Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Вход Господень в Иерусалим. XVII век

Русская иконопись


Несколько русских икон XVII века на сюжет «Входа в Иерусалим».


Фрагмент. Вход Господень в Иерусалим. 1698. Фома Потапов и Василий Самсонов Потапов. Осташков. Дерево, темпера. 183 × 153. КП 4459. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Source

Иконография праздника с восседающим в центре на белом осле Христом, повернувшимся к идущим за ним апостолам, типична для второй половины XVII века. Пейзажный фон трактован в натуралистическом духе с передачей глубины пространства за счет заметного уменьшения пропорций фигур на заднем плане. Интересная деталь – приставленная к пальме лестница, по которой отроки забираются на дерево для приветствия Христа. Изображение Иерусалима отличается вниманием к подробной передаче архитектуры городских построек и восходит к гравюрам печатных Проскинитариев – путеводителей по Святой Земле.


2.

Вход Господень в Иерусалим. 1698. Фома Потапов и Василий Самсонов Потапов. Осташков. Дерево, темпера. 183 × 153. КП 4459. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Source

Комплекс из двенадцати крупноформатных икон размещался в Успенском соборе в специальных киотах около подкупольных столпов, окружая их с трех сторон. Основные сюжеты комплекса – главные христианские праздники (9 икон), к которым были добавлены образы Христа, Богоматери и Святой Троицы.


3.

Фрагмент. Вход Господень в Иерусалим. 1698. Фома Потапов и Василий Самсонов Потапов. Осташков. Дерево, темпера. 183 × 153. КП 4459. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Source

Иконы выполнены крестьянами Иосифо-Волоколамского монастыря - осташковскими иконописцами Фомой Потаповым и его двоюродным братом Василием Самсоновым Потаповым, о чем имеется запись в приходно-расходной книге монастыря.


4.

Икона «Вход в Иерусалим». Главный иконостас Архангельского собора Московского Кремля. Школа царских изографов. Россия, Москва, 1680 (1681) гг. Музеи Московского Кремля. Source


5.

Икона XVII в. «Вход Господень в Иерусалим». Из собрания Покровского собора. Фотография Георгия Сапожникова. Храм Василия Блаженного - Покровский собор. Государственный исторический музей. Source

Христос совсем развернут назад, сидит спиной по ходу движения, а осел сильно на коня похож.


6.

«Вход Господень в Иерусалим». Фрагмент. Мастер Михаил. Самое начало XVII века. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Государственный Русский музей. Источник: facebook Натальи Комашко. Source. По клику – полный вид иконы

Процессия и город – с критского образца.


7.

Из праздничного рада соборного иконостаса Спасо-Евфимиева монастыря. 1660-е годы. Источник: facebook Натальи Комашко. Source


8.

Каргополь. Вторая половина XVII века. Каргопольский государственный музей, г. Каргополь, Архангельская область. Источник: facebook Натальи Комашко. Source


9.

Фрагмент рамы с изображением праздников из Каргопольского музея. Конец XVII века. Источник: facebook Натальи Комашко. Source

Видно влияние Москвы и Поволжья.


10.

Конец XVII века, Псков. Частное собрание. Источник: facebook Натальи Комашко. Source

Вариант сидящего на осле Христа – с поднятыми ладонями.


11.

Вологда. Конец XVII века. Вологодский государственный музей-заповедник. Источник: facebook Натальи Комашко. Source


О празднике Вход Господень в Иерусалим на Руси ранее:
Шествие на осляти. Вербное воскресенье в XVI-XVII веках, 2017-04-09
Шествие на осляти. Россия, XVI-XVII века, 2016-04-23


---
P.S. После нововведений LiveJournal единственный способ скрыть рекламу – это залогиниться в ЖЖ. Это можно сделать через любую соцсеть. Реклама лезет отовсюду, в т.ч. разбивая верстку.



Tags: 17 век, иконопись, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “17 век” Tag

  • Аллегория войны и революции

    XVII век и 1917 год Аллегория войны. Италия, XVII век. Себастьяно Риччи (1659, Беллуно - 1734, Венеция) / Sebastiano Ricci (1659-1734).…

  • Октябрь: сбор винограда

    Из собрания Эрмитажа Фрагмент. Тарелка «Сбор винограда (октябрь)». Лиможская эмаль. Конец XVI - начало XVII в. Государственный…

  • Выбрать жену из 11 претенденток. Как справился с задачей Кеплер

    Если у мужчины настоящие возлюбленные Венера и Луна, то земным женщинам соперничать с ними очень непросто. Данте и Беатриче. У Кеплера было всё…

  • Грехопадение, 1592. Корнелис ван Харлем

    Обезьянам и котам место в картине найдется всегда. Корнелис ван Харлем / Корнелиссен ван Харлем Корнелис (1562-1638). Грехопадение. 1592.…

  • Анатомическая Ева

    Праматерь всех людей анатомическая Деревянная анатомическая Ева XVII века из частной коллекции. Деталь, вид сзади, голова в разрезе.…

  • Перчатки. XVII век

    Красиво Стальные перчатки. Около 1614, Испания. Музей Виктории и Альберта, Лондон / Steel gauntlets, ca. 1614, Spain. Height: 137 mm, Width:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments