gorbutovich (gorbutovich) wrote,
gorbutovich
gorbutovich

Categories:

Маяковский, поэзия, Брики. Всё сложно

Шел Маяковский ночью по Мясницкой и вдруг увидел золотую надпись на стекле магазина: «Сказочные материалы». Это было так непонятно, что он вернулся назад, чтобы еще раз посмотреть на надпись. На стекле было написано: «Смазочные материалы». [Илья Ильф. Из записных книжек 1925-1937 гг.]


В.В. Маяковский, Л.Ю. Брик, О.М. Брик. 1928. Москва. Фотография А.М. Родченко. Бром-серебряный отпечаток, фиолетовая штемпельная краска. 16,5х22,5. На обороте оттиск штампа «Фото Родченко». Происхождение: в ГММ с 1939 от А.М. Родченко. Инв. № ф-311. Опубликовано: Маяковский. Коллекция фотографий (1896-1930) / Сост. А. Аксенкин. М.: Радис-РРЛ, 2011. С.233. Государственный музей В.В. Маяковского. Source

Конец июля 1915 года. Владимир Маяковский (1893-1930) знакомится с Лилей Юрьевной (1891-1978) и Осипом Максимовичем (1888-1945) Бриками: «Радостнейшая дата. Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками». [В. Маяковский. «Я сам»]

Любовь. <…> В. Шкловский говорил Л. Я. Гинзбург: «Лиля Маяковского ненавидит за то, что гениальный человек он, а не Ося». – «Так Брика она любит?» – «Разумеется». [Михаил Гаспаров. Записи и выписки, 3-е изд. (далее: МГ), с. 34] [*]

Жизнь. Записи Л. Я. Гинзбург. Она сказала Олейникову, что Брики страстно стремятся доказать, что они живы: Маяковский умер, а они живы. Олейников задумчиво ответил: «А ведь, в сущности, это так и есть…» [МГ, с. 24]


2.

Александр Родченко. Утро в квартире Владимира Маяковского и Бриков в Гендриковом переулке. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Маяковский. «У Данте все домашнее, как у Маяковского, а у Петрарки и Тассо уже отвлеченное», — говорила Ахматова Чуковской. [МГ, с. 35]


3.

Неизвестный автор. Лиля Брик и Владимир Маяковский. Дата съемки 1915 г. Место съемки г. Петроград. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Вергилий — поэт, который мог бы сказать «отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет». Внимание к Марцеллу, Палланту и другим молодым было для него тем же, чем для Маяковского «Комсомольская правда». [МГ, с. 224]


4.

В.В. Маяковский, О.М. Брик, 1923. Берлин, 1923. Фото Дж. Шраубенца (John Sraubenz). Желатино-серебряный отпечаток, красная штемпельная краска. 11х15,2. На обороте оттиск штампа фотографа. Происхождение: В ГММ с 1955 от А.Н. Гаврилова. Инв. № ф-210. Опубликовано: КиноФотоЛюдогусь. Маяковский и мировой художественный авангард в документах и киноматериалах: каталог выставки / Государственный музей В.В. Маяковского – Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). М.: ГММ, 2013. С. 108. ГММ. Source

Партийность. «Пастернак по натуре был беспартийным, как Маяковский — партийным, а Мандельштам — надпартийным» (В. Марков). [МГ, с. 47]


5.

В.В. Маяковский, Л.Ю. Брик, 1923. Нордерней, Германия, 1923. Фото О.М. Брика, печать А.М. Родченко. Желатино-серебряный отпечаток. 9,4х15. Происхождение: В ГММ с 1995. Инв. № ф-2934. Опубликовано: КиноФотоЛюдогусь. Маяковский и мировой художественный авангард в документах и киноматериалах: каталог выставки / Государственный музей В.В. Маяковского – Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). М.: ГММ, 2013. С. 106. ГММ. Source

Аполитизм Маяковского: у него нет прямых откликов ни на троцкизм, ни на шахтинское дело, его публицистичность условна, как мадригал (сказала И. Ю. П.).[МГ, с. 218]


6.

Маяковский и Лиля Брик, Германия. via

Анаколуф. <…> Маяковский: «Москва не как русскому мне дорога, а как боевое знамя». [МГ, с. 122]


7.

В.В. Маяковский. Записка к Л.Ю. Брик. Без даты. Бумага, простой карандаш, на обороте штемпель синими чернилами «РОДЧЕНКО». 16,5х21,8. В ГММ с 1953 г. от В.Ф. Степановой. РД-5675. ГММ. Source

Дети. Маяковский писал будто бы для пролетарских детей, но начинал (по традиции?): «Вот няня. Няня гуляет с Ваней». [МГ, с. 131]


8.

В.В. Маяковский. Записка к Л.Ю. Брик с 2 рисунками Маяковского. Без даты. Бумага, простой карандаш. В ГММ с 1953 г. от В.Ф. Степановой. РД-5674. Source


9.

Рисунок из письма: Маяковский В. В. Письмо Брик Л. Ю., 10 августа 1927 г. Ялта // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955—1961. Т. 13. Письма и другие материалы. — 1961. — С. 104. Source

Владимир Маяковский. Письмо Лиле Брик, 10 августа 1927 г. Ялта:

Дорогой, родной, любимый Личик!

Как ты? Как Осик? Как уважаемые сукины дети наши бульдоги? [щенки, родившиеся у собаки Бульки]

Я живу в Ялте, вернее, это так называется, потому что езжу читать во все имеющиеся стороны.

Читал 2 раза Луганске, раз Сталино, Симферополь, Севастополь, Алушта и прочее.
Живу в Ялте с Горожаниным, с ним же в большинстве случаев разъездываю. Впрочем, в Алушту ездил с Луэллой, которая поехала к какой-то Вале Шахор, которую она считала за Шахер, и при первой встрече пискливо орала на всю курзальную столовую: <...> Я стыдливо тупил глазки.

15-го читаю в Ялте, потом 19 и 21 Евпатории и Симферополе, и думаю от 1-го до 10-го Кавказ, с вершин коего в Москву.

Детик, у меня к тебе много просьб:

1) Получи в «Молодой гвардии» сорок червонцев (надо получить не позднее пятнадцатого, иначе их вышлют мне в Крым) и эти червонцы возьми себе. (Доверенность прилагаю.)
2) Узнай, получила ли «Мол<одая> гвардия» мою вторую часть поэмы.
3) Узнай, пожалуйста, у Бескина, прошел ли через ред. план мой шестой том собрания сочинений.
4) Как в Гизе с изданием моей Октябрьской поэмы? Корректуру этой поэмы очень прошу Осю выверить с особой тщательностью.
5) Как дела вообще с квартирами, ремонтами, дачами и прочим?
6) Попроси Осика сверить гизовский экземпляр поэмы с отрывком, посланным для «Лефа», и ввести соответствующие изменения в гизовский экземпляр. Вот и все.

Много?

Будь добра, родненькая, ответь мне на все подробным письмом на Ялту.

Целую тебя и скучаю.
Весь твой Счен.
10/VIII—27 г.

{Примечания}


10.

В.В. Маяковский с собакой Скотиком, 1924. Пушкино, [1924]. Фото А.М. Родченко. Бром-серебряный отпечаток, карандаш. 41,5х28,2. На обороте надпись: «Фото Родченко 1927». Происхождение: в ГММ от Л.Ю. и О.М. Брик. Инв. № ф-2790. Опубликовано: Маяковский. Коллекция фотографий (1896-1930) / Сост. А. Аксенкин. М.: Радис-РРЛ, 2011. С.106. ГММ. Source

Одиночество. «Позиция Цветаевой — публичное одиночество: оставшись без публики, она не могла жить» (Саакянц, 489). «Воинствующее одиночество» Маяковского, читающего «Облако» в Куоккале, вспоминала Л. Чуковская. [МГ, с. 256]


11.

Л.Ю. Брик на даче в Сокольниках, 1925. Сокольники, [1925]. Фотограф О.М. Брик. Желатино-серебряный отпечаток, фиолетовая штемпельная краска. 8,4х5,5. На обороте оттиск штампа: «Собрание Генс-Катанян». Инв. № ф-3991. Происхождение: с ГММ с 2013 от И.Ю. Генс. ГММ. Source

В 1925-1926 гг. Маяковский и Брики снимали квартиру в Сокольниках. В своих воспоминаниях Л.Ю. Брик писала: «…из-за того, что у Владимира Владимировича была комната и в Лубянском проезде, его стали выселять из коммунальной квартиры на Водопьном переулке, где у нас было две комнаты. Он судился, но отстоять комнату ему не удалось, пришлось нам переехать в Сокольники, где мы с ним жили до 1926 года, когда получил квартиру в Гендриковом переулке. В Сокольниках у нас было три комнаты. Одна – большая, в ней стоял молчаливый рояль и бильярд, на котором много играли. Жить в Сокольниках было далеко и трудно – без ванны, ледяная уборная. Володя стал хлопотать о квартире в Москве. » [Лиля Брик. Пристрастные рассказы. Сост. – Я.И. Гройсман, И.Ю. Генс. – Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003. С.120-122.]


12.

О.М. Брик на даче в Сокольниках. 1925. Сокольники, [1925]. Фотограф [Л.Ю. Брик]. Желатино-серебряный отпечаток. 15х10. Инв. № ф-499. Происхождение: с ГММ с 1973 от Е.В. Семёновой. Опубликовано: Маяковский и его современники. Фонд фото-, кино- и аудиодокументов: Каталог выставки/ Государственный музей В.В. Маяковского. Москва: ГММ, 2013. С.105. ГММ. Source

Подтекст. Я сказал Р. Тименчику, что «черное солнце» задолго до Нерваля и пр. было в 9-й сатире Горация, где от докучного собеседника у героя потемнело в глазах; он ответил: «Эти подтексты мы уже бросили собирать». Тем не менее вот еще один: «Черное солнце (Рассказы бродяги)» Александра Вознесенского, М., 1913.

Это тот Вознесенский (наст. фамилия Бродский), который после революции работал в кино; случайно встретив, его подозвал Маяковский: «Ну, Вознесенский, почитайте ваши стихи!» — «Зачем, Вл. Вл., вы ведь поэзию не любите?» — «Поэзию не люблю, а стихи люблю» (РГАЛИ). [МГ, изд. 1: с. 275]


13.

О.М. Брик на стуле, 1924. Москва, 1924. Автор съемки А.М. Родченко. Поздняя печать с авторского негатива, выполненная А.Н. Лаврентьевым, 1980-е. Желатино-серебряный отпечаток, зеленые чернила, черная штемпельная краска. 12х8,7. На обороте надпись В.А. Родченко: «Фото А.М. Родченк[о] О.М.Брик. 1924»; оттиск штампа: «Фото Родченко». Происхождение: с ГММ с 1997 от А.Н. Лаврентьева. Инв. № ф-3594. Опубликовано: Маяковский и его современники. Фонд фото-, кино- и аудиодокументов: Каталог выставки/ Государственный музей В.В. Маяковского. Москва: ГММ, 2013. С.90. ГММ. Source

Во второй половине 1920-х гг. Александр Михайлович Родченко создал ряд фотопортретов деятелей искусства. В работе над этим жанром он создавал собственные каноны, отбросив все традиции павильонной съемки. В статьях по теории фотографии, опубликованных в «Новом ЛЕФе», он утверждал, что подлинное сходство в фотопортрете возможно только в случае «синтетического фото» – серии снимков, сделанных с различных точек и в разных ракурсах.


14.

Александр Родченко. Владимир Маяковский. Дата съемки 1924 г. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Вкус. Кузмин ценил в Маяковском такое же приятие безвкусицы, дурного тона, какое было у него. [МГ, с. 327]


15.

Александр Родченко. Лиля Брик. Дата съемки август 1924. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Любовь. Из записей Крученых о Маяковском. (Олеша:) — Не обижайте НН. Его надо любить. (ВМ:) — Надо, но не хочется. [МГ, с. 352]


16.

Неизвестный автор. Приезд в Москву японского писателя Тамизи Найто. Встреча с лефовцами. Слева направо: Борис Пастернак, Владимир Маяковский, дипломат Арсений Вознесенский, Ольга Третьякова, Сергей Эйзенштейн, Лиля Брик. Дата съемки: январь 1924. Источник МАММ / МДФ. Место съемки: г. Москва. Source

О Маяковском он [Сергей Павлович Бобров] упоминал редко, но с тяжелым уважением, называл его «Маяк». «Однажды сидели в СОПО, пора вставать из-за столиков, Маяковский говорит "Что ж скажем словами Надсона: "Пожелаем тому доброй ночи, кто все терпит во имя Христа" итд. Я сказал: "Пожелаем, только это не Надсон, а Некрасов", Маяковский помрачнел: "Аксенов, он правду говорит?" "Правду" — "Вот сволочи, я по десяти городам кончал этим свои выступления — и хоть бы одна душа заметила"». Воспоминания о Сергее Боброве.. [Г, с. 98]


17.

В.В. Маяковский и О.М. Брик сидят на скамейке во дворе дома в Гендриковом переулке, 1926. Москва, 1926. Фото А.М. Родченко. Желатино-серебряный отпечаток. 17,1х12,3. Происхождение: в ГММ с 1947 от А.М. Родченко. Инв. № ф-241. Опубликовано: Маяковский. Коллекция фотографий (1896-1930) / Сост. А. Аксенкин. М.: Радис-РРЛ, 2011. С.175. ГММ. Source

Штаны. В начале XX в. в петербургском свете это слово было приличнее, чем вульгарное «брюки» (В. Набоков в комм. к «Онегину», I, 26). Когда Остап Бендер предпочитает не «Штанов нет», а «Брюк нет» («граждане довольные расходятся по домам») — это уже другая культура. На двусмысленном пограничье стоит трагедия «Владимир Маяковский», где в нарастающем гуле кричат: «Штаны, штаны!», и от этого страшно. [МГ, с. 385]


18.

Александр Родченко. Лиля Брик. Дата съемки 1924 г. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Лиля Юрьевна Брик, воспоминания:

"Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературе. Я люблю его с детства. Он неотделим от меня. Может быть, когда-нибудь я напишу об этой любви. Сейчас моя цель другая. Эта любовь не мешала моей любви к Володе.


19.

Александр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. Дата съемки 1924 г. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Наоборот, если бы не Ося, я любила бы Володю не так сильно. Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося.


20.

Александр Родченко. Лиля Брик в черном платье. Дата съемки 1924 г. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Он говорил, что для него Володя не человек, а событие. Володя во многом перестроил Осино мышление, взял его с собой в жизненный путь, и я не знаю более верных друг другу, более любящих друзей и товарищей. Думаю только, что Ося никогда бы не бросил Володю так, как бросил его Володя. Он не мог бы убить себя, как бы ни был велик соблазн. Он не обрек бы Володю на такую тоску, на такое горе, на какое обрек Володя Осю. Ося пересилил бы себя для меня, для Володи, не дал бы волю больным нервам. Правда, Ося не был поэтом. Какая же это нервотрепка писать такие пережитые поэтом стихи, какие писал Володя! "

[Брик Л. Ю. Пристрастные рассказы. Воспоминания, дневники, письма. – Н. Новгород , 2011 // Часть 1. Из воспоминаний / Post scriptum. Дела музейные]


21.

Александр Родченко. Портрет Лили Брик. Дата съемки 1924 г. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

«Постель Лили волнует весь Советский Союз»

– слова Галины Дмитриевны Катанян (1904-1991), от которой муж Василий Абгарович Катанян ушел к Лиле Брик, став ее последним супругом [Диалог-предисловие к «Пристрастным рассказам»]


22.

Александр Родченко. Лиля Брик и Луэлла Краснощекова. Дата съемки 1924 г. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Галина Катанян:

" Мне было двадцать три года, когда я увидела ее впервые. Ей — тридцать девять.

В этот день у нее был такой тик, что она держала во рту костяную ложечку, чтобы не стучали зубы. Первое впечатление — очень эксцентрична и в то же время очень "дама", холеная, изысканная и — боже мой! — да она ведь некрасива! Слишком большая голова, сутулая спина и этот ужасный тик…

Но уже через секунду я не помнила об этом. Она улыбнулась мне, и все лицо как бы вспыхнуло этой улыбкой, осветилось изнутри. Я увидела прелестный рот с крупными миндалевидными зубами, сияющие, теплые, ореховые глаза. Изящной формы руки, маленькие ножки. Вся какая-то золотистая и бело-розовая.

В ней была "прелесть, привязывающая с первого раза", как писал Лев Толстой о ком-то в одном из своих писем.

Если она хотела пленить кого-нибудь, она достигала этого очень легко. А нравиться она хотела всем — молодым, старым, женщинам, детям… Это было у нее в крови.

И нравилась.
--


23.

Лиля Брик. Конец 1920-х годов. Фотография Осипа Брика. via

Л. Ю. говорила мне, что из пятнадцати лет, прожитых вместе, пять последних лет они не были близки.

В бумагах Маяковского была записка Лили, в которой она писала Володе, что когда они сходились, то обещали друг другу сказать, если разлюбят. Лиля пишет, что она больше не любит его. И добавляет, что едва ли это признание заставит его страдать, так как он и сам остыл к ней.

Вероятно, в какой-то степени это так и было, потому что на моих глазах он был дважды влюблен, и влюблен сильно. И в те же годы я сама слышала, как он говорил: "Если Лиличка скажет, что нужно ночью, на цыпочках, босиком по снегу идти через весь город в Большой театр, значит, так и надо!"

Власть Лили над Маяковским всегда поражала меня.

…Летом 1927 года Маяковский был в Крыму и на Кавказе с Наташей Брюханенко. Это были отношения, так сказать, обнародованные, и мы все были убеждены, что они поженятся. Но они не поженились…

Объяснение этому я нашла в 1930 году, когда после смерти Владимира Владимировича разбирала его архив. С дачи в Пушкино Лиля писала: "Володя, до меня отовсюду доходят слухи, что ты собираешься жениться. Не делай этого…"

Фраза эта так поразила меня, что я запомнила ее дословно.
--

Когда-то я очень любила ее.

Потом ненавидела, как только женщина может ненавидеть женщину.

Время сделало свое дело. Я ничего не забыла и ничего не простила, но боль и ненависть умерли.

Маяковский знал — не мог не знать, — в чем будут винить Лилю после его смерти. И умирая, защитил ее в своей предсмертной записке. Но недруги поэта не считаются ни с его волей, ни с фактами: такого количества злобных сплетен и клеветы я не читала ни про кого из современников поэта.

Случилось так, что я знаю немного больше, чем другие. И не хочу, чтобы это ушло со мною. Маяковский — память которого для меня священна — любил ее бесконечно. И я не хочу, чтобы о ней думали хуже, чем она есть на самом деле. Не обвинять, не оправдывать, а попытаться объяснить то, что произошло, — вот цель этой главы.


24.

Гендриков переулок. Конец 1920-х. Фотография Осипа Брика. Опубликована в книге: Лиля Юрьевна Брик «Пристрастные рассказы»

Трагедия двух людей из того "треугольника", который Маяковский называл своей семьей, заключалась в том, что Лиля любила Осипа Максимовича. Он же не любил ее, а Володя любил Лилю, которая не могла любить никого, кроме Оси. Всю жизнь, с тринадцати лет, она любила человека, равнодушного к ней.


25.

Лиля Брик. 1930-е годы. Фотография Виталия Примакова (1897-1937). via

А если так, то не все ли равно, кто будет на его месте? Отсюда и такое количество поклонников, которым подчас отвечали взаимностью, отсюда и эта бесконечная суета, в которой она прожила свою жизнь. Эта суета — как будто вечный праздник: смена людей, развлечений, обеды, премьеры, вернисажи, портнихи, везде поспеть, всюду быть первой — это средство заполнить ту пустоту, которую мог заполнить только один человек — тот, который не любил.

Эсфири Шуб, которая к ней пришла после смерти Осипа Максимовича [1945], она сказала: «Когда застрелился Володя, это умер Володя. Когда погиб Примаков [второй муж Лили, расстрелян по Делу Тухачевского] — это умер он. Но когда умер Ося — это умерла я!»"

[Галина Катанян. «Азорские острова» // Современницы о Маяковском. Составление, вступительная статья, комментарий В. В. Катаняна – М., "Дружба народов", 1993]


26.

Валерий Плотников. Лиля Брик, Сергей Параджанов, Василий Катанян. Дата съемки 1978 г. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Одна из пристрастных версий о Лиле: " У Маяковского была сильная склонность к мазохизму, и женщина, в которую он влюбился в 1915 году, казалась нарочно созданной, чтобы поощрять эту склонность... Красивая, зацикленная на эротике, высококультурная... она мечтала о том, чтобы быть увековеченной в памяти людей как муза великого поэта... Общих друзей поражало, как деспотично обращалась с ним Лиля, и с каким робким подобострастием этот человек, на вид такой сильный, спешил выполнить каждое желание своей любовницы. "

[Франсин дю Плесси Грэй, дочь французской русской эмигрантки Татьяны Алексеевны Яковлевой (1906-1991), в которую за полтора года до смерти влюбился Маяковский и которой посвящены стихи 1928 года «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». via, цитата не проверялась]


27.

Владимир Богданов. Лиля Брик. Дата съемки: 1 января 1970 - 3 августа 1978 / 1974 г.. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru. Вариант фотогафии без кадрирования

Лили Брик (1891-1978) покончила с собой в 87 лет, выпив смертельную дозу снотворного.


28.

Неизвестный автор. Владимир Маяковский среди молодежи. Дата съемки 1920-е. МАММ / МДФ. Russiainphoto.ru

Уже второй должно быть ты легла
В ночи Млечпуть серебряной Окою
Я не спешу и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить
как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете и не к чему перечень
взаимных болей бед и обид
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаешь и говоришь
векам истории и мирозданию

[Владимир Маяковский. «Во весь голос» (неоконченное), 1928-1930. Без знаков препинания, как в рукописи. Опубликовано: 1934]


29.

1920-е. Государственный музей В. В. Маяковского

«Что делать?» была последняя книга, которую читал Маяковский перед самоубийством. [МГ, с. 67]


30.

Александр Родченко, Варвара Степанова. Страница для журнала «СССР на стройке», посвященная Маяковскому. 1940 г. Russiainphoto.ru

Самоубийство. Сколько у Пушкина было в жизни дуэлей? Пушкинисты избегают прямого ответа. Его многочисленные вызовы и единичные дуэли аналогичны рулеточным выстрелам Маяковского, которых было много, но сработали они, только когда стало необходимо. [МГ, с. 374]


Источники:
Все указаны в тексте.
[*] Сокращение [МГ]: Гаспаров Михаил Леонович. Записи и выписки, 3-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. pdf: первое издание, НЛО, 2001.


Чтение по теме:
[Spoiler (click to open)]
Биография В.В. Маяковского // Государственный музей В.В. Маяковского
Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т. 13. Письма и другие материалы / Подгот. текста и примеч. В. А. Арутчевой, А. Г. Бромберга, Е. А. Динерштейна, В. Ф. Земскова, А. В. Февральского; Ред. В. Ф. Земсков и А. В. Февральский. — 1961. — 628 с.
Лиля Юрьевна Брик. Пристрастные рассказы. — Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003, 2011. bookmate, e-reading, litmir
Янгфельдт Бенгт. Революция /любовь Владимира Маяковского. "Я" для меня мало. Издательство КоЛибри; Азбука-Аттикус, 640 стр., 3000 экз., твердая обложка, переводчики: Ася Лавруша, Бенгт Янгфельдт, чёрно-белые иллюстрации и фотографии.
Библиография – Государственный музей В.В. Маяковского
Катанян В.В. Лиля Брик, Владимир Маяковский и другие мужчины – М.,1998
Катанян В.В. Лиля Брик. Жизнь. — М.: «Захаров», 2002
Современницы о Маяковском. Составление, вступительная статья, комментарий В. В. Катаняна – М., "Дружба народов", 1993
Коротко: Марианна Шатерникова. В пожелтевшей связке старых писем... Маяковский, Брик, Яковлева и др. // Чайка. № 12 (28) от 17 июня 2002 г.
Из желтой прессы: Kp.ru: 100 лет назад, в июле 1915 года, поэт познакомился с женщиной, ставшей его страстью и музой. В числе прочего – рассказ старшего научного сотрудника Музея имени В. В. Маяковского Марины Красновой.


Ранее из Михаила Гаспарова:
Из «Записей и выписок»:
Время
Адам "Всемирная история"
Разное. Пророки сидели по тюрьмам
Советское Средневековье
Любовь. Опасные связи. 18+
Из «Занимательной Греции»:
Пир с Олимпийскими играми



Tags: 20 век, Издательство НЛО, Маяковский, Россия, СССР, литература, поэзия, филология, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments