Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Фернан Леже и японская индустриальная картинка XIX века

Япония - Франция - Россия. Маяковский о Леже



Утагава Кунисада I (1786-1865). "Ремесленники": верхняя часть двойного триптиха. Япония, 1858 г. Инвентарный номер: ЯТ-3550. Государственный Эрмитаж. Source

Художник: Утагава Кунисада I (1786-1865). Триптих: "Ремесленники" (верхняя часть двойного триптиха). Место создания: Япония. Время создания: 1858 г. Издательство, мастерская: Издатель Дайкокуя Хэйкити (Сёдзюдō). Книга, альбом, серия: Серия "Четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы". Техника: бумага, ксилография. Размеры: 26х36 см. Поступление: Поступил в 1981 г. Передан по определению Ленинградского городского суда. Не представлено в постоянной экспозиции.

При взгляде на эту ксилографию Утагавы Кунисады сразу вспоминаются французские «Строители» Фернана Леже (1881-1955) из постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие работы Леже из серии «Строители».


2.

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. Холст, масло. 160 х 200 см. Дар Нади Леже, Бьот. Ж-4085. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by Tatiana Gorbutovich. См. также: репродукция картины

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. Дар Нади Леже – Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904-1982) Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

Описание ГМИИ:

В начале 1950-х годов Леже работал над серией больших живописных панно, предназначенных для украшения общественных зданий. Композиция «Строители» (1951) является одним из центральных произведений данной серии. Сам Леже так объяснял свое увлечение темой строительства: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрасту между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом. Люди такие маленькие, точно потерянные в этом строгом, суровом, враждебном ансамбле, — вот что я хотел показать. Я с точностью подчеркнул пластическое значение действий человека, небо, облака, металл».

Леже до предела упрощает художественные приемы. Контрасты ярких, активных цветов в сочетании с обобщенными формами рисунка схожи с теми средствами, к которым обращаются современный плакат, монументально-декоративное искусство. Леже достигает особой выразительности четким композиционным построением и контрастами ритма, то убыстренного в вертикалях конструкций и облаков, то замедленного в широких горизонталях балок. В произведении художника, с его утрированием механичности движения, нашли отражение реалии индустриальной эпохи.


3.

Фрагмент. Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. ГМИИ, Москва. Photo by Tatiana Gorbutovich

Картина сейчас перемещена в Главное здание на выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» и даже стала лицом выставки: она на обложке каталога и на сувенирной продукции к выставке.


4.

Суперобложка книги: Библиотека всемирной литературы. Том 152. Западноевропейская поэзия XX века. Вступительная статья Роберта Рождественского. Составление И. Бочкаревой (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), М. Ваксмахера (Бельгия, Франция), Е. Витковского (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария), Л. Гинзбурга (Германия), С. Ильинской (Греция), Т. Меликова (Турция), Е. Ряузовой (Португалия), А. Сергеева (Англия, Ирландия), Н. Томашевского (Испания, Италия). – Москва: Издательство 'Художественная литература', 1977. - Серия 'Библиотека всемирной литературы'. Серия третья. Литература XX века. Том 152. Source. Загрузить книгу: Djv, Pdf.

На обложках книг Строители Леже были и в советские годы. Например, на суперобложке тома «Западноевропейская поэзия XX века» из «Библиотеки всемирной литературы». Строители с алоэ считались одной из эмблематических композиций всего XX века.


Некоторые другие Строители Фернана Леже:


5.

Фернан Леже. «Строители с деревом». 1949-1950. Частная коллекция. Christie’s, 2014, 2015 / Christie’s, 2014. Lot 28 is a good example of the "Builders" series by Fernand Léger (1881-1955). An oil on canvas entitled "Les Constructeurs avec Arbre," it measures 42 5/8 by 54 1/8 inches and was painted in 1950. It was once in the collections of Nathan Cummings of New York and Stephen A. Wynn of Las Vegas and it has been exhibited and published widely. Other major examples in this series are at the Musée national Fernand Léger in Biot, France, and the Solomon R. Guggenheim Museum in New York, and the Scottish National Gallery of Modern Art in Edinburgh and the Pushkin State Museum of Fine Art in Moscow. It has an estimate of $16,000,000 to $22,000,000. It was passed at $15.5 million. via

Из серии «Найди N-отличий». Может показаться, что на илл. 5 – картина из ГМИИ, но нет – другая. Эта – выставлялась на Christie’s: аукцион «Муза художника», 9 ноября 2015. Эстимейт $12-18 млн. Полотно было снято с продажи на Christie’s в 2014 году, вторая попытка продать его, в 2015, также не увенчалась успехом – продано не было. В 2014 году эстимейт работы составлял от $16 млн до $22 млн, и дилеры оценивали его как завышенный. Несмотря на снижение эстимейта и попытки Christie’s подчеркнуть историческую важность работы – в каталоге говорится о том, что эта картина символизирует связь Леже с коммунистической идеологией, маркетологи вновь потерпели неудачу. [Source]

В Музее Фернана Леже, Бьот, Франция, хранится шпалера «Строители с алоэ», 1,65 х 2 м, изготовленная в 1960 году по эскизу 1950 года. Ее воспроизведение в альбомах мало отличимо от репродукций одноименной картины.

В собрании Пушкинского музея также есть ковры по проектам Леже. Шесть шпалер, подаренных музею Надей Леже и учеником художника Жоржем Бокье (1910-1997), выставлялись в 2006 году в ГМИИ на выставке «Западноевропейские шпалеры XVI - XX века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина». Были показаны шпалеры: Строители с алоэ, 1951 (кажется(?) – я на выставке не была, а из статей не очень ясно); Годовщина, 1953, посвященная годовщине женитьбы на Наде; Сао-Пауло, 1954 — карнавал в Бразилии; знаменитый Большой парад, 1954, изображающий цирковое представление; Белые птицы на синем фоне, 1955; Абстрактная композиция, 1953. [Про выставку: Russiskusstvo.ru; Museum.ru]


6.

Builders with Rope (Les constructeurs au cordage). 1950. Fernand Léger (1881, Argentan, France; d. 1955, Gif-sur-Yvette, France). Oil on canvas. 161.3 x 114 cm. Solomon R. Guggenheim Museum, New York. Source

" В годы, прожитые в Жиф-сюр-Иветт, Леже часто писал пейзажи, и ежедневная дорога в Париж бежала перед ним, за ним, вместе с ним попадала в мастерскую, чтоб весело и звонко остаться на полотне. <...>

Именно на этой дороге у Леже возникла идея картины «Строители», одной из его наиболее важных, этапных работ. «Около дороги, — объяснял он,— сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди». Этот простой факт открылся художнику как возможность живописного воплощения своих жизненных эмоций и эстетических принципов.

«Я бы советовал молодым художникам посещать стройки, чтоб почувствовать ритмы и пластику современности. И увидеть в рабочем, в строителе хозяина. Завтрашний рай — это завод, прекрасный, как дворец, и в нем рабочий, как Прекрасный Принц», — говорил он. "

[Дубенская Любовь Александровна. Рассказывает Надя Леже. — М.: Детская литература, 1978. — 50 000 экз. Стр. 204]


7.

Fernand Léger. Etude pour 'Les Constructeurs': l'équipe au repos [Study for 'The Constructors': The Team at Rest]. 1950. Oil on canvas. 62.00 x 129.50 cm (framed: 183.00 x 152.20 x 9.00 cm). Accession number: GMA 2845. Scottish National Gallery Of Modern Art. National Galleries of Scotland. Source
[About this artwork]In 1950 Léger made a series of paintings depicting construction workers. Although he had been interested in depicting modernity for some time, he was particularly inspired by the post-war process of reconstruction in France. He saw a group of electricians working on pylons and was struck by the contrast between the natural surroundings and the metallic girders. After joining the French Communist Party in 1945, Léger concentrated on the human figure, as he wanted to make his work accessible to everyone. Eager that his art should be seen by ordinary workers, he exhibited the series of 'Constructors' paintings in the canteen of the Renault car factory in Paris.


8.

Фрагмент работы из Шотландской национальной галереи современного искусства / Fernand Léger. Etude pour 'Les Constructeurs': l'équipe au repos [Study for 'The Constructors': The Team at Rest]. 1950. Scottish National Gallery Of Modern Art. National Galleries of Scotland. Source


9.

Les Constructeurs. 1950. Fernand Léger. Huile sur toile, 300 x 228 cm. Donation Nadia Léger et Georges Bauquier, 1969. Inv. MNFL 94001. Musées nationaux des Alpes Maritimes. Le Musée National Fernand Léger. Source / Dernières fixations Source


Владимир Маяковский о Фернане Леже: 1922 год


10.

Стихи Леже «Руки строителей», посвященные памяти Маяковского. В них прославляются руки рабочих и вера в их светлое будущее. Опубликовано в книге: Дубенская Любовь Александровна. Рассказывает Надя Леже. — М.: Детская литература, 1978. — 50 000 экз. Стр. 205. Скан. Source

" Леже

Леже — художник, о котором с некоторым высокомерием говорят прославленные знатоки французского искусства, — произвел на меня самое большое, самое приятное впечатление. Коренастый, вид настоящего художника-рабочего, рассматривающго свой труд не как божественно предназначенный, а как интересное, нужное мастерство, равное другим мастерствам жизни.

Осматриваю его значительную живопись. Радует его эстетика индустриальных форм, радует отсутствие боязни перед самым грубым реализмом. Поражает так не похожее на французских художников мастеровое отношение к краске — не как к средству передачи каких-то воздухов,
а как материалу, дающему покраску вещам. В его отношении к российской революции тоже отсутствие эстетизма, рабочее отношение. Радует, что он не выставляет вперед свои достижения и достиженьица, не старается художественно втереть вам очки своей революционностью, а, как-то отбросив в сторону живопись, расспрашивает о революции русской, о русской жизни. Видно, что его восторг перед революцией не художественная поза, а просто «деловое» отношение. Его интересует больше не вопрос о том, где бы и как бы он мог выставиться по приезде в Россию, а технический вопрос о том, как ему проехать, к чему в России его уменье может быть приложено в общем строительстве.

Как только я заикнулся о том, что товарищей моих может заинтересовать его живопись, то увидел не дрожащего над своими сокровищами купца-художника, а простое:

— Берите всё. Если что через дверь не пролезет, я вам через окно спущу.

— До свидания, — выучился он по-русски на прощание, — скоро приеду.

Этими вот четырьмя перечисленными художниками исчерпываются типы художников Парижа. "

[*] Четыре перечисленных Маяковским художника: Пикассо, Делонэ, Брак, Леже.

[Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 4. [Стихотворения 1922 года, поэмы, агитлубки и очерки 1922—1923 годов] — 1957. Стр. 248-249]

Это цитата из книги Маяковского «Семидневный смотр парижской живописи». Свое сочинение Маяковский начинает так:

" Семидневный смотр французской живописи

Предисловие

Смотр — иначе не назовешь мое семидневное знакомство с искусством Франции 22-го года.

За этот срок можно было только бегло оглядеть бесконечные ряды полотен, книг, театров.

Из этого смотра я выделяю свои впечатления о живописи. Только эти впечатления я считаю возможным дать книгой: во-первых, живопись — центральное искусство Парижа, во-вторых, из всех французских искусств живопись оказывала наибольшее влияние на Россию, в-третьих, живопись — она на ладони, она ясна, она приемлема без знания тонкостей быта и языка, в-четвертых, беглость осмотра в большой степени искупается приводимыми в книге снимками и красочными иллюстрациями новейших произведений живописи. "

[Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 4. [Стихотворения 1922 года, поэмы, агитлубки и очерки 1922—1923 годов] — 1957. Стр. 233]


Из примечаний к 4 тому собрания сочинений Маяковского:

Три очерка, опубликованные в газете «Известия» и посвященные вопросам живописи — «Париж. (Записки Людогуся)», «Осенний салон», «Париж. Художественная жизнь города» — Маяковский объединил в январе 1923 года в рукопись книги «Семидневный смотр французской живописи». При этом очерки были частично переработаны, а первый — «Париж. (Записки Людогуся)» — сокращен: из него исключены главки, не относящиеся к вопросам живописи.

Маяковский написал специально для книги предисловие и послесловие «Вывод». Книга была снабжена 25 иллюстрациями — репродукциями с картин французских художников, привезенными Маяковским из Парижа. Издание при жизни поэта осуществлено не было.

Рукопись книги (машинописная копия и газетная вырезка) с авторскими поправками была найдена в 1931 году в архиве Госиздата и впервые напечатана в альбоме рисунков Маяковского (Изогиз, 1932).

Сохранилась расписка, свидетельствующая, что Маяковский сдал в Госиздат иллюстрации к книге «Париж» 28 декабря 1922 года и двадцать страниц текста под названием «Семидневный смотр парижской живописи» 15 января 1923 года.

Договор на издание книги, носящей окончательное название «Семидневный смотр французской живописи» с десятью красочными и пятнадцатью черными рисунками, заключен Госиздатом 12 февраля 1923 года.

[Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 4. [Стихотворения 1922 года, поэмы, агитлубки и очерки 1922—1923 годов] / Подгот. текста и примеч. В. А. Арутчевой и З. С. Паперного; Ред. А. Февральский. — 1957]



Tags: 19 век, Маяковский, Франция, Эрмитаж, Япония, гравюра, графика, живопись XX века, модернизм, сравнение

Posts from This Journal “Япония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments