Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Ирландская миниатюра рубежа I-II тысячелетий: Саутгемптонская Псалтирь

Келлская книга, созданная около 800 г. [Dublin, Trinity College Library, MS A. I. (58)] известна всем, кто хоть немного интересуется историей искусства; про шотландскую 10 века Дирскую книгу [Cambridge University Library, MS Ii.6.32] рассказывалось.


Саутгемптонская Псалтирь, кон.X-нач.XI вв.. Кембридж, Колледж св. Иоанна, MS c. 9, f. 35v, фрагмент

Келлская и Дирская книги – образцы гиберно-саксонского /Hiberno-Saxon книжного искусства. Термин происходит от латинского названия Ирландии – Гиберния. Гиберно-саксонская традиция возникла в результате христианизации Ирландии, ирландского влияния в англосаксонских королевствах, а позднее и на материке.

Саутгемптонская Псалтирь /Southampton Psalter – представитель того же гиберно-саксонского стиля украшения манускриптов или островного искусства /Insular art. Только создана она позднее, когда эта традиция приближалась к закату.


2.

Саутгемптонская Псалтирь

Саутгемптонская Псалтирь – ирландская книга псалмов, датируемая примерно рубежом 10-11 веков, хранится в Кембридже, в Колледже св. Иоанна / Cambridge St John's College, MS C.9(59). Она входит в группу книг, переданных в колледж в 1635 году графом Саутгемптоном – отсюда название. Из всех англо-ирландских рукописей X-XI вв. Саутгемптонская псалтирь сохранилась лучше других, она дошла до нас полностью.

В книге три полностраничных миниатюры. Согласно ирландской традиции, 150 псалмов делятся на три группы по пятьдесят. Каждый такой раздел начинается с разворота, где справа страница с иллюстрацией, слева текст в орнаментальной рамке и инициал. Фигуры миниатюр – стилизованные в традициях ирландских рукописей того времени.


3.

Давид борется со львом, а может быть медведем / St John's College Cambridge MS C.9 f.1v. Irish Psalter, 10th-11th century. MRJ number: 59. Vellum, 10.375 x 7.25. The oldest complete book in the Library, from around 990. 10th cent. ? (Zimmer says late 10th cent., Bannister says about A. D. 1000), very finely written in an Irish miniscule. David fighting the lion, with a smaller picture below depicting him as a shepherd. From f.1v of MS C.9. Border: yellow frame enclosing panels of beautiful interlaced work (white on black) and serpent patterns (red and white on black): also four circles left blank in C. of sides, and four square panels of ornament at the angles. The picture shows: Above: David with one hand touching a beast (lion or bear) which is on its hind legs on R. with back turned to him. The figures are surrounded with red dots. Below: David holding the tail of a horned ram on R. Source

Три фронтисписа псалтыри — «Давид во рву львином», «Давид и Голиаф» и «Распятие» свидетельствуют, с одной стороны, о высоком уровне островной каллиграфии и орнаментики, продолжающих предшествующую традицию.


4.

St John's College Cambridge MS C.9 f.2 rinitial.  An ornate initial B, bearing a beast's head, at the opening of Psalm 1, surrounded by a border of interlacing motifs. From f.2r of MS C.9. Irish Psalter, 10th-11th century. f. 2a has border, with red frame.  Eight disks of plain yellow, four squares of yellow  at the angles, and panels of serpentine and interlaced ornament. Source

С другой стороны, на лицо полное равнодушие островных мастеров к изображению человеческого тела. Формы распадаются на отдельные цветные сектора, персонажи расположены на современный взгляд причудливо, имеют они, скорее, геральдический характер.


5.

Распятие. Саутгемптонская Псалтирь, кон.X-нач.XI вв.. Кембридж, Колледж св. Иоанна, MS c. 9, f. 35v / MS C.9 f.35v. Crucifixion scene from f.35v of MS C.9. Irish Psalter, 10th-11th century. Border: yellow frame with panels of interlaced work, and squares and disks in red and vermilion. The Crucifixion. On the arms of the Cross are two figures with outspread hands who may be meant for the Virgin and John, or two angels. Above Christ's head are the head and ? arms of another figure, probably the Father. There are red dots in the palms of Christ's hands, and indications of two nails in His ankles: the upright of the Cross is not shown. On L. the man with the reed and sponge (Stephaton): the reed is represented as passing under the bridge of his nose. On R. Longinus with the spear. The drapery of Christ is purple, and is made into an interlaced pattern under the arms. The arms and legs are coloured red. Red dots surround the figures. / The figures above the arms of the cross are either the Virgin and St John or two angels, and that above Christ's head is probably God the Father. To the left of the cross Stephaton holds up a sponge on a reed, and to the right Longinus bears a spear. Source

В изображении человеческой фигуры в Саутгемптонской Псалтыри – схематичность и лапидарность, потому что главное здесь – скрытый символический смысл, а не форма.


6.

MS C.9 f.36r. Irish Psalter, 10th-11th century. St John's College Cambridge MS C.9 f.36 initial. Border: yellow frame with squares of red and panels of serpentine and interlaced work. Horned beasts occur. An ornate initial Q at the opening of Psalm 51, surrounded by a border of interlacing motifs. Source

В общей сложности только 15 ирландских Псалтырей или их фрагментов сохранились до наших дней со времен раннего средневековья. Как правило, они предназначались либо для образовательных целей, либо для "демонстрационных". Саутгемптонская Псалтирь уникальна в том плане,что сочетает эти две функции: она содержит и красивые иллюстрации, и научные "глоссы" – толкования и пояснения на латыни и староирландском.


7.

Давид и Голиаф / David and Goliath. St John's College Cambridge MS C.9, f.68v. Irish Psalter, 10th-11th century. David is on the left holding a staff with a beast's head. Goliath is upside down on the right. Border: yellow frame, squares and disks of yellow, interlaced work in panels. On L. David holding staff with beast's head and spiked end. On R. Goliath, upside down, holding hand to face. A round shield half way down (or up) his body. The draperies of both are mainly purple in bands separated by white lines, and with disks of red and yellow. Red dots about them. Source

Встречаются иногда и довольно загадочные дополнения к основному тексту. Например, есть запись в начале страницы с псалмом 51, где написано на старо ирландском: "Сегодня Майский день, среда", а перед этим, учитывая "зловещий" языческий характер праздника: «Помилуй нас Господи помилуй ".

Сами глоссы шли в русле ирландской своего времени традиции комментированния Писания. Как правило, ирландские ученые интерпретировали псалмы или как библейской истории, или как сочетание истории и морального назидания. Однако, главный скриптор глоссов, найденных в Саутгемптонской Псалтири, судя по всему, предпочитает аллегорическое толкование текста. Иногда в этом деле он заходит так далеко, что второй автор глоссов вынужден для блага читателей добавить свои объяснения исторического плана.


8.

St John's College Cambridge MS C.9, f.69r. Irish Psalter, 10th-11th century. Border: yellow and red frame of bands which project at the angles and middle of sides: fine panels of interlaced and serpentine ornament. An ornate initial D, bearing a beast's head, from the opening of Psalm 101, surrounded by a border of interlacing motifs. From f.69r of MS C.9. Source

После того как Псалтырь покинула Ирландию, она проходила через различные руки пока не оказалась в своем сегодняшнем месте пребывания. В 1389 году рукопись была записана в каталог книг в Монастыре Святого Мартина в Дувре, но как она достигла Англии из Ирландии остается неясным.

Вот такая прекрасная Саутгемптонская Псалтирь – образец англо-ирландского книжного искусства рубежа X-XI вв. Кстати, раньше ее относили к IX веку.




Источники и подробности:

St John's College Cambridge: The story of the Southampton Psalter
St John's College Cambridge: New edition of oldest manuscript
Further information about the Southampton Psalter can be found on the St John’s College website
New edition of the Southampton Psalter in the Brepols “Corpus Christianorum” series
http://en.wikipedia.org/wiki/Southampton_Psalter


См.также гиберно-саксонское:

Евангелие из Келлса
Шотландская живопись 10 века: Дирская книга



Tags: 10 век, 11 век, Англия, графика, графический дизайн, средневековая миниатюра, средние века
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments