gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Category:

Среднеазиатские халаты в Москве, Лондоне, Лос-Анджелесе. Часть 2

Продолжение. Начало: Среднеазиатские халаты в Москве, Лондоне, Лос-Анджелесе. Часть 1


Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Портрет академика архитектуры А. В. Щусева. 1941. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich

Икаты Средней Азии.

Роскошь самаркандских и бухарских шелков во все времена привлекала странствовавших и путешествовавших по Великому шелковому пути восточных и европейских купцов и послов. Шитье халатов из местных тканей было одной из самых распространенных отраслей кустарного ремесла. В 1860-е годы в Средней Азии появились швейные машинки Singer. Техническая новинка стала внедряться в традиционное производство.

Экспликация на экспозиции в ГМИИ сообщает:

« Что такое икаты? В чем их особая притягательность? Однозначного ответа не было - и нет. Но мы можем ознакомиться с некоторыми фактами истории этих действительно загадочных тканей. Известные под общелитературным названием икат / иккат, узорные полотна с плывущими контурами декора составляют особый вид тканей Евразии и Америки. Парадоксально, но при всем интересе к икатам ни время, ни предыстория их появления не известны.


2.

Белый зал. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, выставка «Восточный джаз / East West Jazz». На переднем плане: Женское нарядное платье – куртайи пешкушо. Бухара или Самарканд. Последняя треть XIX века. Шелк алочаи аурмони. Собрание Александра Клячина, Москва. Photo by Tatiana Gorbutovich

Самые ранние письменные сведения об икатах Мавераннахра (историко-географический регион Средней Азии) приведены Робертом Бертрамом Саржентом в книге Islamic Textiles. Materials for a History up to the Mongol Conquest / «Исламские ткани. Материалы к истории до монгольского завоевания» (1972), где они названы арабским термином ‘asb и персидским dara'i (двусторонний). (Отметим, что искаженным вариантом слова dara'i - «дороги» - называли икаты на Руси.) Вошедший в современный среднеазиатский лексикон синоним к названным терминам абр (облачный), предположительно, был придуман торговцами шелками.

Особенность абров Мавераннахра - редкое для тканей этого типа разнообразие декора, видов ткацких переплетений, а также назначение - их применяли главным образом для шитья верхней одежды. По колориту и одновременно по изобразительным сюжетам и построениям икаты Мавераннахра можно отнести к трем условным группам.


3.

Женский халат – тун, Бухара (?). Конец XIX - начало XX века. Полушелк адрас. Собрание Александра Клячина, Москва. Выставка в ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Первая, сверкающая яркими контрастными красками, демонстрирует неожиданные для европейского глаза и сопоставимые с авангардной живописью цветовые решения и композиционные построения. Одежду из тканей таких расцветок могли носить молодые женщины; мужчины – крайне редко, возможно, раз в жизни, во время свадьбы (тогда в их декор обязательно вводили красные тона). После свадьбы эти халаты десятилетиями лежали в оставшихся от бабушек и прабабушек сундуках, и именно такие туны составляют значительную часть европейских коллекций, включая собрание Александра Клячина.


4.

Из ткани в прямоугольниках: Женское нарядное платье – курта. Бухара. Конец XIX века. Полушелк адрас. Оранжевый: Зимний нарядный мужской халат – тун. Средняя Азия. XIX век. Полушелк бекасаб. Собрание Александра Клячина, Москва. Выставка в ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Ткани второй, небольшой в масштабах данной выставки, группы отличают скромный светлый фон и рисунок из вертикальных полос, которые могут быть широкими, неярких тонов либо в виде тонких вертикальных линий. Часто они являются не икатами, а бекасабами. Но, вне зависимости от способа декорирования, служат маркерами регламентируемых мусульманской традицией правил декорирования мужского костюма. В первую очередь - верховных правителей страны и духовенства. Так, классическим вариантом верхнего халата муллы является полушелковый тун в скромную тонкую темную полоску. Кажущаяся простота линейных орнаментов не должна нас обманывать, поскольку, судя по археологическим данным, мотивы из прямых линий и обозначенной ими клетки появляются в Средней Азии уже в период неолита.


5.

Женский зимний нарядный халат – чапан. Хорезм. Первая половина XIX века (?). Полушелк адрас. Собрание Александра Клячина, Москва. Анри Матисс (1896-1954). Судьба. 1947. Из серии «Джаз». Бумага, гуашь по трафарету. ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Наконец, декор представленных на выставке икатов третьего типа демонстрирует сложнейшие многослойные орнаментальные построения. Речь идет о любимых историками текстиля многоуровневых композициях с несколько сумрачным фоном, из глубин которого «выплывают» слабо читаемые, сложные по форме диагональные решетки-виньетки в пространство которых, в свою очередь, вписаны архаичные по форме антропоморфные либо зооморфные мотивы.


6.

Женский нарядный халат – тун, Бухара. Вторая половина XIX века. Полушелк адрас. Собрание Александра Клячина, Москва. Василий Кандинский (1866-1944). Композиция «Б». 1916. Бумага, акварель, чернила. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Photo by Tatiana Gorbutovich

Особая группа мотивов данного типа возводится к древнейшим женским изображениям: одиночным, в виде «семейного женского древа» (Э.А. Новгородова), либо в варианте четырех крестообразно расположенных, крайне стилизованных торсов акимбо (т.е. руки на талии). Отметим, что данный вид декора характерен для готовившихся для приданого женских халатов.


7.

Женское платье – курта. Бухара. Конец XIX века. Полушелк адрас. Собрание Александра Клячина, Москва. Выставка в ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Задачей создателей выставки было желание показать общие для западноевропейской живописи и восточных икатов идеи и их визуальные воплощения. Выбор как живописных полотен, так и текстильных памятников диктовался этой концепцией. »


Подробнее про четыре избранных халата


8.

Мужской парадный халат – тун. Бухара. Вторая половина XIX века. Полушелк адрас. Собрание Александра Клячина, Москва. Выставка в ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Мужской парадный халат – тун, Бухара. Вторая половина XIX века.

Этот яркий, сверкающий красками халат, выполненный с использованием неожиданного для европейского глаза цветового решения и композиционного построения, судя по всему, был выполнен специально для свадебной церемонии.

Использование адраса – плотной двусторонней полушелковой ткани простого прямого переплетения – тончайшей выработки, равно как и подкладки из дорогостоящего шанжана (т.е. ткани, меняющей цвет в зависимости от освещения), говорит о высоком достатке владельца либо его семьи.

Сохранение на поверхности ткани муара и эффекта шанжана указывает на бережное отношение владельца к дорогому предмету одежды – вполне вероятно, что по окончании связанных со свадьбой обрядов и празднеств халат хранился в сундуке, откуда извлекался по особым, редким случаям.

В изготовлении данного предмета одежды использовалась швейная машинка.


9.

Мужской халат – тун. Бухарский эмират. Вторая половина XIX века. Полушелк бекасаб. Собрание Александра Клячина, Москва. Выставка в ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Мужской халат – тун, Бухарский эмират. Вторая половина XIX века.

Украшение одежд полосами – древняя традиция, незамысловатый, но выразительный и богатый своей вариативностью прием орнаментации. В данном халате на белом хлопковом поле ткани чередуются контрастные переливающиеся на свету шелковые желтые и фиолетовые с черной окантовкой полосы.

Халаты такой расцветки, как правило, шились для духовных лиц. Скромность ткани представленного халата обманчива, поскольку он идеально раскроен, его стан сшит из нескольких разрезанных вдоль и соединенных кромками на спине полотнищ, перекинутых наперед по линии плеча. Тщательное сохранение параллельности полос при крое одежды позволяет воспринимать его как единое, монолитное, самодостаточное произведение, в котором ярко выявлена вертикаль.

Судя по подкладке и нескольким видам сшивных нитей, халат реставрировался либо перешивался в домашних условиях. Предположительно, он принадлежал небогатому сельскому мулле.


10.

Женский халат – тун либо мунисак. Самарканд (?). Не позднее первой половины XIX века. Полушелк адрас. Собрание Александра Клячина, Москва. Даниель Бюрен (р. 1938). Серия коридоров, № А04 & А06. Диптих, 1983. Холст, акрил. Предоставлено художником и Галереей Kamel Mennour, Париж/Лондон. Франсуа Морелле (1926-2016). Без названия. 1970. Бумага, шелкография. Фонд поддержки искусств Гандюра, Женева /Fondation Gandur pour l’Art, Genève. Выставка в ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich

Женский халат – тун либо мунисак, Самарканд (?). Не позднее первой половины XIX века.

черно-белый тун внешне простой, но удивительно выразительный, гармоничный и обладающий особым обаянием рисунок данного халата ставит его в один ряд с лучшими работами среднеазиатских ткачей. Вероятно, это осознавалось и владельцами, поскольку по степени изношенности туна очевидно, что он представлял собой своего рода реликвию: халат неоднократно переделывали и реставрировали в домашних условиях – в частности, заметно укоротили подол.

Верхняя ткань халата выполнена из полушелковой ткани адрас, подкладка представляет собой позднюю переделку с использованием ситца серых тонов.

При окрашивании ткани для однотонных рисунков производится одно окунание в красильные ванны. Для сравнения – для цветных эта цифра может доходить до шести-семи.


11.

Мужской парадный халат – тун. Самарканд. Вторая половина XIX века. Шелк алочаи аурмони. Собрание Александра Клячина. Даниель Бюрен (р. 1938). Белая акриловая краска на белой и синей полосатой ткани. 1969. Холст, акрил. Предоставлено художником и Галереей Kamel Mennour, Париж/Лондон. Source

Мужской парадный халат – тун, Самарканд. Вторая половина XIX века.

Крой данного туна, как и других халатов такого кроя, формы, размеров и способа заделки кромок, указывает на его принадлежность к гардеробу высокопоставленного бухарского чиновника. Халаты из такой чисто шелковой ткани изготавливались в дворцовых мастерских эмирата и ценились столь высоко, что их традиционно включали в состав посольских подношений, и российским императорам тоже.


12.

Икат - традиции узбекского национального ткачества. // Islam Karimov Foundation

Халат

В материалах выставки говорится, что вошедший в русский язык термин хал’ат изначально обозначал даренные подношения, в том числе и одежду. К сожалению, без уточнения к какому периоду относится «изначально».

Из этимологических словарей следует, что слово «халат» пришло в русский язык из турецкого, где оно, в свою очередь, является заимствованием из арабского. Существительное «халат» в русском языке вошло в употребление в XVII в.

Слово «Халат» в некоторых этимологических словарях:

▲ Домашняя или рабочая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу (у нек-рых азиатских народов – верхняя запахивающаяся одежда). ▲ В русском языке со 2-й четв. XVII в. известно халатъ (1640), встречается в документах XVIII в. (1779) и произведениях Пушкина (1820), халатъ отмечен в словарях с 1847 г.. Прилагательное халатный обрело значение «домашний, фамильярный, затрапезный, неряшливый, небрежный» в 1830-х гг.. Существительное халатность известно с 1860-х гг. ▲ Из тур. hyl‘at «пожалованное султаном платье, почетное платье». Первоисточник: араб. hil‘a, мн. ч. hil‘a «почетная одежда». [Этимологический словарь Шапошникова, М.: Наука, 2010]

Исторически арабское слово хил'ат «почетное платье», которым восточные монархи награждали своих подданных. Обычай усвоен многими тюркскими феодалами. В тюркской практике слово произносилось халат и было передано в русский язык. [Дмитриев, 1958, 34]

Тур. hil'at из ар. пожалованный халат, платье; почетный халат [Магазаник, 1945, 249]


13.

Jazzee. Создание ткани в технике икат. Мастер Аскаров Иброхим. Маргилан (Ферганская долина). / Jazzee. The video shows unique process of making fabric in Ikat technique led by the craftsman Ibrokhim Askarov from Margilan (Fergana Valley, Uzbekistan). // railya lelek

Джаз

Название выставки в Пушкинском «Восточный джаз» связано и с графической серией Анри Матисса «Джаз», состоящей из 14 листов, созданной в 1947 году; и с техникой икат.

Сравнение иката с джазом – не изобретение инициаторов выставки, а обычное дело.

«Искусство мастеров иката можно сравнить с джазовой импровизацией: на фоне повторения старых тем прибавляются все новые элементы и возникают новые мелодии» [Asia Travel Discoveries]; «когда в фон известных мелодий, вплетаются новые темы, порой изменяющие основную канву произведения до неузнаваемости, наполняя ее иными красками» [Интернет магазин восточных товаров].


14.

Wall Hanging (Pardah), Uzbekistan, Bukhara, second quarter of the 19th century, Los Angeles County Museum of Art, gift of Dr. David and Elizabeth Reisbord. Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. © LACMA

Старые мастера иката рассказывали в 1940-е и 1950-е годы, что ими двигало стремление передать сезонное настроение, например, используя абстрактные фигуры на основе природных форм.


P.S. В среднеазиатских тканях я, разумеется, не понимаю абсолютно ничего. Это записи для памяти. Компьютер упорно без спросу заменяет незнакомые ему слова на те, что он сам считает нужным. Я могла где-то пропустить. Если заметили ошибку – напишите, пожалуйста.


15.

Wall Hanging (Pardah), Uzbekistan, Bukhara, second quarter of the 19th century, Los Angeles County Museum of Art, gift of Dr. David and Elizabeth Reisbord. Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. © LACMA

Начало: Среднеазиатские халаты в Москве, Лондоне, Лос-Анджелесе. Часть 1


16.

Полотнища ткани (два фрагмента одной точи). Самарканд. Начало XIX века. Полушелк адрас. Деталь. Выставка «Восточный джаз / East West Jazz», Москва. Photo by Tatiana Gorbutovich

Источники, литература, ссылки:

Выставки:

The V&A exhibition Central Asian Ikats from the Rau Collection ran from 5 November 2007-30 March 2008. // Victoria and Albert Museum, London
Power of Pattern: Central Asian Ikats from the David and Elizabeth Reisbord Collection. Los Angeles County Museum of Art, Feb 3 - Aug 11, 2019
Восточный джаз / East West Jazz, ГМИИ, Москва, 01 октября - 15 ноября 2019

Елена Царёва, один из кураторов выставки, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера); кандидат исторических наук. Икаты Мавераннахра: от «А» до «Я». Анонс лекции, прошедшей 02.10.2019 в ГМИИ
Аудиогид по выставке «Восточный джаз» на izi.TRAVEL. В аудиогиде есть описания только для трех халатов: илл. 23-25.
Дарья Горшкова. Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz»» в Пушкинском музее. Экскурсия сокуратора, сценографа и бывшего арт-директора французского Vogue // Vogue, 30.09.2019
Антон Данилов. Выставка «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее: какая связь между халатами и абстрактным искусством? Чтобы понять замысел кураторов, BURO попросило сценографа экспозиции Патрика Уркада ответить на несколько каверзных и не очень вопросов // Buro 24/7, 08.10.19

Икат:

Так рождается икат: мастер рассказал о создании узбекских тканей, 02.03.2017
История ткани икат // Интернет магазин восточных товаров
Икат / Дизайнер Oscar De La Renta дважды использовал "икат" в качетсве лейтмотива в своих коллекция в 2005 году и 2008. // Look At Me, 2011

Tags: 19 век, Восток, ГМИИ, Москва, видео, выставки, декоративно-прикладное искусство, исламская культура, костюм, мода, сравнение
Subscribe

Posts from This Journal “Восток” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments