gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Реликвии, Аахен и порты-чулки Иосифа

Когда-то тело константинопольского святого Даниила Столпника (409-493), будучи вертикально укрепленным на доске, почиталось «как икона» [*][1]. Останки /лат. reliquiae святого мужа выступают тут в качестве «живой иконы», заменяя икону-образ.


Рождество. Панель Алтаря Балтимор - Майер ван ден Берг. Нидерланды, 1390-1400. Фрагмент / Panelen Antwerpen-Baltimore. Ca. 1400. Museum Mayer van den Bergh, Antwerpen. Source

Этот удивительный на современный взгляд пример из глубины константинопольских веков оказывается вполне в рамках в рамках христианских традиций. [2]

Культ реликвий характерен для любой религии. Христианство в делах почитания предметов, священных тел и их фрагментов ничуть не отстает от язычества. Поклонение иконам и реликвиям было созвучно желаниям верующих. "Уже в эпоху поздней античности сформировалось представление о реальном присутствии святого в его телесных останках или в предметах, связанных с ним при жизни. Тело святого воспринималось как исполненное жизни даже после его смерти." [3]


2.

Аахенские реликвии / Heiligtumsfahrt Aachen. © Bistum Aachen / Anja Klingbeil. Source

"Известно, что уже Карл Великий имел обширную коллекцию реликвий, для которых был выстроен храм в Ахене. Однако особое значение в системе политической репрезентации обладание священными реликвиями приобретает в XIII-XV вв." [4]

Мощи и иные реликвии святых являлись огромной ценностью, ими дорожили и тщательно оберегали от посягательств со стороны. Реликвии являлись валютой, оружием массового поражения и мощной броней, они становились объектами дарений, воровства и торговли.

Кражи реликвий в Средние века были широко распространены. Это могли быть «священные кражи», осуществляемые якобы по желанию самого святого, а могли быть и похищения с целью наживы. "Торговля реликвиями обладала всеми признаками развитого коммерческого предприятия." [5] Даже ученые мужи не всегда могли устоять.


3.

Король Людовик IX несет Терновый Венец. Миниатюра из Часослова Жанны Наваррской. 1336-1340 / Horae Johannae reginae Navarrae. Jean Pucelle. Enlumineur. Jean le Noir. Enlumineur. Jean Mahiet. Enlumineur. 1330-1340. Langue: latin, français. Bibliothèque nationale de France. NAL 3145, f. 102r. Source

Так, "в конце XII в. епископ Линкольна Гуго, авторитетный прелат, которому вскоре после кончины суждено было самому стать почитаемым святым, оказался однажды в знаменитом нормандском монастыре Фекан, где, в частности, почитались мощи Марии Магдалины. Ему принесли в чехле кость руки; взяв у секретаря ножик, епископ вскрыл чехол, вынул святыню и поднес к лицу. Видимо, радея о своем соборе или просто в порыве религиозного восторга – автор жития, свидетель, не поясняет («Большое житие св. Гугона», 5, 14), – Гуго решил отломить кусочек кости, но та не поддалась, попробовал надкусить передними зубами – тоже не вышло, тогда в дело пошли задние коренные, и прелату удалось таки заполучить две частички, которые он тут же отдал стоявшему рядом автору жития. Аббат и монахи сначала оторопели, потом закричали, но святой муж, судя по всему, не смутился: он-де «изъявил сугубое почтение святой, ведь и Тело Господне он принимает внутрь зубами и губами». Таких историй Средневековье знает немало. Гуго же удалось собрать коллекцию из трех десятков таких фрагментов, добытых схожим образом; все они были помещены в драгоценный обруч, который он носил на руке, не снимая. Очевидно, что десница, украшенная таким сокровищем, обладала в глазах современников особой силой." [6]

Гвиберт Ножанский (ок. 1053/1055 - ок. 1124/1125), ученик Ансельма Бекского (Кентерберийского), видел причину суеверий, связанных с «сомнительными», «несуразными» чудесами (inepte miraculum) в доверчивости «жадной до новшеств деревенщины». При этом Гвиберт – человек глубоко верующий, нетерпимый к иудеям и еретикам. В сочинении «О святых и их мощах» /De sanctis et pigneribus eorum он попытался критически, рационально осмыслить историю и практику почитания мощей. "Поводом для этого стало то, что монахи влиятельного и древнего монастыря св. Медарда в Суассоне принялись утверждать, будто у них хранится молочный зуб Спасителя, и Гвиберту пришлось доказывать, почему воскресший во плоти и вознесшийся на небеса Спаситель не мог оставить на земле даже малую частицу своего тела: ни пуповины, ни крайней плоти." Тело Господне присутствует только в пресуществленной гостии и больше нигде. Гвиберт при этом намекает на материальную заинтересованность суассонских монахов. "При этом Гвиберт называет мощи святых не «останками», reliquiae, а старым юридическим словом «залог», pignera. Как и для всех в то время, для Гвиберта эти останки – залог, оставленный нам небом, гарантия присутствия божественной силы на земле." [Олег Воскобойников] [7]


4.

Реликварий Тернового венца. Художник Жан Бурдишон. Часослов, римский обряд – Большой часослов Анны Бретонской. Фрагмент листа 211v. 1505-1510. Тур, Франция. Латынь. Пергамен. В кодексе 238 листов, 300 × 190 мм. Национальная библиотека Франции, Париж / Horae ad usum Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne. 1505-1510. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474, fol. 211v. Manuscrit. Langue : Latin. Format : Tours. - Ecriture (baliser en persname les noms de copistes et en geogname le lieu de copie d'origine). - Enluminé par Jean Bourdichon. - Parchemin. - 238 ff. - 300 × 190 mm. - Réglure. Source

Реликвии, связанные с Христом и Богоматерью, удовлетворяли потребность верующих видеть свидетельства Боговоплощения. "Плащ Богоматери, как считалось, хранился в Шартрском соборе, частицы Честного древа распространялись по христианскому миру на протяжении всего Средневековья вплоть до Нового времени, терновый венец купил в Константинополе французский король Людовик Святой, лик Христа во время одной из проповедей отпечатался на платке, который поднес ему посланник эдесского царя Авгаря, чтобы со временем стать нерукотворной иконой, в XIV в. появляется «священный саван», sacra Sindone, известный сегодня как «Туринская плащаница». Все это – касательные реликвии, brandea [**], то есть такие, которые касались тела святого и как бы впитывали в себя его силу, virtus.


5.

Реликвии Аахена. Гравюра. Начало XVII века / Theodor Holtmann. German, active 17th century / Pilgerblattum, 1615. Source

Однако людям, причем не только простецам, но и ученым, хотелось иметь телесные свидетельства. Поэтому в нескольких местах появились молочные зубы, пуповина и крайняя плоть Христа, молоко Девы Марии. Счастливые обладатели их, естественно, претендовали на исключительную значимость своих сокровищ, свидетельствовавших, как им казалось, об особой благодати, дарованной их монастырям и храмам таким телесным присутствием божества." [Олег Воскобойников] [8]

Вот некоторые реликвии, связанные с младенцем Христом, его приемным отцом и Девой Марией, перечисленные Умберто Эко в числе прочих в очерке «Andare per tesori» /«В поисках сокровищ»:

"Обручальное кольцо св. Иосифа, которое числилось в каталоге легендарной сокровищницы герцога Беррийского, ныне утеряно, но должно, по идее, находиться в соборе Парижской Богоматери. В королевской сокровищнице в Вене можно оценить фрагмент яслей из Вифлеема <...>.


6.

Ясли – Священная колыбель Иисуса в Базилике Санта Мария Маджоре, Рим. Пять дощечек, скрепленные металлическими полосами, помещены в реликварий, который установлен в крипте под главным алтарем базилики. / La "sacra culla". Basilica di Santa Maria Maggiore, Roma / Reliquary of the Holy Crib. Under the high altar of the basilica is the Bethlehem Crypt with a crystal reliquary designed by Giuseppe Valadier said to contain wood from the Holy Crib of the nativity of Jesus Christ. Source. По клику: фрагмент – Source

Крайняя плоть Иисуса хранилась и выставлялась каждый Новый год в Калькате, местечке в административном центре Витербо, вплоть до 1970 года, когда настоятель сообщил о том, что она украдена. Впрочем, об обладании той же реликвией объявили Рим, Сантьяго ди Компостела, Шартр, Безансон, Мец, Хильдесхайм, Шару, Конк, Лангр, Антверпен, Фекам, Ле-Пюи-ан-Веле, Овернь. <...> Священная колыбель находится в церкви Санта Мария Маджоре (Рим). <...>


7.

Жан де Жуанвиль вручает свой труд королю. Маргиналия: получение Тернового Венца? Жан де Жуанвиль. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. Рукописная книга на французском языке. Около 1330-1340. Пергамен. Книга: 22,5 х 15,5 х 7 см; 392 листа. Национальная библиотека Франции / Jean de Joinville, Vie de saint Louis. Joinville, Jean de (1224?-1317). Auteur du texte. Mahiet (12..-1352?). Enlumineur. 1330-1340. Langue: français. Paris. 392 pages précédées de 3 feuillets de parchemin ; la page 392 est blanche. - 225 x 155mm (justification: 135 x 97mm). Bibliothèque nationale de France. Français 13568, fol. 1. Source

Свивальник младенца Иисуса находится в Аквисгране [лат. Aquisgranum – старинное название Аахена, Германия, земля Северный Рейн - Вестфалия)]; дом Марии, где случилось Благовещение, был перенесен из Назарета в Лорето усилиями нескольких ангелов; во многих церквях хранятся волосы Марии (например, один волос – в Мессине) или ее молоко; священный пояс (или же пояс Девы Марии) находится в Прато; обручальное кольцо св. Иосифа – в Дуомо Перуджи; обручальные кольца Иосифа и Марии – в Париже; пояс св. Иосифа, привезенный во Францию в 1254 году Жуанвилем, – в церкви Фольянти в Париже; его посох – во Флоренции, у камальдолийцев. Фрагменты этого посоха есть, кроме того, в церквях Санта Чечилия и Санта Анастасия в Риме, Сан Доменико в Болонье, Сан Джузеппе дель Меркато. Фрагменты надгробия св. Иосифа находятся в церкви Санта Мария аль Портико и Санта Мария ин Кампителли в Риме.

Фрагменты священного покрова Мадонны и одеяния св. Иосифа можно найти в церкви Санта Мария ди Ликодия, где они хранятся в серебряном ковчежце искусной работы XVII века. Этот реликварий выносили на процессии вплоть до 1970-х годов в последнюю субботу августа, по случаю местного религиозного праздника." [Умберто Эко. Перевод с итальянского Натальи Алякринской] [9]

Теперь подробнее об одной реликвии из числа свидетельств Боговоплощения.


Об аахенских пеленках младенца Иисуса.

Это сокровище в перечне Умберто Эко упоминается как свивальник младенца Иисуса из Aquisgranum /Аахена.


Аахен


8.

Аахен, 1954 / Historische Aufnahme einer Prozession während der Heiligtumsfahrt Aachen im Jahr 1954. © Diözesanarchiv Aachen / Repro: Bistum Aachen / Anja Klingbeil Source

Аахен (Ахен) – многовековое место коронации императоров Священной Римской империи; город, который император Фридрих I стремился сделать «новым Римом»; город, где как святой покровитель почитается Карл Великий (742/747 - 814) [***]. Аахен по сей день является центром демонстрации реликвий и паломничества.

Aquisgranum /Аахен был основан в римскую эпоху вблизи минеральных источников. В 60-х гг. VIII в. король франков Пипин Короткий основал там королевскую резиденцию (пфальц) с купальней и капеллой. Расцвета своего город достиг при его сыне франкском короле и императоре Карле Великом (768-814). Аахен становится одним из наиболее посещаемых пфальцев, а в последний период правления Карла - фактически его единственной резиденцией, расположенной в дворцовом комплексе с придворной капеллой – capella Palatina и монастырем, посвященными св. Деве Марии. Завершение строительства комплекса около 800 г. совпало с коронацией Карла Великого императором в Риме. В придворной капелле св. Девы Марии он короновал в 813 году своего сына Людовика Благочестивого в соимператоры, там же император Карл был похоронен в день своей смерти 28 января 814. C 936 г. в Германии начался многовековой обычай получать корону (т. н. Reichskrone, нач. Х в.) в Ахенской капелле – месте погребения императора Карла Великого. Считалось, что только интронизированный в Аахене германский король имеет право затем получить в Риме императорскую корону из рук папы. [10]


Святыни в Аахене


9.

Четыре великие аахенские святыни / 1468 oder 1475. Holzschnitt (Detail) mit den Heiligtümern von Aachen (Maastricht und Kornelimünster). Graphische Sammlung München. via

При постройке капеллы Карл Великий послал посольства в Иерусалим и Константинополь за реликвиями для нового храма. В 799 г. он, согласно сообщениям хронистов, получил от Патриарха Иерусалимского несколько реликвий с места Воскресения Иисуса Христа, в т. ч. 7 главных святынь, сделавших Аахен крупнейшим центром паломничества к северу от Альп.


10.

Реликварий Девы Марии. XIII в. Аахен, 20.06.2014. Source

«Четыре великие ахенские святыни» – это туника Приснодевы (исподнее платье из желтовато-белого полотна), которая была на ней в ночь Рождества в Вифлееме; пеленки (пелены) Богомладенца Христа; окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, бывшая на Нем во время крестных страданий; плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя.

«Три малые ахенские святыни»: кожаный пояс Иисуса Христа; тканый пояс Богородицы; кусок веревки, которой Христос был привязан к столбу бичевания.

В городе множество других реликвий и сокровищ.


11.

Паломничество в Аахен, 2014 год. Source

Святыни пребывали в реликварии и не выставлялись для поклонения. Перенос их в 1238 г. в новый реликварий св. Девы Марии, подаренный императором Фридрихом II, позволил проводить торжественные показы реликвий для поклонения верующих (1238, 1242, 1322). С 1349 г. в связи с эпидемией чумы такие показы устраивались каждые 7 лет с 10 по 24 июля, т. е. в течение недели до и после праздника освящения придворной капеллы – 17 июля, а также при коронациях и посещениях Аахена императорами. [10]


12.

2014. Одеяние, «бывшее» на Божьей Матери в ночь Рождества в Вифлееме, в прекрасной сохранности / Das Marienkleid. © Domkapitel Aachen / Andreas Schmitter. Source

Традиция демонстрировать реликвии каждые семь во время «Ахенских паломничеств» сохранилась до наших дней. Следующее паломничество состоится в Аахене 18-28 июня 2021 года. В 2014 году около 125 000 человек посетили Heiligtumsfahrt Aachen. Рассказывают, что в конце XV века служители насчитали более 140 000 паломников, посетивших Reliquienschatz Karls des Großen / гробницу Карла Великого за один день. Возможно, это преувеличение, свойственное средневековым рассказчикам: в книге «Страдающее Средневековье» (см.ниже) говорится, что столько было за весь год. В то время в городе Аахене проживало 10 000 жителей.


13.

Аахен, 2014. Туника – одеяние Богородицы в ночь Рождества. Source

С XIV в. из-за большого наплыва паломников реликвии демонстрировали со специально построенной галереи, соединявшей башню и здание капеллы. Собравшиеся на площади между капеллой и ратушей паломники ловили отражение святынь маленькими металлическими зеркальцами (Heiligtumsspiegel, Aachener Spiegel), которые затем увозили с собой. Иоганн Гутенберг пытался в 1436-1438 гг. наладить в Страсбурге массовое производство этого ахенского символа для паломников.


Аахенские пеленки


14.

Пеленки младенца Христа демонстриуются в Аахене раз в 7 лет в таком сложенном виде. Аахен, 2014 / Windeln Jesu. © Domkapitel Aachen / Angelika Kamlage. Source. Сложенными подобным же образом выставляются на поклонение окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа на кресте и плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя. Различие свертков – в цвете ленты

Сейчас пеленки Младенца Иисуса демонстрируются в сложенном виде. Они выполнены из плотного холщевого материала и, как объясняется, не являются «нижней пеленкой», так как похожи больше на «свивальник», в который поверх нижней пеленки заворачивают новорожденного.


15.

Аахенские пелены Иисуса представляют собою плотную войлочную ткань коричневого цвета. Если их развернуть, то они имеют трапециевидную форму. Пеленки напоминают одним паломникам муфточку из теплой ткани, внутрь которой прячут руки или рукав одежды взрослого человека, а другим часть штанины или гамаши. / Проверить информацию, что это 100% фотография аахенских пеленок не удалось. Картинка везде одна – эта. Source: 1, 2, 3

Аахенские пеленки напоминают по форме гамаши. В то время гамаши (обмотки) представляли в виде штанов [10], поэтому возникла легенда о св. Иосифе, изготовившем пелены.


16.

Четыре великие ахенские святыни на паломническом образе. XV век. / Pilgerblatt aus dem 15. Jh. mit den vier großen Reliquien - mit freundlicher Erlaubnis von Roland Wentzler, Domkapitel Aachen. Source

В связи с пеленами Младенца Иисуса в Аахене сотни лет существует легенда «Josephs Hosen» /«Порты /штаны /гамаши Иосифа». В ней рассказывается, что святой Иосиф в вифлеемской пещере снял свои исподние длинные штаны /гамаши /чулки и сделал из них пеленки.

Немецкий автор Якоб Фрей рассказывает в 1550-е гг. о проповеди некоего деревенского священника. В ней описывается, как св. Иосиф, чтобы Иисус не замерз, завернул его в свои старые чулки и сварил ему хорошую порцию швабской овсянки. Так Младенец вырос и стал очень сильным, и никогда не болел, до того дня, как евреи его распяли — тут уж ему пришлось умереть. Это один из анекдотов эпохи Реформации, направленый против диких суеверий и народных верований. [11]


17.

Иосиф снимает с себя штаны-гамаши / 1456-1458. Meister der Sterzinger Flügelbilder. Geburt Christi vom Sterzinger Altar. Multscher-Museum Sterzing. via

«Порты /гамаши /чулки Иосифа» – Josephs Hosen – нашли отражение в некоторых живописных произведениях, посвященных Рождеству Христову.

Уделено внимание этому сюжету и в книге «Страдающее Средневековье». Цитата:


"Пеленки из чулок

Одним из самых необычных занятий Иосифа было раздирание собственных чулок на пеленки для младенца. Этот сюжет не раз встречается в позднесредневековом искусстве и представляет собой нечто большее, чем курьезную деталь. В действительности, художники напоминали зрителю об одной из самых знаменитых в Европе реликвий. В XIV в. [****] Ахенский собор приобрел, среди прочих святынь, чулки св. Иосифа, которые, по преданию, последний не пожалел и пустил на пеленки для маленького Иисуса. Каждые семь лет они выставлялись вместе с рубашкой Девы Марии, полотном, на которое положили тело мертвого Христа, и тканью, в которую была когда-то завернута голова Иоанна Крестителя. К ним устремлялись толпы паломников — к примеру только в 1496 г. на реликвии пришло посмотреть 142 000 пилигримов. Они покупали памятные медали, фляжки и значки с изображением чулок, привозили их домой — Так о существовании святыни узнавали даже те, кто никуда не ездил.


18.

Иосиф в одном чулке разрезает парный чулок. Рождество. Панель Алтаря Балтимор - Майер ван ден Берг. Нидерланды, 1390-1400 / Panelen Antwerpen-Baltimore. Ca. 1400. Museum Mayer van den Bergh, Antwerpen. Source

Популярности чулок св. Иосифа не помешали ни альтернативная версия св. Бригитты Шведской (в своем видении она описывает новые сияющие пеленки, которые Дева Мария привезла с собой в Вифлеем), ни более поздние нападки протестантов. Впрочем, в XVI в. ахенцы — чтобы избежать ненужных ассоциаций с низменными элементами костюма — переименовали эту реликвию в «пелены св. Иосифа».


19.

Рождество. Панель Алтаря Балтимор - Майер ван ден Берг. Нидерланды, 1390-1400. Фрагмент / Panelen Antwerpen-Baltimore. Ca. 1400. Museum Mayer van den Bergh, Antwerpen. Source

История с чулками не только свидетельствовала о бедности Иосифа и Марии, которым не во что было завернуть младенца, но несла в себе символический смысл: Иосиф обнажает свои ноги в присутствии Бога, как это сделал Моисей на горе Синай, когда пошел посмотреть на неопалимую купину.


20.

Рождество. 1370/1372. Панель алтаря / Altar of Tirol Castle. Flügelaltar von Schloss Tirol. 1370/1372. Source

«Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». (Исх. 3:3-5).


21.

Белые чулки лежат на переднем плане – рядом с волом и ослом. / Altar of Tirol Castle. Flügelaltar von Schloss Tirol. 1370/1372

От аналогии с Моисеем тут не уйти, однако изображения с чулками все-таки скорее принижали, чем возвышали Иосифа. Чулки — слишком бытовая деталь, и если, рассказывая эту историю, ее приземленность можно было как-то затушевать, в иконографии это было сделать гораздо сложнее. Иосиф, в отличие от Моисея, в таких сюжетах не только не приобретает ореола святости, но становится еще смешнее [*****], чем раньше, так как предмет его мужского наряда превращается в пеленки для маленького ребенка." «Страдающее Средневековье» [12]


22.

Ханс Мульчер. Рождество. Панель Вурцахского алтаря. Германия, 1435 г. Берлинская картинная галерея / Die Geburt Christi. Hans Multscher (1400-1467), Herstellung, Maler. 1437. Deutschland, Ulm. 150 x 140 cm. Ident.Nr. 1621. Gemäldegalerie der Staatlichen Museen zu Berlin. Source, via

Описание этой работы из книги «Страдающее Средневековье»: "Одно из самых странных в немецкой живописи XV в. изображений Рождества. Дева Мария, младенец Иисус и Иосиф находятся в огороженном пространстве, а из-за забора на них глядят непонятные персонажи, похожие на средневековых зрителей, собравшихся посмотреть мистерию на сюжет Рождества. Вдалеке видно Благовещение пастухам. Иосиф стоит на коленях, простирая в сторону Младенца руки, почему-то в варежках (возможно, потому, что к священным телам и предметам не прикасаются голыми руками, или чтобы показать, что дело происходило зимой).


23.

Ханс Мульчер. Рождество. Панель Вурцахского алтаря. Германия. 1435. Gemäldegalerie. Фрагмент

В колыбели лежат фиолетовые чулки. Один положен поверх Младенца, завернутого в сияющие белые пеленки, другой находится под его головой. В этом случае чулки не играют никакой практической роли, а напоминают о том, чем Иосиф пожертвовал ради Иисуса." [13]

Комментарий немного драматизирован словами «странное», «почему-то». Безмерно мною уважаемым авторам виднее как должна течь река красноречия в увлекательном научно-популярном повествовании, но что странного в том, что Рождество изображено в виде представления-мистерии – не очень понятно.

Описание в книге «Страдающее Средневековье» к панели «Рождество» Алтаря Балтимор - Майер ван ден Берг, что на иллюстрации 18, такое: "Иосиф сидит в одном чулке и сосредоточенно разрезает другой. Композиция выстроена таким образом, что муж-старик находится ниже Марии, а Мария — ниже младенца. Выше всех в небесах изображен благословляющий Бог-Отец. Иосиф здесь — самая скромная фигура, и сидит он прямо на земле." [14]. Тут опять, на мой взгляд, искусствоведческая натяжка к мысли, проводимой на предшествующих страницах. Два предыдущих раздела называются «Подставной муж» и «Смешной и жалкий старик». Иосиф, конечно, тут скромный персонаж, но по такой логике повитуха оказывается выше всех земных персонажей – даже Богомладенца, выше нее только Бог-Отец. Вряд ли художник этого небольшого складного алтаря являлся страшным еретиком. Целостный вид Алтаря Балтимор - Майер ван ден Берг – в другой раз.

*****

"Однажды в монастыре у горы Афон, разговорившись с монахом-библиотекарем, я выяснил, что он был студентом Ролана Барта в Париже и участвовал в «Движении 1968». Поняв, что имею дело с высокообразованным человеком, я спросил у него, верит ли он в аутентичность реликвий, к которым сам каждый день припадает. Монах лукаво улыбнулся и сказал, что главное не аутентичность, а вера и что он сам, целуя реликвии, сообщает им мистический оттенок. Иными словами, не реликвия создает веру, а вера – реликвию." [Умберто Эко «В поисках сокровищ»] [9]


24.

Четыре великие аахенские святыни на почтовой карточке. Паломничество в Аахен, 1902 год / Ansichtskarte / Postkarte Aachen Nordrhein Westfalen, Heiligtumsfahrt 1902, das Kleid Mariens, Windeln und Lendentuch Jesu. Source

Открытка подтверждает, что и в 1902 году, как и сейчас, три из четырех великих аахенских реликвий демонстрировались в сложенном виде.


Комментарии:

[*] Упоминание об этом со ссылкой на Питера Брауна в книге: Бельтинг, Ханс. Образ и культ : История образа до эпохи искусства / Ханс Бельтинг - М., 2002 – С. 80. Скан книги в интернете неполный, комментариев в нем нет: чтобы выяснить содержание сноски про работу Питера Брауна надо идти а библиотеку.

Если казус имел место в период иконоборчества, тогда вполне объяснимо: иконы были запрещены, а мощи формально оставались разрешенными.

[**] Лат. brandea – мн.ч. от brandeum – покров, чехол для священных останков и реликвий. Св. Григорий Великий (ок. 540-604) в послании к императрице Константине употребляет понятие Brandeum, заявляя, что непосредственное прикосновение к телам мучеников есть кощунство. вrandea – «контактные» реликвии, которые приобретали чудотворную силу благодаря контакту со святыми или их мощами. На брандеа переносится благодать «материнской» святыни, священного тела.

[***] Карл Великий и сегодня почитается в Аахене как святой покровитель города. С санкции Кёльнского архиепископа Райнальда фон Дасселя и антипапы Пасхалия III (1164-1168) Карл Великий был канонизирован, местное литургическое почитание установлено 28 января – в день смерти императора. На его поминовение Фридрих Барбаросса выделил ежегодную сумму в 10 золотых марок, подарил церкви золотые сосуды и ценные ткани. Канонизация Карла Великого была подтверждена императорской грамотой с привилегией Ахену. Папа Римский Александр III, находившийся в конфликте с Фридрихом Барбароссой, не признал Карла святым. К вопросу об официальной канонизации франкского императора в Римской курии впоследствии не возвращались, но его почитание в Ахене сохранилось.

[****] В книге Михаила Майзульса «Мышеловка святого Иосифа» дата немного уточняется: «В Ахене, по крайней мере с XIII века хранилась реликвия, которую считали пеленкой Христа». Михаил Майзульс. Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем – М.: Издательство Слово/Slovo, 2019. – С. 222.

[*****] Почему «еще смешнее» – см. в книге «Страдающее Средневековье» или в следующих публикациях.

Если вдруг в записи содержится что-то для кого-то оскорбительное, то прошу прощения.


Источники:

[1] Бельтинг, Ханс. Образ и культ : История образа до эпохи искусства / Ханс Бельтинг; Пер. с нем. К. А. Пиганович. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 748 с. - С. 80.
[2] См.: Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с образом как апроприация силы // Вестник РГГУ No 7(40). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – Москва, 2018. – С.9-34.
[3] Словарь средневековой культуры / [Ин-т всеобщей истории Российской акад. наук, Ин-т мировой культуры МГУ]. под общ. ред. А. Я. Гуревича. М. : РОССПЭН, 2007. 623 с. // Статья «Реликвии»: С. 405-408. Цитата: Стр. 405.
[4] Там же. С. 406.
[5] Там же. С. 406.
[6] Воскобойников Олег Сергеевич. Тысячелетнее царство (300–1300): очерк христианской культуры Запада. М.: НЛО, 2014. 568 с. 2-е издание: 2015, 3-е издание: 2018. С. 141.
[7] Там же. С. 140-142.
[8] Там же. С. 139-140.
[9] Умберто Эко «В поисках сокровищ». Перевод очерка «Andare per tesori» из: Umberto E. Costruire il nemico e altri scritti occasionali. Milano: Bompiani, 2011. Перевод с итальянского Натальи Алякринской // «Неприкосновенный запас» № 82 – М.: «Новое литературное обозрение», 2012.
[10] Воскобойников Олег Сергеевич, Казбекова Елена Валерьевна. АХЕН // «Православная энциклопедия», IV том.
[11] Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. Зотов Сергей Олегович, Майзульс Михаил Романович, Харман Дильшат Догановна. — Москва: АСТ, 2018, 2019. С. 263 (подарочное издание: С. 253).
[12] Там же. С. 265 (подарочное издание: С. 257).
[13] Там же. С. 266 (подарочное издание: С. 258).
[14] Там же.
Сидоров Александр Иванович, Ломакин Н. А. Карл Великий // Православная Энциклопедия. Т. 31, С. 147-157
https://de.wikipedia.org/wiki/Aachener_Heiligtumsfahrt
+ см. ссылки в тексте
Иллюстрации 18 и 22 есть в книге «Страдающее Средневековье»


Ранее по теме:
Бригитта Шведская наблюдает за Рождеством, 2020-01-07
Рождество и повитуха Саломея как первая жертва собственного неверия, 2020-01-08
В поисках сокровищ. Умберто Эко. Часть 1, 2016-02-22
В поисках сокровищ. Умберто Эко. Часть 2, 2016-02-23
Святой король Людовик и реликвии Сент-Шапель. Часть 1, 2017-03-29
Святой король Людовик. Часть 2: жизнь и деяния, 2017-03-31

Tags: 13 век, 15 век, 8 век, 9 век, Германия, Рождество, история, религия, средние века, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “Рождество” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments