфут. Национальная библиотека искусств. Музей Виктории и Альберта, Лондон


55.

Жак Андруэ Дюсерсо. Эскиз каминной доски, Франция XVI в. Пергамент, перо, чернила, акварель. Музей Виктории и Альберта, Лондон

При Стюартах в архитектуре английских королевских резиденций стал утверждаться классицизм, благодаря знаменитому зодчему Иниго Джонсу. На выставке представлены его эскизы для дворцовых интерьеров эпохи Якова и Карла Стюартов.



56.


Выстовочный проект «„Золотой век“ английского двора» - результат сотрудничества Музеев Кремля с Музеем Виктории и Альберта (Лондон). Экспонаты для выставки предоставили Королевская коллекция, Королевская оружейная палата (Лидс), Музей Лондона, Национальная портретная галерея (Лондон), Национальный морской музей (Гринвич), Королевский институт британских архитекторов (Лондон), Достопочтенная компания оружейников и медников (Лондон), а также владельцы частных собраний.
Весной 2013 года, пополнившись произведениями английских златокузнецов, хранящимися в собрании посольских даров Оружейной палаты Московского Кремля, выставка "Сокровища царственных дворов: Тюдоры, Стюарты и русские цари" будет показана в Лондоне. В экспозиции будет представлено более 150 предметов, включая образцы английского и французского серебра, уникальные доспехи из Гринвичских мастерских, драгоценности, роскошные ткани, предметы мебели, а также портреты послов, придворных и монархов, которые помогут создать представление о жизни русского и английского дворов между 1509 и 1686 годами.


Золотой век английского двора. Часть 1: http://gorbutovich.livejournal.com/24924.html

Источники изображений:
При нажатии на изображение будет видно какому сайту принадлежит каждая фотография.
http://lenta.ru/photo/2012/11/02/tudors/
http://www.itar-tass.com/c15/554093.html
http://www.gazeta.ru/culture/photo/zolotoi_vek_angliiskogo_dvora.shtml (ФОТО МУЗЕИ КРЕМЛЯ)
http://www.timeout.ru/exhibition/event/253560/p-37857
http://www.mk.ru/photo/culture/ - здесь еще есть хорошие фотографии
http://www.cntv.ru/2012/10/25/PHOA1351131576452527.shtml
http://www.pravda.ru/photo/album/20500/
http://www.istpravda.ru/excursions/341/


Источники и ссылки:
http://www.kreml.ru/ru/press/conference/2012/GoldenAge/news-release/ + листовка-распечатка Музеев Кремля.
http://pda.itar-tass.com/c/554093.html
http://izvestia.ru/news/538420
http://www.newsfiber.com/ - ссылки на публикации

Гольбейн Младший:
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_paintings_by_Hans_Holbein_the_Younger
http://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_Henry_VIII
Tags: 16 век, 17 век, Британия, Возрождение, барокко, выставки, костюм, музеи, рыцари
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments