gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Страсти Христовы и Воскресение в искусстве: иконография. Пасха в России и Европе

Пасха. Видеозаписи лекций, ссылки на ранее опубликованные материалы



Инициал A из антифонария. Воскресение Христа. Болонья. 1475-1499. Фрагмент. Библиотека и музей Моргана. Source

- Четыре лекции Анны Владимировны Пожидаевой по теме иконографии Распятия и Воскресения, две из которых в соавторстве с Мариной Заиграйкиной.
- Лекция о пасхальных яйцах Императорского фарфорового завода в собрании Эрмитажа.
- Цикл, посвященный Пасхе, из семи мини-лекций от Музеев Московского Кремля.
- Материалы про Пасху, опубликованные в блоге «Искусство. История. Идеи.».


Страсти и Воскресение в искусстве. Анна Пожидаева. Четыре лекции по иконографии:

1. Лекция Иконография: от Голгофы до пустого гроба. Страсти и Воскресение в искусстве. Анна Пожидаева


2.

Иконография: от Распятия до пустого гроба. Страсти Христовы и Воскресение. Анна Пожидаева. Лекция. © Предание.ру. От Голгофы до пустого гроба: Страсти и Воскресение в искусстве. Анна Пожидаева. 29 апреля 2019. Правообладатель, оригинал видео: © Предание.ру.

На заставке видео:
1) Крест в мандорле. VI в.; Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе /Basilica di Sant'Apollinare in Classe; Алтарь, Апсида.
2) Понтормо - Якопо Каруччи (1494-1557) /Jacopo Carucci /Jacopo da Pontormo /Pontormo.. Снятие с креста. 1525-1528. Флоренция. Церковь Санта-Феличита, капелла Каппони.

Иконография Страстей Христовых и Воскресения в мировом искусстве. В лекции рассматривается часть обширного круга сюжетов, связанных с темой Страстей и Воскресения: от Голгофы до пустого гроба.

Как менялись трактовки каждой темы от раннего христианства до Контрреформации под влиянием богословия, благочестивого театра и практики паломничеств; в какие периоды и почему теме Страстей уделялось особое внимание.

Лектор — Анна Владимировна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ.


3.

Nerius (Italian, active 1310–1325). Manuscript Illumination with Scenes of Easter in an Initial A, from an Antiphonary, ca. 1320. Tempera, ink, and gold on parchment. Vibrantly painted illuminated manuscript depicting two Easter scenes. The Metropolitan Museum of Art, New York. Source


2. Лекция Иконография: Воскресение Христово. Анна Пожидаева


4.

Иконография: Воскресение Христово. Анна Пожидаева. Лекция. © Галерея «Открытый клуб». Анна Пожидаева. Воскресение Христово. Онлайн-лекция. Прямой эфир 7 мая 2020 г. Правообладатель, оригинал видео: © Галерея «Открытый клуб».

Анна Пожидаева рассказывает об иконографии Воскресения Христа.

Традиция изображения воскресения Христова делится на три варианта: явление Иисуса перед избранными — учениками и жёнами-мироносицами, перед всеми и невидимое никому сошествие во ад. В западной иконографии мы можем увидеть Иисуса, выходящего из саркофага, у подножия которого лежат поверженные стражники. Сюжет Noli me tangere («Не прикасайся ко мне»), когда Мария Магдалина первая встречает Христа и протягивает к нему руки, получил широкое распространение в светской живописи эпохи Возрождения.

В православной традиции физическое воскрешение Христа объединяется с сюжетом сошествия во ад, о котором свидетельствовали воскресшие в Иерусалиме — Харин и Лентий, сыновья Симеона Богоприимца. Этот сюжет иллюстрирует не только победу над физической смертью, но и освобождение праведников, отправившихся в Царство Небесное.


5.

Инициал A. Антифонарий. Болонья. 1475-1499. Библиотека и музей Моргана / Antiphonary, Italy, Bologna, 1475-1499, MS M.444r. Artist: Domenico Pagliarolo; signed on top of the initial A: Dominicus Bon. 1 single leaf, matted : ill. ; 234 x 245 mm. Ms. antiphonary single leaf (cutting); written and illuminated in Bologna, Italy, last quarter of the 15th century. Musical notation: on verso, three 4-line staves drawn in red ink; neumatic notation. Decoration: 1 historiated initial A (the Resurrection); Italian Renaissance style. Latin. The Morgan Library & Museum. Source


3. Иконография Распятия. Анна Пожидаева, Марина Заиграйкина. Лекция


6.

© Культурный центр Покровские ворота. Лекция «Распятие» из цикла Иконография христианских праздников в искусстве Востока и Запада. Культурный центр Покровские ворота, 4 апреля 2018. Правообладатель, оригинал видео: © Культурный центр Покровские ворота

В мире, кажется, не существует ни одного христианского храма, в котором бы не было изображение Распятия. Оно может присутствовать в символической форме, то есть в виде Креста или в виде иллюстрации к истории Страстей Господних, то есть быть изображением крестной смерти Христа. Тема Cтрастей без сомнения занимают в христианском искусстве центральное место, поскольку для христиан и христианской Церкви, через крест, через страдания, смерть и воскресение Христа, миру был было дано освобождение от греха и спасение.

Даже в период иконоборчества, когда все фигуративные изображения были запрещены, крест оставался в центре внимания присутствующих в храме. В некоторые исторические периоды внимание к Страстям было особенно острым. В византийских храмовых росписях появлялись пространные циклы, подробно иллюстрирующие события страстной недели. Они занимали значительную часть стен.


7.

Le Christ en croix entre deux anges. Sacramentaire de Gellone, vers 780, originaire du Nord de la France. Le Sanctus, chant des anges par excellence, est calligraphié en rouge au-dessus de leurs têtes. La croix forme la majuscule T du Te igitur, début du Canon de la messe. L'enluminure, de style mérovingien tardif, montre un Christ saignant abondamment mais non souffrant, les yeux grands ouverts, vivant. C'est sans doute la plus ancienne représentation de la Crucifixion dans un manuscrit français. BnF, Ms Latin 12048, f°143v. Source

Для западного христианского мира Страсти Господни были предметом глубоких религиозных размышлений и медитаций. Огромные Распятия в XII-XIII веках размещались в католических церквах в верхней зоне центрального нефа, в алтаре над престолом. Зрительно они доминировали во всем пространстве храма.

Лекторы: Анна Пожидаева, кандидат искусствоведения, специалист по искусству западного Средневековья, доцент образовательной программы «История искусства» НИУ ВШЭ; Марина Заиграйкина, кандидат искусствоведения, историк византийского искусства, научный редактор ЦНЦ «Православная энциклопедия».


4. Иконография: Воскресение. Анна Пожидаева, Марина Заиграйкина. Лекция


8.

© Культурный центр Покровские ворота. Лекция «Воскресение» из цикла Иконография христианских праздников в искусстве Востока и Запада. Культурный центр Покровские ворота, , Москва, 16 мая 2018. Правообладатель, оригинал видео: © Культурный центр Покровские ворота.

Сам момент воскресения Христа не описан евангелистами. Никто из живущих на земле не был тому свидетелем. Первыми весть о воскресении получили жены-мироносицы, пришедшие ко гробу утром с ароматами. И именно изображение жен-мироносиц, беседующих с ангелом, было в христианском искусстве самым ранним образом Воскресения. Однако постепенно иконография праздника менялась. На христианском востоке и западе были созданы свои варианты представления события. В Византии появилось и стало иконой Пасхи изображение Христа, сходящего и попирающего врата ада. Западный мир породил образ торжествующего над смертью Христа, восстающего из гроба. В древнерусской изобразительной традиции использовались оба варианта; они соединялись в сложную многофигурную композицию.

Цикл лекций Анны Пожидаевой и Марины Заиграйкиной «Иконография христианских праздников в искусстве Востока и Запада» задуман как диалог-размышления о происхождении, становлении и параллельном развитии 2-х изобразительных традиций восточного и западного христианских миров. Каждый сюжет - «Принесение Господа в храм», «Благовещение», «Распятие», «Воскресение» и «Вознесение» - будет рассматриваться от раннехристианских истоков (II-V вв.), единых для Востока и Запада, и до XVII века.

Анна Пожидаева, кандидат искусствоведения, специалист по искусству западного Средневековья, доцент образовательной программы «История искусства» НИУ ВШЭ.

Марина Заиграйкина, кандидат искусствоведения, историк византийского искусства, научный редактор ЦНЦ «Православная энциклопедия».


9.

Рафаэль Санти (?) в 16-19 лет. / Resurrection of Jesus Christ (Kinnaird Resurrection) by Raphael (?) / Rafael (Urbino, 1483 - Roma, 1520). Ressurreição de Cristo, 1499-1502. Óleo sobre madeira. 56,5 x 47 x 1,2 cm. Museu de Arte de São Paulo (MASP). São Paulo, Brazil. Source

Весь цикл лекций "Иконография христианских праздников в искусстве Востока и Запада", Культурный центр "Покровские ворота", Москва:

Лекция 1. «Принесение Господа во Храм. Сретение»: https://youtu.be/xoVA2csz6KM
Лекция 2. «Благовещение»: https://youtu.be/Q4FVGcx44Z0
Лекция 3. «Распятие»: https://youtu.be/m3bKxtDpcsE
Лекция 4. «Воскресение»: https://youtu.be/orV0RUqTYBE
Лекция 5. «Вознесение»: https://youtu.be/A5-EWknI0ow


Россия. Императорский фарфоровый завод: яйца пасхальные в Эрмитаже. Ольга Баранова. Лекция-экскурсия.


10.

© Государственный Эрмитаж, 02 мая 2021. Пасхальные яйца Императорского фарфорового завода. Правообладатель, оригинал видео: © Государственный Эрмитаж.

Лекция-экскурсия об одном из уникальных явлений в истории русского фарфора – фарфоровым пасхальным яйцам. Сюжет посвящен традиции изготовления фарфоровых пасхальных яиц и пасхальным поднесениям изделий Императорского фарфорового завода императору и императрице.

Старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Ольга Баранова рассказывает о различных видах декорирования яиц – флоральных мотивах, орнаментах, цветных глазурях, императорских вензелях и сюжетной живописи. Помимо императорских фарфоровых яиц показаны проекты орнаментальных декоров и книги с образцами из коллекции графики отдела «Музей Императорского фарфорового завода» и музейной библиотеки.


11.

Яйцо пасхальное с изображением звёздочек и креста. Императорский фарфоровый завод, Россия, последняя четверть XIX в. Фарфор, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, роспись белой эмалью, позолота. 9,8х7,5 см. Коллекции Музея Императорского фарфорового завода. Государственный Эрмитаж. Source


Про Пасху в блоге «Искусство. История. Идеи.» ранее:

Пасха в России и Европе. Страсти и Воскресение Христовы в искусстве. Лекции. 2020-04-19

Цикл, посвященный Пасхе, из семи мини-лекций от Музеев Московского Кремля:

1. Пасха в Западной Европе. Каталин Медведева. 10:30.
2. Традиции мироварения в Москве и России. Сергей Захаров. 09:04.
3. Пасха при дворе русских царей в XVI-XVII веках. Юлия Уварова. 19:44.
4. Пасха при дворе русских императоров. Юлия Уварова. 25:26.
5. Пасхальные подарки в России в XIX - нач. XX в. Яйца, открытки. Фаберже и другие. Юлия Уварова. 26:17.
6. Страсти Христовы в искусстве от раннего христианства до Возрождения. Елизавета Титова. 37:16.
7. Воскресение Христово в искусстве от древности до Блейка. Елизавета Титова. 32:37.
Лекции опубликованы музеем 12-19 апреля 2020 года.

Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1. Большой материал. 2016-05-02

Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2. Большой материал. 2016-05-04

Пасха в дореволюционной России. 2019-04-28
Кратко про историю российских пасхальных традиций, Пасху в дореволюционной России, яйца Фаберже, а также видеозапись лекции «Пасха при дворе русских императоров в XIX в.: традиции, церемонии, подарки». Лектор: Уварова Юлия Николаевна, Музеи Московского Кремля.

Пасха и Фаберже. Как клиенты фирмы Фаберже поздравляли с Пасхой своих близких и подчиненных. 2017-04-15

Пасхальный натюрморт. 1909 - 1920-е. Три картины, открытка и воспоминания о Пасхе художника Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938). 2017-04-17.

Пасха у футуристов в 1915 году. 2018-04-09

Клевер – эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже. 2016-04-30

Слуги. Подвиг слуги. 2016-05-30. Из мемуаров Юсупова. Иллюстрации: продукция фирмы Карла Фаберже

Христосование. Кустодиев, 1916. 2016-05-01


12.

Пасхальные фарфоровые яйца Императорского фарфорового завода:

1) Яйцо пасхальное с росписью в "японском стиле". Императорский фарфоровый завод, Россия, последняя четверть XIX в. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, роспись полихромными эмалями, позолота по мастике. 11,4х8 см. Государственный Эрмитаж. Source.

2) Яйцо пасхальное кобальтового крытья со стилизованным орнаментом. Императорский фарфоровый завод, Россия. Санкт-Петербург, Последняя четверть XIX в. Автор эскиза: Романов, Сергей Романович (?) (1862-после 1907). Фарфор, крытье подглазурное кобальтом, роспись белой эмалью, позолота. 11,5х8,7 см. Государственный Эрмитаж. Source.

3) Яйцо пасхальное темно-красного крытья со стилизованными орнаментами. Императорский фарфоровый завод, Россия, конец XIX в. Фарфор, крытье надглазурное монохромное, роспись полихромными эмалями, позолота, травление. 11,7х8,8 см. Государственный Эрмитаж. Source.


Дополнительно:

Плейлист Анна Пожидаева: https://youtube.com/playlist?list=PLaQcphOc_UI9BxxQGWEpMvQgGmzRXPRrM
Плейлист Пасха: https://youtube.com/playlist?list=PLaQcphOc_UI9A2lu_sWN3og9s9MQuG2_M


Подписаться:

YouTube-канал Лекции. Искусство. История. Идеи – библиотека лекций по искусству и история от специалистов в своих сферах.

https://www.instagram.com/_gorbutovich/
https://www.facebook.com/gorbutovich
https://t.me/arslongavita
https://gorbutovich.livejournal.com


Tags: 15 век, 16 век, 19 век, youtube, Пасха, Эрмитаж, видео, декоративно-прикладное искусство, иконография, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “Пасха” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments