Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Пасхальный натюрморт. 1909 - 1920-е

Три картины, открытка и воспоминания художника о Пасхе



Владимир Маковский. Гастроном. 1909. Частная коллекция. Фрагмент / Vladimir Egorovich Makovsky (1846-1920). Gastronome. 1909. Sotheby’s. Source

Как встречала Москва Пасху сто лет назад. Из воспоминаний художника Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938):

" Суббота – последний день Страстной. Все ожило, последние приготовления, носятся москвичи по магазинам, закупают к празднику последние покупки, все громче стали, спешат, суета. Москва живет до закрытия магазинов перед вечером. И когда замрет жизнь, все стихнет, как будто и нет двух миллионов-то людей. Часто в эту затихшую темную ночь послышатся какие-то шорохи, потрескивания, отдаленные глухие гулы, точно вздохи – это вскрывается Москва-река! И тогда в этой слитности, одновременности великой радости людской и воскрешающей природы – такая полнота, такая слава Творцу!

Часов в 11 ночи отовсюду течет людской поток в Кремль. Наполняется Кремль. Напряженное ожидание. В толпе, в Кремле часто слышна иностранная речь, оказывается, много приезжало иностранцев в Москву на Пасхальную ночь. Мы стоим у парапета перед соборами, ждем, все тихо и темно. Часто все глядят на свои часы…


2.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920). Гастроном. 1909. Частная коллекция / Vladimir Egorovich Makovsky (1846-1920). Gastronome. Signed in Cyrillic and dated 1909 l.r.; further numbered 1624 on the reverse. Oil on canvas. 56 x 47cm. Estimate 150,000-200,000 GBP. Provenance: Gift from the artist to Gnat Yura. Collection of Terenty Yura. Thence by descent to the previous owner. Russian Paintings. 25 November 2014. London. Sotheby’s. Source

И, наконец, ровно в двенадцать высоко-высоко взвивается ракета, с треском лопается в выси, рассыпается огненным дождем и тотчас же изумительный, бархатный с Ивана Великого удар его огромного колокола. Только и ждали этого. Нестеров восклицает восторженно: "О, ведь это Бетховен!" Сейчас же вся Москва загудела звонами, со всех сторон сорока-сороков, зажглась иллюминация в Кремле и всюду стало светлее, и из Успенского собора выходит Крестный ход. Вся толпа со свечами, стало еще светлее. Несется песнь синодального хора: "Христос Воскресе".

Светлая, волнительная радость! Тут начинается христосование, а потом после заутрени разговляются. Ну, а уж разговенье, каково оно, понятно само собой – ведь московское!


3.

Жуковский Станислав Юлианович (1875-1944) Пасхальный натюрморт. 1915 г. Холст, масло. 87,5 х 133 см. Государственная Третьяковская галерея. via

А в первый день Пасхи, после этой великой радостной ночи, пойдешь в Кремль, а там на пригреве, на солнышке сидят, отдыхают странники-богомольцы. Облупливают крашенные пунцовые яички и скорлупки окрашенные около валяются, и как-то это хорошо вяжется с молоденькой чуть – чуть зачатой зелененькой травкой: красное-то с зеленым – ведь гармония. До сих пор скорлупки запомнились. И все это на солнце. Не вижу без солнца. Потом аккуратненько подберут скорлупки, сору нет. И отдохнув, поднимутся и пойдут из собора в Успенский, Благовещенский, Архангельский – к Спасу за золотой решеткой, к Иоанну Лествиничку, что под Иваном Великим, в Вознесенский монастырь, в Чудов, к Константину и Елене, к Нечаянной Радости – это все в Кремле. А затем к Иверской и дальше, дальше к Святыням Московским – ведь она полна была ими. Как это трогательно, какое чистое сердце в этом. Дивно, хорошо!

А в церквах-то после скорбных, за сердце берущих мотивов-песнопений Страстной, сразу все меняется, сразу радость, веселье, почти плясовые речитативы. Да и в словах-то песнопений так и говорится: "Людие веселитеся". Ведь вот, наверное, бывали Пасхи в дурную погоду, а у меня в памяти не сохранилось этого. Всегда помнится солнце только.


4.

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972). Пасхальный натюрморт. 1920-e. Выставка работ Аркадия Пластова «Плащаница вселенной» в галерее искусств Зураба Церетели с 31 января по 10 марта 2013 года. via

С утра до вечерен всю Святую неделю звонит Москва златоглавая веселым звоном. А весна-то, весна тоже звенит, ликует, ну, что за пора, что за чудо! Да разве все это расскажешь! И слов –то нет у меня…И в душе весенние звоны, до сих пор чувствую их я.
Звонят у Николая Мокрого, у Покрова в Голиках, у Троицы на Листах, у Николы в Капельках, у Николы в Толмачах, у Николы на Курьих Ножках, у Николы в Пыжах, у Успения на Могольцах, у Николы на Плотниках, у Николы на Болвановке, у Воскресения в Кадашах, у Николы на Дербеновке, у Спаса на Бору.

И везде, везде, со всех сорока-сороков веселый звон.

И чудесный художник, милый Аполлинарий Васнецов звонит в своем приходе у Харитона –огородника. "


Источник: Из воспоминаний С.А.Виноградова: "бывали Пасхи в дурную погоду, а у меня в памяти не сохранилось этого. Всегда помнится солнце только". Официальный блог Государственной Третьяковской галереи, 04 мая 2013


5.

Пасхальная открытка с репродукцией работы Михаила Маркиановича Гермашева (Бубелло) (1867-1930) «Пост завершён». Конец XIX в. Source


Пасха:

Христосование. Кустодиев, 1916, 2016-05-01
Пасха и Фаберже, 2017-04-15
Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1, 2016-05-02
Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2, 2016-05-04
Клевер – эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже, 2016-04-30



Tags: Пасха, Россия, быт, живопись, натюрморт, праздники, ссылки, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “натюрморт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments