Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Хаим Сутин. Ретроспектива в Москве

Must See



Этой картины на выставке нет. Хаим Сутин. Автопортрет. Около 1918. Фрагмент / Chaïm Soutine. Self Portrait. Ca. 1918. Oil on canvas. 54.6 x 45.7 cm. The Henry and Rose Pearlman Foundation, USA. Source

В Пушкинском музее 24 октября 2017 открылась выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива». В экспозиции более 60 произведений, в том числе 20 картин – из Музея Оранжери, Париж. Кроме картин самого Сутина, показываются работы старых мастеров, оказавших влияние на Сутина, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами, таких как Марк Ротко, Джексон Поллок, Вилемм де Кунинг, Франк Ауэрбах.

Хаим Сутин – важный и яркий представитель так называемой Парижской школы /Ecole de Paris. Родился он в Российской империи, но на родине его имя долгое время было известно не сильно. Относительно фактов биографии Сутина: даты его рождения (1893/1894), времени приезда в Париж (1912/1913) и других существуют различные версии. Исследователи знают о художнике не так уж много. Сутин был интравертом, он не оставил после себя дневников, лишь немного писем. Зачастую данные о жизни художника – легендарные. Его работы сложно датировать, специалисты датируют в основном по стилистике, но это не дает точности.


2.

Хаим Сутин (1894-1943). Автопортрет. Около 1920-1921 гг. Холст, масло. 54,0x30,5 см. Поступил в 1997 г. Приобретен у фирмы "Джулиан M. Барран" в Лондоне. Инвентарный номер: ГЭ-10599. Государственный Эрмитаж. Source

Хаим Соломонович Сутин – из бедной еврейской семьи, он десятый ребенок из одиннадцати, его отец – штопальщик или портной.


3.

Ощипанный цыпленок. Около 1925 / Chaïm Soutine. Le Poulet plumé. Vers 1925. Huile sur toile. 67 x 40. RF 1963-93. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Когда Хаим приехал в Париж в возрасте 20 лет у него уже была язва, от которой художник страдал всю жизнь и она же стала причиной его смерти.


4.

Chaim Soutine. Still LIfe with Herrings. Circa 1916. Oil on canvas. 64.5 x 48.6 cm. Private collection. Galerie Larock-Granoff, Paris. via

Характер Хаима Сутина – нервный и взрывной. Он часто рвал свои полотна, которыми был недоволен.


5.

Рыба и помидоры. Около 1924. Частная коллекции / Chaïm Soutine (1893-1943). Poissons et tomates. Painted circa 1924. Oil on canvas. 61 x 81.3 cm. Estimate 1,200,000 — 1,800,000. GBP. LOT SOLD. 2,729,250 GBP. Sotheby's. Source. Фотография этой работы в экспозиции выставки

С живописью он взаимодействовал буквально физически: краску часто накладывал пальцами. Писал сразу красками, практически всегда без подготовительного рисунка.


6.

Хаим Сутин. Гладиолусы. Около 1919. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Glaïeuls. Vers 1919. Huile sur toile. 56 x 46. RF 1963-95. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Хаим Сутин (1893-1943) родился в еврейском местечке Смиловичи близ Минска. Учился в Вильно, а с 1913 года обосновался в Париже, где сначала поселился в знаменитой коммуне художников «Улей». Затем, в 1915, познакомился и сблизился с Амедео Модильяни, который принял активное участие в жизни своего товарища.


7.

Служка (Мальчик из хора). Около 1927-1928. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Enfant de chœur. Vers 1927-1928. Huile sur toile. 63.5 x 50. RF 1963-96. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Обосновавшись в Париже, Сутин некоторое время посещал мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств, но потом оставил ее. Главным его учителем стал Лувр, а проводником по Лувру – Модильяни. Жил Сутин в бедности, подрабатывал носильщиком на вокзале, разнорабочим, декоратором на автомобильном салоне.

В 1916 галерист Леопольд Зборовский по настойчивому совету Модильяни стал дилером Сутина. В 1918 Сутин вместе с Модильяни совершил поездку в Ванс и Кань-сюр-Мер, на юге Франции.


8.

Мужской портрет (Эмиль Лежён). Около 1922-1923. Оранжери / Chaïm Soutine. Portrait d’homme (Émile Lejeune). Vers 1922. Huile sur toile. 55.5 x 46.5. RF 1963-94. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

С 1919 несколько лет жил недалеко от испанской границы в Сере, написал там более двухсот картин. Возвратившись в Париж в 1922, большую их часть уничтожил.


9-10.

9. Хаим Сутин. Заяц. 1923-1924. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Lapin. 1923-1924. Huile sur toile. 73 x 36. RF 1963-90. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

10. Жан Батист Симеон Шарден. Мертвый заяц. Около 1730. Лувр / Jean-Siméon Chardin (1699-1779). Lièvre mort avec poire à poudre et gibecière. Vers 1730. 0,98 x 0,77 m. R.F. 1979-55. Musée du Louvre. Снимок с выставки в ГМИИ: кадрирование фотографии: Максим Стулов, Ведомости. Source. Репродукция Лувра


В 1923-1925 все сильнее увлекался искусством старых мастеров, воспроизводил образы Шардена и Рембрандта, которые видел в Лувре. В 1925 во время посещения Риксмузеума в Амстердаме был очарован «Еврейской невестой» Рембрандта.


11.

Этой работы на выставке нет / Chaïm Soutine. Le Petit Pâtissier. 1922-1923. Huile sur toile. 73 x 54. RF 1963-98. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Thierry Le Mage. Source

1923 год стал переломным в жизни Сутина. Филадельфийский коллекционер и меценат Альберт Барнс впервые увидел картины живописца. Под сильнейшим впечатлением от «Портрета кондитера» Барнс воскликнул: «Этого художника я искал всю жизнь!»


12.

Невеста. Около 1923. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Fiancée. Vers 1923. Huile sur toile. 81 x 46. RF 1960-51. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

У Лео Зборовского, работавшего с Сутиным, коллекционер купил 52 работы. В этом же году они были показаны сначала на выставке в Париже, а затем в Академии изящных искусств Пенсильвании. Благодаря Барнсу к Сутину пришли всеобщее признание и материальное благополучие.


13.

Хаим Сутин. Зеленое платье /Женщина в зеленом. 1920-1921. Холст, масло. 91,7×60. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

В 1927 в галерее Henri Bing в Париже состоялась первая персональная выставка Сутина. В 1928 в издательстве Le Triangle вышла монография о художнике Вальдемара Жоржа.


14.

Хаим Соломонович Сутин. Красная лестница в Кань. 1923-1924. Холст, масло. 73 × 54 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source. Original (2630 x 3543)

После смерти Зборовского в 1932 патроном и главным собирателем картин Сутина стали Мадлен и Марселен Кастэн.


15.

Белый дом. Около 1918 или 1933(?). Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Maison blanche. Vers 1918 [1933 ?]. Huile sur toile. 65 x 50. RF 1963-92. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

В 1930-1935 Сутин проводил с ними лето в Леве, близ Шартра. Писал картины по мотивам работ Рембрандта, Коро, Курбе. Участвовал в выставках русских художников в парижских галереях.


16.

Хаим Сутин. Пейзаж в Кань. 1924-1925. Холст, масло. 54 × 65.1 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

В 1930 его работы демонстрировались на выставке русского искусства в Белграде, в 1937 – на выставке «Мастера независимого искусства 1895-1937» в парижском Пти Пале. В 1935 персональная выставка состоялась в Arts Club в Чикаго, в 1937 – выставка в Лондоне в галерее в Leicester.


17.

Chaïm Soutine. Les Maisons. 1920-1921. Huile sur toile. 58 x 92. RF 1960-49. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source. Photographie numérique: via. Original (4354 x 2609). Работа на сайте Оранжери

Сутин стал одним из ведущих персонажей европейской художественной сцены 1920-1930-х годов, а его имя упоминалось в одном ряду с Пикассо и Матиссом.


18.

Хаим Сутин. Молодая англичанка. 1934. Оранжери / Chaïm Soutine. La Jeune Anglaise. Vers 1934. Huile sur toile. 46 x 55. RF 1963-97. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source. Photographie numérique: via. Работа на сайте Оранжери

В начале Второй мировой войны пытался уйти добровольцем на фронт, но был отклонен по состоянию здоровья. Приглашением эмигрировать в США не воспользовался, первые месяцы оккупации провел в Париже. В 1941 в Смиловичском гетто погибли родители Сутина.


19.

Хаим Сутин. Натюрморт со скатом. 1923-1924. Холст, масло. 91.4 × 81.3 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

С 1941 по поддельным документам Сутин жил у друзей в деревне близ Шинона в зоне Виши. Писал пейзажи, портреты, животных на ферме. Тайно приезжал в Париж.


20.

Хаим Сутин. Освежеванная туша. Ок. 1924. Холст, масло. 128.9 × 74.6 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

После приступа язвы желудка, мучившей художника в последние годы, его тайком перевезли в Париж, но дорога была слишком долгой и мучительной. Умер в госпитале от перитонита после операции. 


21.

Chaïm Soutine. Le Dindon. Vers 1925. Huile sur toile. 80 x 65. RF 1963-81. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Сохранилась легенда, что за гробом Сутина шел один лишь его коллега и поклонник — Пикассо. Друзьям художника участвовать в процессии было смертельно опасно.


22.

Сутин с курицей на фоне кирпичной стены. 1926 / Soutine at Le Blanc, 1926. via Sotheby's. Source

На выставке в ГМИИ им. Пушкина работы:
- из французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии;
- из собраний Швейцарии – ранняя абстракция Марка Ротко и полотно Фрэнсиса Бэкона 1969 года «Лежащая фигура» – Фонд Бейелер;
- Великобритании: картины классика британского современного искусства Франка Ауэрбаха – Тейт;
- более 20 работ из российских частных коллекций, в том числе хрестоматийные: «Туша быка» (1924), «Сиеста» (1934), «Женщина, входящая в воду» (около 1931), «Курица на фоне кирпичной стены» (около 1927). На выставке три раздела «Портрет», «Натюрморт» и «Пейзаж»;
- из Эрмитажа – автопортрет.


23.

Картина: Хаим Сутин. Курица на фоне кирпичной стены. Около 1927. Частная коллекция. На открытии выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива». Фотография: Максим Стулов, Ведомости. Source

Кураторы: Клэр Бернарди, куратор-хранитель Музея Орсэ и Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Выставка продлится до 21 января 2018.

Фотографировать на выставке запрещено.


24.

Этой картины на выставке нет. Хаим Сутин. Автопортрет. Около 1918 / Chaïm Soutine. Self Portrait. Ca. 1918. Oil on canvas. 54.6 x 45.7 cm. The Henry and Rose Pearlman Foundation, Inc. On long-term loan to the Princeton University Art Museum, USA. Source


Ссылки:

Информация на сайте ГМИИ: Хаим Сутин. Ретроспектива. 24.10.2017 - 21.01.2018. Главное здание
Аудиогид по выставке
Хроника жизни и творчества Хаима Сутина


Источники для текста:

Хаим Сутин. Ретроспектива. 24.10.2017 - 21.01.2018 // ГМИИ
Сутин. Биография // Ф.Б. / Музей Искусства Авангарда, Москва
Кураторская лекция о выставке «Хаим Сутин. Ретроспектива». Куратор-хранитель Музея Орсэ и сокуратор выставки Клер Бернарди // ГМИИ. 24.10.2017
[также]$28,16 млн. Хаим Сутин. Бычья туша (ок. 1923) // Самые дорогие картины русских художников. ARTinvestment.RU. 11 апреля 2008
Хаим Сутин обнаружил порядок в хаосе. В Париже показывают полотна выходца из Белоруссии. Алексей Мокроусов // Известия. 25 декабря 2012
и прочее



И, конечно, другая Must See выставка в Пушкинском: Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена), проходящая с 10 октября 2017 по 14 января 2018.



Tags: #ГМИИ, #выставка, 20 век, Париж, Франция, Эрмитаж, архив, выставки, живопись, живопись XX века, модернизм, художник, экспрессионизм
Subscribe

Posts from This Journal “экспрессионизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments