Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Библиотеки как памятники архитектуры и искусства

Английские историк Джеймс Кэмпбелл /James W. P. Campbell и фотограф Уильям Прайс /Will Pryce объездили все уголки света, чтобы создать книгу "The Library: A World History" о самых красивых и выдающихся библиотеках разных стран и эпох.


Страхов монастырь, Прага, Чехия. Философский зал / The Philosohical Hall, Strahov Abbey, Prague. По ссылке на изображении - обложка книги.

Библиотеки аккумулируют историю знаний и одновременно являются памятниками разных эпох в сферах архитектуры, дизайна, декора и изобразительного искусства. Доктор Джеймс Кэмпбелл из Кембриджского университета не смог найти книгу, которая прослеживала бы историю зданий библиотек на протяжении веков, поэтому он решил написать такую книгу сам. Он пригласил в соавторы известного архитектурного фотографа Уильяма Прайса и вместе они пустились в эпическое путешествие. Исследователи посетили 21 страну мира и 85 из величайших библиотек мира. Три года спустя увидела свет книга The Library: A World History, являющаяся на сегодняшний день самым полным сборником библиотечных зданий. Книга содержит 292 иллюстрации.


2.

Книги, поврежденные во время Второй мировой войны. Библиотека Нуайонского собора, Нуайон, Франция / Bomb Damage, Noyon Cathedral Library

“Мы можем сидеть в своей библиотеке и одновременно находиться во всех уголках света”, писал английский философ Джон Лаббок (1834-1913). В наши времена почти всё можно делать не отрываясь от компьютера или мобильного устройства. Посмотрим же на некоторые библиотеки мира глазами, то есть фотографиями авторов книги "The Library: A World History".


3.1.

Малатестиана, Чезена, Италия, 1452 г.

Джеймс Кэмпбелл: "Эта библиотека – ближайший имеющийся образец того как выглядела средневековая библиотека. Она была построена для Малатеста Новелло, члена видного итальянского аристократического рода, и она все еще содержит те подлинные книги на своих прежних местах." / Biblioteca Malatestiana, Cesena, Italy. James Campbell: "This is the closest you can get to what a medieval library looked like. It was built for Malatesta Novello, a member of a prominent Italian aristocratic family, and it still contains original books, in their original places."

3.2.

Biblioteca Malatestiana, Cesena, Italy

Библиотека “Малатестиана” в Чезене, Италия, 1452 год. Принадлежала герцогам Малатеста. Малатеста – та самая семья, выходец из которой Паоло зачитался рыцарским романом с женой своего брата Франческой из Римини – с печальными последствиями.

До сих пор по средневековой традиции книги прикованы к железному пруту, прикрепленному к крышкам скамей для чтения. Книги были дороги и редки, так что предосторожности не были лишними.

3.3.

Biblioteca Malatestiana, Cesena, Italy

Книги, прикованные на цепях к полкам — способ хранения книг в общественных библиотеках средневековой Европы. Цепи, удерживающие книги, были достаточно длинны для того, чтобы снять книгу с полки и прочитать, но не давали вынести её за пределы библиотеки. Такая практика была распространена со средневековья по 18 столетие из-за большой ценности книг.

Цепь соединялась с книгой посредством металлического кольца, вставленного в обложку или угол, поскольку если цепь прикрепить к корешку книги, то износ фолианта будет намного больше. Книги на цепях стояли на полках корешками от посетителя, то есть «неправильно» с точки зрения современного человека. Книга ставилась таким образом для того, чтобы её можно было взять и открыть, не переворачивая и не путаясь в цепях.

Библиотечным книгам во все времена угрожали воры и зачастую эти воры были достаточно известными и уважаемыми людьми. Матиас Флациус (1520-1575), выдающийся деятель немецкой Реформации и лютеранский проповедник, ходил по монастырям, переодевшись монахом, и крал из библиотек не только особо любимые им тома, но и отдельные части их, а иногда только страницы. Папа Римский Иннокентий X (1574-1655), когда он ещё был кардиналом Памфилио, застигнутый на месте преступления в одной из церковных библиотек Франции, столь страстно отстаивал свою невиновность, что украденная им книга вывалилась из складок кардинальской мантии.


4.
Библиотека Эскориала, Испания / The Escorial Library, San Lorenzo de El Escorial, Spain

В 1557 г. испанский король Филипп II основал монастырь Эскориал, частью которого должна была стать библиотека. Известные архитекторы и художники спланировали её пространство и дизайн. Библиотека размещалась в двух залах, в третьем находился архив. Роспись потолка, сделанная Пеллегрино Тибальди / Pellegrino Tibaldi (1527-1596), символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Римский папа Григорий XIII, папствовавший с 1572 по 1585 год, провозгласил, что каждый укравший книгу из Эскориала будет отлучён от церкви. Если проблема воровства решалась на высшем уровне, можно предположить масштаб бедствия. В библиотеке книги до сих пор ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Сейчас большинство из выставленных книг — копии оригиналов.

Уильям Прайс: Эта библиотека была новаторской. Здесь впервые использовали книги для украшения стен библиотеки. Такой прием мы используем с тех пор повсеместно. В большом зале гармонично сочетаются книжные полки, книги и великолепный расписной потолок. Убранство было завершено к 1585 году и повлияло на все библиотеки, что следовали после. / WIill Pryce: "This library was ground-breaking. It established the template of using books to decorate the walls of the library which we've been using ever since. The great hall is a harmonious combination of bookshelves, books and a wonderful painted ceiling. It was complete by 1585 and influenced everything that followed it."


5.

Библиотека Марчиана, Венеция, Италия / Biblioteca Marciana, Venice, Italy

Начало Библиотеке св. Марка положил дар книжного собрания, сделанный Венецианской республике 31 мая 1469 года кардиналом Бессарионом. В 1530-е годы библиотекой руководил влиятельный Пьетро Бембо. При его участии были выделены средства на возведение здания библиотеки в квартале Сан-Марко. Строительство началось в 1537 году по проекту Якопо Сансовино, достройкой в 1580-е годы занимался Винченцо Скамоцци. Над украшением залов библиотеки трудились Паоло Веронезе, Франческо Сальвиати, Андреа Мелдолла и другие знаменитые мастера того времени. По мере роста библиотеки она заняла и соседние здания, включая построенный по проекту Якопо Сансовино в 1537-1547 годы монетный двор.

Уильям Прайс: "Это необыкновенный образец, заявление о величии Венецианской республики. Библиотека входила в план реконструкции площади Сан-Марко архитектора Якопо Сансовино, достроена она была уже после его смерти. В вестибюле располагается коллекция классической скульптуры Гримани под потолком Тициана. Хотя первоначальные пюпитры не сохранились, превосходный интерьер библиотеки дает нам представление о богатстве венецианской культурной жизни того периода." / Will Pryce: "It's an extraordinary piece of design, a statement of confidence by the Venetian Republic. It lies at the center of Jacopo Sansovino's scheme to re-design St Mark's square, though the building was completed after his death. The vestibule houses the Grimani collection of classical sculpture under a ceiling by Titian. While the original lecterns have gone, the superb interior design of the library gives us a sense of the richness of Venetian cultural life in this period."


6.1.

Страговский монастырь, Прага, Чехия. Теологический зал, 1679 год.

Страхов /Страгов монастырь основан в 12 веке. Теологический зал библиотеки построен в 1679 году в стиле барокко. Коллекция глобусов – очень характерная для старинных библиотек черта: выставленные напоказ научные инструменты прибавляли авторитета владельцам библиотеки.

6.2.

Философский зал. Страхов монастырь, Прага, Чехия / The Philosohical Hall, Strahov Abbey, Prague, Czech Republic

Библиотека Страхова монастыря в Праге уникальна по архитектуре и дизайну. Идеи философа Иеронима Гринхейна, работавшего в библиотеке в 70-х гг. 17 в., о подлинной и ложной мудрости воплощены в росписях двух залов – Теологического и Философского. Рассматривая фрески, посетители библиотеки должны были понять, что ученые и писатели через книги дают жизнь своим идеям, что при чтении книги и их авторы оживают, а их идеи приносят радость потомкам. Облик библиотеки несет следы переделок 20-х годов 18 века. Росписи в стиле рококо относятся к тому времени.


7.1.

Зал сутры в храме Мии-дэра в Оцу, Япония

Зал сутры в храме Мии-дэра в Оцу, Япония. Сам храм построен в XV веке, футляр для хранения свитков с сутрами, буддистскими высказываниями, установлен здесь в 1602 году. Восьмигранное хранилище когда-то можно было вращать вокруг оси – этот тип конструкции придумали в Китае.

7.2.

Sutra Hall, Mil-dera Temple, Otsu, Japan

7.3.

Sutra Hall, Mil-dera Temple, Otsu, Japan


8.

Монастырь Cвятого Флориана

Библиотека монастыря Cвятого Флориана в Австрии, 1750 год. Библиотека невелика, но ее потолок украшен интересной фреской Бартоломео Альтомонте, изображающей “Брачный союз Добродетели и Мудрости, заключенный с помощью Религии и учений Августина”. Тему плафона придумал настоятель монастыря.


9.

Аббатство Адмонт / Admont Abbey library, Admont, Austria

Библиотека аббатства в австрийском Адмонте – одна из крупнейших монастырских библиотек, ее длина 72 м. Библиотека построена в 1776 году Йозефом Хубером и расписана всё тем же Бартоломео Альтомонте, который до этого работал над украшением Библиотеки монастыря Cвятого Флориана.

Джеймс Кэмпбелл: "Это одна из крупнейших монастырских библиотек когда-либо построенных. Она вся целиком предстает произведением искусства. В зал ведут относительно простые коридоры и лестница, поэтому, когда вы входите в потрясающее пространство, наполненное светом вы переживаете почти момент откровения, некий театральной эффект. В библиотечном зале нет столов, потому что он никогда не был предназначен для работы, а только для произведения впечатления на посетителей. Монахи брали книги и читали их в своих теплых кельях. Библиотека была построена в 1776 году и являет прекрасный образец стиля рококо." / Admont Abbey library, Admont, Austria. James Campbell: "This is one of the largest monastic libraries ever built. The whole thing is a complete work of art. The corridors and staircase that leads to it is relatively simple, so when you enter this stunning space flooded with light there is almost a moment of revelation, a theatrical effect. There are no desks to work at because these library rooms were never intended for study, but for impressing visitors. The books were taken back to the monks' warm cells to be read. It was built in 1776, a piece de resistance of rococo design."


10.

Библиотека Колледжа королевы в Кембридже, современный вид приобрела в середине 17 века.

Библиотека Колледжа королевы в Кембридже основана в 1448 году, но современный вид приобрела в середине XVII века. Именно здесь придумали систему отсеков: книжные полки делят помещение на “кабинки”, где читатели могут хотя бы отчасти уединиться. Полки, к слову, переделаны из рабочих скамей.


11.

Бодлианская библиотека / The Bodleian Library, Oxford, UK

Бодлианская библиотека, библиотека Оксфордского университета, оспаривает у Ватиканской право называться старейшей в Европе, а у Британской - титул самого крупного книжного собрания Великобритании. С 17 века наделена правом на получение обязательного экземпляра всех изданий, выпускаемых в стране. Библиотека носит имя сэра Томаса Бодли (1545-1613) - известного собирателя старинных манускриптов, состоявшего на дипломатической службе королевы Елизаветы I.

Первый небольшое собрание книг при Оксфордском университете создал епископ Томас де Кобэм (ум. 1327). Книги были прикованы к полкам цепями во избежание их выноса за пределы здания. В 1410 году эта библиотека перешла в полное распоряжение университета, а несколько позднее расширением университетского собрания озаботился герцог Хамфри Глостерский. Благодаря его попечению в 1450 году библиотека переехала в новые, более обширные помещения, которые сохранились по сей день.

При первых Тюдорах университет обнищал, Эдуард VI экспроприировал его книжные собрания, даже сами книжные шкафы были распроданы. В 1602 году Томас Бодли не только восстановил библиотеку, но и помог ей занять новые помещения. Он преподнёс университету своё книжное собрание, способствовал приобретению книг, в том числе из Турции и Китая. В течение последующих столетий для размещения библиотечных собраний было выстроено несколько зданий.


12.

The Bodleian Library, Arts End, Oxford, 1612

Уильям Прайс: "Arts End является одним из самых прекрасных уголков группы построек, которые составляют Бодлианскую библиотеку. Под галереями есть небольшие столы, где читатели обращены к книжным полкам одной из самых старых библиотечных стенных систем." / Will Pryce: "Arts End is one of most lovely corners of the group of libraries that constitute the Bodleian. Under the galleries there are little desks where readers face the bookshelves of one of the earliest wall-system libraries."


13.

Колледж всех душ, праведно в Оксфорде усопших / The Codrington Library, All Souls College, Oxford

Книжная коллекция библиотеки Колледжа всех душ, праведно в Оксфорде усопших, была оставлена старейшему университету Англии колониальным губернатором Кристофером Кодрингтоном в 1710 году по завещанию. Специальное крыло для нее построили в 1751 году и украсили интерьер статуей дарителя в виде римского генерала.


14.

Merton College Library, Oxford, UK

Джеймс Кэмпбелл: "Строительство библиотеки было завершено в 1373 году, она является одной из старейших академических библиотек в мире, продолжающих использоваться по назначению. Внутреннее убранство датируются концом шестнадцатого века. Оно менее изощренное, чем богатые рококо библиотеки в дворцах или монастырских комплексах, потому что университеты не имеют доступа к большим объемам денег, но она по-прежнему необычайно прекрасна". / James Campbell: "Although the building was completed in 1373 and is one of the oldest academic libraries in the world still in continuous daily use, the fittings date from the late sixteenth century. It is less ornate than Rococo libraries in palace or monastery complexes, because universities did not have access to the same amount of money, but it is still extraordinarily beautiful."


15.1.

Жуанина, Коимбра, Португалия / Biblioteca Joanina, Coimbra, Portugal

Библиотека “Жуанина” находится в университете в Коимбре в Португалии и получила свое название в честь короля Жуана V Великодушного, который ее собрал и в 1728 году построил для нее грандиозное барочное помещение.

15.2.

Biblioteca Joanina, Coimbra, Portugal

Уильям Прайс: "Это внушительная библиотека относится ко времени, когда Португалия была очень богатым и могущественным государством. Всё внутри темное, но покрытие сусальным золотом дает волшебный свет. Задние части книжных шкафов разных цветов. Имеются встроенные выдвижные лестницы и тайные двери, ведущие в читальные залы." / Will Pryce: "This is a very imposing library from a time when Portugal was extremely wealthy and powerful. It is very dark but features intricate gold leaf which gives it magical luminosity. The backs of the bookcases each have different color, and there are integrated ladders that pull out, and secret doors that lead to reading rooms."


16.

Дворец Мафра, Португалия, 1771 г. / Mafra Palace Library, Mafra, Portugal

Библиотека дворца в Мафре, Португалия, 1771 год, – еще одно книжное собрание, возникшее по инициативе короля Жуана V. Достроена уже после его смерти сыном и наследником Жозе I. Это самая длинная библиотека в стиле рококо в мире – 88 м. Отделка ее не завершена: по плану потолки должны были быть расписаны золотом.

Джеймс Кэмпбелл: Библиотека дворца Мафра в Мафре, Португалия самая длинная монастырская библиотека стиля рококо в мире, ее длина 88 метров. К сожалению, оригинальный дизайн не воплощен, но мы думаем, что задумывался богато расписанный потолок, покрытый позолотой. Однако, поскольку строительство продолжалось с 1717 по 1771, ко времени завершения строительства была выбрана упрощенная отделка. Библиотека также содержит колонию летучих мышей, которые прилетают ночью, чтобы питаться насекомыми, которые в противном случае едят книги". / James Campbell: "The Mafra Palace Library in Mafra, Portugal is at 88 meters the longest Rococo monastic library in the world. Sadly the original designs are lost but we think it would have been covered in gold leaf with an ornate painted ceiling. However, because the construction lasted from 1717 to 1771, by the time it was completed a simplified decoration was adopted. The library also hosts a colony of bats who come out at night to feed on the insects who would otherwise eat the books."


17.1.

Аббатство Виблинген, Германия / Wiblingen Abbey Library, Germany

17.2.

Библиотека монастыря в Виблингене, Германия 1744 г.

Библиотека монастыря в Виблингене, Германия, 1744 год, имеет размер 23 × 11 м и полностью сделана из дерева: и расписанные под мрамор колонны, и балясины ограждения антресоли, и лакированные статуи добродетелей и научных дисциплин.


18.

Библиотека Cвятой Женевьевы, Париж, 1850 г.

Библиотека Cвятой Женевьевы в Париже, 1850 год – творение архитектора-эклектика Анри Лабруста. Гигантский зал, 83 м в длину и 21 м в ширину, перекрыт с помощью ажурных металлических арок: использованные во всех большепролетных зданиях, от вокзалов до торговых пассажей, они стали одним из символов французской архитектуры 19 века.


19.

Национальная библиотека Финляндии

Национальная библиотека Финляндии спроектирована как библиотека Университета Хельсинки немецким архитектором Карлом Людвигом Энгелем и достроена в 1845 году уже после его смерти. Облик здания, входящего в ансамбль Сенатской площади, – образец неоклассики: стиля, который в ряде европейских стран противопоставляли слишком “кудрявой” эклектике.


20.

Библиотека Пибоди / The Peabody Library, Baltimore, U.S.

В 1857 году по инициативе и на средства банкира и мецената Джорджа Пибоди в Балтиморе основан Институт Пибоди, включающий консерваторию, библиотеку и галерею искусств.

Уильям Прайс: "Это удивительное пространство, храм индустриальной эпохи, создающий почти что эффект нахождения в соборе. Тут тысячи книг куда ни взглянешь и великолепные декоративные балюстрады. Вопреки классическому облику деталей, в действительности они сделаны из железа и поддерживают вес этой огромной библиотеки, расположенной над концертным залом." / Will Pryce: "This is an extraordinary space, a temple to the industrial age which creates an almost cathedral-like effect. There are thousands of books wherever you look and gorgeous ornate balustrades. Despite all the classical details it's actually made of iron and spans the weight of this huge library above the concert hall below."


21.

Tripitaka Koreana, Haeinsa Temple, South Korea

Уильям Прайс: "Визит в эту библиотеку был необыкновенным и наполненным опытом Мы пешком забрались в гору только для того, чтобы нам не разрешили сфотографировать интерьер. К счастью, с нами был корейский студент Джеймс, который умолял аббата. И мало-помалу мы договорились. Вначале мы смогли сделать снимок через дверь, потом только внутри и так далее. Коллекция стала откровением, потому что понимаешь, что смотришь не на книги, а на печатные формы и что они датируются начиная с 1251 года, напоминая нам, что корейцы печатали веками ранее Гутенберга." / Will Pryce: "Visiting this library was an extraordinary, if fraught, experience. We hiked up a mountain only to be told that we weren't allowed to photograph the interior. Fortunately we had a Korean student of James's with us who pleaded with the Abbott and little by little we negotiated our way in. First we could take a picture through the door, then from just inside and so on. The collection is revelatory because you realize that you are looking, not at books, but printing blocks and that they date from 1251 - reminding us that the Koreans were printing for centuries before Gutenberg."


22.

Материал у меня получился европоцентричным, в книге "The Library: A World History" баланс, наверное, соблюден.





Еще 13 фотографий из книги "The Library: A World History", не вошедшие в этот пост: flickr.com/photos/gorbutovich
Панорама Библиотеки Страхова монастыря: http://www.360cities.net/gigapixel/strahov-library.html

Источники изображений:
From: The Library: A World History by James W. P. Campbell, Will Pryce. First published 2013:
thamesandhudson.com
edition.cnn.com
willpryce.com
theawesomer.com
admagazine.ru
martincentre.arct.cam.ac.uk

Источники для текста:
Статья из архитектурно-интерьерного журнала "ARCHITECTURAL DIGEST. САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДОМА МИРА"
edition.cnn.com Interviews by Milena Veselinovic
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эскориал
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бодлианская_библиотека
http://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_Марчиана
http://ru.wikipedia.org/wiki/Страговский_монастырь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Консерватория_Пибоди
http://ru.wikipedia.org/wiki/Книги_на_цепях
БИБЛИОТЕКИ В XV–XVII ВЕКАХ

Tags: барокко, библиотеки, декоративно-прикладное искусство, книги, рококо, фотография, фрески
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →