Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

"Да будет мне по слову твоему"

Иконопись



Благовещение, фрагмент. Третья четверть XVI века. Москва (?). Выставка «Собрание Константина Воронина. Иконы. Художественный металл. XIII-XVI века», 24 декабря 2016 - 26 февраля 2017, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Source. Икона полностью – в конце

При ознакомлении с легкомысленными западными картинками XIV-XV веков, которые были в записи Физиология от Фомы Аквинского совершенно невольно вспоминается наша родная византийская и русская средневековая живопись с изображенным в лоне Богоматери Младенцем – духовная и глубокая, не то что у этих латинян.

Самый известный пример: «Устюжское» Благовещение начала XII века из Третьяковской галереи. Конечно, сравнивать XII век и XV век в корне неправильно, а уж тем более восточный XII век и западный XV век. XII век и в католическом мире был серьезным христианским временем. Эмоции и улыбки в западное искусство начали проникать с конца XII века.


2.

Благовещение (Устюжское). Около 1103 (?). Ид 20-30-е годы XII века. Доска, темпера. 238 × 168 см. Государственная Третьяковская Галерея, Москва / Ustyug Annunciation. 30th-40-th of the 12 century. 30th-40-th of the 12 century. w168 x h238 cm. The State Tretyakov Gallery. Google Cultural Institute. Source & zoom

Описание иконы из книги Государственной Третьяковской галереи "Иконопись" серии "Шедевры Третьяковской галереи":

Благовещение (Устюжское). Около 1103 (?)

Икона происходит из Успенского собора Московского Кремля, куда была привезена из Новгорода в середине XVI века. О ее перенесении в Москву из новгородского Юрьева монастыря вместе с двумя другими иконами из Софийского собора («Спас Златая риза» и «Апостолы Петр и Павел») сообщает под 1561 годом Вторая Новгородская летопись. Образ «Благовещение Святыя Богородицы», который «взял царь и великий князь в великом Новгороде в Юрьеве монастыре», упоминает и более ранний источник – Деяния Московского церковного собора 1553-1554 годов. Вероятнее всего, этот образ в числе других древних памятников был привезен в Москву после пожара 1547 года и вплоть до конца XVI века служил храмовой иконой Благовещенского собора Кремля, а затем перенесен в Успенский собор.

Строительство Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде было завершено в 1130 году; именно в это время могли быть созданы как храмовая икона «Великомученик Георгий», так и «Благовещение». По другой версии, «Благовещение» первоначально являлось храмовой иконой церкви Благовещения на Городище, выстроенной в 1103 году по повелению князя Мстислава Владимировича и находившейся неподалеку от Юрьева монастыря, на противоположном берегу Волхова. В Юрьев монастырь икона могла быть перенесена в связи с перестройкой Благовещенской церкви в 1342-1343 годах. Позднее предание ошибочно связывает происхождение иконы с Великим Устюгом, отчего она иногда называется «Устюжской».


Благовещение (Устюжское). Около 1103 (?). ГТГ. Фрагмент

В соответствии с евангельским текстом (Лк. 1: 26-38) на иконе изображены благовествующий архангел Гавриил, обращающийся к Марии с приветствием, и Мария, склонившая голову и всем своим обликом выражающая повиновение божественной воле. Простая, лаконичная и чрезвычайно выразительная композиция иконы, вероятно, восходит к образцам монументальной живописи - изображениям Благовещения на лицевых гранях предалтарных столбов византийских и древнерусских храмов.


3.

Благовещение (Устюжское). Около 1103 (?). Или 20-30-е годы (?) XII века. ГТГ. Фрагмент

К числу сравнительно редких иконографических деталей относится изображение младенца Христа в лоне Богоматери: согласно традиционным толкованиям, Христос явился в мир в тот момент, когда Мария произнесла слова «Да будет мне по слову твоему». Младенец представлен полуобнаженным, с набедренной повязкой на чреслах, что напоминает об изображениях распятого Спасителя и символически предвосхищает Его грядущее жертвенное служение.


4.

Иисус Христос Ветхий Деньми. Благовещение (Устюжское). Около 1103 (?). ГТГ. Фрагмент

Еще одно изображение Христа располагается в сегменте неба вверху. Это Иисус Христос Ветхий Деньми - образ, основанный на ветхозаветном видении пророка Даниила (Дан. 7) и соединяющий в себе черты Бога Отца и Бога Сына или, точнее, раскрывающий через Сына образ и волю невидимого Отца.

Автором иконы мог быть приехавший из Киева вместе с князем Мстиславом греческий мастер или русский иконописец, прошедший византийскую выучку, - об этом свидетельствует и изысканность живописных приемов, и сложная, насыщенная богословскими ассоциациями иконографическая программа.

[Иконопись. Автор-составитель и автор аннотаций Левон Вазгенович Нерсесян – М.: Гос. Третьяковская галерея, 2012. – 175 с.: ил. – (Шедевры Третьяковской галереи). Стр. 23-26]


5.

Благовещение, фрагмент. Конец XII века. Монастырь святой Екатерины, Синай

Младенец Христос в лоне Богоматери на византийской иконе конца XII века.


6.

Благовещение. Византийская икона. Конец XII века. Монастырь святой Екатерины, Синай / Annunciation. Late 12th Century (c. 1190). St. Catherine's Monastery, Mount Sinai. Другая цветопередача


7.

Благовещение. Около 1600 года. Музей-заповедник Коломенское, Москва. Source 1: Natalia Komashko, Source 2, Source 3

Русская икона времен Бориса Годунова.

Другую икону, написанную по образцу Благовещения Устюжского, можно посмотреть в фейсбуке у Натальи Игнатьевны Комашко, ученого секретаря Музея имени Андрея Рублева: Natalia Komashko, Facebook, 7 апреля 2015: "Благовещение. Москва, конец 16 века. Местный ряд иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Использование старой схемы т.н. устюжского Благовещения, актуализированной после постановлений Стоглавого собора в середине века.". Наталья Игнатьевна просит альбом не репостить, поэтому просто ссылка на ее публикацию в фейсбуке (и прямая ссылка на fb фотографию).

Еще один пример повторения иконографии: список Устюжского Благовещения XVI века для Архангельского собора Московского кремля – в википедии (качество картинки не очень).


8.

Без младенца в лоне, но с выразительным голубем. Благовещение. Третья четверть XVI века. Москва (?). Выставка «Собрание Константина Воронина. Иконы. Художественный металл. XIII-XVI века», 24 декабря 2016 - 26 февраля 2017, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Source



Tags: 12 век, 16 век, Благовещение, Византия, иконопись, средние века, сюжеты
Subscribe

Posts from This Journal “Византия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments