gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Венеция как вторая Византия: Виссарион Никейский и Италия. Лекция Бориса Фонкича 12 сентября

Анонс. Лекция Бориса Львовича Фонкича – мероприятие из разряда "нельзя пропустить"


12 сентября 2018 в Итальянском Институте культуры в Москве состоится лекция "«Venetiae Quasi Alterum Byzantium» – «Венеция как вторая Византия»: Виссарион Никейский и Италия". Лекцию прочитает д.и.н., профессор Борис Львович Фонкич.


Виссарион Никейский – в красной кардинальской шапке. Гийом Фише вручает кардиналу Виссариону свою книгу "Риторика"/Rhetorica, вышедшую в 1471 году. Фрагмент миниатюры / Guillaume Fichet. Guillermi Ficheti Alnetani, artium & theologiae parisiensis doctoris, rhetoricorum librorum praefatio. 1471, Parigi. Membr. 53, 1r. Biblioteca nazionale Marciana, Venezia

История итальянского Возрождения немыслима без переезда из Византии в Италию греческих учёных, которые привозили и переводили множество античных текстов. Виссарион Никейский, греческий митрополит ставший католическим кардиналом, самый яркий из них. Ему принадлежит заслуга основания Платоновской Академии в Риме, венецианской библиотеки Марчиана. Он же, как полагают, был инициатором брака Софьи Палеолог и Ивана III, открывшего путь в Москву ренессансным мастерам.

Борис Львович Фонкич — доктор исторических наук, член-корреспондент Афинской Академии, почетный доктор Фессалоникийского университета им. Аристотеля; профессор кафедры византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; главный научный сотрудник, руководитель Центра палеографии, кодикологии и дипломатики Института всеобщей истории РАН и проч.

Лекция состоится 12 сентября 2018 в 19:00 в Итальянском Институте культуры в Москве. Адрес: Москва, Малый Козловский пер., 4, стр. 1. Istituto Italiano di Cultura.

Вход свободный, регистрация не требуется.

Лекция Бориса Львовича станет первой в рамках цикла «Искусство Венеции, Византии, Средневековой Руси: точки пересечения», разработанного историком искусства Арсением Сергеевичем Петровым, кандидатом искусствоведения, доцентом Российского государственного гуманитарного университета.


Курс «Искусство Венеции, Византии, Средневековой Руси: точки пересечения»

Среди культурных центров христианского Запада Венеция, несомненно, испытала наибольшее воздействие византийской культуры. Её ключевой памятник – собор Сан Марко – построен по византийскому прототипу, его своды по-византийски украшены мозаиками, а фасады со временем превратились в своеобразные витрины царьградских трофеев. Впоследствии византийская часть своего художественного наследия была осознана венецианцами как собственная древность. Это в огромной степени определило своеобразие венецианского ренессансного искусства. В русле византийской культуры развивалась и средневековая Русь. И хотя непосредственная встреча этих двух культур произошла уже после исчезновения Византии, именно общность византийского корня помогла принятию и усвоению ренессансных форм, принесенных венецианскими архитекторами. О том, на каких именно художественных аспектах строились связи внутри этого культурного треугольника, пойдёт речь в настоящем курсе.

Открывает курс лекция Бориса Львовича Фонкича “Venetiae Quasi Alterum Byzantium” – “Венеция как вторая Византия”: Виссарион Никейский и Италия.


2.

Юстус ван Гент, Педро Берругете. Виссарион из цикла "Знаменитые люди". Около 1475. Дерево, масло. Лувр, Париж. Галерея партретов 28 ученых мужей украшала Студиоло Федерико да Монтефельтро в Палаццо Дукате, Урбино. Половина картин ныне в Лувре / Juste de Gand, Pedro Berruguete. Le cardinal Bessarion. H. : 1,16 m. ; L. : 0,56 m. Musée du Louvre. Source


Цикл Арсения Петрова:


Лекция 1. Сан Марко и София Киевская: особенности восприятия византийского искусства в средневековой Венеции и Древней Руси.

По стечению обстоятельств архитектурная история как Венеции, так и Руси по-настоящему может быть прослежена только с XI века. С разницей в несколько десятилетий возводятся краеугольные памятники – храмы Святого Марка и Святой Софии. Оба восходят к двум важнейшим константинопольским храмам: церкви-мавзолея Святых Апостолов и прославленной Софии Константинопольской.


Лекция 2. Византийское убранство Сан Марко и формулирование венецианской идентичности: мозаики, рельефы, драгоценная утварь.

Вслед за постройкой Сан Марко началась многовековая история его украшения. Главные материалы и стилистика его убранства - мозаики, мраморные рельефы, перегородчатые эмали - прямо отсылали к Византии. Однако одновременно в изобразительных программах заказчиками формулировались идеи собственной значимости, апостольской преемственности, связей, а затем и триумфа над Византией - того, что затем составит мифологему Венеции.


Лекция 3. Изобразительные и архитектурные параллели в искусстве Византии, Венеции, Древней Руси: возможности сравнительного сопоставления.

От десятков крестово-купольных храмов, построенных в Венеции по византийскому образцу, к сожалению не сохранилось ни одного. Огромные утраты понесли также византийское и древнерусское зодчество. В силу этого именно комплексный анализ наследия всех трех культур зачастую позволяет восполнить недостающие лакуны, а также лучше интерпретировать общие для всех трех регионов детали.


Лекция 4. “Renovatio marciana”: об интерпретации византийского наследия в Венеции эпохи Ренессанса.

Ренессанс обрёл свою жизнь в венецианской архитектуре несколько позже, чем во Флоренции и в Риме. Вместе с тем венецианские памятники не были эпигонами, а сразу обрели своё индивидуальное лицо, главным отличием которого стала интерпретация византийских архитектурных форм. Вопрос о характере и мотивах подобного обращения будет в фокусе внимания данной лекции.


Лекция 5. Значение иконописных и архитектурных византийских образцов для живописи Джованни Беллини и Чима да Конельяно.


Лекция 6. Русский храм венецианских архитекторов: Архангельский собор.

Архангельский собор, казалось бы наиболее очевидный из всех итальянских памятников Руси, лишь относительно недавно был понят как «плоть от плоти» произведение венецианской архитектуры. В рамках последней лекции цикла мы постараемся обозначить, что позволяло считать его лишь русским зданием в иностранной одёжке, и, главное, венецианский и московский контексты его создания.


В 2016 году Арсений Сергеевич Петров получил на данное исследование грант от МИДа Италии. Одним из результатов стал настоящий курс.

Первая лекция Арсения Петрова пройдет ориентировочно 03 октября 2018. Эта дата, как и даты последующих встреч, уточняются. Скорее всего, лекции будут раз в месяц, по средам.

Слушатели, посетившие все занятия курса, получат сертификат от Итальянского Института культуры. Занятия бесплатные.


Анонсы лекции Бориса Львовича Фонкича и курса Арсения Петрова «Искусство Венеции, Византии, Средневековой Руси: точки пересечения» в Итальянском Институте культуры:

- Итальянский Институт культуры в Москве: https://iicmosca.esteri.it/iic_mosca/ru/gli_eventi/calendario/2018/09/venetiae-quasi-alterum-byzantium.html

- Научно-учебная лаборатория медиевистических исследований Высшей школы экономики: https://medieval.hse.ru/announcements/223155994.html

- Страница мероприятия в facebook: https://www.facebook.com/events/2082628668423361/


3.

Membr. 53, c. [1]r. stemma miniato incompleto e ritratto di Bessarione miniato - MEMBR. 0053. Biblioteca nazionale Marciana, Venezia. Source. По клику на изображении: Original (2724 x 3826)



Tags: 15 век, Византия, Возрождение, Италия, лекция
Subscribe

Posts from This Journal “15 век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments