Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Как менялся Нерон. Видео, монеты и свидетельства

Всего за 29 секунд можно видеодокументально проследить как изменился Нерон за 11 лет: с четырнадцатилетнего возраста до 25 лет. Умер он в 30, заслужив столь громкую славу, что превзойти ее не так уж много кому удалось за почти 2000 последующих лет.


Карикатура на Нерона на стене дворца Тиберия в Риме, I век / Unknown artist, Graffiti portrait of Nero, c. 1st century. Shown as a graffito copy, from P. Castren and H. Lilius, Graffiti del Palatino II, Domus Tiberiana (Helsinki, 1970), 121, no. 3. via

Даты жизни Нерона Клавдия Цезаря Августа Германика /NERO CLAVDIVS CAESAR AVGVSTVS GERMANICVS: 15 декабря 37 г. н.э. - 09 июня 68 г. н.э. Власть над империей он получил в нежном возрасте – в 16 лет, за 2 месяца до семнадцатилентия.

Как дурно влияет на характер груз правления, свалившийся на артистическую личность, мы знаем и по 1 веку н.э. и по 20 веку. Но и на здоровье неограниченая власть оказывает пагубное воздействие, особенно при избытке любых возможностей у единоличного руководителя государства, навязавшего свою волю всем, до кого могли дотянуться легионы.

Британские ученые из Британского музея соединили изображения Нерона, отчеканенные на монетах разных лет, благо профильные монетные портреты предоставляют такую возможность. Получился своего рода научный мультфильм, где ясно видно как меняется с возрастом внешность артиста на троне и как он набирает вес.



Проекция власти: Нерон на монетах / Projecting power: coins of the emperor Nero showing him ageing. Source: British Museum ©.

Монеты – вещь долговечная, благодаря им из глубин веков порой доходят такие свидетельства и факты, которые больше нигде не зафиксированы.

Для проникновения духом нероновского времени приведу несколько коротких отрывков из трудов античных историков:

1. Из знаменитейшего сочинения «Жизнь двенадцати цезарей» историка Гая Светония Транквилла, написанного около 120 г. н.э.. О Нероне Светоний рассказывает в Книге шестой. Светоний (ок. 70 г. - после 122 г.) бесстрастно и обстоятельно излагает исторические события и биографические сведения, фактический материал передается точно, ясно и лаконично.  "Жизнь двенадцати цезарей" имели успех и в средние века, и сохраняют популярность в наши дни.

2. Из «Анналов» и «Истории» одного из самых известных писателей античности историка Публия Корнелия Тацита (сер. 50-х - ок. 120 г.). «Анналы» написанны после 110/113 г.г. и повествуют о временах от кончины Октавиана Августа в 14 г. н.э. до года смерти Нерона. О правлении последующих императоров рассказывает его «История». Тацит в своих трудах стремился постичь законы истории.

3. Из сочинения «О цезарях. Извлечения о жизни и нравах римских императоров» Секста Аврелия Виктора – римского историка и политического деятеля 4 века. О Нероне – в Главе V. Домиций Нерон.

В [квадратных скобках курсивом] – примечания.

В качестве иллюстраций – монеты с Нероном, последним принцепсом из династии Юлиев-Клавдиев. Те монеты, что на черном фоне – золотые ауреусы, использованные в видео Британского музея.


2.

Монета с изображением Клавдия, и его наследника Нерона, около 50 г. Мальчику 12-13 лет

"Нерон родился в Анции, через девять месяцев после смерти Тиберия, в восемнадцатый день до январских календ [15 декабря 37 года], на рассвете, так что лучи восходящего солнца коснулись его едва ль не раньше, чем земли. Тотчас по его гороскопу многими было сделано много страшных догадок; пророческими были и слова отца его Домиция, который в ответ на поздравления друзей воскликнул, что от него и Агриппины ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества." {Светоний. Нерон. 6}

"Еще в детстве, не достигнув даже отроческого возраста, выступал он в цирке на Троянских играх [*], много раз и с большим успехом. На одиннадцатом году [здесь ошибка: в 50 г. Нерону шел тринадцатый год] он был усыновлен Клавдием и отдан на воспитание Аннею Сенеке, тогда уже сенатору. Говорят, что на следующую ночь Сенека видел во сне, будто воспитывает Гая Цезаря [Калигулу]; и скоро Нерон, при первых же поступках обнаружив свой жестокий нрав, показал, что сон был вещим." {Светоний. Нерон. 7}

[* Троянские игры – род турнира, упражнения в верховой езде, представляемые знатными юношами; по преданию, установлены троянскими спутниками Энея в память Анхиса (Энеида. V. 545-603).]


3.

Ауреус – золотая монета. Нерон, 51-54 г.г. н.э., возраст 14-17 лет. British Museum ©

Власть над империей Нерон получил в 54 году благодаря козням своей матери Агриппины Младшей.

"Ему шел семнадцатый год, когда было объявлено о кончине Клавдия. Он вошел к страже между шестью и семью часами дня [т.е. в первом часу пополудни] – весь этот день считался несчастливым, и только этот час был признан подходящим для начала дела. На ступенях дворца его приветствовали императором, потом на носилках отнесли в лагерь, оттуда, после краткого его обращения к солдатам, – в сенат; а из сената он вышел уже вечером, осыпанный бесчисленными почестями, из которых только звание отца отечества он отклонил по молодости лет." {Светоний. Нерон. 8}


4.

Золотой ауреус с изображением Нерона и его матери Агриппины, 54 год, Нерону 16-17 лет

"...он объявил, что править будет по начертаниям Августа, и не пропускал ни единого случая показать свою щедрость, милость и мягкость. Обременительные подати он или отменил или умерил. <...> Народу он роздал по четыреста сестерциев на человека, сенаторам из знатнейших, но обедневших родов назначил ежегодное пособие, иным до пятисот тысяч, преторианские когорты на месяц освободил от платы за хлеб. (2) Когда ему предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: "О если бы я не умел писать!" Граждан из всех сословий он приветствовал сразу и без напоминания [т.е. без услуг номенклатора, подсказывавшего имена]. Когда сенат воздавал ему благодарность, он сказал: "Я еще должен ее заслужить"... {Светоний. Нерон. 10}

"В течение [первых] пяти лет его правление было терпимо. (3) Поэтому некоторые [историки] утверждают, что Траян часто говаривал, что всем принцепсам далеко до этого пятилетия Нерона. (4) В Риме он построил амфитеатр и бани; Понт он обратил в провинцию с согласия [понтийского] царька Полемона [см.рис.5], почему Понт стал называться Полемоновым; также и Коттийские Альпы — после смерти царя Коттия." {Аврелий Виктор. Нерон}

У Нерона было достаточно дел, которые "...не заслуживают нарекания, а порой достойны и немалой похвалы" {Светоний. Нерон. 19}. Однако, "его пороков и преступлений, о которых буду говорить дальше" {Светоний. Нерон. 19}, гораздо больше.


5.

Драхма, 56-57 г.г. Царь Босфора Полемон II и Нерон, увенчанный лавровым венком, ему 18-19 лет / BOSPOROS, Kings of. Polemo II. 38-64 AD with Nero. AR Drachm (3.77 gm). Year 19 (56/57 AD). Diademed head of Polemo right. Laureate head of Nero right. Source

Историками описаны безконечные бесчинства Нерона, его умопомрачительные преступления, грабежи, убийства и приказы о самоубийствах.

"(5) Последующую же свою жизнь он провел так позорно, что всякому становится стыдно подумать об этом. Он дошел до того, что, не щадя ни своей, ни чужой стыдливости, под конец, облачившись в наряд невесты, объявив о своем приданом перед лицом всего сената, когда все, согласно обычаю, собрались на многолюдное празднество, вступил в брак с мужчиной. Одевшись в звериную шкуру, он терся лицом о половые органы людей того и другого пола. Он обесчестил даже свою мать, которую впоследствии убил." {Аврелий Виктор. Нерон}

Получив власть, молодой правитель неотвратимо портился. Стремительно ухудшались и его отношения с матерью. Если в начале правления он был любящим сыном, то дальше дело дошло до открытой вражды и ненависти. Однажды Агриппина напомнила Нерону, что власть он получил из ее рук с помощью преступления и что еще жив четырнадцатилетний Британик, законный наследник Клавдия. После этого Британик по приказу Нерона и в присутствии Агриппины был отравлен на пиру.

Тацит рассказывает:

"Нерон, поняв в конце концов, что мать ему в тягость, решает ее умертвить и начинает совещаться со своими приближенными, осуществить ли это посредством яда, или оружия, или как-либо иначе.

Сначала остановились на яде. Но если дать его за столом у Нерона, то внезапную смерть Агриппины невозможно будет приписать случайности, ибо при таких же обстоятельствах погиб и Британик; а подкупить слуг Агриппины, искушенной в злодеяниях и научившейся осторожности, ставлялось делом нелегким; к тому же, опасаясь яда, она постоянно принимала противоядия.


6.

Нерон и его мать Агриппина Младшая / Néron jeune et Agripinne II Source

Что же касается убийства с использованием оружия, то никому не удавалось придумать, как в этом случае можно было бы скрыть насильвенный характер ее смерти; кроме того, Нерон боялся, что избранный исполнитель такого дела может не выполнить приказания.

Наконец, вольноотпущенник Аникет, командующий флотом и воспитатель Нерона в годы его отрочества, ненавидевший Агриппину и ненавидимый ею, изложил придуманный им хитроумный замысел. Он заявил, что может устроить на корабле особое приспособление, чтобы, выйдя в море, он распался на части и потопил ни о чем не подозревающую Агриппину: ведь ничто в такой мере не чревато случайностями, как море; и если она погибнет при кораблекрушении, найдется ли кто, столь злокозненный, чтобы объяснить преступлением то, в чем повинны ветер и волны? А Нерон потом воздвигнет погибшей матери храм, алтари и вообще не пожалеет усилий, чтобы выказать себя любящим сыном.

Этот ловко придуманный план был одобрен. ..."
{Тацит. Анналы. XIV, 3-10 - см.продолжение детективной истории там}


7.

Ауреус. Нерон, 56-57 г.г. н.э., возраст 19-20 лет. British Museum ©

В марте 59 года, Нерон убил-таки свою мать Агриппину, сыну был тогда 21 год. Удалось умервщление не с первой попытки, так как с тонущего корабля Агриппине удалось спастись.

После матереубийства император вступил на путь самого разнузданного произвола, который закономерно привел его к гибели. Если в начале своего правления Нерон еще как-то считался с общественным мнением, то впоследствии он его полностью игнорировал.


8.

Ауреус. Нерон, 57-58 г.г. н.э., возраст 20-21 год. British Museum ©

Тацит восклицает о тех временах: "...рабское долготерпение и потоки пролитой внутри страны крови угнетают душу и сковывают ее скорбью." {Тацит. Анналы. XV, 16}

"То был гнев божеств, обрушенный ими на Римское государство, и пройти мимо него, один раз упомянув, как если бы дело шло о поражениях войск или о взятии городов, невозможно." {Тацит. Анналы. XV, 16}

Нерон почти совсем не заботился об управлении государством. "Жизнь его до краев была наполнена разгулом, развратом, расточительством и разнузданной жестокостью. Казалось, Нерон поставил перед собою цель полностью истощить великий Рим, который был колоссально богатым государством." {Федорова. Нерон. стр.153 - см. в списке источников}


9.

Ауреус. Нерон, 61-62 г.г. н.э., возраст 24-25 лет. British Museum ©. Значительная часть последующих монетных портретов повторяет этот образ принцепса.

"Денежные поборы опустошили Италию, разорили провинции, союзные народы и государства, именуемые свободными. Добыча была взята и с богов, ибо храмы в Риме были ограблены, и у них отобрали золото" {Тацит. Анналы. XV, 45}.

"(4) Давая поручения, он всякий раз прибавлял: "А что мне нужно, ты знаешь", – и "Будем действовать так, чтобы ни у кого ничего не осталось". Наконец, у многих храмов он отобрал приношения, а золотые и серебряные изваяния отдал в переплавку..." {Светоний. Hepон. 32}

Самодурство и "звероподобная натура" [выражение Е.В.Федоровой] Нерона совмещались с неудержимой тягой к искусствам.


10.

Нерон и его вторая жена Поппея Сабина – красивая, развратная и лицемерная. Поппею Нерон безумно любил, но через три года супружества в припадке гнева случайно убил ее, ударив ногой. Египетская тетрадрахма, 63-64 г.г., Нерону 25-26 лет / EGYPT, Alexandria. Nero, with Poppaea. AD 54-68. Tetradrachm (24mm, 12.49 g, 12h). Dated RY 10 (AD 63/4). Radiate head of Nero right Draped bust of Poppaea Sabina right; date in right field. Source.

Нерон любил искусство. С детства он занимался рисованием, чеканкой по металлу и сочинением стихов. Особенно увлекался он пением и игрой на кифаре, его неудержимо влекло в театр, на публику.

О поездке в Грецию Светоний повествует:

"Ничто не должно было отвлекать его от этих занятий [выступлений, участием в состязаниях]: когда вольноотпущенник Гелий [*] написал ему, что римские дела требуют его присутствия, он ответил так: "Ты советуешь и желаешь, чтобы я поскорей вернулся, а лучше было бы тебе убеждать и умолять меня вернуться достойным Нерона"." {Светоний. Hepон. 23}

[По Диону (63, 12 и 19), Гелию все же удалось ускорить возвращение императора, явившись к нему лично и напугав его слухами о заговоре.]

"(2) Когда он пел, никому не дозволялось выходить из театра, даже по необходимости. Поэтому, говорят, некоторые женщины рожали в театре, а многие, не в силах более его слушать и хвалить, перебирались через стены, так как ворота были закрыты, или притворялись мертвыми, чтобы их выносили на носилках. Как робел и трепетал он, выступая, как ревновал своих соперников, как страшился судей, трудно даже поверить. Соперников он обхаживал, заискивал перед ними, злословил о них потихоньку, порой осыпал их бранью при встрече, словно равных себе, а тех, кто был искуснее его, старался даже подкупать. (3) К судьям он перед выступленьями обращался с величайшим почтением"... {Светоний. Hepон. 23}


11.

Сестерций – латунная монета, дата 64 г., чеканка: Рим, портрет с монеты 61-62 г.г. В 64 год Нерону исполнилось 27 лет / Nero. AD 54-68. 37 mm, 28.77 gr, 6 h. Source

"При соревновании он тщательно соблюдал все порядки: не смел откашляться, пот со лба вытирал руками [пользоваться платком не дозволялось], а когда в какой-то трагедии выронил и быстро подхватил свой жезл, то в страхе трепетал, что за это его исключат из состязания, и успокоился тогда лишь, когда второй актер ему поклялся, что никто этого не заметил за рукоплесканьями и кликами народа. Победителем он объявлял себя сам, поэтому всякий раз он участвовал и в состязании глашатаев. А чтобы от прежних победителей нигде не осталось ни следа, ни памяти, все их статуи и изображения он приказывал опрокидывать, тащить крюками и сбрасывать в отхожие места." {Светоний. Hepон. 24}

"Это был император, для которого лавры актера были желаннее, чем власть. Об успехе у публики он заботился более, чем о сохранении своей власти." {Федорова. Нерон. стр.151}

Когда соединяются артистизм, чувствительность, подозрительность, жестокость и неограниченная власть ничего хорошего не получается. Император жил в вымешленном мире, его интересовали лишь театральные выступления. Услышав об опасности, о мнимом или вымышленном заговоре, он немедленно казнил недругов и бывших друзей по малейшему подозрению, и вновь погружался в свой театральный мир.


12.

Сестерций, 65 год, чеканка: Лугдунум / 36 mm, 26.67 gr, 6 h (zecca di Lugdunum)

Ни один влиятельный человек, ни один военачальник не чувствовали себя в безопасности. В конце концов у римлян закончилось терпение и против Нерона восстали войска. Он оказался первым императором лишенном власти при жизни.

О смерти Нерона 7 июня 68 г. читаем у Светония:

"Все со всех сторон умоляли его скорее уйти от грозящего позора. Он велел снять с него мерку и по ней вырыть у него на глазах могилу, собрать куски мрамора, какие найдутся, принести воды и дров, чтобы управиться с трупом. [Мрамор – для надгробия, вода – чтобы омыть труп, дрова – чтобы сжечь] При каждом приказании он всхлипывал и все время повторял: «Какой великий артист погибает!»

(2) Пока он медлил, Фаону скороход принес письмо; выхватив письмо, он прочитал, что сенат объявил его врагом и разыскивает, чтобы казнить по обычаю предков. Он спросил, что это за казнь; ему сказали, что преступника раздевают донага, голову зажимают колодкой, а по туловищу секут розгами до смерти. В ужасе он схватил два кинжала, взятые с собою, попробовал острие каждого, потом опять спрятал, оправдываясь, что роковой час еще не наступил.

(4) То он уговаривал Спора начинать крик и плач, то просил, чтобы кто-нибудь примером помог ему встретить смерть, то бранил себя за нерешительность такими словами: «Живу я гнусно, позорно – не к лицу Нерону, не к лицу – нужно быть разумным в такое время – ну же, мужайся!» Уже приближались всадники, которым было поручено захватить его живым. Заслышав их, он в трепете выговорил:
Коней, стремительно скачущих, топот мне слух поражает ["Илиада", X, 535],

и с помощью своего советника по прошениям, Эпафродита, вонзил себе в горло меч.


13.

Сестерций, 65 год. Чеканка – за 3 года до смерти / Nero. AD 54-68. По клику - сестерций того же дизайна, но с клеймоv Легион X «Гемина» / Æ Sestertius (34mm, 26.67 g, 6h). Lugdunum (Lyon) mint. Struck AD 65. Source

(4) Он еще дышал, когда ворвался центурион, и, зажав плащом его рану, сделал вид, будто хочет ему помочь. Он только и мог ответить: «Поздно!» – и: «Вот она, верность!» – и с этими словами испустил дух. Глаза его остановились и выкатились, на них ужасно было смотреть.

Своих спутников он прежде всего и больше всего умолял, чтобы голова его никому не досталась и чтобы тело его, во что бы то ни стало, было сожжено целиком. Дозволение на это дал Икел, вольноотпущенник Гальбы, в начале мятежа брошенный в тюрьму и только что освобожденный. 50. Погребение его обошлось в двести тысяч. Завернут он был в белые ткани, шитые золотом, которые надевал в новый год. Останки его собрали кормилицы Эклога и Александрия и наложница Акта, похоронив их в родовой усыпальнице Домициев, что на Садовом холме [названный так по садам Помпея и Лукулла – ныне Монте-Пинчо] со стороны Марсова поля. Урна его в усыпальнице была сделана из красного мрамора, алтарь над ней – из этрусского [*], ограда вокруг – из фасосского." {Светоний. Нерон. 49}

[* Из этрусского мрамора, lunensis – имеется в виду белый мрамор из Луны близ н. Каррары]


14.

Сестерций, 65 год. Двери Храма Януса закрыты, что символизирует мир. Nero. 54-68 AD. Sestertius (Orichalcum, 25.32 g 7), Lugdunum, 65. Source

"По началу смерть Нерона была встречена бурной радостью и ликованием, но вскоре весьма различные чувства охватили, с одной стороны, сенаторов, народ и расположенные в городе войска, а с другой – легионы и полководцев, ибо разглашенной оказалась тайна, окутывавшая приход принцепса к власти, и выяснилось, что им можно стать не только в Риме. [В день смерти Нерона императором был провозглашен Гальба из рода Сульпициев. Его провозгласили императором войска Тарраконской Испании, наместником которой он был с 61 г.]

Сенаторы, несмотря на это, неожиданно обретя свободу, радовались и забирали все больше воли, как бы пользуясь тем, что принцепс лишь недавно приобрел власть и находится вдали от Рима. Немногим меньше, чем сенаторы, радовались и самые именитые среди всадников; воспрянули духом честные люди из простонародья, связанные со знатными семьями, клиенты и вольноотпущенники осужденных и сосланных.

Подлая чернь, привыкшая к циркам и театрам, худшие из рабов, те, кто давно растратил свое состояние и кормился, участвуя в постыдных развлечениях Нерона, ходили мрачные и жадно ловили слухи." {Тацит. История. I. 4}


15.

Дупондий, 65 год, чеканка: Лугдунум / 14.60 gr, 7 h (zecca di Lugdunum).

"Скончался он на тридцать втором году жизни, в тот самый день, в который убил когда-то Октавию [свою первую добродетельную жену, любимицу народа]. Ликование в народе было таково, что чернь бегала по всему городу в фригийских колпаках [Колпак (pilleus) , надевавшийся на раба при отпущении на волю, был символом свободы]. Однако были и такие, которые еще долго украшали его гробницу весенними и летними цветами и выставляли на ростральных трибунах то его статуи в консульской тоге, то эдикты, в которых говорилось, что он жив и скоро вернется на страх своим врагам.

(2) Даже парфянский царь Вологез, отправляя в сенат послов для возобновления союза, с особенной настойчивостью просил, чтобы память Нерона оставалась в почете. И даже двадцать лет спустя, когда я был подростком, явился человек неведомого звания, выдававший себя за Нерона [*], и имя его имело такой успех у парфян, что они деятельно его поддерживали и лишь с трудом согласились выдать." {Светоний. Нерон. 57}

[* О другом Лженероне, появившемся в Греции в 70 г., упоминает Тацит (Ист., II, 8); третий Лженерон, настоящее имя которого было Теренций Максим, появился на Востоке в последние годы Веспасиана (Дион, 69, 19)].


16.

Денарий – римская серебряная монета, около 65-66 годов, чеканка: Рим / AR Denarius (18mm, 3.51 gm, 6h). Rome mint. Struck circa 65-66 AD

"Росту он был приблизительно среднего, тело – в пятнах и с дурным запахом, волосы рыжеватые, лицо скорее красивое, чем приятное, глаза серые и слегка близорукие, шея толстая, живот выпирающий, ноги очень тонкие. Здоровьем он пользовался отличным: несмотря на безмерные излишества, за четырнадцать лет он болел только три раза, да и то не отказывался ни от вина, ни от прочих своих привычек. Вид и одеяния его были совершенно непристойны: волосы он всегда завивал рядами [Прическу такого рода носили только женщины], а во время греческой поездки даже отпускал их на затылке, одевался он в застольное шелковое платье [Застольное шелковое платье (synthesin) мужчины обычно надевали только на Сатурналиях], шею повязывал платком и так выходил к народу, распоясанный и необутый." {Светоний. Нерон. 51}


17.

Около 66 г. Нерон и Алтарь Мира / Nero coin, c. 66. Ara Pacis on the reverse As Nero Ara

"Благородные науки он в детстве изучал почти все; только от философии отклонила его мать, уверяя, что для будущего правителя это помеха, а от изучения древних ораторов – Сенека, желавший, чтобы его ученик дольше сохранил восторг перед наставником. Поэтому он обратился к поэзии, сочиняя стихи охотно и без труда. Неправы те [*], кто думает, будто он выдавал чужие сочинения за свои: я держал в руках таблички и тетрадки с самыми известными его стихами, начертанными его собственной рукой, и видно было, что они не переписаны с книги или с голоса, а писались тотчас, как придумывались и сочинялись, – столько в них помарок, поправок и вставок. С немалым усердием занимался он также живописью и ваянием." {Светоний. Нерон. 52}

[* Неправы те... – ср.: "он собирал у себя людей, умевших складывать стихи, но еще не стяжавших славу этим искусством. Они садились вместе и начинали соединять принесенные или тут же придуманные строчки, а его случайные слова дополнять до стихов: об этом говорит и самый вид стихотворений, в которых нет ни порыва, ни вдохновения, ни единого дыхания" {Тацит, Анн., XIV, 16}.]


18.

Нерон раздает блага гражданам, монета 64-68 г.г.

"Но более всего его увлекала жажда успеха, и он ревновал ко всем, кто чем бы ни было возбуждал внимание толпы. Ходил слух, что после своих театральных побед он собирался через положенные пять лет выступить в Олимпии атлетом: действительно, борьбою он занимался постоянно, а в Греции при всех гимнастических состязаниях на стадионах он непременно занимал место на земле между судей, и если какая пара в борьбе отходила слишком далеко, он своими руками толкал ее на место. Сравнявшись, по общему признанию, с Аполлоном в пении и с Солнцем в ристании, собирался он померяться и с Геркулесом в его подвигах: говорят, что наготове был и лев, на которого он должен был выйти перед народом в амфитеатре голым и убить его палицей или задушить руками." {Светоний. Нерон. 53}


19.

Ауреус. 65-66 года. На обороте монеты Салюс/Salus – богиня здоровья, благопоучия, процветания / AV Aureus (7.29 g, 4h). Rome mint. Struck circa 65-66 AD. Source

"В последние свои дни он открыто поклялся, что если власть его устоит, то на победных играх он выступит сам и с органом, и с флейтой, и с волынкой, а в последний день даже танцовщиком, и пропляшет [*] вергилиевского «Турна». Некоторые уверяют, что и актер Парис был им убит как опасный соперник." {Светоний. Нерон. 54}

[* Петь или плясать трагедию – так говорилось о выступлениях в представлениях, получивших широкую известность во времена эллинизма и империи и представлявших собой своего рода оперные и балетные переработки древних трагедий.]

"Желание бессмертия и вечной славы было у него всегда, но выражалось неразумно: многим местам и предметам он вместо обычных названий давал новые, по собственному имени: так, апрель месяц [*] он назвал Неронием, а город Рим собирался переименовать в Нерополь." {Светоний. Нерон. 55}

[* Апрель был переименован после раскрытия заговора Пизона; о намерении переименовать Рим Тацит упоминает в связи с перестройкой города после пожара (Анн., XV, 40). В угоду Нерону Тиридат назвал "Нероний" свою столицу Артаксату (Дион, 63, 7).]


20.

Монета 66 года, на которой двери Храма Януса закрыты, что символизировало мир.

"Ко всем святыням он относился с презрением, кроме одной лишь Сирийской богини [Атаргатис, мать всего живого, обычно отождествляемая с Кибелой или Юноной; центром ее культа был Гиераполь в северной Сирии], да и ею потом стал гнушаться настолько, что мочился на нее. Его обуяло новое суеверие, и только ему он хранил упрямую верность: от какого-то неведомого плебея он получил в подарок маленькую фигурку девушки как охрану от всех коварств, и когда тотчас после этого был раскрыт заговор, он стал почитать ее превыше всех богов, принося ей жертвы трижды в день и требуя, чтобы все верили, будто она открывает ему будущее. За несколько месяцев до смерти совершал он гадание и по внутренностям жертв, но не добился благоприятного ответа." {Светоний. Нерон. 56}


21.

Орихалковый, т.е. из бронзового сплава с золотым оттенком сестерций, 65 год. Чеканка: Лион / Orichalcum sestertius of Nero, Lyon mint, 65 AD. Cabinet des Médailles, Bibliothèque nationale de France, Paris. via

А что дальше? Дальше – не лучше. Последовали новые "времена, исполненные несчастий" {Тацит. История. I. 2}


Источники изображений, если не указано:

British Museum: Gold aurei of Nero – то что на черном фоне.
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Coins_of_Nero – всё остальное, здесь монет с Нероном больше.

Источники, литература и дополнительные материалы:

Гай Светоний Транквилл. ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ / Перевод с лат. М.Л.Гаспарова / М.: "Наука", 1993
Корнелий Тацит. Анналы. Перевод А. С. Бобовича, редакторы перевода Я.М. Боровский и М.Е. Сергеенко
Корнелий Тацит. История. Перевод Г.С. Кнабе, редактор перевода М.Е. Грабарь-Пассек
Аврелий Виктор. О цезарях. Извлечения о жизни и нравах римских императоров. Пер. с лат. В. С. Соколова
Федорова Е.В. Люди императорского Рима. – М.: Издательство МГУ, 1990
Communicating through coins britishmuseum.org
Монеты Британского музея: http://www.britishmuseum.org/research/
http://it.wikipedia.org/wiki/Nerone
http://en.wikipedia.org/wiki/Nero
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нерон


Tags: 1 век, Древний Рим, античность, видео
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments