gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Category:

Благовещение – флорентийский новый год

Во Флоренции начало года совпадало с наступлением весны – 25 марта. Так было во времена Золотого века республики, до и после него.


XIV век. Часослов. Национальная центральная библиотека Флоренции / Libro d’Ore Visconti (Banco Rari 397, c. 104v), XIV secolo. Biblioteca Nazionale Centrale Firenze. Source

Флорентийский год начинался "ab Incarnatione" – от зачатия Иисуса, то есть в момент, когда Архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что от Нее родится Спаситель мира. Датой Благовещения Девы Марии как на Западе, так и на Востоке (за некоторыми исключениями) считается 25 марта.

Как на Востоке, так и Западе день Благовещения нередко служил началом как церковного, так и (реже) гражданского года.

На христианском Западе были известны два способа отсчета лет от Благовещения: имевший широкое распространение вплоть до XVIII в. calculus Florentinus /лат. Флорентийский отсчет и чуть менее известный calculus Pisanus /Пизанский отсчет.


2.

XIV век. Книга часов (часослов). Национальная центральная библиотека Флоренции / BNCF: La magnifica Annunciazione che vi mostriamo è tratta dal Libro d’Ore Visconti (Banco Rari 397, c. 104v), uno dei più noti manoscritti miniati della BNCF: del XIV secolo, presenta una profusione di splendide miniature di accuratissima fattura. Biblioteca Nazionale Centrale Firenze. Source

Во Флоренции, Сиене, Пьяченце, некоторых других городах наступление нового года праздновали 25 марта по дате Благовещения. Если в средневековом флорентийском документе указана, например, дата 01 февраля 1225, то это соответствует нашему 1226 году.

В Пизе также был принят «стиль Благовещения», но не совпадал подсчет лет. Во Флоренции год начинался позже сегодняшнего. В Пизе же – раньше современного. То есть дата 12 апреля 1225 в пизанском документе соответствует году 1224 на современный манер.


3.

Фра Беато Анжелико (Гвидо ди Пьетро, Джованни да Фьезоле). Благовещение. 1425-1426. Прадо / Angelico, Fra. Vicchio di Mugello, Florencia, 1395 - Roma, 1455. La Anunciación. 1425-1426. Témpera sobre tabla, 190,3 x 191,5 cm. Museo Nacional del Prado. Source

Традиция праздновать новый год 25 марта – "ab Incarnatione" во Флоренции и в землях, пребывающих под ее властью, сохранилась даже когда на итальянских территориях с 1582 года был принят григорианский календарь, по которому год начинался 1 января.

Флорентийский и Пизанский календари были окончательно упразднены 20 ноября 1749 года постановлением Великого герцога Тосканы Франческо II, он же Granduca Francesco III di Lorena, он же император Священной Римской империи Франц I Стефан (1708-1765). Этим указом предписывалось следующий 1750 год начать 1 января. До тех пор в Тоскане время считали не только иначе, чем другие народы, но и по разному внутри самого герцогства.


4.

Доска с указом от 20 ноября 1749 года на западной стене Лоджии Ланци, Флоренция. Перевод текста указа см. здесь: Source

Текст этого исторического распоряжения можно прочитать на латинском языке на памятной доске, расположенной на западной стене Лоджии Ланци на площади Синьории во Флоренции. Подобные доски размещены также в Сиене, на площади Кампо, и в Пизе, под портиками Башни Часов муниципального дворца.


5.

Сандро Боттичелли. Благовещение. Фреска, 1481 / Sandro Botticelli (Firenze 1445 -1510). Annunciazione. 1481. Affresco staccato
Dimensioni. 243 x 555 cm. Gallerie degli Uffizi. Source


25 марта, с одной стороны, отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века сначала на Западе, а затем на Востоке было принято как календарная дата Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III в. Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю. Еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником. При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте мира ко времени пришествия Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и воплощения Христа перешло в александрийскую традицию: в сочинении, приписываемом свт. Афанасию Великому, сказано, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. А с V в. место даты Распятия заняла дата Воскресения, таким образом время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.


6.

Сандро Боттичелли. Благовещение. 1489-1490 / Sandro Botticelli (Firenze 1445 - 1510). Annunciazione. 1489-1490. Tempera su tavola. 150 x 156 cm. Gallerie degli Uffizi. Source

Не является ли «флорентийский стиль» календаря, по которому год начинается с приходом весны, одним из составляющих, повлиявших на «Флорентийское чудо»? Может быть, и не чудо, но в городе произросло нечто такое, что дало импульс, разнесший по всей Европе и за ее пределы явление, называемое сейчас Возрождением.


Источники, подробнее по теме:
Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная Энциклопедия
Только флорентийский новый год // Luciano Artusi, Le curiosità di Firenze, Newton Compton Editori, Roma, 2007, стр. 40 - 42. © Перевод с итальянского Светланы Блейзизен
+ в тексте



Tags: #Благовещение, #Возрождение, #Италия, #Флоренция, 14 век, 15 век, fra angelico, Благовещение, Возрождение, Италия, Флоренция, календарь
Subscribe

Posts from This Journal “календарь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments