gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Площадь Синьории во Флоренции в 1498 году и Савонарола

Флоренция конца XV века – вид города великолепен.


Hanging and burning of Girolamo Savonarola in Piazza della Signoria in Florence in 1498 by an unknown artist. Museo Nazionale di San Marco / Il rogo di Savonarola in Piazza della Signoria. Anonimo, 1498. Museo di S. Marco, FI via

Вначале Савонарола проводил «сожжения суеты». Потом сожгли самого Савонаролу, вернее его тело после повешения. Масштабы костров тщеславия в массовом сознании сильно преувеличены. Это было, но всего два раза: в феврале 1497 и феврале или марте 1498 г. как ответ карнавалу и вместо карнавальных огней. Большинство исследователей считает, что ценных произведений искусства в огонь тогда не попадало. Если Боттичелли – один из главных героев мифа о жертвах костров фанатика Савонаролы – что-то и бросал в огонь, то, скорее всего, какие-то эскизы или незначительные рисунки и это был его личный выбор. Но мы не можем знать как было на самом деле.

На картине, хранящейся во флорентийском в монастыре Сан Марко, изображена казнь Джироламо Савонаролы на Пьяцца делла Синьория во Флоренции 23 мая 1498 года. 22 мая Синьория вынесла смертный приговор Савонароле и еще двум монахам-доминиканцам, на следующий день состоялась казнь. Прах бросают в реку Арно.

Савонарола Джироламо / Girolamo Savonarola (21 сентября 1452, Феррара - 23 мая 1498, Флоренция) – итальянский религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения. Происходил из старинного падуанского рода. В 1475 вступил в доминиканский орден. К концу 1480-х гг. снискал большую известность как проповедник, бичующий пороки церковной жизни и нравы общества. В 1489 направлен во Флоренцию, в 1491 избран настоятелем монастыря Святого Марка, в котором провел преобразования, направленные на строгое соблюдение монашеских обетов и уставов.


2.

Фра Бартоломео. Портрет Джироламо Савонаролы. Около 1498. Музей Сан Марко / Fra Bartolomeo (1472–1517). Ritratto di Girolamo Savonarola. 1498 circa. Olio su tavola. 47x31 cm. Museo nazionale di San Marco. via

После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 стал вдохновителем изменений в политической системе, восстановивших республиканские порядки, а также реформы нравов, подразумевавшей усиление аскетических начал в повседневной жизни народа. С этой целью, в частности, проводились сожжения «суеты» – предметов развлечений.


3.

Portrait of Savonarola. Artist: Italian, Florentine. Perhaps about 1500-40. Oil on wood, 21.2 x 16.5 cm. NG1301. National Gallery, London. Source

Савонарола поощрял занятия монахов изящными искусствами, философскими и богословскими науками, древними языками, спас от расточения библиотеку Медичи. Подчеркивал роль разума в исследовании и доказательстве истин вероучения, в восхождении к высшим уровням познания. [1]


4.

Girolamo Savonarola. Line engraving by H. Wellcome Library, London. Source

Папа Александр VI запретил Савонароле чтение проповедей. В 1497 Савонарола был отлучен от церкви. В ответ он выступил с призывом созвать церковный собор для низложения папы. Не желая идти на разрыв с Римом, флорентийская синьория арестовала Савонаролу, ему были предъявлены обвинения религиозно-политического характера.


5.

Filippo Dolciati (1443-1519). Execution of Girolamo Savonarola. 38 x 58 cm, 1498, Florence, Museo di San Marco. via

По приговору синьории он был повешен, а труп его сожжен.

Савонарола — автор религиозных проповедей, стихов (многие из которых имели форму карнавальных песен). Проповеди его были впоследствии использованы сторонниками Реформации. [2]


6.

Смертный приговор Синьория вынесла Савонароле и еще двум монахам-доминиканцам / Фрагмент илл.1 / Painting of Savonarola's execution in the Piazza della Signoria. 1498. Anonimo. via

Учение Савонаролы оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь его составлена служба. В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников реформации, входит в состав известного вормского памятника, 1868. В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. [3]


Источники:
[1] Савонарола. О.Ф.Кудрявцев // Новая философская энциклопедия. – Институт Философии Российской Академии Наук
[2] Савонарола. А. Х. Горфункель // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
[3] Савонарола (Джироламо или Иероним Savonarola) // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Подробнее:
Джироламо Савонарола. Реформатор эпохи Возрождения. Час истины // 365 Дней ТВ
dic.academic.ru/dic.nsf/bse/169561/Савонарола

Сочинения:
Prediche e scritti. Mil., 1847.
Савонарола Дж. Цикл проповедей на книгу пророка Аггея. (Prediche sopra Aggeo). Издание подготовила A.B. Топорова. Научное издание. Ответственный редактор М.Л. Андреев. Москва: Издательство "Наука", 2014. - Российская Академия наук. Серия "Литературные памятники". [Djv-ZIP]

Литература:
1. Виллари П. Савонарола и его время. СПб., 1913, т. 1–2;
2. Mounin G. Savonarole. P., 1960.



Tags: 15 век, Возрождение, Италия, Флоренция, гравюра, живопись, история
Subscribe

Posts from This Journal “Возрождение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

Posts from This Journal “Возрождение” Tag