gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Малоизвестный Боттичелли и американец Кеньон Кокс

Американский Ренессанс



Кеньон Кокс (1856-1919). Грехопадение. 1892. Цитаты из живописи Возрождения, из Мазаччо, Микеланджело и др. / Kenyon Cox. The Fall. 1892. Oil on canvas. 47.63 × 97.16 cm. Private collection. via, Source. По клику на изображении – картина в 4868 x 2295

«Я стал поклонником творчества малоизвестного художника Сандро Боттичелли. Слышали ли вы когда-нибудь о нем? Для меня его картины прелестны в их изящной сладостности.»

Так писал американский художник Кеньон Кокс (1856-1919)/ Kenyon Cox в письме из Италии своим друзьям в Америку.

В письме Кокс рассказывает об открытиях, которые он делает в Европе. В Италии Кокс знакомился с искусством Возрождения, посещал ее в 1878 году. В Европе художник обучался и трудился с 1877 по 1882 год, после чего вернулся в Америку. В творческое путешествие по Европе отправлялись в те времена многие американские художники.

Письмо весьма показательное для понимания уровня художественной образованности американцев конца XIX века. Интерпретация творчества Боттичелли как сладостного мастера – говорящая, очень любопытная деталь в восприятии американцами европейского искусства Ренессанса.

Американское Возрождение и Кеньон Кокс


2.

Kenyon Cox (1856–1919). An Eclogue. 1890. Oil on canvas. 1,225.55 x 1,536.7 mm. Smithsonian American Art Museum. Source + zoome. По клику – 2048 x 1632. Еще больше: 4001 x 3189

Кеньон Кокс – один из лидеров направления, которое можно назвать американским академизмом, также его часто называют американским ренессансом.


3.

Kenyon Cox. Approach of Love. 1890-1893. Oil on canvas. Cincinnati Art Museum. via. 5179 x 3111

Художники Соединенных штатов в конце XIX века европейские образцы не просто копировали. Часто это воспринималось как национальная идея американского Возрождения. Американские меценаты любили себя сравнивать с Медичи и другими знаменитыми покровителями искусства периода Возрождения. Художники иногда брали себе вторые имена, например, Браманте или Челлини.


4.

Kenyon Cox. May. 1890. Oil on canvas. 39.4 × 76.2 cm. via

Однако пути Кеньона Кокса в искусстве были не просты. Жесткая пуританская мораль тому причина. Он неоднократно подвергался осуждению, потому что смел писать обнаженную натуру. Американское общество считало это неприемлемым.


5.

Kenyon Cox. A Blonde. 1891. Oil on canvas. 104.1 × 91.4 cm. National Academy Museum and School. Credit line: National Academy Museum, New York. via

Работы Кеньона Кокса часто вызывали бурные дискуссии.


6.

Kenyon Cox. Diana. Circa 1890. Oil on canvas. Chazen Museum of Art. via

В конце XIX - начале XX века Соединенные Штаты Америки в художественном отношении оставались «провинциальной» страной, копировавшей европейские образцы. А после Второй Мировой войны США стали уже неоспоримым лидером на мировом художественном рынке.


7.

The Stream's Secret. 1893. Oil on canvas. 47 × 26.7 cm. via


Ренессанс в веках


8.

Сандро Боттичелли. Мадонна Магнификат. Уффици / Sandro Botticelli (Firenze 1445 -1510). Madonna col Bambino e angeli (Madonna del Magnificat). 1483 c. Tempera su tavola. Diametro 118 cm.Gallerie degli Uffizi. Source

Если вернуться к восприятию Возрождения и Боттичелли в Америке конца XIX века, то, как известно, у каждой эпохи и каждого поколения свой Боттичелли и свой Ренессанс. Как и Античность, Средневековье и всё что угодно.

«Наше» современное Возрождение отличается от Возрождения советской эпохи, и Ренессанса российских 1990-х, тем более – Возрождения Соединенных Штатов конца 1870-х.

Легендарный советский искусствовед Борис Робертович Виппер (1888-1967), в честь которого в Пушкинском музее проходят ежегодные Випперовские чтения, писал о Боттичелли:


9.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. Original (6322 × 5207)

« Ведущим мастером этой "второй готики" является Сандро Боттичелли. Искусство Сандро Боттичелли испытало в течение веков резкую смену оценок. Его высоко ценили при жизни представители флорентийской знати, однако имя Боттичелли было забыто скоро после его смерти и находилось в полном пренебрежении в продолжение всего барокко и классицизма. Вновь открыли Боттичелли так называемые прерафаэлиты в середине XIX века. В чем же заключается главная притягательная сила Боттичелли? Его рисунок страдает неправильностями, его краски редко бывают приятны. Боттичелли не обладает ни драматической силой ранних кватрочентистов, ни величавой бесстрастностью Пьеро делла Франческа, ни патетическим и монументальным размахом Мазаччо, ни жанровым чутьем Гирландайо, ни экспериментаторским пылом Поллайоло.


10.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Деталь

В искусстве Боттичелли происходит своеобразный синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения. К нему привлекают именно его двойственность, сомнения, мятежный дух. <...> Именно в субъективном гипнозе этого косвенного эмоционального воздействия заключается сила и слабость и тайна искусства Боттичелли. »

[Виппер Борис Робертович. Итальянский ренессанс XIII-XVI вв. — В 2-х тт. — М.: «Искусство», 1977. – Том 2. XIX.]


11.

Sandro Botticelli. La nascita di Venere. 1485 c. Tempera su tela. 172,5 x 278,5 cm. Gallerie degli Uffizi / Original (6,000 × 3,768); (30,000 × 18,840). Source

Другая легенда – Павел Павлович Муратов (1881-1950) в начале 1910-х писал:

« Странно подумать, что лет пятьдесят тому назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Люди нашего поколения вырастают с иным представлением о судьбах искусства. Флорентийское кватроченто кажется нам не переходным, но лучшим моментом Возрождения, и гений Боттичелли обозначает для нас высшую его точку. Нам просто трудно поверить, что писатели XVIII и начала XIX века, аббат Ланци, например, или Стендаль, упоминают имя Боттичелли только ради желания быть обстоятельными. »

« «Рождение Венеры» не только лучшая из картин Боттичелли, – это лучшая из всех картин на свете. »

[Павел Муратов. Образы Италии. т. 1-2, 1911-12. Полное изд., т. 1-3, Берлин, 1924 // Tом I / Флоренция / Судьба Боттичелли]

Согласна с Павлом Муратовым: лично для меня Боттичелли – любимый художник, а «Рождение Венеры» – заслуживает звания «Лучшая из всех картин на свете».


12.

Sandro Botticelli (Firenze, 1445 -1510). Pallade e il centauro. 1480-1485 c. Tempera su tela. 207 x 148 cm. Gallerie degli Uffizi. Source

Девять лет назад «Паллада и Кентавр» Сандро Боттичелли из Уффици приезжала на выставку в Москву: ГМИИ, 14.05.2011 - 17.07.2011. А непосредственно пред этим в Пушкинском показывали «Даму с единорогом» Рафаэля Санти из Галереи Боргезе, 26.03.2011 - 10.05.2011. И сколько еще чудесных выставок Возрождения случалось на российской земле! Остается надеяться, что и «в постковидном мире» они будут.


Вторая, существенно расширенная редакция записи. Первая редакция: О малоизвестном Боттичелли. Кеньон Кокс. 16+, 2015-11-20


Источники:
Лекция "Американское искусство первой половины XX столетия", прочитанная в 2015 году в ГМИИ Александрой Альбертовной Даниловой. Александра Данилова – заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, на момент лекции – заместитель заведующего.
https://en.wikipedia.org/wiki/Kenyon_Cox
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кокс,_Кеньон
Источники цитат из книг указаны выше.

Tags: 19 век, 20 век, Возрождение, США, живопись, художник
Subscribe

Posts from This Journal “19 век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

Posts from This Journal “19 век” Tag