Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Веселая геральдика

На самом деле, конечно, ничего смешного, всё исключительно серьезно.


Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r. Parchment, 1 f. 12 x 400 cm. Area of Lake Constance. Around 1330-1345. Zürich Armorial. Source

Например, этот Микки-Маус четырнадцатого века:


2.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

Эта картинка из Цюрихского гербовника /Zürich Armorial (около 1335-1345), хранящегося в Швейцарском национальном музее в Цюрихе, Швейцария.

С XIII века в западноевропейское изобразительное искусство проникают эмоции. В гербах эмоций – полный спектр.


3.

Фрагмент части 4 / Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r

Гербовники – собрания блазонов, т.е. описаний, либо изображений гербов в виде кодексов или свитков, появились в Западной Европе в XIII веке. В XIV-XV веках система геральдической кодификации в виде гербовников стала традиционной. Гербовники продолжали составляться в XVI-XVIII веках. Современное гербоведение различает: гербовники «по случаю» – созданные в связи с какими-либо конкретными событиями военного или политического характера: осадой, турниром, походом, договором и т.п.; институциональные; всеобщие; систематизированные (упорядоченные) и «вторичные».


4.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r

Цюрихский гербовник – один из "всеобщих" гербовников.

Всеобщие, или универсальные, или, как их иногда называют, провинциальные гербовники объединяют гербы некоего «универсума»: всего королевства или даже всего христианского мира в представлении создателей "документа". Всеобщие гербовники почти всегда – плод многолетнего творчества коллектива герольдов.


5.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

Цюрихский гербовник, один из старейших сохранившихся в оригинале, является одним из самых важных и необычных документов средневековой геральдики, блистательное произведение и геральдического, и художественного творчества.


6.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v

Цюрихский гербовник /Wappenrolle von Zuerich; Zuercher Wappenrolle; Rôle de Zuerich имеет международное научное обозначение: WZ, ZWR, ZUR.

В настоящее время он состоит из четырех частей различной длины, которые могут быть объединены в один четырехметровый свиток.


7.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

Иллюстрации располагаются на обеих сторонах пергамента. Цюрихский гербовник содержит 559 гербов высшего и мелкопоместного дворянства из Северной Швейцарии, Южной Германии и Западной Австрии. Гербы большей частью германской, а также высшей европейской знати, в т.ч. легендарные. Гербы состоят из щитов с шлемами и шлемовыми эмблемами. Имена даются рядом с каждым щитом. Кроме того, есть 28 знамен немецких епархий и монастырей (илл.26).


8.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r

Четыре сохранившихся части состоят из тринадцати пергаментных листов, сшитых вместе. Нумерация гербов в оригинале относится к 16-17 векам.


9.

Фрагмент части 1 / Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r

Часть 1 (36,5 см) содержит 22 герба знати (1-22) на лицевой стороне и 28 гербов епископств и монастырей на оборотной стороне.


10.

Фрагмент части 3 / Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r

Части 2 и 3 (255,5 см) были сшиты вместе в 1930 году. Часть 2 состоит из четырех пергаментных листов, содержит гербы 23-104 и 108-114 на лицевой стороне и гербы 214-220, 224-308 на оборотной стороне. Часть 3, состоящая из трех сшитых пергаментных листов содержит гербы 105-107, 115-162 на лицевой стороне и гербы 163-213, 221-223 на оборотной стороне.


11.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r

Часть 4 (109 см), состоящая из пяти пергаментных листов, сшитых вместе, содержит гербы 309-378 на лицевой стороне и гербы 379-450 на оборотной стороне.


12.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r

Гербовник является неполным. Отсутствующая часть – четвертая должна содержать еще 109 гербов, которые известны из копии - свитка конца 18 века. Сайт Virtual Manuscript Library of Switzerland, содержащий оцифрованную версию манускрипта и официальное описание, говорит только об этой копии.


13.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004v

Заведующий Центром гербоведческих и генеалогических исследований Института всемирной истории РАН Александр Черных сообщает о четырех копиях XVI-XIX вв., две из которых в частных собраниях. "Существуют копии XVI и XVIII вв., причем последняя выполнена в стиле XIV в. и обе они содержат исчезнувшую часть оригинала со 108 гербами." [1]


14.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v

Многие из гербов по происхождению тяготеют к региону Боденского озера, на основании чего делается вывод о вероятном месте создании Цюрихского гербовника. Причины создания и авторство Цюрихского гербовника неизвестны.


15.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v

Всего в XIV в. наиболее известных «классических» гербовников в Западной Европе создано немногим больше 70. По сравнению с тремя десятками гербовников, появившимися за вторую половину XIII в., когда это явление возникло, в количественном отношении не очень много.


16.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

"Гербовники XIV века свидетельствуют о повсеместном распространении института герба и активном развитии геральдики как социальной системы визуальных признаков. Само наличие гербовников – показатель особого положения визуальной культуры в обществе XIV в.


17.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v

Нет сборников, допустим, печатей, или сборников оружия, но изображение гербов и сведение их в некие единые комплексы считается вполне достойным того, чтобы тратить на это пергамен и труд." [1]


18.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v


19.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v


20.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003v


21.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r


22.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004r


23.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 002v


24.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004v


25.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001r


26.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 001v

То что в гербовнике из Цюриха сочетаются знаменные и щитовые формы гербов, по мнению того же Александра Черных, свидетельствует скорее в пользу отсутствия принципиальной разницы между ними. [1]


27.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 003r


28.

Zürich Armorial. Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760, fol. 004v

Zürich Armorial, вероятно, создан в Цюрихе или в районе Боденского (Констанцского) озера /Lake Constance. Время создания может быть отнесено к периоду между 1330 и 1345. Гербовник принадлежал историку и натуралисту из Цюриха Иоганну Якову Шейхцеру (1672-1733) /Johann Jakob Scheuchzer, позже стал частью коллекции антикварного общества Цюриха, а затем и Швейцарского национального музея.


29.

Манесский кодекс. Гейдельбергский университет / Codex Manesse, UB Heidelberg, Cod. Pal. germ. 848, fol. 8r: (der fiktive) König Tyro von Schotten. Ca. 1300 bis ca. 1340 / between 1305 and 1315. Source

Стиль исполнения Гербовника из Цюриха напоминает знаменитейший Манесский кодекс /Codex Manesse – сборник поэтических произведений германских миннезингеров, содержащий 137 миниатюр, созданный чуть раньше, но также в Цюрихе, или в Эльзасе уроженцем Цюриха.


30.

Codex Manesse, UB Heidelberg, Cod. Pal. germ. 848, fol. 178r: Herr Bernger von Horheim. Ca. 1300 bis ca. 1340 / between 1305 and 1315. Source

Кодекс Манессе /Codex Manesse, Manessesche Liederhandschrift, известен также под названиями «Большая Гейдельбергская рукопись» /Grosse Heidelberger Liederhandschrift и «Гербовник миннезингеров», имеет международное научное обозначение: MA, MAC. Составлен около 1300 г. (по мнению О. Нойбеккера), или, вероятнее всего, в 1300-1340 гг, возможно в 1305-1330 гг. Хранится в Университетской библиотеке в Гейдельберге, Германия. Есть копия начала XVI в. из коллекции Р. Гэньера в Национальной библиотеке в Париже со 117 гербами.

Манесский кодекс относят к «вторичным» гербовникам, поскольку миниатюры манускрипта сопровождаются гербами. В Кодекс Манессе 135 гербов.

«Вторичные» гербовники – это собрания гербов в литературных или других повествовательных (нарративных) произведениях, либо иных творениях художественной культуры.

Кодекс Манессе объединен в один сборник из разных маленьких собраний Рюдигером и Иоханессом Манессе. Существует близкий ему по времени и содержанию Констанц-Вайнгартерский кодекс начала XIV в. c 20 гербами.

Манесский кодекс – один из самых известных манускриптов в мире.


Источники:
e-codices - Virtual Manuscript Library of Switzerland: Zürich, Schweizerisches Nationalmuseum, AG 2760
[1] Черных А.П. Гербовники XIV века // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. – М.: Наука. Вып. 70 (1–2). 2009. С. 212–241. Цитирутся по сайту Геральдика сегодня. Александр Черных – заведующий Центром гербоведческих и генеалогических исследований Института всемирной истории РАН, кандидат исторических наук.
Александр Черных. Гербовники XIII века // Геральдика сегодня
Гербовник // Большая Российская энциклопедия



Tags: 14 век, Швейцария, геральдика, манускрипт, средневековая миниатюра, средние века, шедевр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →