gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Феста делла Сенса в Венеции. Обручение с Морем

23 и 24 мая 2020 в Венеции – Festa della Sensa.


В числе прочего: кинохроника Венеции 1949 года и видеозапись лекции-экскурсии Виктории Эммануиловны Марковой, ведущего московского специалиста по итальянской живописи.


Gabriel Bella (Venice, 1730-1799). The Doge visiting San Nicolò following the Marriage to the Sea /La visita del doge a San Nicolò dopo lo Sposalizio del Mare. post 1779? - before 1792. Oil on canvas. Pinacoteca Querini Stampalia. Source

Главный праздник Венецианской республики был связан с днем Вознесения Господня и назывался Sеnsa. Festa della Sensa /Феста делла Сенса /Ла Сенса и в наши дни проходит ежегодно в Светлейшей в мае - начале июня – в субботу-воскресенье после Вознесения.

Праздник в Венецианской Республике по случаю Вознесения – на венецианском диалекте Sеnsa – напоминает о двух важных событиях в жизни Республики. 9 мая 1000 года дож Пьетро II Орсеоло /Pietro II Orseolo спас жителей Далмации от угрожавшим им славян. Второе событие связано с 1177 годом, когда при доже Себастьяно Дзиани /Sebastiano Ziani Папа Алессандро III и император Фридрих Барбаросса подписали в Венеции мирный договор, положивший конец вековой вражде между Папством и Империей.

По случаю праздника проходила церемония Обручения с Морем /Sposalizio del Mare. Каждый год в этот день Дож на судне Бучинторо /Bucintoro направлялся к острову Сант Елена /S. Elena рядом с Сан Пьетро ди Кастелло /San Pietro di Castello.

2.

Модель Bucintoro /Бучинторо 1728 года в Музее Коррер, Венеция. Фотография: Татьяна Горбутович, декабрь 2019. Source

Там его ждал для благословения епископ в лодке с позолоченными бортами. Кульминацией торжества являлся обряд Обручения с Морем. Это своего рода жертвоприношение, подчеркивающее господство Венеции над морем. Приплыв в Бокка-ди-Порто дож бросал в воду золотое кольцо.


3.

Фрагмент модели Bucintoro /Бучинторо в Музее Коррер, Венеция. Фотография: Татьяна Горбутович, сентябрь 2018. Source

С 1965 г. в Венеции вновь начали отмечать Феста делла Сенса. Праздник начинается с торжественной водной процессии от площади Сан Марко в сторону Лидо на традиционных весельных лодках. Во главе процессии – лодка «Серениссима»[*], в которой восседает мэр и представители городской администрации. Во время парада совершается ритуал венчания с морем. Затем все направляются на службу в церковь Сан Николо ди Лидо /chiesa di San Nicolò di Lido. Святой Николай – покровитель моряков.

Брошенное обручальное кольцо потом могут попытаться найти дайверы, и, найденный в течение года клад свободен от налогов.


4.

Феста делла Сенса на Сан Марко / Francesco Guardi. Festa della Sensa in Piazza San Marco. Stampa del XVIII sec. Museo Correr. Source

Программа праздника включает соревнования по гребле и многие другие события.

В 2020 году праздник проходит без публичных мероприятий. Но выход в честь Festa della Sensa волхвов на часах Торре-делл'Оролоджо – Часовой башни на площади Святого Марка – не может остановить даже коронавирус.


5.

Венеция: 1949 год. Волхвы Часовой башни на площади Сан Марко. 13/07/1949. Venezia: re Magi della torre dell'Orologio. ©Istituto Luce Cinecittà. Source

На часах находится полукруглая галерея со статуей Богоматери с Младенцем из кованной меди. С каждой стороны – голубая панель, показывающая время: слева римскими цифрами показывается количество часов, а справа арабскими — минуты, с интервалом в 5 минут. Дважды в год, 6 января – на Богоявление и на Ла Сенса, связанный с праздником Вознесения, вместо чисел идут волхвы. Из двери появляются три волхва, ведомые ангелом с трубой. Шествие проходит по галерее, преклоняясь перед Девой Марией с Младенцем, и скрывается в другой двери.


6.

Ярмарка на Пьяцца Сан Марко во время Sensa /Gabriel Bella (1730-1799). La nuova fiera della Sensa. /The New Fair of the Sensa. 1779-1792 ca. Fondazione Querini Stampalia Venezia. Source

На площади Сан Марко в праздник Sensa также традиционно проводилась ярмарка. «Sensa», возможно, в действительности происходит не от «Ascensione» /Вознесения, а от «senseria», посредничества в коммерческом смысле.

=====
В Москве в Пушкинском музее одной из важных работ коллекции живописи является картина Каналетто, связанная с Ла Сенса.


7.

Каналетто – Джованни Антонио Каналь (1697, Венеция - 1768, Венеция). Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. 1727-1729. Холст, масло. 182 x 259 см. В ГМИИ с 1930. Source

"Набережная дельи Скьявони с Пьяцеттой и Дворцом Дожей запечатлена в день Вознесения – главного праздника Венецианской республики. У причала напротив Дворца Дожей видна сверкающая золотом галера Бучинторо, корабль дожа, вернувшийся к Молу с острова Лидо, где проходила праздничная церемония бросания золотого кольца, закреплявшая союз Венеции с морем. Обряд обручения был древним символом морской мощи Венецианской республики. Эта пышная церемония праздновалась ежегодно в день Вознесения. Изображенный в картине Бучинторо был построен в 1728-1729 годах и отличался особой пышностью. В центре композиции видны украшенные лилиями гондолы французского посольства, сопровождавшие корабль венецианского дожа во время торжественной процессии." [Каталог ГМИИ]


8.

Виктория Эммануиловна Маркова проводит беседу-экскурсию «Каналетто». Экскурсия записана 31 мая 2015 года в День рождения Пушкинского.

Описание работы из каталога Пушкинского музея «Итальянская живопись VIII-XX веков»:

Автор – Виктория Эммануиловна Маркова, 2002.

"Холст, масло. 182×259 см. В ГМИИ с 1930. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Ж-2678

Холст тонкий полотняного плетения, дублирован. Сохранность живописи хорошая. Неравномерно потемневший слой лака (последняя реставрация – 1959, П.Д. Корин).

На обороте холста надпись: Переложилъ со старого холста на новый Ф. Табунцовъ 1849 года

Парная композиция Прием французского посла в Венеции находится в собрании Эрмитажа (инв. ГЭ 175).

Авторство Каналетто не подвергалось сомнению; картина из собрания ГМИИ многократно публиковалась под названием Отъезд венецианского дожа на праздник обручения с Адриатическим морем. Вместе с парной композицией из Эрмитажа она была включена в составленный Якобом Штелином список самых значительных картин, приобретенных для Императорских собраний в 1766-1768 годах: «Каналетти. Публичная аудиенция французского посла графа Жержи у дожа Венеции. С множеством кишащих фигур, большей частью высотой 1/2 фута. Того же самого – парная. Обручение дожа с Адриатическим морем, синьория на Буччентауро и почти бесчисленное множество гондол» (Штелин 1990).

Констебл (Constable 1962) датировал картину из ГМИИ около 1730 года на том основании, что запечатленный в картине Бучинторо был построен в 1728 - 1729 годах. Невзирая на этот исторический факт, Л. Пуппи (Puppi 1968) отнес ее к 1726 - 1727 годам.

Вместе в парной композицией из Эрмитажа картина, принадлежащая ГМИИ, была написана по заказу графа де Жержи, посла Франции в Венецианской республике. В них нашли отражение два важных исторических эпизода, связанных с дипломатическими отношениями Венецианской республики и Франции, разорванными в 1709 году по вине Людовика XIV. Лишь много лет спустя, в 1723-ем, юный Людовик XV назначил своим послом в Венеции Жака Винсента Ланже, графа де Жержи (1667 - 1734), который прибыл в город 6 декабря того же года. Однако официальное представление дожу и церемония вручения грамот состоялись лишь тремя годами позже – 5 ноября 1726 года. Торжественное прибытие французского посла в сопровождении шестидесяти сенаторов во Дворец дожей подробно описано его участником, Николо Троном (Venezia da Stato a Mito 1997). В память об этом событии было заказано полотно, находящееся в Эрмитаже и исполненное Каналетто в 1727 году.

Несколько позднее, в 1728-1729 годах, в пару к нему было написано полотно из собрания ГМИИ, запечатлевшее присутствие французского посла и его свиты на самом большом празднике Венецианской республики – дне Вознесения, называемом просто Sеnsa. На празднике 1728 года впервые можно было увидеть новый Бучинторо, корабль дожа, отличавшийся особой роскошью. Работа над ним продолжалась целых десять лет; однако в полном блеске он предстал лишь на следующий год, 26 мая 1729-го. Один из подготовительных рисунков, исполненных с натуры (Музей земли Гессен в Дармштадте), снабжен авторской надписью - Marzo 1729 Venezia (Constable 1962, N 573). Эти даты позволяют уточнить датировку московского полотна, написанного между 1728 и 1729 годами.

Обе картины в собраниях ГМИИ и Эрмитажа стали первым по-настоящему крупным официальным заказом в творческой жизни Каналетто. В процессе их создания он использовал опыт Луки Карлевариса. Предположительно, иконографическим образцом для эрмитажной композиции послужила небольшая работа Карлевариса, изображающая то же событие, Вход посла де Жержи из Музея замка Фонтенбло, и опубликованная Суччи (х., м. 46 х 92; Succi 1993, p. 43; Succi 1994, p. 70 - 72).


9.

Гравюра с копией картины Каналетто. Fondazione Querini Stampalia Venezia. Source

Близкий вариант композиции того же размера, вместе с парной, находится в собрании Альдо Креспи в Милане (Constable 1962, N 336). Однако миланские полотна не были простыми повторениями. Их создание связано с другим важным историческим событием – приездом в Венецию посла австрийского императора Карла VI, Хосе Боланьоса, испанца по происхождению.


10.

Canaletto (Venice 1697-Venice 1768). The Bacino di San Marco on Ascension Day c.1733-4. Oil on canvas | 76.8 x 125.4 cm (support, canvas/panel/str external) | RCIN 404417. Buckingham Palace. The Royal Collection. Source

Существуют и другие варианты композиции; наиболее известные находятся в собрании Виндзорского замка (х., м. 77 х 126, инв. 67А; Constable 1962, N 335), в Галерее Далидж-Колледжа в пригороде Лондона (х., м. 58,3 х 101,8, инв. 599; Constable 1962, N 339), в Галерее Уффици во Флоренции (инв. 1064), в частном собрании в Англии (х., м. 156 х 238; Constable 1962, N 337). Последняя, вместе с парной композицией Регата на Каналь Гранде, по всей видимости, были написаны для дворца в Версале по заказу Людовика XV.

Рисунок с натуры, на котором корабль дожа развернут в другую сторону, хранится в собрании Виндзорского замка (инв. 7451; Parker 1948, N 7; Constable 1962, N 642). Стилистически к нему близок упомянутый лист из Музея земли Гессен в Дармштадте.

Копия с картины из ГМИИ, исполненная русским художником XVIII века Федором Алексеевым, находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга (инв. Ж-6317)."

[Каталог "Итальянская живопись VIII-XX веков". Виктория Эммануиловна Маркова, 2002.]


[*] Серениссима (итал. serenissima — «светлейшая», «сиятельнейшая»). La Serenissima, официальное и торжественное название Венецианской республики – Serenìsima Republica de Venesia.


Источники: указаны в тексте.


Пара других вариантов, близких к Каналетто из ГМИИ:
Il Ritorno del Bucintoro al molo nel giorno dell'Ascensione by Canaletto in Holkham Hall
Canaletto. The Bucintoro returning to the Molo on Ascension Day after the Ceremony of Wedding the Adriatic. Bowes Museum


Можно подписаться:
YouTube: Лекции. Искусство. История. Идеи.
Instagram: _gorbutovich
Facebook: gorbutovich
Telegram «Искусство. История. Идеи.»: t.me/arslongavita
Zen: Искусство. История. Идеи.
LiveJournal «Искусство. История. Идеи.»: gorbutovich.livejournal.com
Tags: 18 век, Венеция, Италия, видео, живопись, праздники
Subscribe

Posts from This Journal “18 век” Tag

  • Ватикан и замок Св. Ангела. Иконография Рима XVI-XVIII вв. Максим Атаянц. Лекция

    Ватикан и замок Св. Ангела. Иконография Рима XVI-XVIII вв. Лекция. Максим Атаянц Видеозапись лекции. Архитектура Рима Европейский университет в…

  • Галактотрофуса японская

    Из собрания Эрмитажа Фрагмент. Китагава Утамаро I (1754-1806). Мать и дитя. Япония, 1797. Государственный Эрмитаж. Source Галактотрофуса…

  • Кусается

    Из собрания Эрмитажа Пластина "Монах, старик и юноша". Франция, Лимож. Конец XVII - начало XVIII вв. Инвентарный номер: Ф-2663.…

  • Медаль за пьянство. Демидовские заводы

    Хрестоматийное из Исторического музея и легенды заводов Демидовых Россия. Первая половина XVIII в. Чугун, литье, железо, ковка.…

  • Две маски. Европа, XVIII век

    Из собрания Эрмитажа Перстень. Западная Европа, XVIII в. Поступил в 1918 г. Приобретен у Эрика Плума. Инвентарный номер: Э-6841.…

  • Внутреннее ухо

    Из собрания Эрмитажа Модель строения внутреннего уха человека, фрагмент. Западная Европа, Начало XVIII в. Государственный Эрмитаж. Source…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments