Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Гербы от геральдиста и фантазера XVI века

Определенные гербы могут служить источником вдохновения для дизайнеров, художников, модельеров и прочих криейторов. Многие гербовые рисунки красивы, а часто и авангардны.


Жан Ле Ферон подносит свой труд королю Генриху Второму. Фрагмент страницы из рукописи «Le second volume de la premiere partye du blason d'armoiries...». Bibliothèque de l'Arsenal, 5255, 2r. Лист полностью – в конце. Source

Культура употребления гербов как личных знаков распространяется с XII века. В XVI веке, о котором пойдет речь, герб еще не стал окончательно атрибутом знати и показателем принадлежности к благородному сословию. Француз Жан Ле Ферон в XVI веке создает гербы, которые будто бы существовали за столетия до реального возникновения геральдики, пытается реконструировать как оно должо было быть в давние времена.

О геральдическом авторе Жане Ле Фероне в статье "Гербовые фантазии Жана Ле Ферона, геральдиста XVI века" рассказывает Александр Черных, заведующий Центром гербоведческих и генеалогических исследований Института всемирной истории РАН. Статья сокращена, добавлены некоторые расшифровки и пояснения. Иллюстрации – из рукописи XVI века книги Жана Ле Ферона /Jean Le Féron «Le second volume de la premiere partye du blason d'armoiries, composé par maistre Jehan Le Feron, advocat en la court de Parlement, natif de Compiengne, l'an de grace mil cinq cens et vingt, le douziesme jour d'avril, après Pasques» из Национальной библиотеки Франции: Bibliothèque de l'Arsenal, 5255. Картинки с текстом не соотносятся.

Адвокат парижского парламента Жан Ле Ферон (1504-ок.1570) происходит из старинного, известного с 1315 г., рода королевских официалов-робенов. Юристы в роду были, но на этом поприще Жан Ле Ферон не стяжал известности и больше занимался генеалогиями и гербами, став единственным, кто на ниве геральдики вывел род из исторического небытия.


2.

Bibliothèque de l'Arsenal, 5255, 1v. « Le second volume de la premiere partye du blason d'armoiries, composé par maistre Jehan Le Feron, advocat en la court de Parlement, natif de Compiengne, l'an de grace mil cinq cens et vingt, le douziesme jour d'avril, après Pasques ». Date d'édition: 1501-1600. Sujet: Le Féron (Jean). Le deuxième volume de la première partie du blason d'armoiries, dédié à François Ier (1520). Manuscrit. Langue: Français. Parchemin. - 192 feuillets. - Écriture du XVIe siècle, à longues lignes. Bibliothèque nationale de France. Source

Отношение к Ле Ферону как геральдическому автору, мягко говоря, неоднозначное. Ближайшие по времени авторы именуют его «знаменитым геральдистом», «великим исследователем гербов»; в начале XIX в. его имя называли в одном ряду с Н. Аптоном, А. Фавэном, В. де Ла Коломбьером [1], а уже в конце века Ж. Д’Эшаван иронизирует над ним, как собирателем курьёзов фантастической геральдики [2].


3.

На карманах джинсов – горох, актуальный в разные времена / Bibliothèque de l'Arsenal, 5255, 4v. 1501-1600. Bibliothèque nationale de France. Source

XX в. ещё более скептичен по отношению к нему. Р. Матьё считал все составленные герольдами трактаты однообразными, и приводил его имя не более чем, как он выразился, «для памяти» [3]. А Мишель Пастуро, знающий французскую геральдическую историографию как никто другой, вообще не упоминает о нём, за исключением единственной сноски [4].


4.

Bibliothèque de l'Arsenal, 5255, 87r. 1501-1600. BNF. Source. Лист полностью

Отчего так?

Экюйе Жан Ле Ферон был не только адвокатом, но и, возможно, гербовым королём в 1555 г. [5]. Об этом свидетельствует пометка (roy d’armes) на титульном листе одного из изданий, но не типографская, а сделанная от руки [6]. XVI в. – тёмное время французской герольдии: её средневековый порядок с выхолощенными функциями герольдов ещё продолжал влачить существование, а новая система гербовых судей возникнет лишь в 1615 г. Указ Франциска I от 30 сентября 1535 г. дал герольдам юридические права для проверки гербов ротюрье [ротюрье /roturier – тот, кто не принадлежит к дворянству и духовенству; буржуа] с точки зрения неправомерного использования шлемовой эмблемы и вообще узурпации гербов [7] и Ле Ферон мог сочетать в одном лице юриста и герольда.


5.

38v

Любопытно то, что этот герольд-юрист создал целый букет гербовых мистификаций. В течение одного года он опубликовал трактат о герольдии – «О началах гербовых королей, герольдов и младших герольдов» [8], один из первых геральдических трактатов Нового времени, рассуждения «О гербовом символе Франции, Шотландии и Лотарингии» [9] и шесть подборок гербов обладателей высших государственных должностей во Франции. Его же перу принадлежит трактат-гербовник 1520 г., посвящённый королю Франциску I и герцогу Миланскому [10].


6.

38v. Лист полностью

«Каталог имён, деяний и жизнеописаний знаменитейших герцогов и коннетаблей Франции с изображением и блазоном их гербов» положил начало серии каталогов канцлеров, маршалов, прево и прочих. 587 гербов в хронологической последовательности охватывают весь «исторический» период французского королевства. Эти странные книги после смерти автора были переизданы трижды [11].


7.

69v. Лист полностью

Жан Ле Ферон отмечает, что знаком коннетаблей был знак должности – обнажённый меч и золотые геральдические лилии [12]. Однако один коннетабль 562 г. наделён «в синем поле львом с чередованием серебряных и красных поясов» [13], другой, в 575 г. имеет герб «в серебряном поле красный орёл в золотой короне» [14]. Похожими гербами наделены и другие коннетабли; в основном это львы и орлы, иногда драконольвы, иногда орлов несколько – три, или даже шесть.


8.

70r. Лист полностью

Первые майордомы из «Каталога великих магистров Франции» [15] обладают гербами, очень напоминающими гербы из «Каталога коннетаблей»: в основном это орлы – 26 из 50, порой двуглавые. Часть фантастических гербов создана с использованием королевского герба: уже Пипин Короткий [франкский король в 751-768], по словам Ле Ферона, в качестве короля заменил герб коннетабля («в красном поле три золотых орла и кантон с геральдическими лилиями») на королевский [16].


9.

88v. Лист

Но эти детали не столь важны, если не упускать из виду того, что всё это относится к VI-VIII вв., предшествуя действительному появлению гербов на добрых полтысячелетия.

Анализ каждого из выдуманных Ле Фероном гербов, в целом однообразных, вряд ли имеет смысл. <...>


10.

91r

Жан Ле Ферон пишет, что знак должности майордома – жезл, окольцованный золотом [22], должности маршала – одеяние с синим, усеянным золотыми геральдическими лилиями, бархатным рукавом [23], что, конечно, относится к реалиям XVI в.


11.

91r. Лист

Геральдические изыскания Ле Ферона существуют не обособленно, они находятся в известной гармонии с аналогичными штудиями в области генеалогической истории. Трудно сказать, что именно послужило источником изобразительной составляющей гербов персонажей догеральдической эпохи, но это целый ряд бытовавших в XVI в. представлений, и именно на их основе Ле Ферон пишет, что в золотом поле красный драконолев – «старинный знак знатности у французов» [24]. На их основе появляется герб из времён Карла Великого («в красном поле восстающий золотой лев, колючая серебряная кайма») мессира Ансельма, павшего вместе с Роландом в Ронсевальском ущелье, «как свидетельствует герольд Брабант в трактате о гербах» [25].


12.

103v

Герб первого канцлера Франции Бодэна (562 г.) расценивается как герб церкви Тура [26]; в 610 г. коннетабль Протадиус носит четверочастный герб [27]. Забавно читать, что в 646г. майордом носит четверочастный герб с гербом Баварии [28].


13.

155r

Ле Ферон спокойно переносит четверочастные гербы в XII в., впадая в анахронизм не только с точки зрения феномена геральдики, но и с точки зрения её внутреннего иконографического развития, поскольку это рано и для герба вообще, и для четверочастного поля в частности. К 1109 г. Ле Ферон относит герб с полем, усеянным золотыми геральдическими лилиями, с комментарием, что это герб Собора Парижской богоматери, дарованный ему Людовиком Толстым [король Франции с 1108 по 1137] [29]. Так привычный для Ле Ферона институт дарования герба под его пером переносится во времена рождения геральдики.


14.

107r. Лист

Никаких штриховок, которые получили распространение впоследствии для обозначения геральдических цветов, Ле Ферон не применяет. Несоответствия герба и блазона у Ле Ферона редки, но с самой геральдической лексикой у него не всё в порядке: это и не новый, и не канонический средневековый блазон.


15.
.

Два фрагмента листа 107v. Лист полностью

В то же время встречаются любопытные детали – редкие указания на реалии. В 1536 г. у канцлера Антуана дю Бур помимо герба есть ещё два изобразительных девиза, которые менялись в зависимости от должности [30]; изменился после занятия должности канцлера и герб Гийома Пуайе в 1538 г. [31]. То, что канцлер Пьер де Морийе в 1461-1465 гг. носит гербом «в золотом поле трёх чёрных мерлетт» – вполне допустимо, но интереснее добавление – «изобразительным девизом он имеет золотую арфу, повешенную на красную букву Y…, как видно в церкви Св. Мартина в Полях в Париже» [32].


16.

108v

Подчас гербы, приводимые Ле Фероном для негеральдических времён, отличаются внешней убедительностью: герб такого вида вполне мог бы существовать, правда, тремя-четырьмя веками позже. В то же время Ле Ферон – искушённый геральдист и вряд ли считал свои находки вымыслами.


17.

108v. Лист

Судя по всему, он был уверен в том, что реконструирует минувшее и заполняет геральдические лакуны в невымышленном историческом прошлом. Даже когда начинается «геральдическое» время, Ле Ферон может отметить разногласия в гербах [33], но это не значит, что геральдическая точность возрастает.


18.

109r. Лист

Геральдическим анахронизмам сопутствуют исторические. Канцлер Гийом дез Юрсен в 1450 г. носит гербы, которые «впервые были даны сенатом и римским народом Урсинусу и Примениусу, детям Гая Урсинуса, главы Сполето, и их потомству» [34]. В 884 г. у канцлера времён Карла Толстого (839-888) появляется геральдическая лилия [35], в гербе канцлера 1072-1082 гг. четверть с лилиями уже названа четвертью Франции [36].


19.

116r. Лист

Но вряд ли стоит этому удивляться, поскольку Ле Ферон уверен, что геральдическую лилию в качестве герба Флоренции ей даровал Карл Великий (742/747/748-814) как восстановитель города, разрушенного готами [37]. Он вообще отдавал приоритет в создании геральдики и герольдии Карлу Великому [38].


20.

118r. Лист

Согласно Ле Ферону в 1202 г. коннетаблем Франции был некий мессир Ферран, «сын короля Португалии Климента и брат осуждённого Тьерри Португальского». Увы, короля Климента история Португалии не знает. Этот сын мнимого короля носил гербом «в серебряном поле пять синих щитков косым крестом, каждый обременён шестью серебряными безантами; кайма красная, усеянная золотыми замками с четырьмя зелёными геральдическими лилиями, возникающими в кайме» [39]. Но примечательнее то, что Ле Ферон пишет далее: «Оные замки и геральдические лилии представляют союзы, которые имели короли Португалии с королями Франции и Кастилии» [40]. Зелёная геральдическая лилия на самом деле представляла собой знак Ависского ордена, но Ле Ферон уверен, что лилия всегда значит – Франция. Он пишет, что пять щитков обозначают пять побед, одержанных королями Португалии над врагами христианской веры (действительно, в португальской мифологической традиции это обозначение победы над пятью королями в битве при Орике), а 20 денье – это те, за которые Иисус Христос был продан евреям, «как я отмечаю это в моей гербовой истории в главах «О щитах» и «О щитках с безантами и кружками» [41].


21.

130r

Разумеется, можно оценивать уровень его исторических знаний как прискорбный. Но вряд ли имеет смысл возвеличиваться над Жаном Ле Фероном таким примитивным образом. Ведь Ле Ферон едва ли не первым в геральдическом сочинении основывается на источниках: это Винцент де Бовэ и Григорий Турский [42], хроники Фруассара, трактат герольда Шароле [43], труды Оноре де Бонэ, Диего де Валеры [44], памятники материальной культуры, в частности, надгробия [45].


22.

131r

Один из его источников – личные сообщения представителей родов; часть сведений он получил от своих корреспондентов из Германии [46]. Говоря о гербе Клода де Бовэ 1418 г., он пишет, что «нашёл его в регистрах парижского парламента, которые историки не отмечают» [47].


23.

136v

Эрудиция Ле Ферона заслуживает высокой оценки, особенно в сравнении её не с эрудицией теологов, а с эрудицией герольдов. В своей библиотеке Ле Ферон имел сочинения, которые в духе лучших генеалогических построений того времени возводили французскую монархию к троянским временам [48], и отчасти разделял их точку зрения. Ле Ферон, ссылаясь на свои разыскания в генеалогии, утверждает, что герб Жана д’Аркур, маршала в 1286 г., сохранялся более 800 лет [49] (он написал историю дома д’Аркур [50], занимался генеалогией других семейств).


24.

137r. Лист

Было бы легче всего объявить его фантазёром, который в угоду знатным домам фальсифицирует геральдическое прошлое. Но нет, он старается быть точным, и уже то, что он приводит в блазоне (не в изображении) варианты герба – безусловный аргумент в его пользу.


25.

137v

Рассматривая различные версии герба одного лица, он явно пытается найти истину, что удаётся далеко не всегда. И это не обязательно детали <...>, подчас речь идёт о совершенно разных по изображениям гербах. Ле Ферон полемизирует с другими точками зрения по поводу разных версий герба [52] <...>. Разницу в гербах на основе собственных изысканий Ле Ферон отмечает [56], но его примечания всегда предельно кратки, какие-либо рассуждения о причинах разногласий отсутствуют.


26.

152v. Лист

Отмечаемое Ле Фероном наличие сторонников иной версии герба означает не только эрудицию Ле Ферона или его терпимость по отношению к чужим мнениям, но прежде всего то, что существовало некое культурное пространство, в котором эти вопросы обсуждались, в котором происходил этот обмен мнениями, и геральдические выдумки Ле Ферона – не стоящие обособленно лишь его собственные мысли, а отражение интересов части французского общества.


27.

167v. Лист

Одной ли коллекционерской страстью продиктован интерес Ле Ферона к геральдике? Ведь его списки вполне утилитарны, они представляют собой реальное перечисление должностных лиц. Но при этом наряду с именами и титулами он приводит именно их гербы, как определённый исторический, и с его точки зрения вполне достаточный, идентификатор.


28.

168r

В принципе общим источником каталогов, мог бы послужить какой-либо комплекс документов, фиксировавших геральдику официалов, подобный фасаду с гербами подеста в Ареццо или Биккернскому гербовнику с гербами камерленго Сиены. Но это сомнительно. В самых ранних гербах Ле Ферон не приводит никаких вариантов, не говорит о каких-либо разночтениях. Следовательно, скорее всего автор их – он сам.


29.

168r. Лист

Собрание гербовников-каталогов Жана Ле Ферона – очевидный пример мифотворческой тенденции, которая нравилась геральдистам всей Европы. Ле Ферон создаёт гербы, начиная со времён Капетингов, за столетия до возникновения геральдики [57], но ему не просто нравится блазонировать каждую деталь в духе вкусов его собственной эпохи, его серия каталогов – практическая реализация его общей концепции.


30.

168v

Не мог он остаться равнодушен к геральдике в мире XVI в., когда воображаемые гербы Девяти Совершенных воспроизводились всё чаще и чаще, когда к ним в качестве десятого добавлялся Бертран Дю Геклен.


31.

172v. Лист

Почему не могут быть наделены гербами основатели французской государственности – уже по одному этому в его глазах безусловные герои? С воображаемой геральдикой постоянно так – хочется, чтобы фантазии были чистыми грёзами, но на практике выдумка и истина в них перемешаны причудливым образом.


32.

185v. Лист

Наделение гербами деятелей догеральдических времён не продиктовано какой-либо злокозненностью: к середине XVI в. герб ещё не стал окончательно атрибутом знати и показателем принадлежности к благородному сословию.


33.

186r. Лист

Это отношение только складывалось, и свою роль в этом сыграл и Ле Ферон. А геральдическая эрудиция как явление получила своё полное развитие и наибольшее воплощение век спустя, в XVII в. Но Жан Ле Ферон был одним из тех, кто закладывал её и готовил общество к её восприятию.


[Примечания]
Примечания
[1] Collection des meilleures dissertations relatifs à l’histoire de France. Par C. Leber, et alii. T. 12. Paris, 1826. P. 143, 157.
[2] D’Eschavannes J. Traité complet de la science du blason. Paris, 1885. P. 13.
[3] Matieu R. Le système héraldique français. Paris, 1946. P. 61.
[4] Pastoureau M. Traité d’héraldique. Paris, 1993. P. 66.
[5] Lainé. Dictionnaire véridique des origines des maisons nobles ou anoblies du royaume de France: contenant aussi les vrais ducs, marquis, comtes, vicomtes et barons. T. 1. Paris, 1818. P. 464.
[6] Féron J. Catalogue des tresillustres Ducz et Connestables de France, depuis le Roy Clotaire premier du nom, juques à trespuissant, tresmagnanime & tresvictorieux Roy de France, Henry deuxieme. Paris, 1555. 32 f. Экз. из College héraldique de France. Далее – Catalogue des tresillustres Ducz et Connestables...
[7] Matieu R. Op. cit. P. 67.
[8] Le Féron J. De la Primitive institution des roys, hérauldz et poursuivans d’armes. Paris, 1555. 47 ff.
[9] Le Féron J. Simbol Armorial des Armoiries de France et d'Escoce et de Lorraine. Paris, 1555.
[10] Armorial (traité de blason) de Jehan le Féron. BN, Paris. Ms. 5255.
[11] Le Féron J. Catalogue des noms, surnoms, faits et vies des Conestables, Chanceliers, etc. Éd. par Morel. Paris, 1598; idem. Armoiries des Connestables, Grands Maîtres, Chanceliers, etc. Éd. par C. Morel. Paris, 1628; idem. Histoire des connestables: chanceliers, et gardes des seavx mareschaux: admiraux, sur-intendans de la navigation, et generaux des galeres de France: des grends-maistres de la maison du roy, et des prevosts de Paris: depuis leur origine: avec le leurs armes et blasons. Augm. par D. Godefroy. Paris, 1658.
[12] Le Féron J. Catalogue des tresillustres Ducz et Connestables... P. 4.
[13] Ibid. P. 6.
[14] Ibid. P. 7.
[15] Le Féron J. Catalogue des tresillustres grands-maistres de France, depuis le Roy Clotaire deuxieme du nom, jusques à trespuissant, tresmagnanime & tresvictorieux Roy de France, Henry deuxieme. Paris, 1555. 28 f. Далее – Catalogue des tresillustres grands-maistres...
[16] Le Féron J. Catalogue des tresillustres Ducz et Connestables... P. 23.
[22] Le Féron J. Catalogue des tresillustres grands-maistres... F. 2r.
[23] Le Féron J. Catalogue des illustres mareschaulxs de France, depuis le Roy Clovis deuxieme du nom, jusques à trespuissant, tresmagnanime & tresvictorieux Roy de France, Henry deuxieme. Paris, 1555. F. 2.
[24] Le Féron J. Catalogue des tresillustres grands-maistres... F. 21v.
[25] Ibid. F. 15v.
[26] Le Féron J. Catalogue des illustres chanceliers... F. 3–3v.
[27] Le Féron J. Catalogue des tresillustres Ducz et Connestables... P. 8.
[28] Le Féron J. Catalogue des tresillustres grands-maistres... F. 5r.
[29] Le Féron J. Catalogue des illustres chanceliers… F. 9.
[30] Ibid. F. 20.
[31] Ibidem.
[32] Ibid. F. 18.
[33] Le Féron J. Catalogue des tresillustres grands-maistres… F. 20v.
[34] Le Féron J. Catalogue des illustres chanceliers… F. 17.
[35] Ibid. F. 8.
[36] Ibidem.
[37] Le Féron J. Simbol Armorial... F. 6v.
[38] Valverde Ogallar P. Manuscritos y heráldica en el tránsito a la modernidad: el libro de armería de Diego Hernández de Mendoza. Vol. 1–3. Madrid, 2002. P. 115.
[39] Le Féron J. Catalogue des tresillustres Ducz et Connestables... P. 39.
[40] Ibidem.
[41] Ibidem.
[42] Le Féron J. Catalogue des illustres chanceliers... F. 3–3v.
[43] Le Féron J. Catalogue des illustres mareschaulxs de France. Paris, 1555. F. 9; Idem. Catalogue des tresillustres ducz et connestables... Paris, 1555. P. 30.
[44] Le Féron J. Simbol Armorial... F. 7v.
[45] Le Féron J. Catalogue des illustres chanceliers… F. 3–3v; Idem. Catalogue des tresillustres grands-maistres… F. 10v.
[46] Le Féron J. Catalogue des tresillustres grands-maistres… F. 10v.
[47] Le Féron J. Catalogue des illustres mareschaulxs... F. 13.
[48] Vallet de Viriville A. Notice et extraits du manuscrit intitulé: Geste des nobles François descendus du roy Pryam // Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Impériale et autres bibliothèques. Paris, 1858. T. XIX. Pt. 2. P. 145.
[49] Le Féron J. Catalogue des illustres mareschaulxs... F. 5.
[50] Le Féron J. Histoire de la maison d’Harcourt, depuis Bernard, seigneur d’Harcourt, qui est donné comme vivant sous Rollon, premier duc de Normandie, jusqu’à Claude, sire de Rieux, sixième comte d’Harcourt, lequel vivait sous François I, roi de France. BNF, Ms. Fr. 5473.
[52] Le Féron J. Catalogue des illustres mareschaulxs... F. 5v, 8v, 9.
[56] Le Féron J. Catalogue des prevostz de Paris, depuis le Roy S. Lois, jusques à trespuissant, tresmagnanime & tresvictorieux Roy de France, Henry deuxieme. Paris, 1555. F. 9r, 10v.
[57] Vivar del Riego J.A. El blasón escrito: la historia de los libros de heráldica. P. 13. [Электронный ресурс]. URL (дата обращения 14.01.2015).

Catalogue des illustres chanceliers de France… = Le Féron J. Catalogue des illustres chanceliers de France, depuis le Roy Clotaire premier du nom, jusques à trespuissant, tresmagnanime & tresvictorieux Roy de France, Henry deuxieme. Paris, 1555.
Catalogue des illustres mareschaulxs… = Le Féron J. Catalogue des illustres mareschaulxs de France, depuis le Roy Clovis deuxieme du nom, jusques à trespuissant, tresmagnanime & tresvictorieux Roy de France, Henry deuxieme. Paris, 1555.


Оригинал статьи: Sovet.geraldika.ru, 17.02.2016 // Впервые опубликовано: Черных А.П. Гербовые фантазии Жана Ле Ферона, геральдиста XVI века // Universitas historiae. Сб. статей в честь П.Ю. Уварова. М., 2016. С. 351-358.


34.

Bibliothèque de l'Arsenal, 5255, 2r. « Le second volume de la premiere partye du blason d'armoiries, composé par maistre Jehan Le Feron, advocat en la court de Parlement, natif de Compiengne, l'an de grace mil cinq cens et vingt, le douziesme jour d'avril, après Pasques ». Date d'édition: 1501-1600. Sujet: Le Féron (Jean). Le deuxième volume de la première partie du blason d'armoiries, dédié à François Ier (1520). Manuscrit. Langue: Français. Parchemin. - 192 feuillets. - Écriture du XVIe siècle, à longues lignes. Bibliothèque nationale de France. Source


Ранее: Веселая геральдика, XIV век



Tags: 16 век, геральдика, новое время, происхождение всех от троянцев, средневековая миниатюра, средние века
Subscribe

Posts from This Journal “16 век” Tag

  • Медосмотр девицы

    Одна картина от пропагандиста Реформации Никлаус Мануэль. Смерть и девица. Около 1517. Базельский художественный музей / Niklaus Manuel gen.…

  • Октябрь: сбор винограда

    Из собрания Эрмитажа Фрагмент. Тарелка «Сбор винограда (октябрь)». Лиможская эмаль. Конец XVI - начало XVII в. Государственный…

  • Выбрать жену из 11 претенденток. Как справился с задачей Кеплер

    Если у мужчины настоящие возлюбленные Венера и Луна, то земным женщинам соперничать с ними очень непросто. Данте и Беатриче. У Кеплера было всё…

  • Грехопадение, 1592. Корнелис ван Харлем

    Обезьянам и котам место в картине найдется всегда. Корнелис ван Харлем / Корнелиссен ван Харлем Корнелис (1562-1638). Грехопадение. 1592.…

  • Сумка, XVI век

    Мода XVI века Сумка на ремень. XVI век. Музей августинцев, Фрайбург-в-Брайсгау, Германия / Gürteltasche, 16. Jh. Foto Axel Killian.…

  • Тайная вечеря. XVI век

    Работы XVI века – века перемен. Картины, эмаль, мексиканское перо, шпалера и т.д. «Тайная вечеря». Мастерская Питера Кука ван…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments