Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Функционируют ли рай и ад?

История религий



Бревиарий любви Матфре Эрменгаута. Падение восставших ангелов. Рукопись первой четверти 14 века / Author Matfre Ermengaud. Breviari d'Amor. Fall of the rebel angels. The British Library, Royal 19 C I, fol. 33r. Origin France, S. (Toulouse?). 1st quarter of the 14th century. Language French (Occitan) (Provencal). Script Gothic. Source

Профессор Леонид Мацих, основываясь на глубоких познаниях, делился со слушателями лекций таким своим сомнением.

На самом деле ни рай, ни ад еще не начали работать. Они пока только готовят мощности, а реально к эксплуатации этих учреждений никто не приступил.


2.

Кусочек ада. Колесо. Апокалипсис Павла. Апокалипсис, около 1220-1270 / Hell (Apocalypse of Paul). Apocalypse, c. 1220-1270, MS.815, f 60r, Bibliothèque municipale de Toulouse. Via Marginalia. Source

Если следовать христианской доктрине, то ни рая, ни ада до сих пор нет, их не может быть.


3.

Ад. Апокалипсис Павла. Апокалипсис, около 1220-1270 / Hell (Apocalypse of Paul). Apocalypse, c. 1220-1270, MS.815, f 60r, Bibliothèque municipale de Toulouse. Source

Рай и ад должны начать работать только после Страшного суда, а он пока не произошел. Поэтому души должны находятся где-то в душесборнике, а вовсе не в раю и аду.


4.

Апокалипсис. Ангелы на четырех углах земли держат четыре ветра. Откровение 7: 1-2: "1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. 2. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: 3. не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего." / Chants royaux sur la Conception, couronnés au puy de Rouen de 1519 à 1528. Date d'édition: 1501-1600, manuscrit. Langue: Français. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 1537, 120r. Source

Души в некоем накопителе ждут часа, трубного звука, трубного гласа, конца времен. Только на Страшном суде Господь скажет: этот – сюда, этот – туда.


5.

Оборудование ада образца 1564 года. Эмблемата, Johannes Sambucus /János Zsámboky (1531-1584). Антверпен / "Diavoli gettano i dannati nella macina di un mulino", illustrazione tratta da 'Johannes Sambucus: Emblemata'. Anversa, 1564. Bayerische Staatsbibliothek, Monaco. via Folia Magazine.

И лишь тогда с одной стороны ангелы и с другой стороны специально обученные персонажи с копытами расконсервируют рай и ад, запустят мощности, и там всё начнет работать.


6.

Missal of Raoul du Fou, Normandy ca. 1479-1511. Evreux, Bibliothèque municipale, ms. lat. 99, fol. 90r

Но пока там ничего нет, и не может быть, потому что кто же может туда попасть? Ведь не было приговора. А попадают туда только по приговору. Не может быть бессудного судилища. Это же не хамовническое правосудие.


7.

Рай. Четыре реки рая. Гомилии монаха Иакова Коккиновафского. Иллюстрация из списка второй четверти XII в. Paris gr. 1208. Гомилия является древнейшей, времен апостольских, формой христианской проповеди / XIIe s. Homélies du moine Jacques. Ms. grec 1208, Bibliothèque nationale de France. The Yorck Project: 10.000 Meisterwerke der Malerei. DVD-ROM, 2002. via

Как душа может попасть туда, если не было приговора? Суда не было, значит, там пусто. Души должны быть где-то в особом месте, но не может быть рая и ада без приговора.


8.

Морализованная Библия. 1345-1355 года. Миниатюрист Жан Пюсель / Bibliothèque nationale de France, Français 167, detail of f. 313v. Bible moralisée, 1345-1355. Illuminator Jean Pucelle. Via Demonagerie. Source

Если бы об этом было объявлено в начале христианского пути, то кто б тогда боялся ада? Кто бы жаждал рая? Поэтому сказали, что они уже есть. Уже черти трудятся вовсю, поджидают грешников.


9.

Беат Лиебанский. Толкование на Апокалипсис. Манускрипт начала 13 века / Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, NAL 2290, f160r. Beatus. Commentaire sur l’Apocalypse. Manuscrit du Commentaire de l'Apocalypse, écrit par Béato de Liébana (Beatus), enluminé au début du XIIIe siècle. via. Source

И католическое, и православное, и протестантское учения утверждают, что ад есть – бойся туда попасть, и есть рай – спеши туда попасть. А на самом деле – нет.


10.

Bodleian, MS. Douce 134, fol. 83r

Оказалось, что в былые времена определенное количество католических умов задавалось вопросом "А функционируют ли рай и ад? – Еще не время". Кто-то из сомневающихся пошел на костер, но некоторые эту мысль донесли до современников и до потомков.


11.

Аврелий Августин (354-430). О граде Божьем. Янус и Термин держат шар – идеальный мир, а души грешников низвергаются в пучину ада. Начало и конец распределены между Янусом и Термином. Рукопись около 1475-1480 годов, Париж / The Hague, MMW, 10 A 11, detail of fol. 320r. ‘Souls ascending to Janus and Terminus, who are holding the world; souls descending to hell’. Augustine, La Cite de Dieu (Vol. I). Translation from the Latin by Raoul de Presles. Paris; c. 1475; 1478-1480. Via. Source


Изложено в виде вольного пересказа мнение библеиста и теолога Леонида Мациха.

По материалам: Леонид Александрович Мацих. Курс лекций "История религий". Лекции "Христианство. Протестантизм", 01 июля 2009 и "Религия как общественный феномен", 31 октября 2010.

Леонид Александрович Мацих (1954-2012) — философ, теолог и филогог, кандидат наук филологии и теологии (PhD). Архивы профессора Леонида Александровича Мациха: luckymirror.ru.
Телеканал "Культура". ACADEMIA: Леонид Мацих. "Всемирная история женщин"


Ранее:
Леонид Мацих упоминался в постах:
Японские открытки – год Козы
Павлин и русский народный характер
Колесо Ада: Колесо Фортуны в Аду.
Колесо Фортуны: Часть 1. Часть 2. Часть 3



Tags: Колесо Фортуны, дьявол, религия, средневековая миниатюра, средние века

Posts from This Journal “Колесо Фортуны” Tag

  • Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 4

    Нюрнбергский шембартлауф – ход ряженых – средневековый "воцерквленный карнавал" кануна Великого поста, проводившийся с 1449 по…

  • Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 3

    Карнавал в немецкоязычной традиции – фастнахт (Fastnacnt /Канун поста) или фашинг (Fasching) – празднества, происходящие в течение шести "жирных…

  • Содержание блога gorbutovich.livejournal

    Блог об искусстве в истории; истории, искусстве и идеях. Автор Татьяна Горбутович. Обновляется в понедельник, среду и пятницу. Возможны варианты.…

  • Колесо Фортуны в Аду

    Колесо Фортуны Часть 1. Часть 2. Часть 3 Фортуна крутит свое колесо, не только на земле, но и под ней. Вернее в аду она, вроде бы, не сама у…

  • Колесо Фортуны. Часть 3

    Колесо Фортуны. Часть 1. Часть 2 Колесо Фортуны в архитектуре В античные времена колесо Фортуны имело не совсем тот вид, какой оно приобрело в…

  • Колесо Фортуны. Часть 2

    «Мужи древней еще мудрости считали Фортуну слепой, поистине безглазой и такой ее и изображали. Она всегда дарами своими осыпает дурных и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 44 comments