Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Трамвай на Красной площади

С 1909 по 1930 г. по Красной площади ходили трамваи.


Красная площадь. Трамваи. Снимок, вероятно, сделан в 1914 году (направление съемки — восток).
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/55543


Газета "Московский Листок", 23 сентября 1909 года:
"Специальная комиссия по допустимости движения трамвая на Красной площади осмотрела трамвайные сооружения. Мнения разделились, решение не принято.."

Газета "Московский Листок", 24 сентября 1909 года:
"..По решению специальной комиссии под председательством градоначальника А.А. Адрианова, разрешено проведение трамвайных путей только у Кремлёвской стены. Пути, проходившие мимо памятника Минину и Пожарскому, а также петля, сделанная за Спасскими воротами, подлежат устранению."


Газета "Русское слово", рубрика "Московскiя вѣсти", 16 (03) ноября 1909 года:
"Трамвай на Красной площади.
На Красной площади открыто движение трамвая по вновь проложенной линии, идущей вдоль кремлевской стены, согласно плану, выработанному археологическо-технической комиссией при градоначальстве.
Первоначальная линия остается в неразобранном виде до разрешения возникшего по поводу трамвая на Красной площади инцидента.
Предполагавшееся открытие движения трамваев на только что законченных линиях задерживается отсутствием необходимого разрешения из Петербурга."
Источник: http://starosti.ru/


2.

Трамвай между Кремлевской стеной и Историческим музеем. Снимок, очевидно, сделан в 1914 году (направление съемки — северо-запад).
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/55542


Как появился трамвай на Красной площади рассказано на сайте Московский Трамвай http://tram.ruz.net/.

С городским пассажирским транспортом в первопрестольной сложилась удивительная вещь: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев. Город, имея радиально-кольцевую планировку, требовал диаметральных связей. Однако положительно решить эту проблему не удавалось, т.к. Большой Каменный мост был перегружен, а линии общественного транспорта по Устьинскому мосту находились в аренде у Бельгийского общества. Поэтому у города возникла естественная потребность в использовании для этих целей Москворецкого моста и, значит, решить проблему прокладки трамвайных путей через Красную площадь. Летом 1909 г. линию эту проложили от Забелинского проезда в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому Собору, сегодня более известного как Собор Василия Блаженного, а оттуда вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост.

Казалось бы, такое практическое решение принесет только пользу городу, но, сегодня мы знаем, понятие "польза" очень спорно. Вот и тогда это решение вызвало много споров. Историки, архитекторы и художники, увидев опоры контактной сети в центре исторической площади, забили тревогу. Императорское Археологическое Общество направило в городскую управу письмо следующего содержания:

"В настоящее время Красная площадь перерезана в разных направлениях линиями электрического трамвая со столбами и проводами для них таким образом, что вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами.

Императорское Археологическое Общество просит городскую управу сообщить, кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа, каковым является Красная площадь с прилегающими к ней древними памятниками русского зодчества и с памятником русским героям 1612 года.

По мнению Общества, Московская городская управа обязана была отнестись к вопросу о видоизменении Красной площади с особой осторожностью и вниманием и не имела никакого права портить единственный в своём роде на Руси памятник Отечественной истории, замечательный по своей своеобразной красоте и величественности."

У городской управы не нашлось времени ответить на это письмо и тогда, не получив ответа, возглавившая компанию протеста графиня П. С. Уварова направила аналогичные письма Императору и Председателю Совета Министров.

По поручению министра внутренних дел Московский градоначальник А. А. Андрианов созвал совещание по вопросу трамвая на Красной площади. Многие участники совещания, среди которых представители московской интеллигенции профессор живописи В.М.Васнецов, князь Н.С. Щербатов, академик архитектуры Ф.И. Шехтель, директор Строгановского художественно-промышленного училища Н.В. Глоба, Е.В. Барсов, высказались против уложенной уже трамвайной петли на Красной площади. Выступивший затем городской голова Н.И. Гучков доказывал крайнюю необходимость для города этой линии. Совещание все-таки приняло решение пустить здесь трамвай, а потом собраться комиссии вновь и рассмотреть на месте все "за" и "против."

Тем временем торговцы всех торговых рядов составили прошение московскому градоначальнику с ходатайством об оставлении линии трамвая, мотивируя это тем, что после уничтожении линии трамвая в этом историческом месте торговли "последняя совершенно придет в упадок и разорит не одну сотню лиц, и те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими".

Так из-за трамвая в историческом месте Москвы столкнулись коммерческие и эстетические интересы общества.

Собравшаяся специальная комиссия на Красной площади во время опытного пуска движения трамвая по уложенной линии 22 сентября смогла найти компромисс и предложила перенести линию трамвая к Кремлевской стене. Это позволило удовлетворить требования возрастающего класса собственников в городе и одновременно "сделать все возможное к сохранению драгоценного памятника древней Москвы", о чем призывал Его Императорское Величество в своем письме московское градоначальство.

В результате газета "Московские ведомости" за 10 ноября 1909 г. писала: "Вагоны теперь идут стороной, не колеся по Красной площади, как это было установлено прежним направлением путей, и останавливаются у Кремлевской стены, против памятника Минину и Пожарскому. Публика не испытывает больших неудобств от остановки в нескольких шагах от памятника, а Красная площадь много выигрывает в своем виде от того, что вагоны проходят по ней стороной, не загромождая главной артерии, по которой идет усиленное движение."


3.

Красная площадь: Покровский собор и трамваи. Снимок сделан между 1909-1917 годами (направление съемки — юго-восток).
Источник: http://oldmos.ru/photo/view/5503


4.

Трамвай на Красной площади.
Снимок, вероятно, сделан между 1910-1915 годами (направление съемки — восток)
Реклама на трамвае "Не рвутся гильзы Катыка"
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/8300


5.

Источник: http://kudago.com/news/msk/tramvai-na-krasnoj-ploshadi/ 


6.

Источник: http://all-pages.com/l, в другом колорите: http://inmsk.ru/
Ч/б оригинал: http://ic.pics.livejournal.com/gorbutovich/41904318/18903/18903_900.png 
(взято отсюда: http://www.retromoscow.narod.ru/).



7.

Торговые ряды на Красной площади в Москве. 1909-1910 г.
Источник: http://inmsk.ru/multimedia_transport/20120406/344873645.html 


8.

Оживленная торговля на дореволюционной Красной площади. Снимок сделан между 1900-1910 годами (направление съемки — север).
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/1636


9.

Начало строительства Мавзолея. Вероятно, снимок сделан в 1924 году (направление съемки — север). Среди груды стройматериалов видим трамвай.
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/8338 


10.

Строительство второго деревянного Мавзолея в мае 1924 года. Позади сооружения виден трамвайный состав.
Фотограф: Н.Краснопевцев. 
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/16906


11.
Трамваи и автобусы в центре Москвы
Врезка в План гор. Москвы 1929 года http://tram.ruz.net/maps/sh19291000.gif Схема трамвайного и автобусного движения в центре.
Красный цвет - трамваи, черный - автобусы.
Трамвайные пути на Красной площади от Кремлевской стены делают петлю к ГУМу и возвращаются к стене на Васильевском спуске.


Трамваи ходили по Красной площади до 1930 года. Трамвайные пути сняты в августе 1930 года. 
Схема ликвидации трамвайных путей: http://tram.ruz.net/maps/sh1928-1940.jpghttp://tram.ruz.net/history/routes/.


И пара фотографий трамвайной тематики мест "кремлевской округи".
12.

Театральная площадь. Оживленное трамвайное движение перед Большим театром. 
Справа 4-х полосные трамвайные пути.

Снимок, вероятно, сделан между 1925-1930 годами (направление съемки — северо-запад)
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/73675  


13.

Трамвай на Кремлёвской набережной зимой. Раскрашенная открытка. Между 1911-1917 годами (направление съемки — северо-восток).
Трамвай "Аннушка" здесь ходил с 1911 по 1934 гг. http://dedushkin1.livejournal.com/547288.html
Источник: http://www.oldmos.ru/photo/view/6277


А чуть раньше, до трамвая, пассажиров вдоль Кремлевских стен перевозила конка.
14.

Конка на Кремлёвской набережной, начало 1900-х. Раскрашенная открытка.
Источник: http://tram.ruz.net/history/kartinki2.htm


Ссылки:
История московской конки и трамвая на сайте ГУП «Мосгортранс»: http://www.mosgortrans.ru/transport/history/
История Московского Трамвая: http://tram.ruz.net/history/ на сайте общественного движения "Москвичи за трамвай".
http://inmsk.ru/news_citylife/20120406/344878531.html 


P.S. Честно сознаюсь, я не самый горячий сторонник сохранения трамвайного движения ВЕЗДЕ где оно есть. Грохот от них и пробки дополнительные. Сейчас во многих местах Москвы меняют трамвайные пути. Посмотрим, станет ли трамвай от этого тише.
Tags: Москва, Россия, революция, старые фотографии, транспорт, фотография
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments