Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Буддоподобная отшельница и обычные дамы из средневековой страны Маджапахит

Бронзовая фигурка сидящей яванской женщины-аскета 15-16 веков из Метрополитен-музея. Так определяет ее сайт музея. Я бы, посмотрев неискушенным взглядом, подумала, что это сам Будда.


Seated Female Ascetic. Period: Eastern Javanese period, Majapahit kingdom. Date: 15th-16th century. Culture: Indonesia (Java). Medium: Bronze. Dimensions: H. 16.8 cm. Classification: Sculpture. The Metropolitan Museum of Art. Source

Происходит фигурка из Королевства-империи Маджапахит /Majapahit – доколониального и доисламского островного государства на Яве и окружающих территориях, существовавшем с 1293 до 20-х годов 16 века. Столицей империи был город Маджапахит.

В духовной жизни в Маджапахит соединялись буддизм, индуизм и местные верования. Там процветал учрежденный ранее культ Шивы-Будды. С ближневосточными купцами на Яву постепенно проникал ислам, а с ним и настал конец некогда могущественной империи.

Шива-Будда – что это за удивительный божественный персонаж?


Индонезийский бог Шива-Будда сочетал в себе аспекты Шивы – Махагуру, Вхайравы и Будды махаянического пантеона – Акшобхья и т. п.. Шива-Будда занял одно из центральных мест в идеологии индонезийских государств Сингосари и Маджапахита, существовавших на Яве в 13-15 в.в. и был связан с культом царя-бога и предков династии. У яванцев в предысламское время, в 15-16 в.в. Шива-Будда отождествлялся с Батара Гуру. [Г.Г. Бандиленко, Москва. Энциклопедия «Мифы народов мира». т.2]


2.

Сурья Маджапахит, герб империи, восьмилучевое солнце с фигурами восьми локапал – хранителей сторон света / Collection of National Museum of Indonesia, Jakarta. 'Surya Majapahit' or 'The Sun of Majapahit' is the emblem common found in temples and ruins dated from Majapahit era. Some scholars suggested that this sun disc was the royal emblem of Majapahit, probably functioned as the coat of arms of Majapahit empire. The sun disk is stylized with carved ray of light; surrounded by eight Lokapala gods, the eight Hindu gods that guarded eight cardinal points of the universe. There's other version of Majapahit's Sun, such as sun disc with sun god Surya riding a celestial horse or chariot, to just a simple sun disc with stylized ray of light. via

Основал Маджапахит в 1293 году принц Виджая. Вот как это случилось по версии энциклопедии Кругосвет, цитирую:

"Государство Сингасари на Восточной Яве, распавшееся накануне монгольского вторжения в 1293, завершило процесс религиозной унификации. Кертанагара (годы правления 1268–1292), одна из самых противоречивых фигур индонезийской истории, ввел культ Шивы-Будды – смесь местной магии и тантризма, развивавшего демонические аспекты «калачакры» («Колеса времени»). Для отправления этого культа его последователи устраивали тайные бдения. Целью непристойных ритуалов было стремление придать царю необходимые магические способности для борьбы с угрожающими царству демоническими силами: внутренним расколом и внешней угрозой.

Кертанагара пытался создать под своим руководством конфедерацию индонезийских островов для организации отпора монгольскому нашествию, угроза которого оказалась реальной для Юго-Восточной Азии после начатых Хубилай-ханом в 1264 захватнических походов. Брошенный Кертанагарой вызов не остался без ответа, и в 1293 против него была направлена монгольская армада. Но еще до ее вторжения на Яву восстал один из вассалов Кертанагары, который захватил столицу, а самого царя убил, когда тот вместе с группой приближенных выполнял тайные тантрические ритуалы.

Конфедерация, или «священный союз», как его назвали, распалась. Но монгольская армия, разбившая после своей высадки на острове силы узурпатора, попала в расставленную прямым наследником Кертанагары, принцем Виджая, западню и смогла избежать разгрома, только отказавшись от намеченной цели и вернувшись на родину. После этого Виджая короновался под именем царя Кертараджаса."


3.

Империя Маджапахит в середине 14 века. Кликабельно, как и всё остальное. via

Виджая, ставший царем Кертараджасом начал деятельность с восстановления территории предшествующего яванского государства Сингасари. Он расширил и укрепил международные политические и экономические связи, установленные его предшественниками.

В состав империи Маджапахит вошли Ява, остров Бали, были присоединены многие самые развитые области Суматры, Мадуры, Сумбавы, Калимантана, Сулавеси, ряд районов на Молукках и на Малаккском полуострове.


4.

Частой находкой археологов являются глиняные свиньи-копилки (селенган) периода империи Маджапахит с монетами-пасис. Объемы регулярно находимых монет измеряются десятками килограммов – последний раз нашли 40 килограмм в Сидоарджо в 2008 г. via, пояснительный текст antinormanist.

Время расцвета яванской культуры приходится на 14 век.

В 1323 году побывавший на Яве по пути в Китай францисканский монах Одорико де Порденоне описывает Маджапахит как богатую и процветающую державу, царь которой неоднократно побеждал "великого хана монголов".


5.

Около 14 века. Бронзовый кабан. В это время были популярны керамические свиньи-копилки. Данный бронзовый боров повторяет форму своего собрата-копилки / Standing boar, Eastern Javanese period, ca. 14th century. Indonesia (Java). Bronze; L. 17.5 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source + подробнее про любовь яванцев к свиньям и копилкам

С середины 15 века начался упадок королевства Маджапахит. В 15 веке Маджапахит утратил большую часть своих владений и тем самым контроль над торговыми путями к островам пряностей Молуккам. Окончательный распад Маджапахита случился около 1520 года, настало время мусульманских султанатов.


6.

14-15 века, Ява, Маджапахит. Деталь терракотовой колонны с задумчивой женщиной, с волосами уложенными в типичной для того периода манере и в традиционной одежде. Такие фигуры часто иллюстрировали популярные легенды, и возможно, эта женщина часть крупной повествовательной серии / Column surround with pensive woman, Eastern Javanese period, 14th-15th century. Indonesia (Java), Majapahit kingdom. Terracotta; H. 27.3 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source + подробнее об объекте

Между 1512 и 1515 годами Яву посетил португальский священник Томе ду Пиреша. Согласно ему, "сеньоры" из "купцов-мавров" овладели властью и торговлей на побережье и "возвысились среди яванских аристократов более, чем господа, живущие в глубине острова". "Король Явы" не имеет реальной власти и страной правит его тесть, "вице-король, именуемый патих". И уже почти столетие "язычники" из внутренних районов Явы воюют с "маврами" с побережья.


7.

Около 15 века. Предположительно игрушка. Pull toy of a cart and driver, Eastern Javanese period, ca. 15th century. Indonesia (Java), Majapahit kingdom. Bronze; W. 27.2 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source + подробнее об объекте и колесных фигурках

Самое позднее письменное упоминание Маджапахита – в 1522 году, в записках спутника Магеллана Антонио Пигафетты, в перечислении десятка других царств на Яве, с примечанием, что "когда [его] властитель был еще жив, он был самым могущественным на всех этих островах, его имя было раджа Патиун".


8.

Seated Female Ascetic. Period: Eastern Javanese period, Majapahit kingdom. Date: 15th-16th century. Culture: Indonesia (Java). Medium: Bronze. Dimensions: H. 16.8 cm. Classification: Sculpture. The Metropolitan Museum of Art. Source

Об аскетичной женщине.

Небольшие бронзовые статуэтки женщин и детей изготавливались в определенном количестве в период Маджапахита. Назначение этих предметов неясно. Возможно, они использовались как куклы или в качестве образа, замещающего людей в различных магических ритуалах или церемониях.

Худоба, тонкие руки и бритая голова героини дают основание предположить, что эта фигурка может изображать женщину-аскета, отшельницу. Она сидит со сложенными ногами, на ней саронг, плечевые браслеты в виде змей, ожерелье с подвеской, браслеты на руках и ногах. Женщина медитативно спокойна, веки ее тяжелы, глаза опущены, брови выделены. В таком духе описана фигурка на сайте Метрополитен-музея.

А вообще женщины были в той стране другими. Такими:


9.

Терракотовая головка женщины из Маджапахита. 6 см / Majapahit terracotta head of a woman. Although simply modeled, this head is very expressive and, although it is small (6 cm) the details can clearly be seen. She wears a head band and her hair, piled on the left is also tied bt the scarf. There is a leaf over her right ear. Her ear rings are large and tubular. The clay is dark fired. Collection of Balique Arts of Indonesia. Ht 6 x 6 x 4.2. via


10.

Терракотовая статуэтка с капелькой глазури на груди / High fired figurine with a glaze drip on her breast. Majapahit terracotta Figurine from th collection of Balique Arts of Indonesia. This headless figure has been high fires as evidenced by the drip of glaze on the right breast suggesting temperatures must have reached 1100 degrees during firing. via


11-12.

Терракотовая голова женщины 10,5х5х6 см / Head of a woman. Her hair is piled onto the left side of her head. Her lips show traces of a red pigment suggesting that lipstick was used in Majapahit times. Her ear rings are very large. From the collection of Balique Arts of Indonesia. Ht 10.5 x &.5 x 6cm. via


Источники:

Seated female ascetic, Eastern Javanese period, 15th–16th century. Indonesia (Java), Majapahit kingdom
http://en.wikipedia.org/wiki/Majapahit_Terracotta
Маджапахит в Большой Советской Энциклопедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маджапахит
Индонезия: закат Сингасари и возвышение Маджапахита. Энциклопедия Кругосвет
у antinormanist Маджапахит – первые монархи, Маджапахит – агония + см. др. статьи автора по теме
ИНДОНЕЗИЯ / Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.


Tags: 15 век, 16 век, Азия, Юго-Восточная Азия, бронза, терракота
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments