Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Предтеча экспрессионизма и сюрреализма Джеймс Энсор

Актуальное для текущего исторического момента изобразительное искусство.

Джеймс Энсор /James Ensor (1860-1949) – бельгийский живописец и гравер, один из самых оригинальных художников своего времени. Он был одним из тех, кто способствовал возникновению экспрессионизма. Сюрреалисты также считали его своим предтечей, но произведения Энсора не принадлежат к какой-либо школе или группе.


Джеймс Энсор. Банкет голодающих, 1915 / The Banquet of the Starved. 1915. James Ensor, Belgian. Oil on canvas. 67.187.68 © 2011 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source: metmuseum.org

В последние десятилетия жизни Джеймс Энсор стал всемирной знаменитостью, официально почитаемой в родной Бельгии, но в 1880-90-е годы, молодой Энсор являл собой скандальную и дерзкую фигуру. Он прославился работами с фантастическими зловещими сценами, населенными фигурами в масках и скелетами.


2.

Джеймс Энсор. Интрига. 1890 / The Intrigue, 1890, James Ensor, oil on canvas. Royal Museum of Fine Arts Antwerp. Image © Lukas-Art in Flanders, vzw. Photo Hugo Maertens. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Это был период великих социальных и политических волнений в Бельгии, а также невероятного культурного брожения. Для своего безумного творчества Энсор использовал художественные источники как высокие, так и низкие, старые и новые, знакомые и экзотические. Он работал в живописи, графике и печатной графике.


3.

Джеймс Энсор. Борьба скелетов за копченую сельдь. 1891 / James Ensor. Skeletons Fighting Over a Smoked Herring, 1891

Творчество Энсора превратилось в нечто фантастическое, причудливое, гротескное и сатирическое. Это было настолько ново, что даже его авангардным сверстникам было трудно принять такое.


4.

Джеймс Энсор. Человек печалей. 1891 / The Man of Sorrows, 1891, James Ensor, oil on panel. Royal Museum of Fine Arts Antwerp. Image © Lukas-Art in Flanders, vzw. Photo Hugo Maertens. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

По сей день искусство Энсора продолжает сбивать с толку своей психологической сложностью, внутренними противоречиями и просто эксцентричностью.


5.


Родился Джеймс Энсор в 1860 году в бельгийский курортном городе Остенде /фр. Ostende, на берегу Северного моря, где его родители держали сувенирную лавку, и, если не считать учебы в Брюсселе, он редко покидал родной город.


6.

Шестнадцатилетний Джеймс Энсор. Купальный вагон. 1876 / La caseta de baño. 1876

Отец Джеймса был англичанином, а мать фламандкой. Отец – инженер приехал в Остенде развеяться, познакомился здесь с хозяйкой устричной лавки, где продавались еще и всякие сувениры – восточные безделушки, карнавальные маски, и женился на ней, но вскоре уехал по делам в Америку, потерпел там фиаско, запил и умер по дороге в Европу. Так что Джеймс его почти не знал. Зато к матери был очень привязан, и помогал ей в лавке.


7.

Джеймс Энсор. Пьяницы. 1883 / James Ensor. The Drunkards. 1883. Source

Энсор рано проявил способности к рисованию. С 15 лет он оставил школу и брал уроки у двух художников в Остенде, затем в 1877-1880 годах учился в Академии художеств в Брюсселе. Поняв, что официальное образование ему не подходит, Энсор изучал старых мастеров.

Ранние работы Энсор – это преимущественно буржуазные интерьеры, написанные густо и энергично. Когда в 1883 несколько из них были отвергнуты брюссельским Салоном, Энсор присоединился к прогрессивной группе “Ле Вен” /“Двадцать”.


8.

Джеймс Энсор. Скелеты пытаются согреться. 1889 / Skeletons Warming Themselves

В 1880-х выбор сюжетов художника изменился, он начал вводить фантастические, зловещие элементы в свои картины, и именно они в первую очередь и ассоциируются теперь с его именем.


9.

Борьба скелетов за тело повешенного. 1891 / Esqueletos disputándose un ahorcado. 1891

Художник часто использовал карнавальные маски, гротескные фигуры, скелеты, странные и чудовищные образы, своим язвительным и мрачным юмором напоминающие Босха и Брейгеля.


10.

Скелет-художник. 1896 / The Skeleton Painter, about 1896, James Ensor, oil on panel. Royal Museum of Fine Arts Antwerp. Image © Lukas-Art in Flanders, vzw. Photo Hugo Maertens. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Интерес к карнавальным маскам, вероятно, возник в лавке родителей, в которой Джеймса с детства окружали маски, морские раковины, разнообразные сувениры. Однако, Энсор был также одним из первых художников Европы, который оценил африканские маски.


11.

Плохие доктора. 1895 / 'DIE SCHLECHTEN ÄRZTE', 1895 /'Los malos médicos' (1895), obra de James Ensor. Las obras del pintor belga combinan la ironía con la agresividad, resultan todavía más turbadoras por los elementos divertidos y fantásticos. Las escenas tienen parte de ingenuidad, comedia y crítica social (Kunstmuseum Basel - © 2014, Lukas-Art in Flanders vzw, Foto Hugo Maertens und d/arch / ProLitteris, Zürich). via

Энсор смотрел на человеческое общество как на маскарад.


12.

Джеймс Энсор. Удивление маски Wouse. 1889 / Astonishment of the Mask Wouse, 1889. 131 cm x 109 cm. Royal Museum of Fine Arts Antwerp

Слова Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица», в полной мере отражали мировоззрение Энсора.


13.

Странные маски. 1892 / Máscaras singulares. 1892

В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости.


14.

Опасные повара. 1896 / James Ensor. The Dangerous Cooks. 1896

Следовательно, балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица».


15.

Автопортрет с масками. 1899 / James Ensor. Self-Portrait with Masks. 1899. Oil on canvas, 120 x 80 cm. Menard Art Museum, Komaki, Japan. Public domain

«Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», — говорил художник.


16.

Искушение святого Антония, 1887 / The Temptation of Saint Anthony, 1887, James Ensor; colored pencils and scraping, with graphite, charcoal, pastel, and watercolor, selectively fixed, with cut and pasted elements on fifty-one sheets of paper, mounted on canvas. The Art Institute of Chicago, Regenstein Endowment and the Louise B. and Frank H. Woods Purchase Fund. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Его живопись, и еще больше графика, обладала дидактическим или сатирическим налетом, предполагающим социальную или религиозную критику.


17.

Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Музей Гетти, Малибу, 1888. 252,7 x 430,5 см / Christ's Entry into Brussels in 1889, 1888-early1890s, James Ensor, oil on canvas. The J. Paul Getty Museum. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Самая прославленная работа Энсора – гигантский "Въезд Христа в Брюссель". Размеры картины очень велики. Ее невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по частям. Подробно рассмотреть картину и прочитать комментарии можно на сайте Музея Гетти: getty.edu/art/exhibitions/scandalous_ensor.

В правой части картины изображены театральные подмостки с актерами. Лицедеи прервали пьесу для того, чтобы Христос увидел спектакль человеческой жизни, происходящий прямо на улице. Здесь можно найти все характеры, все социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ухмыляется субъект в котелке, епископ пыжится от самодовольства, судачат лавочники, восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развеваются лозунги: «Да здравствует социальная...» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Все маски на полотне индивидуальны, но вместе они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный персонаж без маски – Христос, но Его облик словно размыт столпотворением.


18.

Въезд Христа в Иерусалим, 1885. Рисунок / Christ's Entry into Jerusalem, 1885, James Ensor, graphite and conté crayon on off-white wove paper. The J. Paul Getty Museum. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels

Художник считал полотно "Въезд Христа в Брюссель" своей лучшей работой и до конца жизни не расставался с ней.


19.

Вступление Христа в Брюссель. 1898, гравюра / Christ's Entry into Brussels, 1898, James Ensor, etching and drypoint on paper. The Getty Research Institute, gift of Dr. Richard Simms. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Но новаторская религиозная картина вызвала такой взрыв негодования среди его товарищей, что Энсор был исключен из группы.


20.

Гротескные певцы. 1891 / James Ensor. The Grotesque Singers. 1891


21.

Месть прыгающей лягушки. 1898, раскрашенная вручную гравюра / Hop Frog's Revenge, 1898, James Ensor, hand-colored etching on paper. The Getty Research Institute, gift of Dr. Richard A. Simms. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

После этого Энсор сделался отшельником.


22.

Король-вредитель (паразит). 1895 / James Ensor, King pest, 1895. The Getty Research Institute, Los Angeles. © 2012 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. via

Художник замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей.


23.

Доктринальное питание. 1889/1895 / Doctrinal Nourishment, 1889/1895, James Ensor; etching printed with tone and hand-colored with white gouache and with red, yellow, and blue chalk and watercolor on paper. Los Angeles County Museum of Art, purchased with funds generously provided by the Joan Palevsky Bequest. Image licensed by Art Resource, NY. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Его взгляд на жизнь стал мизантропическим.


24.

Смерть преследует людскую толпу. 1896 / James Ensor. La muerte persigue al rebaño humano (1896) via


25.

Купальщики в Остенде. 1890 / Los bañistas de Ostende. 1890


26.

Раскручивание/Развитие(?) белых и красных клоунов. 1890 / White and Red Clowns Evolving. James Ensor. 1890. Musées Royaux des Beaux-Arts de Belgique. Brussels. Height: 24.1 cm, Width: 29.7 cm. Drawing - pencil, ink and gouache on paper. via

После 1900 работы Энсора несколько изменились.


27.

Лень. 1902 / James Ensor. Sloth

Художника вполне стало удовлетворять простое повторение любимых тем.


28.

Гнев. 1904 / James Ensor. Anger


29.

Наполеон, играющий в бильярд. 1903 / James Ensor. Napoleon Playing Billiards. 1903


30.

Песня вина или Томимые жаждой маски. 1935 / James Ensor. The Song of the Wine, also known as Thirsty Masks. 1935. Copyrighted

Он воспроизводил уже найденные решения и не искал новых путей.


31.

Джеймс Энсор. Автопортрет с масками. 1936 / James Ensor (1860-1949). Self Portrait with Masks. 1936. Oil on panel. Private Collection

Слава пришла к нему поздно, в 1929 г. За двадцать лет до смерти мастера в Брюсселе прошла его первая большая ретроспективная выставка, на которой “Въезд Христа в Брюссель” был публично выставлен.


32.

Триумф Венеры / James Ensor. The Triumph of Venus, 1940

После той выставки предвозвестник экспрессионизма получил титул барона.

В его родном Остенде имеется Музей Джеймса Энсора.




Источники и дополнительные материалы:

Oxford. Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса/Пер. с англ.: М.: Радуга, 2004
Джеймс Энсор // Энциклопедия для детей. [Т. 7.] Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков. М.: АВАНТА+, 2008
и другие
http://www.getty.edu/art/exhibitions/scandalous_ensor/
getty.edu - James Ensor
jamesensor.vlaamsekunstcollectie.be - James Ensor and the Old Masters
independent.co.uk - Great Works: Christ's Entry into Brussels in 1889 1888 (252.7cm x 430.5cm), James Ensor
http://pixelteca.com/poramoralarte/ensor/ensor_obra.html
http://www.20minutos.es/fotos/artes/el-grotesco-james-ensor-10306/
http://www.metmuseum.org/connections/masks#/Feature/
http://en.wikipedia.org/wiki/Christ's_Entry_Into_Brussels_in_1889
http://rockkent.narod.ru/Ensor/ensor.htm


Больше работ Энсора:

http://www.the-athenaeum.org/art/list.php?m=a&s=tu&aid=1888 - 142 works
http://www.wikiart.org/en/james-ensor
jamesensor.vlaamsekunstcollectie.be - James Ensor and the Old Masters
http://www.taringa.net/posts/imagenes/17914232/James-Ensor-el-arte-escandaloso.html - без дат и названий
http://ziggyibruni.livejournal.com/52207.html ДЖЕЙМС ЭНСОР (James Ensor)



Tags: 19 век, 20 век, Бельгия, авангард, гравюра, графика, живопись, живопись XX века, сюрреализм, художник, экспрессионизм
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments