gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Шехтель, феерии и коронация Александра III

Надо изумлять, милейший.
Больше и больше веселия! Веселящийся человек зла не думает!

Как Франц Шехтель проявил себя при коронации Александра III, а также про мага и волшебника Лентовского.


Хмель с хмелинками. Дурман. Фрагмент. Художник Франц Шехтель. Альбом «Весна красна», 1883. Президентская библиотека

«Снисходительно похлопывая по плечу, он со смехом говорил свою любимую, в «Братьях Карамазовых» вычитанную фразу: "Надо изумлять, милейший".» [1] Так принц Александр Петрович Ольденбургский, заведовавшим устройством народных гуляний в Петербурге, сформулировал для режиссера Алексея Яковлевича Алексеева-Яковлева техзадание по народными гуляньям в Таврическом саду.

«Зрителю надо было, чтобы было чудно, приятно, ярко и не скучно» [2] – так ту же задачу описывал А. В. Лейферт, сын одного из владельцев самых знаменитых балаганов столицы.

Этими же принципами руководствовался Михаил Лентовский, устроитель народных гуляний в Москве, проводившихся летом в городских садах, а зимой в Манеже.

Лентовский и его коллеги по цеху помышляли и о пользе для зрителей: заботились чтобы зрелища были способны «в занятной затейливой форме знакомить с завоеваниями новейшей техники и культуры».


2.

Особняк Зинаиды Морозовой, конец XIX в. Архитектор Франц Шехтель. Малая гостиная – зал Врубеля. Фрагмент карниза. Снимок экрана виртуального тура

В XIX веке в целом стремление развлекать народ сочеталось с желанием его просвещать. В Петербурге на ежегодно устраивавшихся народных гуляньях был балаганный театр с говорящим названием «Развлечение и польза» (1880-1897). Вышеназванные Лейферты содержали его, а Алексеев-Яковлев руководил им. Говорят, что Лейферт при этом добавлял: «Развлечение – зрителям, а польза – мне». Но одно другому только помогает.

Лентовский

Как уже говорилось, одной из составляющих, вплавившихся в архитектуру Франца Шехтеля (1859-1926), стал театр. Проекты антрепренера Михаила Валентиновича Лентовского (1843-1906), ориентировавшегося на вкус массового зрителя, в работах молодого Шехтеля занимали важное место. Все знавшие его тогда упоминают о его работах для Лентовского и о созданном ими аллегорическом шествии «Весна Красна».


3.

Фрагменты деревянных элементов потолка Зала Врубеля. Особняк Зинаиды Морозовой, конец XIX века. Архитектор Франц Шехтель. Снимки экрана виртуального тура

Николай Александрович Попов (1871-1949), племянник Шехтеля, видный театральный деятель:

«Встреча молодого Ф.О. с энергичным М.В. Лентовским на несколько лет приобщила Ф.О. к театру. Лентовский в свое время был для молодого Шехтеля тем, чем много позже Немирович-Данченко для Станиславского. Встреча эта разворошила то чувство театральности, которое природой было заложено в молодом Шехтеле, и он на несколько лет лихорадочно пристрастился к театральной работе, хотя материально это не всегда было заманчиво... Ф.О как бы купался в этой театральной атмосфере, воплощая на сцене самые причудливые фантазии свои и своего антрепренера.

Хорошо учитывая творческие силы своего сотрудника, Лентовский не раз привлекал Ф.О. к созданию своих грандиозных народных гуляний. Одним из памятников таких работ является альбом “Весна Красна”.» [РГАЛИ. Ф. 837 оп. 1 д. л.л. 5, 8—9.]

Лентовский, актер провинциальных и столичных театров, куплетист, любимец публики, режиссер и антрепренер, был человеком неуемной энергии и организаторских способностей. 1878-1892 годы – вершина популярности его проектов. Театр Лентовского являлся сложным гибридом народного театра и французской оперетты, составивших основу его феерий.


4.

Детали фасада и главного входа в дом. Особняк Саввы Морозова, 1893-1898. Архитектор Франц Шехтель. Июнь и июль 2019. Photos by Tatiana Gorbutovich

Шехтель для Лентовского оформлял постановки и строил временные сооружения. Были и проекты театральных зданий: театр Антей для сада Эрмитаж; перестроенное здание бывшей панорамы Царьград на Сретенском бульваре для народного театра Скоморох; театр Георга Парадиза на Большой Никитской улице (ныне театр имени В.В.Маяковского), построенный в соавторстве с архитектором Константином Викторовичем Терским.

В парках Лентовского по проектам Шехтеля сооружались открытые эстрады, павильоны, киоски, галереи. Такие же постройки возводились для народных гуляний и праздников на открытых площадках и в закрытых помещениях – Манеже и залах Благородного собрания. Исследователи отмечают, что всё это у Шехтеля было чем-то средним «между театральной декорацией и архитектурным проектом, а может быть то и другое одновременно». [3]


6.

1885. Франц Шехтель для Михаила Лентовского. Проект китайского павильона для театрально-увесилительного ансамбля «Кинь-Грусть» в парке «Ливадия» в Петербурге. [4]

Деятельность Лентовского-антрепренера была связана в Москве сначала – в 1875-1876 годах – с «Семейным садом», затем с садом «Эрмитаж», потом с «Чикаго» (позднее «Аквариум»). Кроме них в Москве в то время функционировали городские сады конкурентов «Альгамбра» и «Шато де флёр» в Петровском парке.

С размахом и широтой Лентовский переоборудовал старый сад «Эрмитаж» на Божедомке, в чем Шехтель принимал самое активное участие.

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) про сад «Эрмитаж» Лентовского:

«Семейная публика, простой народ, аристократы, кокотки, кутящая молодежь, деловые люди – все по вечерам бежали в «Эрмитаж».»

«Чего только не было в этом саду! Катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Много прогулок, таинственных беседок, дорожек с поэтическими скамейками на берегу пруда. Весь сад залит десятками, может быть, и сотнями тысяч огней, рефлекторов, щитов, иллюминационных шкаликов...

Шествия, военные оркестры, хоры цыган, русских песенников и проч. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад. Буфеты торговали беспрерывно... Антрепренер Лентовский больше всего заботился о том, чтобы сад его посещался семейной публикой, и был чрезвычайно строг ко всему, что портило добрую репутацию его учреждения». [Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. Т. 1. М., 1954. С. 76-77]

В 1882 г. правительство отменило монополию императорских театров в столицах. До этого свобода частной театральной антрепризы допускалась лишь в исключительных случаях и облагалась большим сбором в пользу Дирекции Императорских театров. Начинается эпоха частных театров.


7.

1886. Франц Шехтель. Театр Антей. Главный фасад. Неосуществленный вариант

В 1878 Лентовский в Москве арендовал сад «Эрмитаж», а в 1882 открыл там Фантастический театр, позднее ставший «Антеем». В 1881 организовал летний драматический театр в Нижнем Новгороде, одновременно ставил оперетты в петербургском саду «Аркадия». В том же году открыл в Москве театр народных представлений «Скоморох» – с 1888 Театр мелодрамы. В 1882 закончил строительство в Москве театрального здания и открыл в нем Новый театр – ныне Российский академический молодежный театр.

В 1894 году Лентовский разорился. В 1898-1900 был режиссером московской Частной русской оперы Саввы Ивановича Мамонтова. В последние годы жизни выступал главным образом как актер.

Владимир Нелидов, крупный театральный деятель своего времени про Москву после отмены монополии:

«Но на ком сходились все симпатии, кого любили и стар и млад, и простой человек и высококультурный, — это был Михаил Валентинович Лентовский по прозвищу “маг и волшебник”. <...> Лентовский занялся увеселением и развлечением Москвы. Держал оперетку, а летом сад «Эрмитаж» около Екатерининского парка налево от Семинарского переулка. Тогда это место было не застроено, и в огромном владении Ханыковой с парком и прудом-озером Лентовский раскинулся во всю ширь, удивляя всякими по тогдашнему времени чудесами, полетами на воздушном шаре, так гениально описанными Горбуновым, труппами краснокожих, завел прелестный эстрадный жанр и, что ценнее всего, его сад был местом, куда могли вечером пойти и приличные дамы, дети.... Лентовский всюду поспевал: масленичное гулянье в манеже, праздник на воздухе, любая европейская сенсация — все он... Но его главная заслуга — феерия и оперетка. В постановке феерий он был, при строжайшей оценке, достоин своего прозвища “мага и волшебника”. Недаром К. Станиславский в вопросах постановки признает его руководителем своих первых шагов». [Нелидов В.А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. М., 2002. С. 46-47.]


8.

1883. Федор Шехтель. Летний театр Антей. Задний фасад

Сохранилось описание открытия театра Антей в 1886 году:

«Во Вторник, б мая, в саду «Эрмитаж» состоялось открытие театра «Антей» М.В.Лентовского. Новый театр сооружен по совершенно оригинальному проекту Ф.О.Шехтеля в течение 48 дней. Снаружи это очень изящное здание в греко-помпеевском стиле, внутри - громадная зрительная зала, второй ярус которой отдан под ресторан: здесь в ложах, во время самого действия, можно получать кушанья, чай, вино и так далее.

Позади лож устроена широкая галерея, с платой по полтиннику за вход. На красиво декорированных эстрадах по бокам сцены помещаются и поют в антрактах хоры цыган и русских певиц.

Карниз плафона украшен фресками в помпеевском стиле, а простенки залы художественными панно на мотивы из «Орфея» и «Прекрасной Елены». <...> Сцена оправлена в рамку - единственная новинка, позаимствованная г. Шехтелем из театра лондонского типа. Некоторые из отдельных кабинетов ресторана снабжены балкончиками, выходящими на пристань пруда, противоположный берег которого предложено декорировать в самом непродолжительном времени. Освещается театр «Антей» газом и электрическими фонарями.» [5]


9.

Весна красна: Аллегорическое шествие, устроенное во время народного праздника 21 мая 1883 г. на Ходынском поле М. Лентовским по случаю священного коронования их императорских величеств / Рисунки: Ф. Шехтель. – Москва: Изд. М. В. Лентовский, худож. литография Ф. И. Нейбюргер, 1883. - 22 х 37 см. Российская государственная библиотека. Обложка альбома. Source

Народный праздник в ходе коронации Александра III

Коронация российских императоров проводилась в древней столице. В ритуал коронационных торжеств обязательной частью входили народные гулянья. От обычных, повторявшихся периодически из года в год на Масленицу, Пасху и пр., народные гулянья, приуроченные к коронации, отличались обязательным устройством угощений и раздачей памятных подарков.

Коронация Александра III (1845-1894) в Успенском соборе состоялась 15 мая 1883 года, народное гулянье — неделю спустя, 21 мая. Привычный сценарий народного гулянья был дополнен аллегорическим шествием. Предыдущее, и до того единственное, коронационное аллегорическое шествие проводилось лишь в 1763 г. при коронации Екатерины II, к которой имелись вопросы по законности провозглашения ее императрицей.


10.

Лист 1. Герольды и трубачи открывают шествие. Они оповещают о возрождении весны. // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

Александр III превратился из наследника в императора в результате убийства 01 (13) марта 1881 года его отца, царя-освободителя Александра II. Террористические акты продолжались. Устройство аллегорического шествия призвано было усилить пропагандистское значение коронационного торжества, которое проходило через 2 года после вступления императора на престол – это было максимальное запаздывание коронации за всю историю российских венчаний на царство.


11.

Лист 2. «Стража и музыканты. Жуки и кузнечики». Майские жуки и кузнечики знаменуют приход весны. // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

Из «Заявления в коронационную комиссию о плане народного празднества в дни коронации», составленного Михаилом Лентовским:

«Предполагая, что празднество коронации пройдет весною, я принимаю в расчет именно это время года, — весну, время возрождения и расцвета, и желаю ему придать таковой характер во всех частях...

1) Празднество будет происходить на Ходынском поле, вблизи конского бега и выставки.
2) Пространство или площадь для празднества будет рассчитано пропорционально тому количеству народа, какое примет в основание комиссия. <...>


12.

Лист 3. Лягушки-музыканты, которые весной оглашают всех звуками своих песен. // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

12) <...> Русский народ привык к понятию о царском угощении, к щедрости, к руке, широко раздающей ему яства и пития», — и Лентовский выражает надежду, что так же будет и на этот раз. Во избежание давки он предлагает впускать толпу с одной стороны и выпускать с другой. Поскольку на открытых местах соблюсти порядок затруднительно, он предлагает раздавать провизию и напитки в разных местах гулянья по особым металлическим знакам или билетам, “которые будут рассылаемы на фабрики, заводы, в церковные приходы Москвы и ее окрестности и пр.”
13) Гулянье продолжится 5-6 часов и должно захватывать сумерки.
14) Местом проведения гулянья Лентовский предлагал избрать Ходынское поле, более удобное, чем Сокольники и Девичье Поле [6]: оно больше по размерам и удалено от жилья.


13.

Лист 4. Пчелы с их царицей и ульем – олицетворение труда и пользы. Пчелы, вертящие огромное колесо – аллегория промышленности. Заголовок в полном соответствии с духом времени – «Труд и польза». // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

В заключение Лентовский предлагал:

«Было бы желательно пустить в толпу и представителей народов, населяющих Россию. Так, например, племена: Славянское, Финское, Татарское, Литовское с их подразделениями, жителей Кавказа, представителей племен грузинских, Сибирских, инородцев народов Средней Азии, кочевых племен, цыган, евреев, молдаван и других народностей и групп, населяющих Российскую империю. Пестрота и разнообразие необходимы на этом народном празднестве для глаза, я придаю присутствию в толпе этих представителей еще и то значение, что они осязательнее и ближе увидят и поймут это торжество коронации, а вынесенные ими впечатления они, несомненно, передадут и отсутствующим родичам и единоплеменникам.

Больше и больше веселия! Веселящийся человек зла не думает!»
[ЦГТМ им. А.А. Бахрушина. Ф. 144 оп. 1 д. 904 лл. 1-6.]


14.

Лист 5. Тоже «Труд и польза». Микула Селянинович — олицетворение хлебопашества – вонзил плуг в шар земной. За его колесницей следуют жук «Кузька и Гессенская муха», «ведомые мужичком их победивших трудом» и шествие муравьев, олицетворяющих цехи и изящные искусства. // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

Воплощали замысел Лентовского в жизнь его сотрудники — Карл Федорович Вальц (1846-1929) и Франц Шехтель (1859-1926). Шехтелю принадлежали архитектурная часть коронационного торжества, костюмы театрализованного шествия «Весна Красна», декорации к народному представлению «Иван-царевич», Вальцу — постановочно-декорационная часть. Вальц постоянно занимался в театре Лентовcкого показом всяких сценических чудес.


15.

Лист 6. «Глашатаи. Цветы, сопровождающие Весну». В свиту Весны входят богатыри на конях в сопровождении девичьего хоровода — цветов и бабочек. // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

Лентовский разработал и архитектурно-декорационную, и драматургическую стороны гулянья, последовательность организуемых там игр и представлений.

«Программа-проект в дни коронации и сожжения фейерверка в заключение народного гулянья»

«1-е. Ровно в 12 часов все полковые оркестры, находящиеся на эстрадах, играют марш из русских мотивов.
2-е. Одновременно с этим предлагаются народу поставленные на разных местах Ходынского поля карусели и качели, которые через каждую посадку, сделавши 4 круга с народом, имеют 15 минут отдыха.
3-е. А также начинаются состязания в бегах и взлезаниях на башни. В числе состязаний будут устроены лежачие мачты, к концу которых прикреплено по одному ящику для поросенка, с боков мачты по мешку с сажей и мелом.
4-е. Для состязающихся в бегах и во взлезании на стоячие мачты назначаются выигравшим следующие призы...
5-е. Одновременно с вышеизложенным, т. е. после двадцать первого выстрела, все полковые оркестры, находящиеся на эстрадах, играют марш из русских мотивов.


16.

Лист 7. «Весна Красна, сопровождаемая богатырями». Здесь – главное действующее лицо шествия — Весна на узорчатой колеснице под балдахином, окруженная цветами и бабочками. Весну охраняют «Илья Муромец, Святогор, Еруслан Лазаревич, Алеша Попович» – «олицетворение силы природы» // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

6-е. По окончании оркестров музыки начинают петь военные песенники, а русский хор водит хороводы.
7-е. В то же время появляются петрушки и раздаются голоса раешников и паяцев. гимнасты, фокусники и клоуны, находясь в различных местах поля, начинают представления.
8-е. Ровно в два часа герольды являются на башнях и трубят в трубы. Все оркестры играют увертюру, по окончании которой занавеси во всех театрах поднимаются на всех сценах, равно как и в цирке, начинаются представления.
9-е. Для увеселения народа на театрах ставятся следующие пьесы:
С правой стороны от императорского павильона на первом театре:
Русская свадьба
драматическое представление.
На втором театре:
а) Весна Красна,
б) Иван-царевич.


17.

Лист 8. «Меч-Кладенец и Змей Горыныч, поражаемый Добрыней Никитичем» – уничтожение всего дурного и злого. Меч кладенец – «искоренитесь зла»; Змей Горыныч – «вредная сила» // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

10-е. На левую сторону от Императорского павильона, на первом театре:
Русские орлы на Кавказе военная пантомима
На втором театре: Рождение арлекина,
или
Неудавшееся сватовство.
11-е. На антракты в театрах полагается 20 минут.
12-е. Для отдыха струнных оркестров, занятых при драматических представлениях, в антрактах играют оркестры театров с левой стороны Императорского павильона.


18.

Лист 9. «Хмель со скоморохами». Внизу надпись: дурман. Хмель с хмелинками – олицетворение веселья и удали в сопровождении веселящегося и пляшущего народа, скоморохов, козы и журавля. // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

13-е. В антрактах, чтобы народ не скучал, ему предлагается следующее:
а) на театре, где идет «Русская свадьба», выходит хор Разумовского,
б) на театре, где идет «Иван-царевич», выходят песенники Молчанова, [Именно этот репертуар театров был принят Лентовским в качестве окончательного и демонстрировался во время гулянья]
в) на театре, где идет арлекинада, выходят Орлов, Егоров, Гулевич,
г) на театре, где идет военная пантомима, выходит оркестр «Подснежник».
14-е. Одновременно с началом представлений в театрах, в цирке, а также и на эстрадах, устроенных в разных местах Ходынского поля, начинаются хождения по канату и представления акробатов, паяцев, клоунов, ученых обезьян и проч. и проч.
15-е. Приезд Его Величества возвещается салютом из орудий и появлением штандарта на императорском павильоне. В тот момент, когда Государь вступит в павильон, все представления немедленно (уже говорилось) прекращаются и на всех сценах, равно как и в цирке и на эстрадах все оркестры, артисты и хоры играют
«Боже, царя храни».


19.

Лист 10. «Тройка с медведем, хор рожечников и хороводы». Заключительная сцена шествия с веселящимся по случаю прихода Весны народом. // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

16-е. Во время присутствия государя из цирка тронется громадное шествие Весны и, если народ даст возможность, пройдет мимо Императорского павильона по всему Ходынскому полю.
17-е. Во время шествия все представления продолжаются по установленному порядку.
18-е. Отъезд государя возвещается опусканием флага и пушечным выстрелом; причем все представления опять прекращаются и все оркестры играют, а хоры поют
«Славься, славься».
После чего все продолжается по установленному порядку.


20.

Лист 11. Костюмы // Художник Франц Шехтель / Весна красна..., 1883

19-е. В 9 часов вечера зажигаются бенгальские огни и все оркестры играют
«Коль славен наш Господь».
После пяти выстрелов из орудий начинается фейерверк. Во время фейерверка оркестры играют. По окончании фейерверка все огни тушатся, оркестры и хоры умолкают, и гулянье совершенно оканчивается.

Примечание:
Для того чтобы народ не скопился при выходе и не производил тесноты и давки, в различных пунктах Ходынского поля должны быть зажжены потешные огни и легкие фейерверки именно в тех местах, куда коронационная комиссия найдет более удобным отвлечь толпу.»


21.

Лист 12. Петрушка, театр, раек. Увеселительные сооружения. Народное гуляние на Ходынском поле в Москве, приуроченное к коронации Александра III, 1883 г. Рисунок Франца Шехтеля // Весна красна..., 1883

В окончательном варианте Лентовский вместо предполагавшихся первоначально сказок Пушкина и Ершова поставил в театрах собственно народные сказки и красочные сцены русской свадьбы. Кроме того, он заменил эпопею покорения Сибири Ермаком более близкими по времени батальными сценами «Русские орлы на Кавказе». [ЦГТМ им. Бахрушина. Ф. 144 оп. 1. Д. 908. л.л. 1-4]


22.

Рисунок Франца Шехтеля из второго издания. В первом издании этого листа не было. // Весна красна... Второе исправленное и дополненное издание, 1883. Source

Описания современников подтвердают, что гулянье развивалось в полном соответствии с замыслом Лентовского.

21 мая 1883 года по прибытии Александра III на Ходынское поле после того, как стихли приветственные клики, «из цирка тронулось аллегорическое шествие Весны, идеей которого было представить постепенное развитие этого всевоскрешающего времени года, победу жизни и добра» – сообщает «Альбом священного коронования Его Императорского Величества государя императора Александра III и Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Федоровны 15 мая 1883 года». [М., 1883. С. 21].


23.

Лист 13. Общий вид гуляния. Рис. Н. П. Чехова // Весна красна..., 1883. Source

Другой альбом подробно описывает всю процессию:

«Идея шествия — постепенное появление Весны. Впереди, во главе шествия идет 1 герольд, за ним 6 герольдов по 3 в ряд с крылатыми латами, шишаками и длинными трубами, за ними следовали жуки и кузнечики верхами, жуки и кузнечики пешие, 7 лягушек верхом, колесница пчел, которая запряжена 4 лошадьми, вмещающими в себя царицу пчел, в сопровождении пчел. <... и т.д.> Шествие заключали коза с барабаном, медведь, журавль и русский хор с песнями и плясками». [7]

Успех сопровождал и само шествие «Весна красна», и изданный по рисункам Шехтеля альбом про это действо.


24.

Лист 14. План гулянья. Вверху: Ветвь Смоленской ж.д. с вагонами для пива. По бокам: Будочки для раздачи провизии. Внизу, около Петровского шоссе (здесь см. крупнее): красным (1) – Императорский павильон; желтым (2) – эстрада для почетных лиц; синим (3) – эстрада для публики. Круг (4) – место для процессии «Возрождение весны». И т.д. Действия и представления разворачивались в театрах – двух пантомимных, и двух драматических. Планировка самого поля – вариация общепринятых в городских парках схем. // Весна красна..., 1883. РГБ. На prlib.ru лист можно увеличить

Договор, заключенный Лентовским через два месяца после коронационного гулянья, на производство альбома включал условия:

«Издание должно быть выполнено мною, Нейбюргером со всевозможною тщательностью, аккуратностью и изяществом и совершенно согласно размерам, рисункам и образцам оригиналов, доставленных от г. Лентовского под наблюдением и указаниям г. Шехтеля. Причем я, Нейбюргер, обязуюсь представить гг. Лентовскому и Шехтелю все первые отпечатки и продолжать печатать далее после их утверждения, которое должно последовать не позднее следующего дня, а также исправлять немедленно все по требованию выше означенных лиц могущие оказаться недостатки, неточности и ошибки.» [8]


25.

Фрагмент задней стенки коробки альбома. // Весна красна..., 1883. Стр. 3. РГБ. Source. По клику на изображении – общий вид листа

Альбом называется «Весна красна: Аллегорическое шествие, устроенное на народном гуляньи 21 мая 1883 г. М. Лентовским по случаю священного коронования их императорских величеств по рисункам Ф. Шехтель» – хромолитография: Ф. И. Нейбюргер, издатель: М. В. Лентовский – Москва, 1883.


26.

«Красавица-Весна! Привет тебе родная!». Л. Леонидов-Гуляев, 18 июля 1883 г. Стихотворение предваряет рисунки шествия // Весна красна..., 1883. Стр. 5. РГБ. Source

Помимо иллюстраций, выполненных Шехтелем и одного рисунка Николая Чехова, в издании помещено стихотворение Л. Леонидова-Гуляева «Весна красна» с датой 18 июля 1883 г. Леонид Иванович Гуляев (псевдоним - Гуляев-Леонидов) – поэт и переводчик ряда оперетт для театра Лентовского.


27.

Титульный лист второго издания. 2-е исправленное и дополненное изданiе. Москва. Печатано съ дозволения цензуры въ типо-литографiи Федора Ивановича Нейбюргеръ. 1883. Source

Альбом выдержал, по одним сведениям, два, по другим — три издания. Любопытно, что оба свидетельства принадлежат одному и тому же человеку — Николаю Александровичу Попову. [9] На деле осуществилось три издания.

В 2010 году Музей архитектуры им. Щусева выпустил репринт второго издания альбома «Весна Красна» 1883 года.


28.

Объяснительный Листъ шествiя // Весна красна..., 1883. Стр. 3. РГБ. Source

Лентовский повторял шествие «Весна Красна» в саду «Эрмитаж» и в Манеже. В Театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится проект ворот в русском стиле с надписью: «Манеж. Коронационная процессия». [10]


29.

Обложка-папка 1-го издания альбома. Весна красна: аллегорическое шествие, устроенное на народном гуляньи 21 мая 1883 г. [на Ходынском поле] М. Лентовским по случаю священного коронования Их Императорских Величеств / по рисункам Ф. Шехтель ; [авт. стих. Л. Леонидов-Гуляев]. - Москва : М. В. Лентовский, ценз. 1883. - [2], 14 отд. л. цв. ил. в обл.-папке ; 23х38 см. Президентская библиотека, Санкт-Петербург. Source

Во время коронационных гуляний в числе прочего ставилась сказка «Иван-царевич». Сохранились эскизы декораций Шехтеля к «Ивану-царевичу», которые полностью совпадают с описанием декораций святочных гуляний в Манеже.


30.

Франц Шехтель. Эскиз декорации «Дворец Соловья-Разбойника» к феерии «Иван-Царевич», 1883. Верх зарезан. Правильный вид

В рекламном издании «Афиши и объявления» за 1883 год № 269 сообщается, что на Святках начиная с 27 декабря 1883 будут гулянья в пользу бесплатной лечебницы для бедных с 12 дня до 12 ночи в зале городского Манежа; зал украшен флагами и прекрасно декорирован. Вся декорационная часть и постройки выполнены по рисункам Шехтеля.

«Прямо против входа будет устроен театр, где два раза в день будут даваться спектакли народных и волшебных пьес. С правой стороны, ближе к входу, будет построен медный дворец Змея Горыныча, весь освещенный красными огнями; тут и сам Змей Горыныч, и его стража, и битва с Добрыней Никитичем. Далее по этой же стороне будет представлена избушка на курьих ножках Бабы-Яги; избушка и местность освещены лунным светом. С левой стороны лес дремучий, где на горе во дворце проживает Соловей-разбойник; тут же изображен будет и бой Соловья-разбойника с Ильей Муромцем; с левой же стороны — подводное царство «Садко, богатого купца», где изображен будет Хрустальный дворец. В процессиях, в которых будет весь русский сказочный мир, наиболее интересно шествие Царь-девицы. Царь-девица будет почивать в хрустальном гробу, а вокруг балет в фантастических костюмах. Посередине манежа будет окруженный водой «остров цветов», увенчанный серебряными беседками.» [11]

Декорации-павильоны «Ивана-царевича» использовались Лентовским также и на благотворительном базаре 1883 года в зале Дворянского благородного собрания.


31.

Франц Шехтель. Эскиз декорации «Избушка на курьих ножках» к феерии «Иван-Царевич», 1883

Процессия и альбом «Весна Красна» – явились первым крупным успехом Франца Шехтеля в искусстве. Летом 1883 года ему исполнилось 24 года.

Через 10 лет – в 1893 году – Франц Осипович приступит к большому архитектурному проекту для Саввы Морозова, который принесет ему разрешение на строительство, увеличение известности и новые перспективы. Позже Шехтель станет академиком, а также кавалером орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Автор: Татьяна Горбутович


Примечания:

[1] Русские народные гулянья. М.-Л., 1948. С. 162. Цит. по: Дмитриев Ю.А. Гулянья и другие формы массовых зрелищ // Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. С. 250
[2] Лейферт А. Балаганы. Предисловие Александра Бенуа. - Петроград, 1922. С. 38. Цит. по: Дмитриев Ю.А. Гулянья. С. 266.
Обе цитаты по Е.И. Кириченко. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. – М.: Прогресс-Традиция, 2011, стр. 39.
Воспоминания А. В. Лейферта, сына устроителя балаганных представлений в Петербурге, и автора и режиссера А. Я. Алексеева-Яковлева опубликованы в книге: Петербургские балаганы – СПб.:– Гиперион, 2000.
[3] Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. — М.: Юкос-Менатрон, 2000
[4] Илл. 6, 7, 8, 30, 31: эскизы Шехтеля много раз публиковались, например, в: Кириченко, Сайгина. Романтический зодчий..., 2000; Кириченко. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи, 2011
[5] Цит. по Кириченко, Сайгина. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель, 2000. Подробнее про сад Эрмитаж на Божедомке и театр Антей см.: dedushkin.livejournal.com


1886. Театр «Антей» в саду «Эрмитаж» М.В. Лентовского. Архитектор Франц Шехтель. Source

[6] В Москве традиционным местом проведения ежегодных гуляний, на Масленицу и на Пасхальной неделе, были Девичье поле (район Новодевичьего монастыря) и Сокольники; на месте, известном под названием Старого гулянья они дожили до конца 1920-х годов.
[7] Лашкевич О.И. В память священного коронования Их Императорских Величеств в Москве 15 мая 1883 года. Художественно-литературный коронационный альбом. М., 1883. С. 65.
[8] ЦГТМ им. А.А. Бахрушина. Ф. 144 оп.1 д. 875 л. 1 и 1 об. // Цит. по Е.И. Кириченко. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи, 2011, стр. 70.
[9] РГАЛИ. Ф. 837, оп.д.7, л.2 – два издания; Там же. Оп. 2 д. 211, л.1 об. и 5 об. – три издания.
[10] ЦГТМ, ДО, АШ1, № 122905
[11] ЦГТМ, ф. 144, д. 1069, л. 12-13.


Цикл «Савва Морозов, Шехтель и усадьба на Спиридоновке»:
Часть 1: Особняк МИД, 2019-06-18
Часть 2: Франц Шехтель – self made man Серебряного века, 2019-06-28
Врубель: "А вы, Илья Ефимович, рисовать не умеете". Коровин о Врубеле и Репине, 2019-07-04
Шедевр Шехтеля: Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, 2014-05-20


Tags: #Москва, #Шехтель, 19 век, Москва, Россия, Шехтель, иллюстрация, карнавал, серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “карнавал” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments