Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Клевер – эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже

Одно из пятидесяти императорских пасхальных яиц Фаберже


В субботу накануне Пасхи царь преподносил императрице пасхальное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже. Обычно это делалось днем. В Великую субботу все причастные мастера до середины дня дежурили на рабочих местах на случай неожиданностей с августейшими заказами – вдруг что-то потребуется срочно переделывать, исправлять или восстанавливать хрупкое произведение. Экстренных ситуаций ни разу не возникло.



Над изготовлением каждого пасхального яйца по императорскому заказу, как правило, трудились около года. «Начатые вскоре после Пасхи, они бывали лишь с трудом готовы на Страстной следующего года. Передавались они главою фирмы лично императору в пятницу на Страстной неделе» [1] – вспоминал главный мастер фирмы Фаберже Франц Петрович Бирбаум (1872-1947). [2]

Традиция дарить императрице на Пасху яйцо от Фаберже зародилась в царской семье в 1885 году при Александре III и продержалась до конца Царской России.

В 1902 году Николай II преподнес супруге Александре Федоровне яйцо «Клевер» в модном стиле модерн.


2.

Пасхальное яйцо «Клевер». Санкт-Петербург. 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, платина, алмазы огранки «роза», рубины, эмаль. Музеи Московского Кремля

Яйцо соткано из тончайших сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены мелкими алмазными розами или заполнены прозрачной, светящейся, как витраж, эмалью. Эта техника эмали, называемой витражной, или оконной, очень сложна. Секретом ее изготовления владели только крупнейшие русские ювелирные фирмы, поэтому и стоимость яйца была по тем временам довольно высока - 8750 рублей.

Между нежными мерцающими лепестками клевера вьются ленточки из мелких рубинов, считавшихся камнями страстной любви. Тончайшая ажурная подставка яйца выполнена в виде плавно изогнутых стеблей с листьями клевера из цветного, слегка зеленоватого золота.


3.

Яйцо "Клевер". Петербург, фирма Карла Фаберже, 1902. Мастер Михаил Перхин. Золото, платина, алмазы, рубины; скань, эмаль, чеканка. Высота с подставкой - 9,8. Собрание Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль".

Сюрприз яйца был утерян до поступления в музей, но в 1991 году специалистам удалось обнаружить в архиве счет в Кабинет его императорского величества. Из него узнали, что внутри находился большой четырехлистник клевера. Его лепестки были выложены двадцатью тремя большими бриллиантами и алмазами огранки «роза» и украшены четырьмя портретными миниатюрами, по всей вероятности, царских дочерей [3].

Четырехлистник клевера, редко встречающийся в природе, издавна считался эмблемой удачи. Таким образом, этот изысканный пасхальный подарок символизировал исполнение давней юношеской мечты императора о счастливом союзе с Аликc, любви и семье. Карл Фаберже, художественному вкусу которого Николай II безгранично доверял, и ювелиры его ведущей мастерской создали романтичное произведение в стиле модерн. Оно наверняка тронуло сердце мечтательной и слегка экзальтированной Аликc, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.


4.

Яйцо "Клевер". Петербург, фирма Карла Фаберже, 1902. Мастер Михаил Перхин. Собрание Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". Source

Яйцо «Клевер» - последнее произведение гениального ювелира Михаила Перхина в кремлевском собрании.

Михаил Перхин, вышедший из простого народа, сумел стать ведущим ювелиром прославленного предприятия. Михаил Евлампиевич Перхин родился в 1860 году в деревне Окуловской Олонецкой губернии, затем перебрался в столицу и был записан в санкт-петербургской управе как подмастерье по золотых дел ремеслу. В 1886 году он возглавил мастерскую, в которой выполнялись лучшие, наиболее значительные работы фирмы Карла Фаберже. Почти все императорские пасхальные яйца, созданные до 1903 года, сделаны под руководством Михаила Перхина.

После 1903 года его романтические, отличающиеся мягкой пластикой и живописностью пасхальные изделия уступили место рафинированным, холодновато-изысканным ювелирным творениям выходца из Финляндии Генрика Вигстрема. Ближайший помощник Перхина, Вигстрем возглавил мастерскую после его смерти и с честью продолжил работу по созданию пасхальных шедевров фирмы Фаберже.

Яйцо «Клевер» хранится в коллекции Музеев Московского Кремля, в Оружейной Палате и является одним из ее экспонатов-символов, объектом для воспроизведения на сувенирной продукции. Фотографировать в Оружейной Палате запрещено.

Продолжение темы Фаберже следует


Примечания:

[1] История фирмы Фаберже. По воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П. Бирбаума. СПб., 1993. С. 19.

[2] Бирбаум Франц Петрович (1872-1947). Главный мастер-дизайнер фирмы Фаберже, работал с 1893 по 1918 год, один из создателей уникального петербургского стиля.

Участвовал в создании около половины всех императорских пасхальных яиц, выполненных фирмой Карла Фаберже. В 1918-1920 годах работал художником на Петергофской гранильной фабрике. Был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике.

[3] Мир Фаберже: Каталог выставки. К 150-летию русской ювелирной фирмы. Москва; Вена, 1992. С. 27.


Источники:
Книга: Фаберже. Пасхальные подарки: из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" и Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН. Татьяна Николаевна Мунтян. Гос. историко-культурный музей-заповедник "Моск. Кремль", 2011. Стр. 28, 40-43. books.google. Не цитата, но почти
Гильдия ювелиров России: Бирбаум
И другие



Tags: 20 век, Пасха, Россия, Фаберже, декоративно-прикладное искусство, модерн, шедевр, эмаль, ювелирное
Subscribe

Posts from This Journal “шедевр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments