Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Евангелие из Келлса

Знаменитейшая Келлская книга / Book of Kells - Dublin, Trinity College Library, MS A. I. (58) - богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей среди всех дошедших до нас. Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр. В настоящее время книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия. Подробнее в википедии.

Публикую пост про эту рукопись из прекрасного журнала cicerone2007 Оригинал в Евангелие из Келлса, или что не удалось увидеть в Дублине. 9 июля 2009

Самые сильные художественные впечатления у меня в Дублине были связаны с древними рукописями. Фантастически прекрасные книги собрания Честер Битти экспонируются в нескольких великолепно оснащенных залах неподалеку от Дублинского замка. Здесь можно увидеть страницы коптских Евангелий 2 и 3 веков, византийские, армянские, готические и ренессансные иллюминированные рукописи. А коллекция исламских книг – лучшая в Западной Европе. А кроме того есть еще Япония, Тибет и даже нефритовые книги из Китая: http://www.cbl.ie/index.aspx

Но самая знаменитая книга Дублина - Евангелие из Келлса находится в Тринити-колледже:

Символы четырех евангелистов

Здание Старой библиотеки было построено в первой половине 18 века:

Старая библиотека Тринити-колледжа

Старая библиотека Тринити-колледжа

http://www.tcd.ie/Library/

Роскошное раннесредневековое Евангелие было подарено библиотеке еще в 17 веке. Увидеть в специальном зале сейчас можно лишь две иллюстрации из этой великой книги и несколько фотографий. Удивляет, что нельзя воспользоваться возможностями мультимедиа и «перелистать» Евангелие целиком. Поэтому, вернувшись из Дублина, я постаралась дополнить свои впечатления. Главным моим проводником стала книга Ц.Г.Нессельштраус «Искусство раннего средневековья». СПб., 2000.

Вот как выглядит «ковровая страница» с восьмиконечным крестом:

Ковровая страница с 8-конечным крестом

Датируется Книга из Келлса началом 9 века. Считается, что она была создана на острове Иона, «а затем увезена в Келлский монастырь в Ирландию монахами, бежавшими с острова после того, как в результате нескольких набегов норманнов монастырь св. Коломбо был окончательно разрушен в 807 году» (стр. 196-197).

Страница с родословием Христа:

Родословие Христа

«Когда в 1185—1186 годах Джиральдо де Камбре, автор «Топографии Ибернии», посетил ирландский монастырь в Килдаре, где ему показали старинную иллюминованную рукопись, он был так восхищен, что посвятил ей в своей книге восторженные слова. «Среди всех чудес в Килдаре, — писал он, — ничто не показалось мне более замечательным, чем удивительнейшая книга давних времен, написанная, как говорят, под покровительством ангелов. Она содержит четыре Евангелия в последовательности Иеронима, причем кажется, все страницы ее отличаются разнообразием облика и вариациями многих цветов... Рассмотрите ее внимательнее, — добавляет он затем, — и вы проникнете в истинную сокровищницу искусства. Вы обнаружите сплетения столь деликатные и изысканные, столь сконцентрированные и цельные, столь насыщенные узлами и связками и столь свежие и живые по краскам, что вы сможете счесть это скорее творением ангела, нежели человека». Неизвестно, какую рукопись видел Джиральдо, но описание это вполне могло быть отнесено к Келлской книге, с которой его, кстати, многократно и не без оснований пытались связать.

В частности, слова Джиральдо де Камбре о насыщенных узлами и связками деликатных и изысканных плетениях и о светлых и ярких красках вполне соответствуют декорировке восьми открывающих кодекс листов с таблицами канонов. Повторяя традиционный тип колонного портика, таблицы Келлской книги создают поразительные по богатству фантазии формы. Тимпаны над колоннами заполнены стилизованными символами евангелистов <…> Эти порталы с их сияющими красками заставляют вспомнить описанный в Апокалипсисе Небесный Иерусалим, стены которого сложены из драгоценный камней» (стр. 197-198).

Таблицы канонов: http://www.mith.ru/treasury/natio/ireland/kells.htm

«Изобилием и виртуозностью декорировки поражает и весь текст Келлской книги, усеянный ярко расцвеченными фигурками людей, зверей, птиц. Они акцентируют начало фраз, заполняют пустоты в строчках, вклиниваются между ними, а иногда и в середину текста» (стр.198):

Страница с инициалом в виде двух львов пьющих из евхаристического сосуда

Петух и курицы:

Петух и курицы

Ящерица:

Ящерица

Рассматривать инициалы с плетенками можно бесконечно:

Пролог Евангелия от Луки. Фрагмент

«С неисчерпаемой фантазией и свободой рисунка украшают иллюминаторы кодекса обрамления «портретов» евангелистов, а также огромные инициалы заглавных листов Евангелий. Можно бесконечно рассматривать монограмму «Хи»-«ро», целиком заполнившую страницу, оставив внизу лишь узенькую полоску для слова «Generatio» — «Рождество».

Кажется, мастер использовал здесь все формы кельтской орнаментики» (стр.199):

Ковровая страница с инициалом &quot;ХРI&quot;

«Волнообразное движение плетений, раструбы, спирали, точечки не сразу позволяют заметить в этой динамичной структуре вкрапленные в нее фигуративные мотивы. Лишь вглядевшись внимательно, мы обнаружим слева, с наружной стороны протянувшейся на всю высоту страницы ножки буквы «Хи», фигуры трех ангелов. Два из них, словно встретившись друг с другом в полете, держат в руках по книге, третий же сжимает в каждой руке по процветшему жезлу, завершающемуся тремя лепестками» (стр.199-200):

Деталь монограммы

«У подножия буквы «ро», где оно опирается на ступенчатый квадратный крест, помещены две маленькие загадочные по смыслу сценки. Слева две мыши грызут круглую евхаристическую облатку, на которой начертан крест, в то время как сидящие за их спинами большие коты наблюдают за ними, придерживая их за хвосты. Еще две мыши сидят на спинах котов, словно готовые к прыжку. Справа от основания буквы «ро» морской зверек вроде выдры вцепился зубами в рыбу.

Эти разбросанные в разных местах среди орнаментальных плетений фигурки составляют, быть может, звенья некоей тайнописи, повествующей о Рождестве, о врагах Христа, о Воскресении, о таинстве евхаристии. Символом Рождества служат ангелы, явившиеся в момент рождения Христа и сопутствовавшие ему на протяжении всего его земного пути, символом Воскресения — бабочки, слетевшие к готовой раскрыться куколке. Враги Христа олицетворены хватающей рыбу выдрой, а также мышами, посягнувшими на один из священных даров — гостию, евхаристическую облатку, символизирующую тело Христово. Но мышей стерегут кошки, а надежду на торжество добра дает дважды появляющийся среди плетений человеческий лик, напоминающий о присутствии Христа» (стр.202):

Деталь монограммы

«Как ковровый лист, покрытый сложнейшим узором из плетений, кругов, спиралей, извивающихся змеиных тел, воспринимается и начало текста Евангелия от Иоанна. Лишь взгляд искушенного читателя сумеет разобрать в этой орнаментальной вязи начальные слова текста: «In principio erat Verbum et Verbum...» — «В начале было Слово и Слово...». Надо хорошо знать ирландскую систему формирования инициалов, чтобы догадаться, что длинная, разделенная орнаментом надвое вертикальная полоса в левой части листа представляет собой букву «I» и левую ножку буквы «N», а находящаяся правее более короткая вертикаль, тоже членящаяся надвое, долж¬на обозначать окончание буквы «N» и начало «R» и что, наконец, помещенный между вертикалями крест заменяет соединительную черточку буквы «N», а прямоугольный выступ справа служит завершением буквы «R». Разгадав этот ребус, можно уже без большого труда прочитать ниже строчку с буквами «rin» и «ci», еще ниже – «pio erat Ver» и, наконец, в самом низу, «bum et Verbum…». Как и в инициале «Хи»-«ро», в орнамент вплетено несколько фигур. Самая большая из них, помещенная наверху между ножками буквы «N», изображает евангелиста Иоанна, восседающего на троне с раскрытой книгой в руках. Правее от него, над выступом буквы «R», можно разглядеть фигурку сидящего человека, подносящего к губам чашу конической формы. Наконец, еще ниже маленький музыкант, перебирающий струны арфы, заменяет собою вертикаль буквы «I», следующей за «с» в слове «principio» (стр.202-205):

Фронтиспис Евангелия от Иоанна

«За свою долгую историю Келлская книга потерпела некоторые утраты. Так, из «портретов» евангелистов сохранились фигуры Матфея и Иоанна, третья же фигура, представленная на фоне трона с крестом над головой, двумя павлинами над плечами и четырьмя ангелами по сторонам, интерпретируется некоторыми как образ Христа, другие же видят в нем «портрет» Марка или Луки. Все эти изображения обрамлены богатейшими бордюрами» (стр.205) Добавлю от себя, что очень интересны человеческие типажи. В них есть какая-то варварская наивность. Владельцев пышных рыжих шевелюр нередко украшают черные бороды:

Евангелист Матфей

Евангелист Иоанн с принадлежностями писца

Христос Пантократор

«Келлская книга имеет несколько больших сюжетных иллюстраций, что является новшеством в англо-ирландской миниатюре. Таковы «Мария с младенцем в окружении четырех ангелов», «Искушение Христа», «Взятие под стражу». Все они очень декоративны, обрамлены орнаментальными бордюрами и представляют скорее символические образы, чем изображение развивающегося действия» (стр.205):

Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов

Взятие Христа под стражу

«В «Искушении Христа» вся композиция задумана как противопоставление могущества и единства Церкви бессилию злобного дьявола. Речь здесь идет о третьем искушении, когда дьявол предложил Христу спрыгнуть с вершины храма, дабы доказать свою божественную силу. Христос показан по пояс над зданием с украшенными стенами и высокой кровлей, покрытой разноцветной черепицей. Над нимбом Христа виднеются два ангела, еще два помещены в углах листа. В центральном проеме портала храма стоит человек с двумя перекрещенными процветшими жезлами, символизирующими победу. По правую руку от Христа находится группа из девяти человек, внизу же, у основания храма, виднеются головы большого числа людей. Быть может, это монахи, отвергшие соблазны мира. В противоположность всей этой монолитной массе светлого мира добра беспомощным и бессильным выглядит тщетно пытающийся противостоять ему тощий черный дьявол. Его поражение совершенно бесспорно для зрителя» (стр.205-206):

Искушение Христа сатаной

«Набеги норманнов и колонизация ими части территории островов положили конец золотому веку искусства Британии и Ирландии <…>

Англо-ирландская рукопись утвердила в средневековом искусстве новое понимание ценности книги <…> Из обычного средства для сохранения и распространения знаний, каким была книга в период классической древности, она превратилась в священный предмет. Среди роскошных ковровых страниц, в обрамлении бордюров Божественное слово хранится как в драгоценном ларце, а нарядные, сложно орнаментированные инициалы и буквы, лишь с трудом поддающиеся прочтению, оберегают текст от глаз непосвященных» (стр.206-208).

Фронтиспис Евангелия от Луки:

Фронтиспис Евангелия от Луки

Фронтиспис Евангелия от Марка:

Фронтиспис Евангелия от Марка

Описание рукописи: http://www.bibliotekar.ru/encCelt/113-3.htm
Tags: Англия, графический дизайн, средневековая миниатюра, средние века, шедевр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →