Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Георг Шольц: новая вещественность, магический реализм. Германия, 1920-е - 1930-е

Немецкий художник-коммунист: картины 1920-х



Георг Шольц (1890-1945). Arbeit schändet. 1920/1921. Кунстхалле, Карлсруэ / Georg Scholz. Arbeit schändet. 1920/1921. Zeitungsträger oder Arbeit schändet - Paper delivery or Labor disgraces. 30,5 x 49,3 cm. Kunsthalle Karlsruhe. via, via

Немецкий художник Георг Шольц (1890, Вольфенбюттель - 1945, Вальдкирх) / Georg Scholz – член Коммунистической партии Германии с 1919 года. Искусствоведы относят его к направлению, называемому «Новая вещественность». Это течение, организационно не оформленное и достаточно широкое: к нему принадлежали художники из разных земель Германии. А внутри «Новой вещественности» Георга Шольца причисляют к условному течению «Магический реализм» /magischer Realismus.

Термин «Магический реализм» придуман немецким критиком Францем Ро, чтобы обозначить особо пристальное внимание к детали, свойственное сторонникам направления «Новая вещественность». В книгу «Постэкспрессионизм, магический реализм, проблемы новой европейской живописи», где впервые был употреблен этот термин, Ро включил большое количество художников из разных стран, в том числе Миро и Пикассо, назвав их “магическими реалистами”. Впоследствии критики использовали этот термин при описании различных видов живописи, в которой предметы изображались с фотографической точностью, но им сопутствовали элементы парадоксального или странные сопоставления, которые рождали у зрителя чувство нереальности, наполняющее повседневное бытие атмосферой тайны. Превосходный пример – живопись Магритта.


2.

Georg Scholz. Industriebauern. 1920. Source, via

В англоязычном мире термин приобрел известность вместе с выставкой “Американские реалисты и магические реалисты”, проведенной в 1943 в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Директор музея Алфред X. Барр писал, что термин “иногда применялся к работам художников, пытавшихся с помощью средств точной реалистической техники сделать правдоподобными и убедительными свои невероятные, призрачные и фантастические видения”.


3.

Георг Шольц. Немецкий город ночью. 1923. Работа из частной коллекции в Базельском художественном музее / Georg Scholz. Deutsche Kleinstadt bei Nacht, 1923. Öl auf Karton. Kunstmuseum Basel, Leihgabe aus Privatbesitz Inventar Nr. G 2010.11. via

«Новая вещественность» / «Neue Sachlichkeit» — направление в искусстве Германии 1920 - нач. 1930-х, отражающее смирение и цинизм послевоенного периода. Оно сохраняло интерес к социальной критике, что было характерной чертой для господствующего экспрессионизма, но отвергало абстрактные тенденции “Моста”.


4.

Georg Scholz. Kakteen und Semaphore. 1923. via

Название было дано Густавом Хартлубом, директором Кунстхалле в Мангейме, в связи с проводившейся там в 1925 выставкой и относилось к художникам, сохранявшим верность позитивной, объективной реальности. Это течение не отличалось стилистической однородностью; общей позицией было стремление к детальному показу зла в целях острой социальной сатиры. Видными представителями “Новой вещественности” были Отто Дикс (1891-1969), Георг Гросс (1893-1959), Конрад Феликсмюллер (1897-1977), Кристиан Шад (1894-1982), Рудольф Шлихтср (1890-1955). В 1930-х, с распространением нацизма, это направление перестало существовать.


5.

Георг Щольц. Сидящая с гипсовым бюстом, 1927 / Georg Scholz. Female Nude with Plaster Bust . 1927. Staatliche Kunsthalle Karlsruhe. The exhibition "Chaos and Classicism: Art in France, Italy and Germany, 1918-1936", Guggenheim Museum. via

Георг Шольц родился в Вольфенбюттеле. Художественное образование получил в Академии художеств Карлсруэ. По окончании академии продолжил обучение в Берлине. Во время Первой мировой войны с 1915 по 1918 год служил в армии.

В 1925 году Георг Шольц получил должность профессора Государственной академии искусств в Карлсруэ. В 1926 году Шольц начал сотрудничать с сатирическим журналом «Симплициссимус». В 1928 году посетил Париж.


6.

Георг Шольц (1890-1945). Автопортрет, 1926. Кунстхалле, Карлсруэ / Georg Scholz (1890-1945). Self-Portrait in Front of Litfaß Column, 1926. Source

После прихода в Германии к власти в 1933 году Гитлера и национал-социалистов Шольц быстро потерял работу преподавателя. Его работы были причислены к дегенеративному искусству, в 1937 году в рамках кампании по «очищению» немецкой культуру его произведения были изъяты. В 1939 году художнику было запрещено заниматься живописью.

В 1945 году французские войска назначили Георга Шольца мэром Вальдкирха, но 27 ноября 1945 года он умер.


Источники и дополнительное:
Oxford. Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса / Пер. с англ.: М.: Радуга, 2004. Стр. 165-166, 201, 335, 403.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шольц,_Георг
https://de.wikipedia.org/wiki/Georg_Scholz_(Maler)
https://en.wikipedia.org/wiki/Georg_Scholz
Новая вещественность. Словарь терминов / Российская академия художеств
Магический реализм. Словарь терминов / Российская академия художеств
Neue Sachlichkeit, (German: New Objectivity) / Encyclopædia Britannica


См. также:
Предтеча экспрессионизма и сюрреализма Джеймс Энсор (1860-1949, Бельгия), 2014-12-16



Tags: 20 век, Германия, живопись XX века, модернизм, очки, реализм, художник, экспрессионизм
Subscribe

Posts from This Journal “живопись XX века” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments