Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Первомай: немного истории от Древнего Рима до Уильяма Блейка

Начало мая праздновали еще в Древнем Риме. 1 мая приносили жертвы богине Майе – покровительнице плодоносной земли. В это же время, с 27-28 апреля на протяжении шести дней длились веселые и разнузданные Флоралии в честь Флоры – богини цветения колосьев, цветов и садов. Этнограф 19 века Иван Михайлович Снегирев предполагал, что и Рим в свою очередь унаследовал эти традиции от более древних культур Востока и Индии, где поклонялись богине, олицетворявшей великую «мать-природу».

День 1 мая в средневековых европейских училищах был неучебным. Младшие ученики затевали веселые игры и забавляли публику гимнастическими трюками, старшие соревновались в декламации и пении кантов. Учителя к этому дню сочиняли комедии или трагедии, а ученики их разыгрывали. Из Польши этот обычай перешел в Киевскую Академию. А с конца 17 века, когда по всей Руси начали появляться духовные и светские училища, вместе с ними распространялись и первомайские празднества, – но поначалу они воспринимались как сугубо «школьные». В начале 18 века поселенцы Немецкой слободы в Москве обратились к Петру I с просьбой узаконить для них праздник первомая и выделить для этого подходящее место. Тода им отвели рощу за Семеновской заставой. Гулянье проводилось в любую погоду, даже дождь не служил помехой.

А вот лондонский первомай конца 18 века:

May-Day in London britishmuseum.org
Майский день в Лондоне. Гравюра Уильяма Блейка / May-Day in London. Print made by William Blake, after Samuel Collings, published by Harrison & Co. The British Museum. Source

Гравюра Уильяма Блейка "Майский день в Лондоне" – cкладной фронтиспис к майскому номеру издания "The Wit's Magazine" (London, 1784). Иллюстрация к стихам "May-Day. An Epistle..." by Mr Collings, опубликованным в этом номере.

Эта гравюра – социальная сатира на оживленный городской праздник Первого дня мая.


Маленькие трубочисты и доярки зажигательно танцуют под аккомпанемент скрипача с одной ногой. Доярки украшены "гирляндами", праздничными головными уборами и пирамидами с тарелками, лентами, зеленью и щетками.

Праздником руководят два председателя. Они изображены слева. Один из них прикладывается к спиртному в кувшине, извлеченном с "дерева". Другой начальник снял свой парик, чтобы вытереть пот.

Справа кто-то протягивает руку, чтобы получить монету от женщины в дверном проеме, над которым вывеска: 'Original Shaving Shop. A Room for Ladies'. Тут же рекламная конструкция с надписями: 'Shave for a Penny. Gentlemen Dispatched in a moment'.

Дело происходит на улице 'Milk Street' у витрины 'Peter Pi... Pewterer'. На стене афиши: 'Theatre Royal Drury Lane ... Jovial Crew ... May Day' и 'Pantheon ... Concert'.


Майский день — праздник начала лета, отмечаемый 1 мая в Британии и других странах Европы, связан с кельтским праздником Белтейн [2], римскими Флоралиями [1] — праздником в честь богини цветов и трав Флоры и германским праздником Вальпургиевой ночи [3]. Майский день - один из праздников языческого Колеса Года [4].

В средние века фестивали цветов, зародившиеся в Италии, пришли в Англию.


2.

Raising the May-pole. Robert Chambers (1802-1871). Book of Days, published 1862. Source

В Англии в 16 и 17 столетиях на первый день мая ранним утром юноши и девицы, в сопровождении музыкантов, отправлялись в ближайший лес, сламывали древесные ветви, убирали их цветами и, воротившись домой, ставили эти майские знамения на дверях и окнах своих жилищ. Тогда же общими усилиями срубали они большое дерево и привозили его в город или деревню на нескольких парах быков; каждому быку прикрепляли между рогами букет цветов; это «майское дерево» ставили посреди площади и предавались вокруг него играм и пляскам. Англичане усилили символизм плодородия, добавив к дереву-шесту (мужское начало) диск (женское начало).


3.

May Queen from Chambers’ Book of Days, published 1862. Source

Распорядитель празднества назывался «король мая», а избранная ему в подруги — «королева мая». В средние века в этот день девушки умывались росой, считая, это сделает их неотразимыми на весь следующий год. Ещё в этот праздник всегда проводились соревнования по стрельбе из лука.


4.

Mayday dance from Chambers’ Book of Days, published 1862. Source

Эти праздники очень раздражали пуритан. И когда фестивали 1 мая стали слишком веселыми и дикими, они добились от правительства их запрета. Тем не менее, во многих английских деревнях и городах праздники продолжали отмечаться.


Майский день в Европе


[1] Флоралии (лат. ludi florales) — в Древнем Риме праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая.


5.

Май из "Календаря Филокала" или Хронографа 354 года /лат. Chronographus anni CCCLIIII – древнеримской иллюминированной рукописи, созданной в 354 году н.э. для богатого римлянина-христианина Валентина. Оригинальный манускрипт не сохранился. Копия с несохранившейся копии – карандашные рисунки в манускрипте 17 века из коллекции Барберини. Ватиканская библиотека / Vatican Library, cod. Barberini lat. 2154

Во время праздника люди, украшенные цветами и одетые в цветную одежду, танцевали, а на столах были кипы цветов. Римляне приносили дары Флоре мёдом и молоком. Первого мая с утра римляне обоего пола выходили в поле с музыкой собирать зелёные ветви, коими украшали двери своих родственников и друзей. В этот день было празднество Majuma в воспоминании о Майе, доброй богине. В этот праздник римляне обливали друг друга и купались в Тибре, в который весталки бросали тростниковые чучела в честь бога времени Сатурна. Флоралии считаются одними из старейших официальных праздников древнего Рима, введёнными ещё Титом Тацием. В 238 г. до н.э. были учреждены игры в честь Флоры.

«Первого мая с утра римляне обоего пола выходили в поле с музыкою сбирать зеленые ветви, коими украшали двери своих родственников и друзей». [Иван Снегирев «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»] Если в этот день римлянин неожиданно окатывал кого-нибудь водой из кувшина, то это считалось проявлением самых дружеских чувств и свидетельством наилучших пожеланий. В праздничные ритуалы включалось и купание в Тибре. Древние греки 1 мая устраивали массовые увеселения в рощах и садах, убирая себя цветочными венками и зелеными гирляндами. Всё это сопровождалось музыкой, танцами и щедрым угощением.


[2] Белтейн — кельтский праздник начала лета, празднуемый 1 мая / англ. Beltane or Beltain (произносится: /ˈbɛlteɪn/), также Beltine or Beltaine / Белтайн, Белтане, Бялтане, др.-ирл. Bel(l)taine, ирл. Bealtaine (/bʲaltənʲə/), гэльск. Bealltainn).

Праздник отмечался разжиганием костров на возвышенных местах. Участники праздника проходили между кострами или прыгали через них для ритуального очищения. Также между костров проводили скот для его очищения от зимних хворей и защиты в новом сезоне. Кельты вешали на дверь Майский Сук и сажали во дворе Майский Куст из ветвей рябины, который украшали наподобие современной новогодней ёлки. В древности эти праздничные ритуалы были связаны с обрядами друидов для защиты от злых духов, но со временем утратили смысловую нагрузку.


6.

From Chambers’ Book of Days, published 1862. Source

Подобные традиции существовали у многих западноевропейских и скандинавских народов. К 1 мая «майское дерево» украшалось цветами и лентами, вокруг него проводились ритуальные песнопения и танцы. Разжигались костры, через которые прыгали, чтобы очиститься «майским огнем» от злых духов. В некоторых местностях Дании и Германии праздник открывался въездом в селение конной процессии. Нарядные всадники держали зеленые ветви. Это называлось «привозить лето». Часто народные гулянья возглавляли выбранные для этого дня «майский король» и «майская королева».


7.

Аристократический май, около 1540 года / c. 1540. Calendar page for May with a boating scene, from the Golf Book (Book of Hours, Use of Rome), workshop of Simon Bening, Netherlands (Bruges), c. 1540, Additional MS 24098, f. 22v. Source

Во Франции в 18 веке, во времена Людовика Святого, «майское дерево» неизменно ставили на площади перед королевским дворцом. А шведский король Густав I в 16 веке однажды сделал «майским королем» архиепископа Иоанна Магнуса, и тот возглавил шумное народное веселье, к которому охотно присоединился и королевский двор. Существовал обычай первомайского праздника и у западных славян.


[3] Вальпургиева ночь — ночь с 30 апреля на 1 мая.


8.

Title illustration of Johannes Praetorius (writer). Witches' Sabbath - Johannes Praetorius: Blockes-Berges Verrichtung, Leipzig u.a. 1668. via

Название происходит от дня св. Вальпурги, сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 году, поминаемой 1 мая. В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п. Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу (~ Иван Купала).

Русскому поверью о полете ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших.


[4] Колесо года — ежегодный цикл праздников, связываемых с кельтской традицией. Однако, эти праздники существуют у многих некельтских народов.


9.

Колесо года. via

Колесо года состоит из восьми праздников, происходящих через более-менее равные интервалы. В основе этого цикла лежат наблюдаемые с Земли изменения пути Солнца по небесной сфере в течение года. Многие чтимые христианские праздники совпадают по дате с праздниками колеса года. На 1 мая приходится половина года от 1 ноября праздника Самхейн, кельтского Нового года.


10.

Май / Ms 6881, f. 5 - Livre d'heures à l'usage de Chalon, Mois de mai - couples de jeunes gens tenant des fleurs ; bordure extérieure ; bordure habitée ; oiseau ; initiale ornée. Bibliothèque municipale de Lyon, Ms 6881

Традиция празднования начала мая жива по сей день. Вот майское дерево из Германии, из одного баварского городка, установленное в субботу 2 мая 2015 года, запечатленное Альфредом Кохом:


11.

Майское дерево. Бавария. 2 мая 2015 года. © Альфред Кох

Украшенное майское дерево. Здесь оно "будет стоять до следующего раза. Когда в мае снова будут ставить другое дерево…" [Альфред Кох]


12.

Установка майского дерева. Бавария. 2 мая 2015 года. © Альфред Кох

Посмотреть фотографии и видео о городском празднике и установке майского дерева можно в фейсбуке Альфреда Коха –
фотографии: будущее майское дерево еще в виде огромного бревна, установка майского дерева под танцы и музыку, стоит на своем месте;
видео: люди усаживаются на майский столб (прямая ссылка на видео), майское дерево везут к месту установки (прямая ссылка).




Источники и дополнительные ссылки по теме:
«Пришел май - и под кустиком рай» И. Грачева, Кандидат филологических наук, г. Рязань // Наука и жизнь, №5, 1997
Gorbutovich. Первомай в Лондоне -1784 от Уильяма Блейка 1 мая 2013
https://ru.wikipedia.org/wiki/Майское_дерево
http://en.wikipedia.org/wiki/Beltane
http://ru.wikipedia.org/wiki/Белтейн
http://ru.wikipedia.org/wiki/Колесо_Года
http://en.wikipedia.org/wiki/Cross-quarter_day
http://ru.wikipedia.org/wiki/Вальпургиева_ночь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Флоралии

Смотрите также:
Календарь. Май в картинках от античности до Возрождения
Шествие на осляти



Tags: 16 век, 17 век, Англия, Германия, Древний Рим, античность, календарь, праздники, язычество

Posts from This Journal “календарь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments