gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Category:

Селфи: 1839 и 1920

История фотографии



1920, Нью-Йорк, Byron Company. Селфи, вид со стороны. Фрагмент фотографии. Музей города Нью-Йорк

Самое первое «селфи» было сделано еще на заре истории фотографии – осенью 1839 года. Его автор – филадельфиец Роберт Корнелиус / Robert Cornelius (1809-1893). Об этом ниже.

А на этой фотографии – группа из пяти респектабельных мужчин делает селфи в 1920 году на нью-йоркской крыше.

Вот что запечатлела их фотокамера:


2.

Five photographers pose together for a photograph on the roof of Marceau's Studio, while Joseph Byron holds one side of the camera with his right hand and Ben Falk holds the other side with his left hand, in 1920. Byron Company. Museum of the City of New York. via. Original (3229 x 2190)


3.

Byron Company (New York, N.Y.). 1920. Side view of photographers posing together for a photograph on the roof of Marceau's Studio, while Joseph Byron holds one side of the camera with his right hand and Ben Falk holds the other side with his left hand. Inscription: Writing on paper attached to image on recto side (in pencil): "The way the photograph was made\ On the roof of the Marceau Studio\Fifth Ave. opposite St. Patrick's Cathedral\Dec. 1920". Photograph. Gelatin silver print. 93.1.4.18. Museum of the City of New York. Source. Original (2500 x 3432)


4.

1920, Нью-Йорк, Byron Company. Надпись на фотографии. 93.1.4.18. Музей города Нью-Йорк / Museum of the City of New York. Source


5.

Robert Cornelius, self-portrait. Believed to be the earliest extant American portrait photo. 1839 [Oct. or Nov.]. Medium: 1 photograph : approximate quarter plate daguerreotype. Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C. 20540 USA. Source, via. Daguerre announced his invention of a photographic method to the French Academy of Sciences in August 1839. That October, a young Philadelphian, Robert Cornelius, working out of doors to take advantage of the light, made this head-and-shoulders self-portrait using a box fitted with a lens from an opera glass. In the portrait, Cornelius stands slightly off-center with hair askew, in the yard behind his family's lamp and chandelier store, peering uncertainly into the camera. Early daguerreotypy required a long exposure time, ranging from three to fifteen minutes, making the process nearly impractical for portraiture. (Source: "Photographic Material," by Carol Johnson. In Gathering History: the Marian S. Carson Collection of Americana, 1999, p. 100) [Library of Congress]

Эта селфи-дагеротипия Роберта Корнелиуса / Robert Cornelius (1809-1893) считается самой ранней сохранившаяся американской портретной фотографией.

Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого изобретатель Луи Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку потерял голос из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась 17 сентября 1839 года.

А уже в октябре или ноябре в Филадельфии молодой Корнелиус при помощи французского изобретения изготовил свой автопортрет. Для получения снимка экспериментатору надо было оставаться неподвижным, в зависимости от интенсивности окружающего освещения во время выдержки, от 3 до 15 минут.

На оборотной стороне автопортрета, бумажной, содержится надпись: «Первый в мире световой снимок. 1839 год» / Inscribed on paper backing: The first light picture ever taken. 1839.

В 1841-1843 годом Робер Корнелиус управлял двумя своими фотостудиями, но потом закрыл их и работал в семейной газоосветительной компании.

Дагеротипия — первый технически разработанный и получивший распространение способ фотографии. Назван он по имени изобретателя — французского художника Луи Жака Манде Дагера /Louis Daguerre (1787-1851). В 1839 году после многолетней серии опытов Дагер представил процесс получения дагеротипа членам Французской академии наук.

Суть дагеротипии состояла в следующем: посеребренную медную пластинку тщательно полировали, а затем обрабатывали парами йода, в результате чего на ней образовывался тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Затем пластинку помещали в темноте в камеру-обскуру – прообраз фотокамеры – и открывали объектив на 15-30 минут. Под действием солнечного света на светочувствительном слое возникало скрытое изображение. Чтобы его проявить, пластинка обрабатывалась парами ртути. После этого изображение закреплялось тиосульфатом натрия и тщательно промывалось. В результате на пластинке появлялась фотография-позитив, причем рассмотреть такое изображение можно было только при определенном освещении, под прямыми лучами солнца оно не было видно. Дагеротип существовал в единственном экземпляре, с него невозможно было печатать копии, как с негатива, хотя принцип «негатив — позитив» был открыт практически в то же время. Сообщение об изобретении дагеротипа сразу же произвело сенсацию. Французское правительство назначило Дагеру пожизненную пенсию в размере 6000 франков в год, а его имя вскоре стало известно во всем мире.

Популярность дагеротипии резко росла, было куплено много патентов в Европе и Америке. Количество заказов у фотографов было колоссальным.

Тонкость изображения заставляла зрителей подозревать масштабную фальсификацию с участием искуснейших граверов, о чем и писали журналисты того времени: «Все эти дагеротипы замечательны. Но кто может поручиться, что это не работа умелого гравера?… Месье Дагер молча протягивает нам увеличительное стекло. Тогда мы можем видеть мельчайшие складки ткани, детали ландшафта, которые неразличимы невооруженным глазом».

Поднося увеличительное стекло к дагеротипу трудно разглядеть зерно. Дагеротипы имеют удивительную степень деталировки. Только при большом увеличении можно увидеть частицы ртутной амальгамы.

Дагер не был первым фотографом. Ранее опыты в области получения светового изображения проводил другой французский изобретатель — Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833). В 1820-е годы он занимался так называемой гелиографией, изготавливая копии с гравюр. Ньепс помещал гравюру между посеребренной медной пластиной, обработанной светочувствительным асфальтовым лаком, и чистым стеклом, а затем выставлял ее на солнечный свет. В 1826 году Ньепсу удалось достичь большего и сфотографировать изображение здания из окна своей мастерской с помощью камеры-обскуры. Это первая в истории фотография.

Спустя год Дагер и Ньепс познакомились. В 1829-м они стали партнерами, заключив десятилетний контракт о сотрудничестве. Ньепс передал своему коллеге всю информацию о гелиографии с разъяснениями по поводу подготовки пластин, а также сведения о пропорциях разных смесей, промывочных и фиксирующих процессах. Ньепс также ознакомил Дагера с результатами своих последних экспериментов, в которых он употреблял пары йодида для усиления изображения. Однако в 1833 году Ньепс умер, и Дагеру потребовалось еще шесть лет для того, чтобы успешно завершить начатый эксперимент.

Иногда словом «дагеротип» называют не изображения, сделанные по способу Дагера, а любые старые фотографии, что, конечно, неверно.


Источники:

Daguerreotypes. Robert Cornelius, self-portrait; believed to be the earliest extant American portrait photo // Library of Congress
The Science of Selfies: How Pictures Help Us Claim Our Identity. NBC News, Mar 5 2014
Robert Cornelius’ Self-Portrait: The First Ever Selfie, 1839 // Publicdomainreview.org
Что такое дагеротипия? // Вокруг Света, 2 октября 2009
Дмитрий Орлов. Зеркало с памятью. Дагеротипия. 25 апреля 2011. Photographer.ru
Фотография // Большая советская энциклопедия
и др.


Ранее:
Две техники печати фотографий, 2017-09-09



Tags: 19 век, 20 век, США, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments