Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Опера-буфф "Орфей в аду " и трех-четырехлетний мальчик с оркестром

Перед Новым 2015 годом актуально: и Орфей, и ад, и пародия, и сибирский очень юный барабанщик, и чудеса.



Леонид Шиловский из Новосибирска в возрасте трех лет, а на самом деле четырех [*], исполняет знаменитый канкан или «инфернальный галоп» из оперы-буфф Жака Оффенбаха «Орфей в аду» вместе с Концертным духовым оркестром Новосибирской филармонии на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца, Новосибирск, 19 февраля 2014 года.

В видеозаписи звучит отрывок из оперы-буфф в 2-х действиях, 4-х картинах «Орфей в аду» /«Orphée aux enfers». Композитор Жак Оффенбах (1819-1880) /Jacques Offenbach. Либретто Эктор Кремьё и Людовик Галеви. Первое исполнение состоялось 21 октября 1858 года в Париже. В конце поста будет «Орфей в аду» в версии французской Лионской оперы.


Царь богов Юпитер и Эвридика. «Orphée aux enfers». Юпитер – Вотье, Эвридика – Жанна Гранье. Théâtre de la Gaîté, Париж. Сцена из спектакля 1887 года. Фотография компании «Ателье Надара». via

Сюжет оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду» таков. В пародии на античный миф об Орфее и его жене Эвридике супруги вовсе не любят друг друга. Орфею приглянулась пастушка Хлоя, а у Эвридики – страстный роман с пастухом Аристом, который на самом деле – бог подземного царства Плутон. Кроме того, Эвридика терпеть не может музыку Орфея.


Но главные герои безумно боятся персонифицированного Общественного Мнения. Втайне от него Арист-Плутон уговаривает Орфея подстроить несчастный случай, в результате которого Эвридика погибает. Орфей обретает свободу, а Плутон – возлюбленную. Однако Общественное Мнение требует от Орфея спуститься в ад, чтобы вернуть Эвридику в мир живых.


3.

Варвара Васильевна Стрельская — Общественное мнение. Оперетта «Орфей в аду». Александринский театр, 1859 ?. via

Олимпийские боги безумно скучают у себя на Олимпе, а потому охотно соглашаются помочь Орфею найти жену, чтобы не ударить лицом в грязь перед земным Общественным Мнением, а заодно и посмотреть, так ли весело в аду у Плутона, как он им рассказывает. Громовержец-Юпитер обернулся мухой и первым обнаружил Эвридику, влетев в ее темницу. Столь странный облик верховного бога не помешал вспыхнуть страсти. Влюбленные решают бежать из владений Плутона.


4.

Актер Дезире в роли Юпитера, по сюжету в целях конспирации переодетый в костюм мушки. 1858 / Désiré dans le rôle de Jupiter, en costume de mouche. 1858. via

Но вскоре Юпитер теряет свою привлекательность для Эвридики: на веселом адском пиру он может танцевать только степенный менуэт. А все отплясывают веселый канкан, столь знаменитый и по сей день. Появляется Орфей. Его унылая скрипка ненавистна Эвридике...


5.

Эвридика. Лиз Тотен. 1858 / Lise Tautin en costume d'Eurydice. 1858. via

Плутон, чтобы успокоить Общественное Мнение, соглашается выдать мужу жену, но с условием не оглядываться до прибытия в земной мир. Внезапно за спиной Орфея сверкает молния. От неожиданности он оглядывается. Эвридика с удовольствием остается в веселом аду, а Орфей возвращается к земным радостям.


6.

Театральная афиша 1874 года к оперетте "Орфей в аду" / 1874 playbill from a French production of Orpheus in the Underworld. Author Jules Cheret (1836-1932). via

«Орфей в аду» – первая удача французского композитора Жака Оффенбаха в жанре, который он назвал опера-буфф /opéra-bouffe. Это ярчайший пример пародийных спектаклей, в дальнейшем получивших даже наименование «оффенбахиад». Композитор пародирует черты серьезной оперы, популярные античные сюжеты, как бы выворачивая их наизнанку. Музыка оперетты – остроумный сплав из «серьезных» интонаций, напоминающих Моцарта и Глюка, с канканом и буффонадой.

На премьере «Орфей в аду» не имел успеха, так как публика не поняла пародии.

Лишь после того, как в одной из серьезных парижских газет появилась статья видного театрального критика Жюля Жанена, в которой он назвал оперетту памфлетом на современность и резко обрушился на нее, «Орфей в аду» стал пользоваться огромным успехом. Именно он принес Оффенбаху славу, которую упрочили последующие его произведения.

С изложением содержания произведения по оригинальному тексту можно ознакомиться здесь: книга Л.Михеева, А.Орелович. В МИРЕ ОПЕРЕТТЫ.


Про Лёню Шиловского.

Родители его обычные люди, отец – отделочник, мама – домохозяйка. Простые, да не совсем – очень религиозные; насколько можно понять, адепты одной из евангелистских церквей. Мама Надя поет в хоре в евангелистской церкви, папа Денис играет там на соло-гитаре во время служб. С двух лет родители брали ребенка на богослужения, где он познакомился с музыкальными инструментами и ударной установкой. Так началась его стихийная учеба музыке. Еще играл на кастрюлях.

Папа мальчика говорит о богоизбранности сына. Вот почему:

1. 4 года семья хотела ребенка. Будущая мама Лёни долго молилась о его послании. Однажды во время духовной учебы скорое рождение ребенка семье предсказал почти незнакомый проповедник. Он указал пальцем на Дениса и сказал: «Через год станешь отцом». Так и случилось.

2. Прославился мальчик после выхода в финал телешоу «Минута славы». На некоем религиозном сборе отец Денис прочитал вдохновившие его слова из Библии, вышел после этого из палатки и тут ему духовная сестра говорит, что надо отправиться на «Минуту славы» – Денис понял, что это знак, и последовал совету. Знак оказался верным.

3. Барабанить ребенка никто не учил – научился сам.

И другие причины.

К четырем годам маленький ударник уже успел порадовать своей игрой не только телезрителей Первого канала, но и участников нескольких банкетов и корпоративных мероприятий, его часто приглашают на праздники и даже в такие места, как колония для несовершеннолетних.

Родители абсолютно уверены, что ребенок вундеркинд и его ждет великое будущее.

Говорят, что сейчас в мире академической музыки есть негласное правило — кто не начал рано, тот безнадежно опоздал. На международных конкурсах побеждают китайские вундеркинды — в пять лет они уже виртуозно владеют инструментом. Таким образом, юный барабанщик Леня «вовремя выстрелил». Это слова заведующей концертной практикой Новосибирского музыкального колледжа.

Богоизбранный или просто талантливый, но четырехлетний мальчик, играющий с настоящим оркестром на сцене филармонии – зрелище достойное восхищения.

Примечание:
[*] 3 года – так в анонсе концерта и во всех описаниях к видео, где Леня исполняет канкан с новосибирским оркестром, но 4 года на момент этого выступления мальчику уже два месяца как исполнилось. Понятно почему так объявляется: 3 года с PR позиций звучит гораздо лучше; чем меньше возраст, тем больше умиления; да и "После трех уже поздно"; но это всё не важно – ребенок на сцене филармонии блистателен. Видеозапись попалось мне на глаза на испанской Facebook-странице – т.е. разошлось по миру. Потом уж выяснилось, что мальчик наш будет.


7.
В заключение – вариант канкана Жака Оффенбаха в исполнении Лионской оперы – оперы Нувель /Opéra de Lyon, opéra Nouvel.


Канкан из оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Постановка Лионского национального театра оперы, 1997 год.


8.
И для желающих насладиться полным вариантом в высоком качестве: опера-буфф "Orphee aux Enfers" на французском языке с русскими субтитрами, Opera National de Lyon.


Жак Оффенбах "Орфей в аду". 1997 г. Лионская опера. Русские субтитры.

Eurydice - Natalie Dessay
Orphée - Yann Beuron
Aristée / Pluton - Jean-Paul Fouchécourt
Jupiter - Laurent Naouri
L'Opinion Publique - Martine Olmeda
John Styx - Steven Cole
Cupidon - Cassandre Berthon
Mercure - Etienne Lescroart
Diane - Virginie Pochon
Junon - Lydie Pruvot
Vénus - Maryline Fallot
Minerve - Alketa Cela
La violoniste - Sherman Pleismer

Orchestre de l'Opéra National de Lyon
Orchestre de Chambre de Grenoble
Direction musicale - Marc Minkowski




Источники и доп.материалы:

источники в тексте +
Информация про мальчика взята здесь: Советская Сибирь № 33 (27147) от 22.02.14 и Новосибирский ТВ-сюжет о Лёне Шиловском.
Описание оперетты: «Орфей в аду» //Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
Про оперетту "Орфей в аду" - здесь же можно посмотреть российский вариант "Орфея в аду": Ростовский музыкальный театр, 2010 г. и канкан Киевского театра оперетты.



Tags: 19 век, 21 век, видео, вундеркинд, дети, музыка, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments