Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Бойся игуменью, с рассказом о снах приходящую. Святая дева Евпраксия

О богатых родителях; шестилетней девочке, которая захотела остаться в монастыре; кознях дьявола; зависти коллеги и снах игуменьи, отправляющих на скорую праведную кончину. Место действия: Римская империя, восточная часть; время: рубеж 4-5 веков н.э. А также об одноименной императрице из Киевской Руси 11 века


Святая Евпраксия и дьявол, толкающий ее в колодец. Створка полиптиха. Около 1500 года. Неизвестный автор. Дворец епископа Эразма Циолека - филиал Краковского Национального Музея / Diabeł usiłuje wrzucić św. Eufraksję do studni. Pałac Biskupa Erazma Ciołka, Muzeum Narodowe w Krakowie. Nr identyfikacyjny: MNK ND-13/e. Twórca: nieznany. Czas powstania: około 1500 roku. Source

Святая Евпраксия Константинопольская /греч. Εὐπραξία /лат. Eufrasia (383-413/380-410) - дочь и племянница святых. Святыми стали ее мать, а также родственник (вроде бы дядя) и по совместительству приемный отец император Феодосий I Великий (379-395).

Говорят, что святая дева родилась во второй по богатству и знатности семье Константинополя.


Ее отец, Антигон занимал должность сенатора, по латинской версии он был наместником Ликии. Антигон – родственник императора Феодосия I Великого. Мать Евпраксии тоже Евпраксия (ум. ок. 393) – богобоязненная христианка знатного происхождения. Благочестивые супруги раздавали свое имущество нищим, после рождения дочери они решили жить в браке как брат и сестра.

Через год сенатор Антигон умер. Рано овдовев, Евпраксия обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить свою осиротевшую дочь. Когда девочке исполнилось 5 лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Вскоре императрица стала склонять Евпраксию-мать вступить во второй брак. Евпраксия отказалась и вместе с дочерью покинула Константинополь. Мать и дочь направились в Египет, в район Нижней Фиваиды, где у матери были обширные владения.

Евпраксия посещала монастыри и церкви, делая щедрые пожертвования. Придя в женскую обитель, расположенную недалеко от Фив, мама и дочь поразились строгости ее устава. Там подвизалось около 104-130 монахинь. Мать хотела принести щедрый дар в 20 или 30 литр золота, чтобы сестры молились о ней, о дочери и об Антигоне, но настоятельница монастыря Феодула сказала, что примет только немного елея для лампад и фимиам.


2.

Святые Девы / Virgin Saints; Workshop of Master of the First Prayer Book of Maximilian, Flemish, active about 1475-1515; Bruges, Belgium, Europe; about 1510-1520; Tempera colors, gold, and ink on parchment; Leaf: 23.2 x 16.7 cm, Justification: 10.9 x 7.4 cm; The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. Ludwig IX 18, fol. 269v. Source

Через некоторое время Евпраксия-младшая, которой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в той самой обители. Несмотря на то что мать и игуменья противились такому решению из-за малолетства девочки, шестилетний ребенок все же настоял на своем. После ухода дочери в монастырь Евпраксия продолжала путешествовать по обителям Египта и помогать нуждающимся, она усилила свой духовный и телесный подвиг, не пила вина, не вкушала ни мяса, ни рыбы и принимала пищу один раз в день, вечером.

Прошло несколько лет, и игуменье Феодуле во сне было открыто, что через три дня Евпраксия-старшая отойдет ко Господу. Настоятельница объявила Евпраксии о близости ее кончины. Евпраксия дала последние наставления дочери и с миром почила. Она была похоронена в монастыре, где подвизалась ее дочь.

После смерти матери ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства в пользу Церкви и нуждавшихся. Через некоторое время после кончины матери девочка получила из столицы письмо, в котором ей напоминали об обручении с сыном сенатора. По одной из версий - жених умер еще до того, как Евпраксия приняла постриг. В ответ Евпраксия написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать монастырь.

В обители Евпраксия выполняла самую трудную работу: готовила на кухне, колола дрова, прислуживала другим сестрам. С каждым годом она все более усиливала свою аскезу: постепенно научилась вкушать пищу 1 раз в 3 дня, а затем - 1 раз в неделю. Сестры любили смиренную Евпраксию. Но одна из сестер завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Монахиня стала досаждать Евпраксии и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.


3.

Святая Евпраксия и дьявол, направляющий топор на ногу Святой деве. Створка полиптиха (илл.1). Около 1500 года. Неизвестный автор. Краков. Национальный Музей / Diabeł i św.Eufraksja. Muzeum biskupa Erazma Ciołka. Kraków. Source

Диавол всячески пытался смутить Евпраксию, являясь ей в ночных видениях. Борясь с искушениями, она в течение 40 дней неподвижно простояла на молитве с поднятыми к небу руками. Не сумев повредить ей духовно, сатана заставлял Евпраксию страдать физически: он пытался утопить ее в колодце, сбрасывал с высокого здания, устраивал так, что Евпраксия ранила себе ногу топором и обливала себя кипятком. Каждый раз Евпраксия чудесным образом спасалась от козней дьявола. Полуживой ее вытащили из колодца, быстро зажила, казалось бы, смертельная рана на ноге, нанесенная во время рубки дров. А когда она упала с охапкой хвороста в руках, тонкая лучина вонзилась у самого глаза, не задев его.


4.

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. ЦАК МДА. Source

Бог наградил Евпраксию даром чудотворения: она исцелила глухонемого парализованного ребенка. После этого настоятельница поручила Евпраксии ухаживать за бесноватой, много лет жившей в обители. Женщина была связана цепями по рукам и ногам, никто не смел к ней приблизиться, пищу ей подавали в корзине на длинном шесте. Сестры молились об исцелении больной, но тщетно. Зная, что Евпраксия удостоилась принять от Господа особую благодать, настоятельница повелела ей исцелить бесноватую. Евпраксия сказала, что недостойна, но, проявив послушание, пошла к одержимой и в присутствии сестер изгнала беса из женщины.

За 10 дней до смерти Евпраксии игумения Феодула увидела сон. Во сне Евпраксия была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами. Богородица показала Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что через 10 дней она войдет в эту обитель.


5.

Saint_Euphrasia from page 164 of Little Pictorial Lives of the Saints, Benzinger Brothers via

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться с Евпраксией. Сама же дева, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала Евпраксию и говорила, что так надо – Господь удостоит тебя Своей великой милости. Внезапно здоровая дева почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет.

На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись. Святая Евпраксия известна исцелением глухонемых, слепых, тяжелораненых, она охраняла от утопления, изгоняла дьявола из человеческих душ.

Преподобную Евпраксию высоко чтили в Киевской Руси. Так, Евпраксией назвали внучку Ярослава Мудрого, дочь Всеволода Ярославича.


6.

Передача императорских инсигний Генрихом IV (слева) Генриху V / The abdication of Henry IV in favour of Henry V, from the Chronicle of Ekkehard von Aura / Frutolfs von Michelsberg und Ekkehards von Aura Chroniken und die anonyme Kaiserchronik. via

Впрочем судьбе Евпраксии (1069/1071-1109), в католичестве Адельгейды – второй жены императора Священной Римской империи Генриха IV, позавидовать сложно. Ее второй муж-император оказался дурным извращенцем. В 1094 году Евпраксия присоединилась к восставшим против императора Генриха IV мятежникам, обвинив мужа в том, что он держал ее в тюрьме, заставлял участвовать в оргиях и черных мессах. Хронисты сообщают, что Генрих IV принадлежал к секте сатанистов-николаитов, тайные мессы которой якобы сопровождались развратными действиями. Генрих принуждал жену к участию в тайных оргиях николаитов и лично наблюдал за действиями насильников. Евпраксия-Адельгейда, устав терпеть надругательства, подала на церковный собор в Констанце грамоту с жалобой на мужа, оповестив таким образом всю Германию о постыдных деяниях императора Генриха IV. Собор в Констанце, что в герцогстве Швабия, состоялся в апреле 1094 года. На нем читалась и обсуждалась грамота с жалобой Евпраксии на унижения, которым ее подвергал муж. После собора в Констанце папа Урбан II предложил ей выступить с теми же разоблачениями на предстоящем общеитальянском соборе в Пьяченце 1 марта 1095.


7.

Евпраксия Всеволодовна / Eupraxia of Kiev (1071-1109), daughter of Vsevolod I of Kiev, wife of Henry IV of Germany. via

В то время позор за обнародование подробностей сексуального насилия ложился не только на насильника, но и на его жертву. Публичное выступление жены против мужа было равнозначно гражданскому самоубийству. После подробных рассказов о сексуальных извращениях мужа, Адельгейда была освобождена собором от всякого наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, ее принуждали тяжелейшим насилием». Разоблачения Адельгейды-Евпраксии оказались сокрушительным ударом по престижу императора. Евпраксия же по окончании собора к дворцовой жизни не вернулась, а отправилась после всех передряг к родственникам. По смерти Генриха IV в 1106 году, Евпраксия постриглась в монахини. К тому времени она жила в доме матери в Киеве. Умерла монахиня Евпраксия, бывшая императрица, в 1109 году в Киеве на 38-м году жизни.

Так что сатана своим вниманием Евпраксий не обделял, что в четвертом веке, что в одиннадцатом.




Источники и дополнительно:
[Spoiler (click to open)]
ЕВПРАКСИЯ († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта) // pravenc.ru
ЕВПРАКСИЯ († ок. 393), прп. (пам. 12 янв.), мать прп. Евпраксии (пам. 25 июля) // pravenc.ru
Преподобная Евпраксия // pravoslavie.ru
Житие преподобной девы Евпраксии. В изложении святителя Димитрия Ростовского 25 июля по ст.ст. / 7 августа по н.ст.
Евпраксия Константинопольская // wikipedia.org
https://en.wikipedia.org/wiki/Euphrasia_of_Constantinople
В Киеве — мощи святой Евпраксии, исцеляющей от глухоты и ран // novaya.com.ua



Смотрите также:
Не шути, дьявол, со Святой Девой - Иулиания Никомидийская



Tags: 11 век, 4 век, 5 век, Византия, дьявол, святые

Recent Posts from This Journal

  • История одного предательства

    1937 Карикатура «Вредительство в шахте», из серии «История одного предательства». 1937. Фрагмент. Автор: Храпковский…

  • Электронная кровать из Harpy's Bizarre 1945

    Электронная кровать, производимая The Electronic Bed Company, оснащена множеством удобных приспособлений. Электронная кровать из Harpy's…

  • Анатомическая Ева

    Праматерь всех людей анатомическая Деревянная анатомическая Ева XVII века из частной коллекции. Деталь, вид сзади, голова в разрезе.…

  • Советские инновации 1980-х

    Социалистический гиперреализм Вепхвадзе Джованни/Иван Алексеевич (1949-2016). Перспектива. (Молодые ученые). 1981. Холст, масло.…

  • Месяц май. Близнецы

    Календарь Book of Hours, use of Paris. The Hague, MMW, 10 F 33. France (Paris?), Jehan de Luc (scribe); 1524. Koninklijke Bibliotheek…

  • Интуристы в Ленинграде в 1937 году

    Соцреализм Интуристы в Ленинграде. 1937 год. Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947). Музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Source…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments