gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Амброджо Лоренцетти и его Принесение во храм

Сиена. Треченто



Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 1342. Фрагмент. Уффици, Флоренция. Source

Сиенцы братья Лоренцетти – Пьетро и Амброджо – входят в число моих самых любимых художников. В Сиене в 2017-2018 гг. проходила великолепная незабываемая выставка Амброджо Лоренцетти. «Принесения во храм» Амброджо из Уффици, которая когда-то находилась в Сиенском соборе, на той выставке не было – работа оставалась во Флоренции.

Лоренцо Гиберти (1381-1455). Из сочинения «Комментарии», часть II (1447-1448):

" 11. В городе Сиене были превосходнейшие и ученые мастера. Среди них был там Амброджо Лоренцетти [45]. Он был самым известным и исключительным мастером, исполнил множество произведений. Он был благороднейшим компоновщиком; среди его работ в [церкви] братьев-миноритов {францисканцев} есть один сюжет очень большой по размерам и превосходно сделанный; он занимает всю стену монастыря [и изображает], как один юноша решил стать монахом. <...> В качестве нарисованной истории мне это кажется чем-то удивительным [46].


2.

Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 1342. Уффици, Флоренция / Ambrogio Lorenzetti (Siena, documentato dal 1319 al 1348). Presentazione al Tempio. 1342. Tempera su tavola, fondo oro. 257 x 168 cm. Inv. 1890 n. 8346. Gallerie degli Uffizi. Source

12. Он [Амброджо Лоренцетти] был превосходнейшим мастером, человеком громадного таланта. Он был благороднейшим рисовальщиком, был чрезвычайно опытен в теории этого искусства. <...> Во дворце в Сиене нарисованы его рукою мир и война; там есть то, что относится к миру, и как товары идут безопасно в полной безопасности и как их оставляют в лесах и возвращаются за ними. А вымогательства происходят на войне. Они превосходны. Есть там также Космография, то есть вся обитаемая земля. Тогда не была еще известна Космография Птоломея, и потому нельзя удивляться, что его [то есть Лоренцетти] [Космография] несовершенна [47]. Три весьма совершенные картины [«доски» — tavole] его руки [находятся] в соборе. А в Масса — большая картина и капелла [48]. В Вольтерре — благородная картина его руки. Во Флоренции находится [роспись зала] капитула августинцев. В Сан Проколе во Флоренции находится картина и капелла [49]. На той лестнице, где принимают подкидышей, находится благовещение, удивительно исполненное [50].


3.

Фрагмент. Ambrogio Lorenzetti. Presentazione al Tempio. 1342. Gallerie degli Uffizi. © Photo by Tatiana Gorbutovich, December 2017

13. Мастер Симоне был благороднейшим и весьма известным живописцем [51]. Сиенские живописцы считают, что он был наилучшим, но мне кажется, что Амброджо Лоренцетти был наилучшим, а также и ученым больше всех других. "

Лоренцо Гиберти. Комментарий II. Перевод Андрея Губера [*]


Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 1342. Уффици


4.

Младенец Иисус засунул палец в рот. Кажется, до Амброджо такую деталь никто не изображал. Пеленки – из дорого бархата с красным ворсом и синей основой. Объем передан цветом: основы и ворса ткани. © Photo by Tatiana Gorbutovich, October 2018

Работа подписана и датирована 1342 годом – надпись внизу сообщает: «AMBROSIUS LAURENTII DE SENIS FECIT HOC OPUS ANNO DOMINI MCCCCXLII». Произведение изготовлено для капеллы Святого Крискентия /San Crescenzio Собора Сиены, входило в группу, созданную для пяти алтарей трансепта собора. Алтари посвящены жизни Богоматери, создавались наиболее важными сиенскими художниками первой половины XIV века.


5.

Ambrogio Lorenzetti. Presentazione al Tempio. 1342. Gallerie degli Uffizi. © Photo by Tatiana Gorbutovich, October 2018

Панель Амброджо Лоренцетти показывает принесение Иисуса в Иерусалимский храм (Лука: 22, 38) на сороковой день после Рождества, чтобы принести жертву за родившегося первенца мужского пола, как это предписывает иудейский закон, и очищения Марии после родов. Амброджо изображает архитектуру по средневековому обычаю когда одновременно можно видеть храм как снаружи, так и внутри.

Картина богата повседневными деталями, такими как женские украшения, или младенец, сосущий пальчик. Художник показывает церковные колонны с золочеными капителями, своды со звездами, росписи и витражи. Сходящиеся плитки полихромного мрамора пола дают ощущение глубины пространства. А это XIV век: вопросы линейной перспективы начнут детально изучаться и прорабатываться только в XV веке. Амброджо – выдающийся новатор.


6.

Пророчица Анна, которой 84 года (Лк. 2:37). Ambrogio Lorenzetti. Presentazione al Tempio. 1342. Gallerie degli Uffizi. © Photo by Tatiana Gorbutovich, October 2018

Флорентийцы вывезли алтарь, как и многие художественные ценности, из Сиены к себе. Сейчас он лишен остроконечных наверший и двух боковых панелей с фигурами святых: изначально это был триптих, аналогично другим алтарям Сиенского собора этой группы, такими как знаменитое Благовещение Симона Мартини.

Наверху изображены пророки Моисей и Малахия.


Амброджо Лоренцетти.


7.

Фрагмент. Ambrogio Lorenzetti. Presentazione al Tempio. 1342. Gallerie degli Uffizi. © Photo by Tatiana Gorbutovich, October 2018

" Упоминается 1321, Сиена - 1348, Сиена. Амброджо Лоренцетти – один из выдающихся сиенских живописцев XIV в., ученик и последователь своего старшего брата Пьетро Лоренцетти. Среди сиенских художников Амброджо Лоренцетти был теснее всех связан с флорентийским искусством. Вероятно, в конце второго десятилетия он попал во Флоренцию, где его имя упоминается в одном документе от 31 мая 1321 г. В 1327 г. он был приписан к флорентийскому цеху живописцев, а в 1332 г. работал для флорентийской церкви Сан Проколо. Самые ранние из дошедших до нас работ А. Л. – «Мадонна с младенцем» 1317 г. (Милан, Брера) и более знаменитая «Мадонна с младенцем на троне» 1319 г. (церковь Сант Анжело в Вико л’Абате, близ Флоренции). В 1324-1327 гг. Амброджо Лоренцетти работает в Сиене, где вместе со своим братом пишет фрески для францисканского монастыря.


8.

Золотые капители. О моде на золочение капителей в те времена, в числе прочего, известно из трудов Леона Баттиста Альберти / Ambrogio Lorenzetti. Presentazione al Tempio. 1342. Gallerie degli Uffizi. © Photo by Tatiana Gorbutovich, October 2018

Из произведений Амброджо Лоренцетти, созданных им во Флоренции в 1327-1332 гг., известны фрески и алтарные образы церкви Орсанмикеле (Св. Николая), а также роспись алтаря церкви Св. Прокла. Самостоятельная творческая индивидуальность Амброджо Лоренцетти в полную силу раскрылась в 1338-1340 гг. в его главном произведении, созданном для зала совета сиенского Палаццо Пубблико. К последнему периоду творчества Амброджо Лоренцетти относятся «Мадонна со святыми и ангелами» в Муничипио в Масса Мариттима (сер. 30-х гг.), «Маэста» в Сант Агостино в Сиене, «Сретение» 1342 г. и «Благовещение» 1344 г. В 1348 г. Амброджо Лоренцетти, как и его брат Пьетро Лоренцетти, умер во время эпидемии чумы. Влиятельными и плодовитыми последователями Амброджо Лоренцетти были Бартоло ди Фреди, Андреа Ванни. "

[Романчук Алла Валентиновна][**]


Комментарии к Гиберти [*]:

[45] Амброджо Лоренцетти (упоминается между 1319-1347) — сиенский живописец Проторенессанса. Работал в Сиене, посетил Флоренцию.

[46] Фрески в церкви Сан-Франческо в Сиене (ок. 1326) — совместная работа братьев Лоренцетти. Сохранились фрагменты.

[47] Имеются в виду фрески в палаццо Публико в Сиене — аллегория «доброго» и «злого» правления (1337-1339).

[48] Фрески в Масса Маритимо погибли. Кармелитский алтарь приписывается Пьетро Лоренцетти (1329, Национальная пинакотека. Сиена).

[49] Четыре сцены из жизни св. Николая (ок. 1332, Уффици, Флоренция).

[50] «Благовещение» (1344, Национальная пинакотека. Сиена).

[51] Мастер Симоне – Симоне Мартини (ок. 1284-1344) – сиенский живописец, ученик Дуччо.


Источники:

[*] Сочинение Гиберти и примечания к нему:
Лоренцо Гиберти. Комментарий II. Вступительная статья В. Дажиной. [Перевод Андрея Губера: М., 1938] // Эстетика Ренессанса. Том II. Составитель В. П. Шестаков. – Москва: «Искусство», 1981. – С. 347-349; Комментарий: С. 352.

[**] Про Амброджо:
Романчук Алла Валентиновна. Художественное воплощение категорий справедливости, власти и свободы в творчестве Амброджо Лоренцетти // Ленинградский юридический журнал. 2007. №4. С. 149-160. Текст про художника – это примечание 7: С. 150-151. [Алла Валентиновна Романчук (окончание истфака ЛГУ и начало работы в Эрмитаже – 1979 - ум. 2012), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, доцент кафедры музеологии исторического факультета СПбГУ.] (Ранее, когда мне встречался автор «А. В. Романчук» я всегда думала, что это мужчина.)

Про картину:
Presentazione al Tempio. Ambrogio Lorenzetti. Gallerie degli Uffizi и другое.

Выставка Амброджо Лоренцетти /Ambrogio Lorenzetti начала работу в Сиене в выставочном пространстве Santa Maria della Scala 22 октября 2017. Планировалось, что она до 21 января 2018, продлевали не единожды, была открыта до 8 апреля 2018.

Tags: 14 век, Сиена, Флоренция, живопись, средние века, художник
Subscribe

Posts from This Journal “14 век” Tag

  • Бригитта Шведская наблюдает за Рождеством

    Из «Страдающего Средневековья» Никколо ди Томмазо. 1373-1375. Бригитта Шведская и ее видение Рождества / Niccolò Di…

  • Благовещение – флорентийский новый год

    Во Флоренции начало года совпадало с наступлением весны – 25 марта. Так было во времена Золотого века республики, до и после него. XIV…

  • Сердце и куртуазная любовь

    Символ: сердце Aurora consurgens ( Восходящая Заря) – алхимическое сочинение. XV век / Aurora consurgens. St. Gallen. 15th century.…

  • Узел. XIV век

    Коротко Pabenham-Clifford Hours, England. Ca. 1315-1320. Cambridge, Fitzwilliam Museum, MS 242, fol. 40v. Source Есть узел морской, а есть…

  • Шапки по последней моде XIV века

    Университетский учебник XIV века «Декрет Грациана» с комментариями Бартоломео Брешианского. Муниципальная библиотека Лиона,…

  • Юридические картинки. 18+

    Обычное средневековое сочетание гротеска с серьезностью. Самая известная иллюстрация из данного манускрипта: женщина верхом на монстре.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments