gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Наталья Гончарова во Флоренции и в Лондоне

Русские художники в Европе



Photograph of the Target exhibition artists (left to right) Mikhail Larionov, Sergei Romanovich, Mikhail Le Dantiu, Natalia Goncharova, Maurice Fabbri, Vladimir Obolensky. Moscow, July 1913. State Tretyakov Gallery, Manuscripts department, Moscow. Source

Выставка работ Натальи Гончаровой Natalia Goncharova, tra Gauguin, Matisse e Picasso проходит во Флоренции в Палаццо Строцци с 28 сентября 2019 по 12 января 2020 года. Экспозиция включает 130 работ Гончаровой, ее спутника жизни Михаила Ларионова, а также некоторые произведения художников, повлиявших на Гончарову: Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо.

2.

Лондон / Natalia Goncharov’s Harvest Series at Tate Modern, 2019. Photo: © Tate Photography (Matt Greenwood). Source

До этого выставка Natalia Goncharova проходила в Лондоне в Tate Modern – с 6 июня по 8 сентября 2019.


3.

Флоренция / Natalia Goncharova, tra Gauguin, Matisse e Picasso. Palazzo Strozzi. Foto di Alessandro Moggi Photographer. Source

Вера Щербакова, ТАСС, Флоренция, 27.09.2019:

« Кураторы выставки поместили Гончарову (1881-1962), уроженку Тульской губернии из дворянского рода Гончаровых, продолжавшего ветвь жены Александра Пушкина – полной тезки художницы, между Гогеном, Матиссом и Пикассо. Именно представители знаменитого французского импрессионизма [очевидно, имеются в виду не только импрессионисты, но и постимпрессионисты: на Западе в терминах иногда не отделяют от импрессионистов пост- и нео- – прим. gorbutovich] повлияли на становление молодой Натальи, начавшей обучаться скульптуре и живописи в Москве.


4.

Ларионов Михаил Федорович. Портрет Н.С. Гончаровой. 1915. Картон, гуашь, темпера, коллаж. 99 х 85. Дар В.Е.Морица © Третьяковская галерея. Source / [?] Не уверена, что на европейских выставках именно этот портрет. Он был на выставке Ларионова в ГТГ

А открывает экспозицию портрет Гончаровой кисти Михаила Ларионова. Они познакомились на заре своего творчество и всю жизнь сотрудничали и экспериментировали, хотя романтические отношения со временем переросли в дружбу. Именно Ларионов в 1907 году изображает Гончарову "женщиной, которая разрывает схемы и условности эпохи".


5.

Эта картина – рекламное лицо выставки во Флоренции. Гончарова Наталья Сергеевна. Автопортрет с желтыми лилиями. 77.5 х 58.2, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея / Natalia Goncharova Self-Portrait with Yellow Lilies 1907-1908 State Tretyakov Gallery (Moscow, Russia). Source

Первопроходец, опередившая свое время

В творчестве Гончаровой, которая обращалась к разным стилям – от натурализма и символизма до модернизма и кубизма, соединились самобытность русского духа и веяния нового века. Она стала первой женщиной, изображавшей наготу, что стало предметом цензуры в царской России и поводом для обвинения в распространении порнографии.


6.

Гончарова Наталья Сергеевна. Натурщица (на синем фоне). 1909-1910. 111 х 87 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Source

На флорентийской выставке представлена та самая картина – "Натурщица (на синем фоне)" (1909), которая была конфискована на первой персональной выставке Гончаровой в Москве, продлившейся всего один день.


7.

Гончарова Наталья Сергеевна. Божество плодородия. 1909-1910 / The Deity of Fertility. 1909-1910. State Tretyakov Gallery (Moscow, Russia) © ADAGP, Paris and DACS, London 2019

Примечательно, что спустя 100 лет эта работа вновь подверглась цензуре, но уже со стороны Instagram, который ограничил пользователям показ картины, использованной в ролике о выставке, сделанном для социальных сетей, "поскольку [работа] излишне изображает обнаженное тело".


8.

Natalia Goncharova. Gardening. 1908. Tate Presented by the artist 1961 © ADAGP, Paris and DACS, London 2019. Source

Как сказала английский куратор выставки из лондонской галереи современного искусства Тейт Модерн Наталья Сидлина, "Гончарова предвосхитила многие тенденции XX века и в искусстве, и в обществе".


9.

Natalia Goncharova. Cyclist. 1913. State Russian Museum (St Petersburg, Russia). © ADAGP, Paris and DACS, London 2019

"Наша экспозиция, в подготовке которой нам помогали российские коллеги, призвана в цвете рассказать о жизни Гончаровой, каждом отдельном ее этапе, а также о русской культуре, в которой она выросла и которую пронесла до смерти", – сказала Сидлина.


10.

Natalia Goncharova. Linen 1913. Tate © ADAGP, Paris and DACS, London 2019. Source

От Лондона до Хельсинки через Италию

Во Флоренцию выставка переехала из Лондона. Произведения были представлены не только Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем, но и региональными музеями – из Нижнего Новгорода, Серпухова, Татарстана.


11.

Natalia Goncharova, Dynamo Machine. 1913, oil paint on canvas, 116 × 102 cm. Dendar Artworks Limited, © ADAGP, Paris and DACS, London 2019

Кроме того, во Флоренцию привезли работы из собрания Тейт Модерн, музеев Шотландии, Уэльса, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, частных коллекций.


12.

Natalia Goncharova Peasant Woman from Tula Province 1910. State Tretyakov Gallery (Moscow, Russia) © ADAGP, Paris and DACS, London 2019

Как пояснила корреспонденту ТАСС куратор с итальянской стороны Людовика Себрегонди, флорентийская выставка обогащена "итальянским периодом" Гончаровой и Ларионова, уехавших в Европу в 1914 году по приглашению импресарио Сергея Дягилева работать над костюмами и декорациями его балетов из "Русских сезонов". Театр и иллюстрирование книг всегда было частью работы художников.


13.

Natalia Goncharova. Costume design for the ballet Sadko. 1915-1916. a) Jellyfish. b) Coral, 37.5 x 23.9 cm. State Tretyakov Gallery, Moscow, Russia. © ADAGP, Paris and DACS, London 2019. Source

С сентября 1916 по апрель 1917 творческая пара жила в Риме, где снимала студию. У Гончаровой в тот период появилось множество итальянских друзей, в также противников.

Художница еще ранее не совсем однозначно отнеслась к футуризму и манифесту Филиппо Маринетти. "В Италии, где современное искусство отсутствует, футуризм появился неожиданно, то есть искусство будущего, смесь импрессионизма и национализма", – писала Гончарова. Из разных музеев Апеннин привезли картины итальянских художников того периода.


14.

Natalia Goncharova, Orange Seller 1916, oil paint on canvas, 131 × 97 cm. Museum Ludwig, Cologne, © ADAGP, Paris and DACS, London 2019

По завершении флорентийского этапа в начале следующего года выставка "Наталья Гончарова. Между Гогеном, Матиссом и Пикассо" отправится в Хельсинки. » [ТАСС, Вера Щербакова, Флоренция, 27.09.2019]


15.

Natalia Goncharova. Theatre costume for the Coq d'Or in the Ballets Russes production of 'Le Coq d'Or' (The Golden Cockerel) 1937 Los Angeles County Museum of Art (Los Angeles, USA) © ADAGP, Paris and DACS, London 2019. Source


16.

Natalia Goncharova. Rayonist Composition c.1912-13. Tate © ADAGP, Paris and DACS, London 2019

На выставке во Флоренции, как уже сказано, представлены работы не только Гончаровой и Ларионова, но и художников, повлиявших на художницу.


17.

Natalia Goncharova, Mystical Images of War-Angels and Aeroplanes 1914, lithograph on paper, 32.9 × 25.2 cm. Scottish National Gallery of Modern Art, Edinburgh, © ADAGP Paris and DACS, London 2019

На европейских выставках вспоминают московских коллекционеров Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, сыгравших важнейшую роль в формировании искусства русского авангарда. Щукин открыл свое собрание для публики. Морозов покупал картины современных отечественных художников, поддерживая их материально. В дом Ивана Морозова попасть было сложнее, чем в щукинский – только через знакомых, но очень многие художники в нем бывали, в том числе и Гончарова с Ларионовым.


18.

Gauguin, “Ciotola di frutta e boccale davanti a una finestra”, 1890 circa. Londra, National Gallery. © The National Gallery, London. / Выставка во Флоренции

Из путеволителя по выставке в Лондоне «Natalia Goncharova», 6 June – 8 September 2019, Tate Modern:

« Moscow

Cézanne and icons are equivalent, but my works, which I painted under Cézanne’s influence and under the influence of icons, are not the same at all... I am by no means European.
— Natalia Goncharova

When Goncharova was eleven, her father moved the family to Moscow. At the age of twenty, she enrolled at the School of Painting, Sculpture and Architecture. It was here that she met fellow artist Mikhail Larionov, who would become her lifelong partner.

Early twentieth-century Moscow was one of the best places in the world to see modern European painting. Two industrialists – Ivan Morozov and Sergei Shchukin – built up and displayed extensive art collections that included works by Paul Cézanne, Paul Gauguin, Pablo Picasso and André Derain. Their family collections started with Russian icons and included traditional arts and crafts, such as wood and stone carvings and popular prints. These works shared many of the characteristics of early modernist art, such as bold colours, minimal forms and flattened surfaces. Learning to appreciate these qualities helped Shchukin and Morozov to recognise the talent of avant-garde artists in both Europe and in Russia. Goncharova and Larionov were among the young Russian artists whose works were acquired for the Morozov collection. »


19.

Paul Cézanne, “Il giardiniere Vallier”, 1906 circa. Londra, Tate © Tate, London 2019 / Выставка во Флоренции

Наталья Гончарова знала работы Сезанна как по репродукциям в журналах, так и благодаря произведениям, находившимся в Москве в коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.


20.

Henri Matisse, “André Derain”, 1905. Londra, Tate. © Tate, London 2019 © Succession H. Matisse, by SIAE 2019 / Выставка во Флоренции

С Матиссом Гончарова возможно встречалась в Москве, когда в октябре 1911 года он находился в гостях у Сергея Щукина.


21.

Pablo Picasso, “Busto di donna”, 1909. Londra, Tate. © Tate, London 2019 © Succession Picasso, by SIAE 2019 / Выставка во Флоренции


22.

Natalia Goncharova, Peasants Gathering Grapes, 1913-14, oil paint on canvas, 145 × 130 cm. Bashkir State Art Museum, Ufa, © ADAGP, Paris and DACS, London 2019


23.

Natalia Goncharova with 'Basic makeup for an actress of the Futurist theatre', published in Teatr v karrikaturakh, 21 September 1913, p.9. State Tretyakov Gallery, Moscow, photo: Andrei Sarabianov. Source

«Гончарова - это слово тогда звучало победой», – писала Марина Цветаева о Наталии Гончаровой 1910-х годов.


24.

Natalia Goncharova / Выставка в Palazzo Strozzi

Бенедикт Лившиц называл ее амазонкой русского авангарда. Ее открытия в области станковой живописи подтверждали теории и манифесты первых авангардистов, а часто и опережали их.


25.

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов в декорационной мастерской. 1913 год © Государственная Третьяковская галерея. Source / Выставка в Palazzo Strozzi

Она без страха обращалась к самым разным традициям, перемешивая и переиначивая их в своем творчестве, в связи с чем Михаил Ларионов выдвинул «принцип свободного копирования».


26.

Гончарова и Ларионов. Год - ? /В 1920–1930-е Гончарова продолжает заниматься живописью, преподаванием, книжной иллюстрацией, но её известность сходит на нет. Гончарова сотрудничает с Домами моды. В 1930−1940-х годах художники продолжают работать в театре. В годы Второй мировой войны и в начале 1950-х театральных заказов практически нет, художники живут в бедности. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов вступили в официальный брак только в 1955 году, когда Наталье было 74 года. И только для того, чтобы урегулировать вопросы наследства / Natalia Goncharova e Mikhail Larionov si sposarono quando lei aveva 74 anni, nel 1955 e solo per regolare l’eredità, era risaputa infatti la loro relazione aperta / Фотография: выставка в Palazzo Strozzi

Импрессионизм и кубизм, неопримитивизм и лучизм в живописи Гончаровой – это бесконечное разнообразие живописной формы.


27.

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов. 1956 год © Getty Images. Source / Эта фотография не с выставок

Особая тема ее неопримитивистского периода – религиозные композиции, в которых художница предложила новое авангардное осмысление древнейшей национальной традиции искусства.


28.

Лондон / Natalia Goncharova, The Evangelists 1911, oil paint on canvas, 204 × 58 cm each. The State Russian Museum, St Petersburg /'The Evangelists' was removed from her 1913 exhibition © Matt Greenwood /Tate Modern. Source

Несмотря на сложную и противоречивую общественную реакцию на композиции, Наталии Гончаровой был предложен заказ на храмовые росписи.


29.

A scene from the ballet. The Firebird, 1950s. Source

С 1915 года Наталия Гончарова начала сотрудничество с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и стала одним из самых знаменитых театральных художников-новаторов первой половины ХХ века.


30.

Флоренция, Палаццо Строцци. Презентация выставки "Наталья Гончарова. Одна женщина и авангард между Гогеном, Матиссом и Пикассо". © Вера Щербакова/ТАСС. Source


31.

Флоренция, Палаццо Строцци. Презентация выставки "Наталья Гончарова. Одна женщина и авангард между Гогеном, Матиссом и Пикассо". © Вера Щербакова/ТАСС. Source


32.

Флоренция, Палаццо Строцци. Презентация выставки "Наталья Гончарова. Одна женщина и авангард между Гогеном, Матиссом и Пикассо". © Вера Щербакова/ТАСС. Source


33.

Наталья Гончарова - лидер русского авангарда | Tate Shots. Подпись к ролику: "Откройте для себя искусство Натальи Гончаровой, первой художницы русского авангарда." © Tate. Source

Справка ГТГ: Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962)

Происходит из дворянско-купеческой семьи, по линии отца – двоюродная правнучка Н.Н.Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1901 в качестве вольнослушателя на скульптурном отделении у П.П.Трубецкого и С.М.Волнухина. Живописи училась у К.А.Коровина (до 1909), в дальнейшем формировалась под влиянием М.Ф.Ларионова, впоследствии стала его женой. Организатор совместно с Ларионовым и участница выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1914), "№ 4". Принимала участие в выставках объединений "Мира искусства", "Союз молодежи", "Московский салон", "Синий всадник" (Мюнхен–Хельсинки), а также футуристов в Риме, постимпрессионистов в Лондоне, галереи "Штурм" в Берлине. С 1915 года вместе с Ларионовым работала в Париже, где оформляла спектакли в антрепризе С.П.Дягилева, в том числе "Золотой петушок" (1914) и "Свадебка" (1923). В 1930-1940-х работала в различных театрах Европы и Америки. Гончарова – крупнейший художник. [Государственная Третьяковская галерея]


34.

Наталия Гончарова. 1910-е годы © Государственная Третьяковская галерея. Source / Выставка в Palazzo Strozzi


Источники и подробнее про Гончарову:
Я на этих выставках не была.
[Первопроходец] Natalia Goncharova. The Trailblazer. Christina Lodder // Tate Etc. issue 46: Summer 2019, 5 June 2019
Prossimamente. Natalia Goncharova, tra Gauguin, Matisse e Picasso. blog.palazzostrozzi.org
Mostra: Natalia Goncharova. Una donna e le avanguardie, tra Gauguin, Matisse e Picasso. Palazzo Strozzi. Organizzata da: Fondazione Palazzo Strozzi e Tate Modern, Londra. 28 settembre 2019 - 12 gennaio 2020
Natalia Goncharova. 6 June – 8 September 2019. Large Print Guide - Tate
Natalia Goncharova. 1881-1962 // Tate / Art & Artists
Во Флоренции представили выставку Натальи Гончаровой / Флоренция, 27 сентября. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. ТАСС, 27.09.2019 (я сделала пару правок в падежах) / 26 сентября 2019 выставку представили журналистам и профессиональному сообществу
Выставка работ Натальи Гончаровой открылась во Флоренции // Телеканал «Россия – Культура», 27.09.2019
[Наталья Гончарова. Государственная Третьяковская галерея]Работы Гончаровой на сайте ГТГ: Гончарова Наталья Сергеевна. 50 произведений
Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. Евгения Илюхина, зам.заведующего отделом графики XVIII - начала XX века, ГТГ, 14 февраля 2018
Ларионов Михаил Федорович. Портрет Гончаровой. Большой музей, Государственная Третьяковская галерея
Наталия Гончарова, ГТГ
Art works Photos. Goncharova Natalia. Tretyakov Gallery
Гончарова и Ларионов. История любви и партнёрства. ГТГ
«Гончарова, это слово тогда звучало победой». О выставке Наталии Гончаровой в Третьяковской галерее. Ирина Вакар // Журнал «Третьяковская галерея», №1, 2014 (42)
Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом. Третьяковская галерея c 16 октября 2013 по 16 февраля 2014 // www.museum.ru/N51091
Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом / Гос. Третьяковская галерея. — М., 2013.



Гончарова ранее:
Наталия Гончарова между Востоком и Западом, 2013-12-02
Виртуальные выставки: Наталия Гончарова, Константин Коровин, Петр Кончаловский, Иван Грозный, 2013-12-04


См. также:
Иван Щукин: жизнь и смерть, 2019-09-10 – про брата Сергея Ивановича Щукина
Грех молодости Сергея Щукина, 2019-09-09 – про визит к Ивану Абрамовичу Морозову Мориса Дени

Tags: 20 век, Британия, Европа, Россия, Флоренция, авангард, видео, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “авангард” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments