Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Нюрнбергский карнавал XV-XVI веков

Авангардная мода и карнавал



Шембартлауф 1539 года – последний. Костюм из игрушек / Coll. 170. Ms. 351. Page 198v. Source. Вид маски в полный рост: см. Часть 2, илл.#08

Карнавал в немецкоязычной традиции – фастнахт (Fastnacnt /Канун поста) или фашинг (Fasching) – празднества, происходящие в течение шести "жирных дней", предшествующих Пепельной среде /Aschermittwoch, началу Великого поста – Квадрагинте. Карнавал в Германии существенно отличался от карнавала в итальянских регионах, хотя многое у него заимствовал. Немецкий карнавал – высокоупорядоченная и достаточно замкнутая структура, гораздо более близко стоящая к церковным канонам, чем карнавал итальянский или французский.

В баварском городе Нюрнберге с 1449 года проходили масленичные игры, ход ряженых – шембартлауф – средневековый "воцерквленный карнавал". Нюрнбергский шембартлауф привлекал множество паломников.

Лютер в послании из Виттенберга охарактеризовал шембартлауф как особо безбожный спектакль, высказывающий пренебрежение Евангелию и поэтому неугодный Богу. В 1539 году любимый городской праздник был запрещен как вредный.

С 1449 по 1539, на протяжении 90 лет, в Нюрнберге состоялось 64 шембартлауфа.


2.

Шембартлауф 1539 года. Костюм из игральных костей-кубиков / Coll. 170. Ms. 351v. Page 192. Вид маски в полный рост: см. Часть 4, илл.#23

Рассказ о Нюрнбергском карнавале XV-XVI веков в четырех частях:

Авангард в средневековом Нюрнберге. Карнавал. Часть 1, 2016-03-02
Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 2, 2016-03-04
Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 3, 2016-03-09
Карнавал в средневековом Нюрнберге. Часть 4, 2016-03-11

Текст во всех четырех материалах – на базе книги Владимира Федоровича Колязина "От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья" [*].

Иллюстрации этого поста – из рукописи XVI века на немецком языке "Schembartbuch aus dem Besitz des Sebastian Schedel", находящейся в библиотеке Калифорнийского университета: Coll. 170. Ms. 351 [**].


3.

Маска в авангардном костюме из кубиков из игральных карт. Шембартлауф 1539 года – последний, Нюрнберг / Schoenbartbuch (Nürenberg Carnival Book). Creation XVIex. 1590/1620. Nürnberg, Germany [Place Of Origin]. Coll. 170. Ms. 351. Page 182v. University of California, Library, Los Angeles. Source. Вид маски в полный рост: см. Часть 1, илл.#01

Шембартлауф развивался постепенно. Со временем он превратился в гиперболическое зрелище. Поначалу это было шествие множества массовых и отдельных типажей в различных аллегорических и вымышленных костюмах, ряженых и шутов, в простых размалеванных и больших, искусно выполненных масках.

Затем процессию дополнили повозки с декоративной архитектурой и аллегорическими персонажами, передвигаемые костюмированными статистами или лошадьми в пышном убранстве. Снабженная полозьями повозка, которую ряженые волочили за собой, впервые появилась в 1475 году. Назывались повозки "Die Höllen", что можно перевести как "ад", "адовы повозки".

Впоследствии к шествию добавились еще и поединки с участием различных гильдий.


4.

1463 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 41r. Source

С появлением "адовых повозок" аллегорическому смыслу костюмов ряженых придается меньшее значение, преимущественное внимание начинает уделяться моде или же ее осмеянию.


5.

1476 год / Anno 1476. Coll. 170. Ms. 351. Page 67. Source


6.

1477 год / Anno 1477. Coll. 170. Ms. 351. Page 69. Source


7.

1478 год / Anno 1478. Coll. 170. Ms. 351. Page 71. Source


8.

1479 год / Anno 1479. Coll. 170. Ms. 351. Page 73. Source


9.

1480 год / Anno 1480. Coll. 170. Ms. 351. Page 75. Source


10.

1489 год / Anno 1489. Coll. 170. Ms. 351. Page 89r. Source


11.

Шембартлауф 1490 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 91 Source


12.

Шембартлауф 1491 года / Schembartbuch UB of California Coll. 170. Ms. 351. Page 93r. Anno 1491. Source


13.

Шембартлауф 1491 года / Schembartbuch UB of California Coll. 170. Ms. 351. Page 93r. Anno 1491. Source


14.

1503 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 109r. Source


15.

Шембартлауф 1513 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 135 Source


16.

1514 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 137r. Source


17.

Шембартлауф 1522 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 151r. Source. "Адову повозку" 1522 года – см. Часть 3, илл.#15


18.

Die Höllen или "адова повозка" 1524 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 154v. Source


19.

1524 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 154v. Source


20.

1539 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 157r. Source

В 1539 году шембартлауф последний раз блеснул своей привилегией свободы и пышными театрализованными массовками. Протестантам удалось совершенно погубить нюрнбергский карнавал. Вместо языческого шембартлауфа в 1649 г. был введен особый христианский день покаяния, поста и молитв – Buss-Fast-und-Bet-tag.


21.

Шембартлауф 1539 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 157r. Source

Кое-что от шембартлауфа сохранилось в состязаниях и процессиях различных гильдий, но как единое целое он больше не возродился. Дни фастнахта перестали что-либо значить для следующих поколений нюрнбержцев. Но еще в XVI, XVII, XVIII вв. продолжали создаваться иллюстрированные хроники шембартлауфа, закрепившие его проказы и красоты для вечности и восславившие нюрнбергских патрициев.


Источники:
[*] Колязин Владимир Федорович. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья / В.Ф. Колязин; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. - М.: Наука, 2002. - 208 с: ил. [pdf] Текст не цитируется, переработан.
[**] Coll. 170. MS. 351, University of California, Library, Los Angeles. Описание манускрипта:
[Spoiler (click to open)]Title: Coll. 170. MS. 351. Schoenbartbuch (Nürenberg Carnival Book).
Alttitle: Schempart Buech : darin zu finden in was Klaidtung und Manir die Geselschafften sein ausz gelauffen zu Fassnacht zeiten von 1449 Jar an bis auf 1539 und was sich in einem jeden Jar begeben hatt auch der Meserer und Menschen dann. [Uniform]
Date XVIex [Creation]; 1590/1620 [Normalized]
Description: Acquired from H.P. Kraus in 1961, as a gift of the Samuel H. Kress Foundation [Note]
Binding: bound in original 17th-century German leather over paper boards; concentric decorative (outer) and double ruled (inner) borders, with gilt corner-pieces; center gilt lozenge, with gilt pomegrante ornament at each corner; oval medallion in center of lozenge contains gilt stamp of a young black man (also pictured in the Schedel painted bookplate on front pastedown) holding a chalice and sword; four pairs of green silk ties, two along fore-edges, one each at upper and lower edges; spine divided by five raised double bands into six compartments (top one is missing), each with gilt-stamped fleur-de-lis ornament within floral border. The stamp and border match those on Ms. Nor. K. 444 in the Nuremberg Stadtbibliothek. [Abstract]
Publisher: Nürnberg, Germany [Place Of Origin]




Tags: 15 век, 16 век, Германия, Нюрнберг, авангард, карнавал, костюм, мода, ссылки
Subscribe

Posts from This Journal “мода” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments