Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Казнь как театральное зрелище в Древнем Риме

Роль современного телевизора в Древнем Риме выполняли зрелища. Для римлян посещение амфитеатров являлось сильнодействующим компенсаторным средством ухода от монотонной повседневности [1]. Зрелища могли быть с участием актеров-смертников. Например.


Орфей на древнеримской мозаике / Roman mosaic depicting Orpheus, wearing a Phrygian cap and surrounded by the beasts charmed by the music of his lyre. via

Приговоренный к смерти выходил на арену амфитеатра в одеждах Орфея. Скалы и деревья кружились вокруг него, птицы порхали над его головой,


2.

Пантеры пожирают преступника, римская напольная мозаика, III в. н.э. Археологический музей Туниса / Museum of Sousse. Mosaics detail

пока, наконец, прыгнувший из люка медведь не разрывал несчастного.


3.

Второй подвиг Геракла - борьба с Лернейской гидрой на этрусской гидрии. Около 525 г. до н.э. / Caeretan Hydria. Artist/Maker: Attributed to Eagle Painter (Greek (Caeretan), active 530 - 500 B.C.). Culture: Greek (Caeretan). Place: Caere (?), Etruria (Place created). Date: about 525 B.C. Medium: Terracotta. Dimensions: 44.6 x 33.4 cm. Getty Museum. Source

Другого преступника наряжали Гераклом и после сложной пантомимы сжигали на костре.

В Римской империи казнь осуществлялась через сжигание, колесование, утопление для отцеубийц, повешение, бичевание до смерти, передачу в цирк для участие в борьбе гладиаторов. Самый частый вид казни – обезглавливание. Топором казнили во времена Республики, в имперский период орудием исполнения служил меч. Казнь через распятие в республиканском Риме применяли только для рабов, в Империи и для свободных тоже – как позорный вид лишения жизни. Император Константин ввел запрет на распятие. Сбрасывание в пропасть также служило наказанием за преступления, совершенные рабами. Для высокопоставленных лиц империи существовали привилегии – випов могли казнить через тайное удушение или самоубийство под присмотром – в присутствии представителей власти. Стандартным местом приведения смертного приговора в исполнение в период Республики было Марсово поле, в период Римской империи – Эсквилин, если иное не требовалось по сценарию. В имперском Риме казни часто совершались в амфитеатре, при этом они мифологизировались и театрализировались.


4.

Сожжение в Пергаме в Быке Фаларида. Священномученик Антипа Пергамский. Фреска монастыря Русану / Rousanu. Saint Antipas being roasted alive in a Brazen bull at Pergamon. via

В Древнем Риме по Законам 12 таблиц (451-450 г.г. до н.э.) поджигатели сжигались на костре, позднее на костре стали сжигать перебежчиков.

Другие типы преступников, конечно, тоже попадали в огонь: Светоний сообщает, что «Сочинителя ателлан [народных комедий] за стишок с двусмысленной шуткой он [император Калигула] сжег на костре посреди амфитеатра». [2]

По свидетельству Иосифа Флавия, костер, разложенный в помещении театра по почину беснующейся толпы, стал местом расправы над сирийскими иудеями в городе Антиохия [3]

Рабов римляне живьем сжигали в печи или в просмоленной одежде. Такая одежда называлась tunica molesta «тяжелая, тягостная туника», применялась она и при театрализованной казни сожжением. [4]


5.

Римская мозаика. I в. н.э. / Beast fighters and criminals being executed, the Zliten leopard, mosaic

На потеху пресыщенной публике в римских цирках разыгрывались представления, воспроизводившие страшные мифологические сюжеты. Например, наказанный Зевсом Иксион вертелся на огненном колесе, привязанный к нему руками и ногами. Разыгрывались исторические сюжеты со смертельными исходами.

Актерами в подобных смертельных спектаклях выступали приговоренные к казни лица. «Некоторые из них выходили в великолепном платье, из которого вдруг показывалось пламя и сжигало их… Показывали Иксиона на колесе, Геракла, сжигающего себя на горе Этне, Муция Сцеволу, держащего руку на горящих угольях жаровни. разбойника Лавреола, распятого и растерзываемого зверями, Дедала, которого пожирал лев…». [4]


6.

Римская мозаика / Bear devouring a criminal. Roman mosaic

Военнопленных выпускали на арену сражаться с дикими зверями или делали из них гладиаторов.

Созерцанием гладиаторских боев в равной степени упивались и римские утонченные сановники, и простонародье. Впечатления простолюдинов от них ярко обрисованы Петронием.

Отрывок из "Сатирикона":

45. — Пожалуйста, — сказал Эхион-лоскутник, — выражайся приличнее. «Раз — так, раз — этак», как сказал мужик, потеряв пегую свинью. Чего нет сегодня, то будет завтра: в том вся жизнь проходит. Ничего лучше нашей родины нельзя было бы найти, если бы жители здесь были людьми. Но не она одна страдает в нынешнее время. Нечего привередничать: все под одним небом живем. Попади только на чужбину, так начнешь уверять, что у нас свиньи жареные разгуливают. Вот, например, будут нас угощать на праздники три дня подряд превосходными гладиаторскими играми; выступит труппа не какого-нибудь ланисты [156], а несколько настоящих вольноотпущенников. 


7.

Гладиаторы и бестиарии на арене цирка. «Злитенская мозаика», I в. н.э. / Bestiarii. Mosaic showing Roman entertainments from the 1st century. Jamahiriya Museum, Tripoli, Libya. From Dar Buc Ammera villa (Zliten). Before 80 AD. via

И Тит наш — широкая душа и горячая голова; так или этак, а ублажить сумеет, уж я знаю; я у него свой человек. Он ничего не делает вполсилы. Оружие будет дано первостатейное, удирать — ни-ни; сражайся посередке, чтобы всему амфитеатру видно было. Благо средств-то у него хватит: тридцать миллионов сестерциев ему досталось, как бедняга отец его помер. Если он и четыреста тысяч выбросит, мошна его даже и не почувствует, а он увековечит свое имя. У него есть несколько парней и женщина-эсседария [160], и Гликонов казначей, которого накрыли, когда он забавлялся со своей госпожой. Увидишь, как народ разделится: одни будут за ревнивца, другие за любезника. И Гликон-то хорош! Самому грош цена, а казначея отдает зверям. Что называется, самого себя выставил на посмешище. Разве раб виноват? Делает, что ему велят. Уж лучше бы эту ночную посудину бык посадил на рога. Но так всегда: кто не может по ослу, тот бьет по седлу. И как мог Гликон вообразить, что из Гермогенова отродья выйдет что-нибудь путное? Тот мог бы коршуну на лету когти подстричь. От змеи не родится канат. Гликон, один Гликон внакладе: на всю жизнь пятно на нем останется, и разве что смерть его смоет! Но всякий сам себе грешен.


8.

Священномученик Сильван, Лука диакон Эмесский (Емисский) и Мокий чтец. Менологий Василия II, 985 год. Константинополь. Ватиканская библиотека. Рим / Martyrs Silvanus the Bishop of Emesa, Luke the deacon, and Mocius (Mucius) the reader (Menologion of Basil II). Date 985. via

Да вот еще: есть у меня предчувствие, что Маммея нам скоро пир задаст, — там-то уж и мне и моим по два денария достанется. Если он сделает это, то Норбану уже не бывать любимцем народа: вот увидите, он теперь обгонит его на всех парусах. Да и вообще, что хорошего сделал нам Норбан? Дал гладиаторов грошовых, полудохлых, — дунешь на них, и повалятся; и бестиариев [163] я видал получше; всадники, которых он выставил на убой, — точь-в-точь человечки с ламповой крышки! Сущие цыплята; один — увалень, другой — кривоногий; а терциарий-то! [164] За мертвеца мертвец с подрезанными жилами. Пожалуй, еще фракиец был ничего себе; да и тот дрался разве что по правилам. Словом, всех после секли, а публика так и кричала: «Наддай!» Настоящие зайцы! Он скажет: «Я вам устроил игры», — а я ему: «А мы тебе хлопаем». Посчитай, и увидишь, что я тебе больше даю, чем от тебя получаю. Рука руку моет. [5]


9.

Св. Игнатий Богоносец, раздираемый львами, Менологий Василия II, 985 год / Ignatius of Antioch. via

Как бои гладиаторов, так и звериные травли бывали разнообразно театрализованы. Самая утонченная сценическая техника приходила здесь на помощь. Из люков арены вырастали фантастические рощи, в которых бродили тигры и львы. Воздвигались крепости, на стенах которых сражались гладиаторы. Арена цирка могла наполняться водой. В образовавшемся бассейне устраивались навмахии, примерные морские сражения. Для той же цели в окрестностях Рима были вырыты гигантские пруды, позволявшие сводить вместе целые флоты и десятки тысяч вооруженных людей. В навмахию охотно вкладывали мифологический или исторический сюжет.

Наряду с гладиаторами, мучениками и осужденными, на арене амфитеатра выступали всевозможные фокусники и чудодеи, труппы из сотен гимнастов и акробатов, эквилибристы и эквилибристки, дети-танцоры, ученые звери и птицы.


10.

Herbert Schmalz (1856–1935). "Faithful Unto Death". 1888. via

Если попытаться определить общий стиль этих зрелищ, то это – своеобразно-грандиозная фееричность и крайний натурализм.

Как всем известно, Москва – третий Рим.




Примечания к Сатирикону Бориса Исааковича Ярхо:

[156] Ланисты — торговцы гладиаторами и антрепренеры боев. Частью оседлы (в Риме), частью странствуют по провинциям. Иногда они сдают свои труппы напрокат знатным устроителям боев, иногда устраивают зрелище на свой риск. Ремесло это считалось позорным (Фридл. Sg. II, 376). Наемники ланистов ценились ниже добровольных бойцов-спортсменов.

[160] Женщина-эсседария — женщина, сражающаяся на колеснице.

[163] Бестиарии – преступники, отданные зверям, то есть люди без всякой гладиаторской подготовки.

[164] Тертиарий – когда один гладиатор падал, победитель еще должен был победить его заместителя, который назывался tertiarius, «секундант» в его первоначальном смысле.

Остальные примечания и полный текст "Сатирикона" Петрония


Литература и источники:

[1] "Посещение амфитеатров было для римлян сильнодействующим компенсаторным средством ухода от регламентированной монотонной повседневности" – цитата из: Илюшечкин В.Н. Отражение социальной психологии низов в античных романах // Культура Древнего Рима. В 2-х т. Т. 2-й / Отв. ред. докт. ист. н. Е.С.Голубцова – М.: Наука, 1985, с.80-81
[2] IV Гай Калигула, 27, 4 // Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с латин., предисл. и послесл. М.Л.Гаспарова. – Худож. лит., 1990, с.118.
[3] Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с нем., введение и примечания Я.Л.Чертока. Репринт издания 1900 г. – М.: Орёл, 1991, с.492.
[4] Гиро Поль. Частная и общественная жизнь римлян. [Репринт издания 1912 г.] / Пер. с франц. под ред. С.П.Моравского; Пред. и научн. редакция А.А.Новикова (Античн б-ка). – СПб.: Алетейя, 1995, с.121, с.264
[5] Петроний Арбитр. Сатирикон // Текст по изданию: Петроний. Сатирикон. Лукиан. Лукий, или Осел. — Л.: СП «Смарт», 1991. Примечания по изданию:
Петроний Арбитр. Сатирикон. / Пер. *** под ред. Б. И. Ярхо. — М.: Совместное советско-западногерманское издательское предприятие «Вся Москва», 1990 (репринтное воспроизведение издания 1924 г.: Петроний. Сатирикон. Гос. изд-во, М.-Л., 1924). С.95-97.
Примечания к Сатирикону Б.Ярхо в другой редакции, сокращенной, см.: Петроний Арбитр. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. (Библиотека юмора и сатиры); сост., вступ. ст. Инна Петровна Стрельникова. – М.: Правда, 1991. С.57-58, 371.
- Тираспольский Г. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в древнем Риме. М.: Интрада, 2003
- Пиотровский А.И. Античный театр (театр Древней Греции и Рима) // Очерки по истории европейского театра. - Петербург, ACADEMIA, 1923
- Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989, с.240, с.533



Tags: Византия, Древний Рим, античность, быт, вазопись, мозаика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →