Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Воскрешение Лазаря. XII век

На выставке «Шедевры Византии» в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – 18 икон, которые дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах.


Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины. via

Про икону XII века Воскрешение Лазаря рассказывает известный византинист-искусствовед Алексей Михайлович Лидов. Из статьи, посвященной выставке, на сайте «Православие и Мир».

Воскрешение Лазаря, XII век

" Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.


2.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины. Фотография из статьи. Source

Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв. "

Алексей Лидов – византолог, директор Научного центра восточнохристианской культуры, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, академик Российской академии художеств.

Выставка открыта до 23 апреля 2017, продлена, объявлялась дата закрытия – 9 апреля. Фотографировать запрещено.


Статья полностью:

«Православие и Мир» // Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку, 17.02.2017. Авторы: Алексей Лидов , Оксана Головко.


Про выставку:

«Шедевры Византии» – материал на сайте Государственной Третьяковской галереи.
Пресс-релиз ГТГ и 11 фотографий экспонатов выставки: «Шедевры Византии» привезли в Третьяковскую галерею из Греции // ARTinvestment.RU, 06 февраля 2017



Tags: 12 век, Афины, Византия, выставки, иконопись
Subscribe

Posts from This Journal “Византия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment