Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Сосуд эллинов и сосуд варваров

Два канфара: варварский и греческий


Канфар – древнегреческий сосуд для питья в форме кубка.


Канфар. Золото, стекло, сердолик, гранаты. II в. - первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Государственный исторический музей, Москва. Source, source

Одно из хрестоматийных произведений из московского Исторического музея – драгоценность варваров Северного Причерноморья сарматского времени: стеклянный канфар с золотыми обкладками из Северского кургана.

Канфар. II - первая половина I в. до н.э. Материал, техника: стекло, золото, сердолик, гранат на основании записи в книге ЗВ учета предметов с содержанием драгоценных металолов и камней, скань, зернь, тиснение, пайка. Высота: 9,4 см; диаметр верхней части: 10,5 см; диаметр поддона: 7,8 см. Место находки: Россия, Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, ст. Северская. Северский курган. Исторический музей. Инвентарный номер: Оп.Б 224/5.


2.

Канфар. Золото, стекло, сердолик, гранаты. II в. - первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Государственный исторический музей, Москва. Source


3.

Канфар, деталь. II в. - первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Государственный исторический музей, Москва


4.

Канфар. II в. - первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Раскопки В.И. Сизова, 1881. Государственный исторический музей, Москва


Канфар из Афин начала V в. до н.э.:


5.

High-handled cup (kantharos) depicting Zeus in pursuit. Greek. Late Archaic Period. About 490-480 B.C. The Brygos Painter. Place of Manufacture: Greece, Attica, Athens. Height: 24.7 cm; diameter: 11.5 cm. Side A: Zeus pursues a young boy, probably Ganymede. Zeus is identified by his scepter, and he wears high traveling boots and a cloak (himation). The boy carries a hoop and stick, and runs to the right. In his haste to get away, his cloak is beginning to fall off. Museum of Fine Arts, Boston. Source

Канфар, расписанный мастером Бригом (или «Мастером Брига»). Начало V в. до н.э. Музей изобразительных искусств, Бостон.

Канфар – сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке; изготавливался из обожженной глины или металла; атрибут Диониса. Канфар широко использовали в Греции в VI-V вв. до н.э.. Обнаружен, однако, канфар микенской эпохи – так называемый кубок Нестора.

[Канфар // Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989. Стр. 246.]


6.

Kantharos. About 490-480 B.C. The Brygos Painter. Side B: Zeus pursues a woman, whose identification is disputed. They seem to be running away from a sanctuary, complete with an altar and palm tree. The woman pulls up her skirt to facilitate her get-away, and reaches back in a gesture of supplication. There are two examples in which a woman Zeus pursues is labeled “Aigina”, so that may also be the case here. However, Zeus’ mythological affairs were numerous, so there are many women to choose from. Martin Robertson suggests that perhaps the woman in this scene is Semele, who became the mother of the god Dionysus as a result of the union. The place where Semele died was immediately made into a sanctuary. There is a connection to Dionysus: his favored cup shape is the kantharos, like this very cup. Museum of Fine Arts, Boston. Source


7.

Kantharos. About 490-480 B.C. The Brygos Painter. Museum of Fine Arts, Boston. Source


О Северском кургане

Из статьи Нины Петровны Решетовой, директора Северского историко-краеведческого музея (Краснодарский край):

" В восьми километрах от станицы Северской, по направлению к станице Елизаветинской, недалеко от дороги, в старину находился огромный курган, получивший в народе название «Горбенкова могила».

Началось все вот с чего. 10 апреля 1881 года три северских казака, будучи наслышаны о несметных сокровищах, закопанных в окружающие станицу курганы, отважились на их поиск. Поводом к таким не свойственным для казаков действиям послужил рассказ отставного солдата о том, что во время войны с горцами (1817-1864 гг.) там была зарыта медная посуда. Начав раскопки, казаки натолкнулись на каменную кладку богатой могилы, где нашли немало драгоценных вещей, в том числе изделия из золота весом более 2-х фунтов….

Как ни пытались казаки сохранить тайну, весть о сокровищах из кургана быстро распространилась по станице. Реакция местной власти была быстрой — участковым полицейским приставом вскоре раскопки были приостановлены, но затем продолжены под непосредственным наблюдением станичного атамана урядника Иллариона Павловича Самойленко.

Об удивительном древнем захоронении станичный атаман сообщил в войсковой штаб, подробно описав ход раскопок и состояние кургана. Для детального осмотра и исследования в ст. Северскую прибыл известный историк Е. Д. Фелицын, занимавший значительную должность секретаря Кубанского областного статистического комитета. Изучив археологические артефакты, им был составлен подробный отчет, по итогам которого стало ясно, что раскопанный курган представляет могилу представителя сандской или меотской знати периода Боспорского царства II в. до новой эры. Благодаря вмешательству местных властей, обнаруженные казаками предметы были приобретены графом А.С. Уваровым и переданы в экспозицию Российского исторического музея (ныне — Государственный исторический музей). С этого момента знаменитый и загадочный Северский курган стал известным всему отечественному научному сообществу.

Весной 1882 года для изучения находки от Российского исторического музея был послан В.И. Сизов. Его исследования добавили еще несколько предметов и позволили установить основные черты погребального обряда. В частности, им было выявлено, что после захоронения рядом был похоронен и конь этого человека, о чем свидетельствовали остатки костей и конской сбруи. в экспозицию Российского исторического музея (ныне — Государственный исторический музей). Также В.И. Сизов пришел к выводу, что холм состоял из двух насыпей: ранней полусферической формы и поздней — конической. Эти насыпи четко разделялись тонким слоем растительного перегноя. Первая насыпь была сделана над погребениями эпохи бронзы. Среди обнаруженных артефактов были: стеклянный кубок в золотой оправе, такой же кубок меньшего размера, две золотые оправы верхней и нижней части стеклянного сосуда, золотая цилиндрическая оправа с рельефным изображением четырех грифонов, золотая круглая фибула с цветными вставками и сканным узором и другие. Вблизи от гробницы была найдена вторая золотая монета боспорского царя Перисада (первая была найдена казаками в гробнице), что позволило датировать погребение кон. II — нач. I в. до н.э.

Северские находки являются хоть и молчаливыми, но самыми верными свидетелями исторических событий, происходивших в Северном Причерноморье и на всем Северном Кавказе. Именно они сыграли немаловажную роль изучении древнего Боспорского царства и сарматских поселений. Познакомиться с исследованием Северского кургана, а также с его эксонатами, можно в книге Смирнова К.Ф. «Северский курган». "

[Нина Решетова, директор Северского музея. Знаменитый и загадочный Северский курган. Статья на сайте Северского районного общества историков-архивистов. Опубликована 25.10.2014]


---
P.S. После некрасивых нововведений LiveJournal единственный способ скрыть рекламу – залогиниться в ЖЖ. Это можно сделать через любую соцсеть.



Tags: Древняя Греция, Кубань, Москва, Северное Причерноморье, античность, вазопись, декоративно-прикладное искусство, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “вазопись” Tag

  • Олимпийские песни Пиндара

    Древние Олимпийские игры и оды их победителям Пиндара Главная функция и сущность античных соревнований, в том числе Олимпийских, близка таким…

  • Пир с Олимпийскими играми

    «Нет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех игр благородней,…

  • Символическое значение вина

    Вино – вещь полезная в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в здравии и в болезни. Вопрос в тонкой грани соблюдения меры. «Больше…

  • Греческие вазы 18+. Весеннее

    Античная вазопись Менада и сатир. Воспроизведение красно-фигурной росписи. См. илл #33 / A depiction of a male figure with the tail of an…

  • Казнь как театральное зрелище в Древнем Риме

    Роль современного телевизора в Древнем Риме выполняли зрелища. Для римлян посещение амфитеатров являлось сильнодействующим компенсаторным средством…

  • 30 сыновей и 30 дочерей царицы Каниша

    Ранее писалось о близнечных мифах, существовавших у многих народов. Один из вариантов таких мифов – о разнополых близнецах, брате и сестре,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments