gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Шехтель и Пушкинский музей

Франц Шехтель в 1890-е годы и как он проявил себя при при создании Музея изящных искусств имени императора Александра III – Пушкинского музея.

07 августа 2019 года исполняется 160 лет со дня рождения Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926). К его 150-летнему юбилею Москомнаследие провело инвентаризацию объектов культурного наследия и выявило, что к 2009 году на территории Москвы имелось 36 памятников федерального и 44 регионального значения, связанных с именем Шехтеля. Тогда же под охрану было принято еще шесть зданий Шехтеля. [1] Итого 86 сооружений только в Москве, из них зданий – около /более 70.


Фрагмент витража в Красной комнате особняка Зинаиды Морозовой архитектора Франца Шехтеля

Врубель говорил: «Скверная плодовитость: она забьет и прекрасное» – это утверждение справедливо для многих деятелей культуры, но к другу Врубеля Францу Шехтелю оно точно не относится.

Шехтель в 1890-х

Из записок впоследствии известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко (1870-1947) можно узнать каким представал Шехтель и его мастерская во второй половине 1890-х – в период восхождения Франца Осиповича к архитектурным вершинам и когда он достраивал морозовский особняк на Спиридоновке.

«Шехтель был архитектор талантливый и отличный рисовальщик с манерой виртуоза карандаша... [с большой долей лов􏰀качества в линиях] с очень хорошим подбором тонов; для большего эффекта он рисовал на цветном сером бристоле. Жидкие туши уже входили в употребление, а у Каминского он работал еще китайской тушью, растирая ее на блюдце...

Ф.О.Шехтель был образованным, культурным человеком, выдвинувшимся архитектором, благодаря удачным работам в имении фон Дервиза (под Москвой) и постройкой особняков для московских купцов, найдя новое оформление особняков московских миллионеров, применив в своих проектах англоготику.


2.

Москва в витраже Шехтеля. 1903 г. Эскиз витража для центрального вестибюля Торгового дома Московского страхового общества с гостиницей «Боярский двор». Архитектор Фёдор Шехтель. МУАР

У Шехтеля была хорошая библиотека, откуда он черпал мотивы своей архитектуры. Библиотека эта была для нас значительным стимулом в работе и мы свободно ею пользовались. Работать было интересно.


3.

Интерьеры Шехтеля. Особняк Зинаиды Морозовой, 1893-1898. Аванзал. Белый зал или Большой мраморный зал. Фотографии из книги: Печёнкин И. Великие архитекторы. Т. 3. Федор Осипович Шехтель – Комсомольская правда, Директ-Медиа, 2014 / Артотека, вып. 90. «Директ-Медиа», Москва, 2019. Source

Отдельная мастерская во дворе бывшего дома тогда Гиршман (ранее Пороховщикова) на Тверской... была хорошо обставлена с удобными столами, сделанными по рисункам: в соседней комнате, украшенной во всю стену французским гобеленом, работал сам Шехтель. Работа шла с 9 до 4-х с завтраком в 12 часов в столовой с накрытым столом, сервировкой, завтрак был горячий мясной, прислуживал лакей.


4.

Каминный зал. Большая столовая Морозовых. Особняк Зинаиды Морозовой. 1893-1898 гг. Архитектор Франц Шехтель. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Изготовлялось много рисунков для оборудования, вплоть до утвари. Это не напоминало работу у Каминского, здесь веяло свежим духом и большой культурой.


5.

Проект камина для каминного зала особняка З.Г. Морозовой (С.Т. Морозова) на Спиридоновке, Ф.О. Шехтель © Музей архитектуры им. Щусева. Source

Шехтель был другом Левитана, Антона Чехова, его брата-художника Н.Чехова и других литераторов и художников. Бывал ежегодно за границей, много читал, знал языки и все время упорно работал. ...Училище он не окончил, пробыв в нем очень мало, обязанный сам себе, он сдал экзамен на право производства работ... Отношение Шехтеля к нам было хорошее и иногда в праздники он приглашал нас к своему завтраку в своей красивой квартире в лицевом корпусе того же дома...» [2]


6.

Витраж Михаила Врубеля «Рыцарь». Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке. 1893-1898. Архитектор Франц Шехтель. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Илья Бондаренко работал помощником в мастерской Шехтеля на особняке Зинаиды Морозовой и во время проектирования ряда павильонов для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Он поступил в мастерскую в 1896 году. В то время Шехтель уже продал свой первый дом на Петербургском шоссе и жил в доходном доме Пороховщикова на Тверской. Строительство второго из собственных домов зодчего в Ермолаевском переулке еще не было закончено.


7.

Скульптура в аванзале. Восстановлена после пожара 1995 г. Главный дом усадьбы Зинаиды Морозовой. 1893-1898 гг. Архитектор Франц Шехтель. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете

Помимо 86 сооружений, спроектированных Шехтелем, есть в Москве еще одно всем известное место, к которому он имеет отношение. Это Музей изящных искусств – современный Пушкинский музей, созданный энергией Ивана Владимировича Цветаева. Профессор Цветаев выступил с инициативой создания музея в 1894 году, в 1912 году музей был открыт.


8.

Витраж в будуаре – Красной комнате. Особняк Зинаиды Морозовой. Архитектор Франц Шехтель. Снимок экрана виртуального тура

Франц Шехтель принимал участие в организации нового музея в разных качествах. Он участвовал в Комитете Музея; занимался фандрайзингом – агитацией среди своих заказчиков по привлечению средств.


9.

Витраж в будуаре – Красной комнате. Особняк Зинаиды Морозовой, конец XIX века. Снимок экрана виртуального тура

Шехтель смог привлечь как меценатов многих своих клиентов, а также сам стал жертвователем Музея. Архитектор оплатил изготовление слепков с рельефов Пергамского алтаря и приложил руку к проекту оформления Пергамского зала. Цветаев прибегал также к услугам Шехтеля как консультанта в вопросах строительства музея и проектирования некоторых помещений.


10.

Витраж в будуаре – Красной комнате. Особняк Зинаиды Морозовой, конец XIX века. Снимок экрана виртуального тура

Из переписки и дневниковых записей

И.В. Цветаев - Ф.О. Шехтелю:

«Подумайте, Франц Осипович, кого бы из Ваших денежно-могучих клиентов можно было серьезно заинтересовать Музеем изящных искусств... Вы свой человек в очень сильном, да пожалуй, самом сильном кругу Москвы. Во имя искусства... и просвещения молодых поколений, сами живой и молодой художник, поработайте для Музея, который после в своей истории горячо помянет Вас добром». [3]


11.

Будуар – Красная комната. Особняк Зинаиды Морозовой. Арх. Франц Шехтель. May 2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Ф.О. Шехтель. Из писем И.В. Цветаеву.

Многоуважаемый Иван Владимирович,
я передал Алексею Викуловичу Морозову положение о Комитете и с первого же момента не заметил в нем большого энтузиазма к музею, или, может быть, он самого себя расхолаживал, рассказывая мне, что чуть ли не ежедневно ему предлагают жертвовать. Перечень имен, в компанию которых он попал бы, кажется, заставил его более заинтересоваться, и в конце концов я уверен, он войдет в это дело, уверенный в пользе такого музея для Москвы, в почете, который он приобретет.

Сергей Павлович фон Дервиз заинтересовался сразу — это, конечно, естественно, потому что он особенно знаком с греческими древностями; я ему также передал положение. На праздниках я буду у него в Петербурге и передам Вам по возвращении о дальнейшем разговоре с ним. С Зинаидой Григорьевной [Морозовой] труднее: не отдавая себе ясного отчета о степени важности Музея, мне думается, она может постольку пойти навстречу Вашему желанию, поскольку для ней был авторитетен или скорее важен говорящий с нею. Все экземпляры положения о Музее я раздал. Не знаю, сумею ли я привлечь кого-нибудь — во всяком случае, я не пропускаю случая пропагандировать. С истинным уважением.
Вам преданный Ф. Шехтель [4]


12.

Роман Иванович Клейн. Конкурсный проект здания Музея изящных искусств имени Александра III. 1896. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Выставка «Эпоха модерна». 26 апреля - 08 сентября 2019

21 декабря 1896 г. Москва
Многоуважаемый Иван Владимирович,
я сегодня уезжаю за границу на 3 недели, и, к моему стыду, я должен сознаться, что у меня не хватило ни энергии, ни времени успеть окончить проект Музея. Кажется, все сговорились мне помешать: планы местности и нивелировки я раздобыл лишь на днях, даже маленькая операция, которой должен был подвергнуться, отняла у меня 4-5 дней работы.
Теперь же мне совестно перед Вами за причиненное беспокойство и то мнение, которое Вы обо мне составите.
Примите уверение в моем глубоком к Вам уважении. Ф. Шехтель [5]


13.

Роман Иванович Клейн. Проект витража для Музея изящных искусств имени Александра III. 1900-е. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Выставка «Эпоха модерна». 26 апреля - 08 сентября 2019. Наибольшую известность Клейну принесло здание Музея изящных искусств (1898-1912) в стиле неоклассицизма. Это самое крупное произведение зодчего. За этот проект Клейн в 1907 году получил звание академика петербургской Академии Художеств.

Из дневника И.В. Цветаева. 24 февраля 1898 г.:

" <...> Недели две тому назад такое же удовольствие доставил мне неожиданный дар Пергамских рельефов, предложенный архитектором Францем Осиповичем Шехтелем. Скульптуры великого Пергамского алтаря займут целую стену в 35-40 аршин Эллинистического зала и будут стоить около 3000 р. "


Официальное письмо, написанное Шехтелем позже устного предложения дара:

20 апреля 1898 г.

Милостивый государь Иван Владимирович,
зная, что до сих пор Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете не имеет гипсовых слепков со скульптур древнего Пергама, хранящихся в Берлинском музее, почтительнейше прошу Ваше Превосходительство доложить Комитету по устройству сего Музея о намерении моем доставить таковые Музею ко времени открытия нового его здания. О постановлении же Комитета по сему делу благоволите меня уведомить.
Примите уверения в совершенном моем почтении и уважении.

Ф. Шехтель
Его Пр-ву И.В. Цветаеву [6]


14.

Пергамский алтарь. Берлин, около 1901. Так алтарь Зевса экспонировался в период с 1901 по 1908. Здание-предшественник сегодняшнего Пергамон-музеум на Музейном острове. Фотограф Фриц Вольф / Pergamonmuseum auf der Museumsinsel, Berlin (Interimsbau). Pergamonaltar. Created by Wolff, Fritz. Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin in der Universitätsbibliothek, Germany. Другой отпечаток этого снимка. Source. По клику на изображении – полный вид отпечатка в паспарту, 41,9 x 50,8 cm. Другая фотография зала с алтарем



Про Пергамский алтарь

Пергамский алтарь был открыт незадолго до того, как Шехтель решил подарить его слепки создаваемому Цветаевым музею. Шехтель постоянно следил за новыми публикациями и реставрациями этого знаменитого памятника Античности.

Алтарь Зевса – самый грандиозный алтарь в Античности, считался одним из чудес света. Был воздвигнут в память побед, одержанных Пергамом над галлами при царе Аттале (241-197 гг. до н.э.). Сооружение его шло долгое время и было окончено около 180 г. до н.э. В начале Средневековья он был разрушен. Открыл алтарь немецкий инженер Карл Гуманн (1839-1896), по поручению турецкого правительства строивший железную дорогу в Малой Азии. На рельефную плиту алтаря Гуманн натолкнулся в 1860-е гг. В 1878 ему было поручено руководство раскопками в Пергаме, которые он проводил до 1886, по завершении которых издал труд «Результаты раскопок в Пергаме», 1880-1888.

В течение двух лет – 1878 и 1879 – алтарь был раскопан, многие детали его – в том числе большого фриза – извлечены из крепостных стен византийской эпохи. Находки отправлялись в Берлин, т.к. по соглашению с османской стороной они переходили в собственность Германии. Рельефные плиты вначале были выставлены частями в ротонде Старого музея /Altes Museum, а с 1901 по 1908 – полностью в предшественнике современного Пергамского музея. В 1908 году из-за строительных недостатков и нехватки места экспозиция была закрыта до самого 1930 года. В 1930 открыт специально построенный Pergamonmuseum, где воссоздана западная сторона алтаря – с лестницей, колоннадой, портиком и скульптурным фризом.

В 1945 алтарь был вывезен из Берлина советскими войсками, хранился в Эрмитаже, где с 1954 года стал доступен посетителям. В 1958 г. он, как и многое другое, был возвращен Германии. Тогда для СССР были изготовлены гипсовые слепки алтаря. Сейчас послевоенная копия Пергамского алтаря выставлена в Санкт-Петербурге в Музее прикладного искусства при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.


15.

В лесах. Современный вид Пергамского алтаря. После 2013. Пергамон-музеум, Берлин / Der eingerüstete Pergamonaltar. Foto: Peter Thieme. Pergamonmuseum. Source

Подлинник алтаря в Пергамон-музеум в Берлине в настоящее время недоступен – с 2013 он находится на реставрации, как минимум до 2023 года. Предыдущая реставрация проводилась с 1996 по 2004 год. Так что Пергамский алтарь доступен публике сильно периодически.

Согласно реконструкциям, алтарь, основание которого 36х34 м, имел структуру незамкнутого прямоугольника: в одной из сторон его была лестница, ведущая наверх, на площадку, где и находился алтарь для жертвоприношений Зевсу. И площадка внутри, и здание алтаря снаружи опоясывались скульптурными фризами. Внутренний – меньший фриз – посвящен сыну Геракла герою Телефу, которого цари Пергама считали родоначальником. Внешний фриз показывает битву богов и гигантов – гигантомахию. В древности мраморные рельефы были раскрашены яркими красками, местами покрыты позолотой. Высота барельефов больше человеческого роста.



16.

Выставка «Щукин. Биография коллекции», 19 июня - 15 сентября 2019. Зал коллекции Петра Ивановича Щукина. ГМИИ им. А.С. Пушкина / На выставке показано что и как коллекционировали московские купцы, подобные заказчикам Шехтеля. Для Щукиных Шехтель не строил, но коллекционированием промышляли очень многие представители состоятельных слоев. Павел Бурышкин в книге «Москва купеческая» писал про то время: «каждый что-нибудь да собирал». [7] Photo by Tatiana Gorbutovich

Шехтель Цветаеву:

29 апреля 1899 г.
Многоуважаемый Иван Владимирович,
вчера я получил из Парижа сб. «L’architecture au Salons», в котором оказалась очень интересная реставрация Пергама Е. Понтремолли.
Может быть, именно эта реставрация не помещена еще в другом каком-либо издании и не попадалась еще Вам; в таком случае я буду рад очень иметь возможность дать ее Вам на просмотр.
Преданный Вам Ф. Шехтель [8]


17.

Часть фриза алтаря Зевса в Пергаме с изображением битвы богов и гигантов в окружении предметов коллекции Петра Ивановича Щукина. Высота слепков ~228 см. Подлинник: мрамор, ок. 180 г. до н.э. Государственные музеи, Берлин. ГМИИ. Зал 24. 19.07.2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Многоуважаемый Иван Владимирович,
я очень сожалею, что не мог быть на последнем заседании по Музею изящных искусств, которым я все более и более интересуюсь. Сильная простуда не позволяет мне выезжать. Между тем меня тревожит то обстоятельство, что до сих пор я не имею от Вас указаний — не следует ли мне внести стоимость копии с пергамского фриза. Если это следует уже сделать, то как именно мне поступить. Я тем более сожалею, что не мог быть на заседании, что, по всей вероятности, я лишаюсь возможности услышать Ваше сообщение о поездке Вашей в Италию.
Искренне и глубоко преданный Вам
Ф. Шехтель 4 октября 1903 г. [9]


18.

Часть фриза Пергамского алтаря во время выставки «Щукин. Биография коллекции», 19 июня - 15 сентября 2019. ГМИИ. 09.07.2019. Photo by Tatiana Gorbutovich

Автор: Татьяна Горбутович


Примечания:

[1] Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве – М.: Москомнаследие, ИД Руденцовых, 2009. Стр. 10-11. Москомнаследие к юбилею Фёдора Шехтеля, 06.08.2009 и др.
[2] Цит. по: Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. — М.: Юкос-Менатрон, 2000. Стр. 18-19 // Воспоминания И.Е. Бондаренко о Ф.О. Шехтеле публиковались: «Архитектура СССР», 1984, № 3, с. 92-93. Также издано: Бондаренко И. Е. Записки-художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления / под ред. М. В. Нащокиной. В двух книгах. – М.; Прогресс-традиция, 2018. В двух томах.
Фразу Бондаренко «с большой долей ловкачества в линиях» я добавила в цитату, взяв ее из статьи: М.В.Нащокина. Творчество Франца Шехтеля и европейский модерн: особенности творческой индивидуальности // Academia. Архитектура и строительство, 2010. Как строится фраза в оригинале – не знаю.
[3] Архив ГМИИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 4622 // Все цитаты, относящиеся к ГМИИ по: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. История создания Музея в переписке профессора И.В. Цветаева с архитектором Р.И. Клейном и других документах (1896-1912). Т. I-II. – М., 1977 / Цит. по Е.И. Кириченко. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи, 2011.
[4] Архив ГМИИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 5536. Л. 1-2 об.
[5] Ibid. Д. 5538. Л. 1-1 об.
[6] Ibid. Д. 5542. Л. 1
[7] Бурышкин П.А. Москва купеческая – М., Столица, 1990. Репринт с издания: Нью-Йорк, 1954 (было переиздание: Издательство «Эксмо», 2015)
[8] Архив ГМИИ. Ф. 6. Д. 5544. Л. 1
[9] Ibid. Д. 5545. Л. 1


19.

Слепки Пергамского алтаря и выставка «Щукин. Биография коллекции». Один из братьев-коллекционеров: Петр Иванович Щукин. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 09.07.2019. Все фотографии из Пушкинского – идеализированные: как выглядел бы зал выставки, если бы там отсутствовали люди. Photo by Tatiana Gorbutovich

Цикл «Савва Морозов, Шехтель и усадьба на Спиридоновке»:
Часть 1: Особняк МИД, 2019-06-18
Часть 2: Франц Шехтель – self made man Серебряного века, 2019-06-28
Часть 3: Шехтель, феерии и коронация Александра III, 2019-07-16
Врубель: "А вы, Илья Ефимович, рисовать не умеете". Коровин о Врубеле и Репине, 2019-07-04
Шедевр Шехтеля: Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, 2014-05-20


Tags: #Москва, #Шехтель, #архитектура, #модерн, 19 век, ГМИИ, Москва, Россия, Шехтель, архитектура, выставки, модерн, серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “серебряный век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments