gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Посейдон - Нептун конный

Выставка «“Русский Йорданс”. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», 17 сентября - 30 ноября 2019, в ГМИИ им. А.С. Пушкина подходит к концу. Этот Йорданс (внизу) не русский и к выставке он не имеет отношения. Но на московской выставке можно, в числе прочего, увидеть эскизы к шпалерам и работы на мифологические сюжеты.


Создание коня. Из серии Занятия верховой ездой. Якоб (Жак) Йорданс (1593-1678) – автор эскиза / Die Erschaffung des Pferdes. Der Reitunterricht (8 Stücke). Tapisserie. Brüssel, um 1640/50. Entwurf: Jacob Jordaens (1593 Antwerpen - 1678 Antwerpen). Wirker/Manufaktur: Everard Leyniers (um 1597 - 1680). Kette: Wolle, Schuß: Wolle/Seide, Gold und Silber. Kettfäden pro cm: 8. 410 cm × 521 cm. Inv. Nr. Kunstkammer, T XL 1. Kunsthistorisches Museum Wien, Kunstkammer. Source

Шпалера со сценой создания коня из венской серии верховой езды. Шпалера выполнена по эскизу фламандского художника Якоба Йорданса. В центре – Нептун в тот момент, когда мощным ударом трезубца он создает коня. Раковина, на которой Нептун плывет по морю, окружена дельфинами, нереидами и Тритоном. С древности бог моря Посейдон-Нептун считался также богом лошадей, и согласно Павсанию и Диодору Сицилийскому он считался отцом искусства верховой езды: Посейдон впервые укротил коня. Поэтому не может быть лучшей сцены, чем создание Нептуном коня для открытия серии шпалер, изображающих уроки искусства верховой езды.

Владыка моря Посейдон, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида и др., как и прочие греческие боги, имел многочисленные внебрачные любовные связи. В т.ч. он любил Деметру и горгону Медузу. Чтобы овладеть Деметрой Посейдон стал конем.


2.

Рождение Пегаса и Хрисаора в момент, когда Персей обезглавил горгону Медузу. Эдвард Коли Бёрн-Джонс / Edward Burne-Jones (1833-1898). The Birth of Pegasus and Chrysaor (c 1876 - 1885). Between circa 1876 and circa 1885. Gouache. Southampton City Art Gallery. Source

От Медузы у него Хрисаор – «златомеч» и крылатый конь Пегас, любимец муз, выбивший копытом Гиппокрену («источник коня»), источник, из которого поэты черпали вдохновение.

Древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя Посейдон можно понимать в его дорийской форме как «супруг земли», отсюда эпитеты Посейдона — «колебатель земли», «земледержец». С другой стороны, древнейший Посейдон связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. С расселением греческих племён на островах Посейдона стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землёй, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона — коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников.


3.

Нептун и Амфитрита (Салация). Геркуланум /A Roman mosaic on a wall in the House of Neptune and Amphitrite, Herculaneum, Italy. Casa di Nettuno ed Anfitrite (Ins. V) - Triclinium (dining room) decor - titular mosaic of Neptune and Amphitrite. Source

Архаические черты у олимпийского Посейдона находят выражение в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему. Посейдон участвует в мятеже против Зевса и его спасает от оков Фетида. Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, подаёт помощь ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой враждой. Посейдон идёт на помощь ахейцам с мечом, схожим с молнией, предводительствуя их воинством. Посейдон ненавидит троянцев, царь которых Лаомедонт в своё время не заплатил ему и Аполлону обусловленной платы. Посейдон наслал на Трою страшное морское чудовище, угрожавшее царской дочери Гесионе, спасённой Гераклом.

Он один идёт против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема, хотя Зевс уверен, что Посейдон не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно.

Трезубец Посейдона — некий древний фетиш, наделённый магической силой. Посейдон мчится по морю на колеснице, запряжённой длинногривыми конями.


4.

Нептун. Археологический музей Сусса / Triumph of Neptune standing on a chariot pulled by two sea horses (Latin: hippocampes). Mosaïque d'Hadrumète, Sousse. The mid-third century AD. Archaeological Museum. Source

Морская тёмно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, постоянно именуемый «синекудрым», «темновласым». Облик Посейдона страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор. Посейдон — супруг нереиды Амфитриты. От неё у него сын Тритон — владыка морских глубин. Посейдон — отец множества детей и все они стихийны, ужасны и чудовищны.

Посейдон считается божественным отцом Тесея, сына афинского царя Эгея. Доказывая своё божественное происхождение, Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем. Именно Тесей — героический сын Посейдона, убивает Минотавра — тоже сына Посейдона, только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья Посейдона — Эвфем, Эргин и Анкей, не играющие, однако, существенной роли в походе. Вряд ли Посейдона можно считать основателем и защитником полисов; он оспаривал у Гелиоса Коринф и потерпел поражение, с острова Эгина его вытеснил Зевс, с Наксоса — Дионис, из Дельф — Аполлон, из Трезена — Афина. Она же оказалась победительницей в Афинах, посадив там маслину вопреки Посейдону. Гера забрала себе Аргос, за что Посейдон наслал сначала засуху, а затем море. Единственная страна, где царили Посейдон и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие, — остров Атлантида.

Культ Посейдона связан с почитанием его как божества моря, источников (его эпитеты: Кренух, «держатель источника»; Нимфагет, «водитель нимф») и землетрясений.

Культ Посейдона Гиппия — «конного» — преимущественно фессалийский. В Аргосе был храм Посейдона Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море.

***
Якоб (Жак) Йорданс /Jacob (Jacques) Jordaens (1593–1678) - один из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска. В числе прочих работ, Йорданс создал много эскизов для шпалер. В юном возрасте Йорданс начал учиться живописи у популярного в свое время антверпенского исторического живописца и портретиста Адама ван Ноорта, который сейчас также известен как один из учителей Рубенса.


Источники:
Die Erschaffung des Pferdes / Kunsthistorisches Museum Wien
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./Гл.ред. С.А.Токарев. - М.:НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - Т.1, Т.2.
М. Н. Ботвинник, Б. М. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. Мифологический словарь. М., Просвещение, 1994


Йорданс ранее:
Йорданс на выставке в Москве, 2019.09.18
Попугай Йорданса, 2019.09.27
Бог Дионис и «Триумф Вакха» Йорданса, 2019.09.21


Tags: 1 век, 17 век, 3 век, античность, выставки, декоративно-прикладное искусство, мифы, мозаика, шпалера
Subscribe

Posts from This Journal “17 век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments