Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Василий Кандинский. Багатели – выставка

Архивное. О московской выставке



Василий Кандинский. Гармонист. 1917. Стекло, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. via. По клику via

Выставка «Багатели» Василия Кандинского

В Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 20.12.2016 по 12.02.2017 проходит выставка ”«Багатели» Василия Кандинского. Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915-1920”. Фотографировать там нельзя, поэтому фотографии собраны в интернете.

Из услышанных разговоров публики на выставке: "Что уж они не могли целым стеклом закрыть? Странные какие-то"; вопрос смотрителю: "То что разбито – это так задумано?"

Кандинский в декабре 1921 году уезжал из страны очень спешно. Что тогда случилось специалистам до сих пор неизвестно. Свои работы Кандинский договорился оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи. Ящик с имуществом Кандинского, в том числе стеклами, перевозил уже не он сам, а его друг. Вероятно, во время транспортировки стекла разбились. При вскрытии ящика в музее они уже были битые.

«Багатели» в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Куратор выставки, заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Борисовна Автономова о Кандинским и выставке:

Московский период

«Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу.


2.

1911 год. Василий Кандинский в своем доме в Мюнхене / Wassily Kandinsky at home (36 de la Ainmillerstrasse), Schwabing, 1911-nd. from : Rainer Metzger, ‘Munich 1900 - La Sécession, Kandinsky et le Blaue Reiter’, Éd. Hazan 2009 [Orig. title: München - Die große Zeit um 1900 | Kunst und Kultur 1890-1920 (2008)] via

Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен — второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.


3.

Нина Андреевская и Василий Кандинский, Дессау. 1929 г. via

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского — поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи — создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую.


4.

Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первое свидание Василия Кандинского и Нины Андреевской прошло в сентябре 1916 года в музее имени Александра III, т.е. в нынешнем главном здании Пушкинского музея, чем музей очень гордится. Через полгода они поженились и провели вместе 27 лет. Source

Их знакомство состоялось по телефону — она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно — Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.


5.

Слова из воспоминаний Нины Николаевны Кандинской. Фотография: vesti.ru. Source. Василий Кандинский познакомился с Ниной осенью 1916 года, поженились они в феврале 1917 года. Первые годы совместной жизни молодой семейной пары нашли отражение не только в работах Василия Кандинского, но и в творчестве жены художника

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому — 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».


6.

Василий Кандинский. С фруктами, 1918. Стекло, масло. Частное собрание, Москва. Фотография: Михаил Свешников, vesti.ru. Source. Страница с этой работой из каталога выставки

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле — старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.


7.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами», 1918. Стекло, масло. Государственный Русский музей / Amazona com Leões Azuis, 1918, Óleo sobre vidro, Museu Estatal Russo. © Kandinsky, Wassily. Source

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го.


8.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах», 1918. Стекло, масло. Государственный Русский музей. via

Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок»). Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

Оригинал: Post@-Magazine»: Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского, 19 декабря 2016


9.

Василий Кандинский. Всадник, 1910-е. Дерево, масло. Частное собрание, Москва. Фотография: Татьяна Горбутович

О выставке

Немного обработанная (куски переставленных местами и т.п.) информация о выставке, размещенная на сайте и в фейсбуке музея:

К 150-летию со дня рождения художника. В год юбилея выдающегося художника XX века Василия Кандинского (1866-1944) ГМИИ им. А.С. Пушкина показывает его работы, выполненные в уникальной технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915-1920 годов. Именно в эти годы, когда Кандинский живет и работает в Москве, он вновь возвращается от абстрактных работ к предметной тематике.


10.

Василий Кандинский. Белое облако. 1918. Стекло, масло. 25х31. Государственный Русский музей / A white cloud. 1918. Oil on glass. 25x31. State Russian Museum Source

На выставке показываются и акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на выставке можно увидеть три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».


11.

Василий Кандинский. «Всадник». Национальный музей искусств Азербайджана, Баку. Это не подстекольная живопись: здесь краска нанесена сверху, по зеркалу. via

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские).


12.

Фарфор, расписанный по эскизам Василия Кандинского. Дулевский фарфоровый завод. 1920-е. Source

И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии.

Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения — в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».


13.

Фарфор, расписанный по эскизам Василия Кандинского. Дулевский фарфоровый завод. 1920-е. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета. Source

Творчество Кандинского сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Два города – Москва и Мюнхен были одинаково значимы для него.


14.

Hinterglasmalerei. Религиозные сюжеты и изображения святых. Западная Европа. XIX - нач. XX в. Стекло, масло. Собрание Владимира Спивакова. Фотография: Михаил Свешников, vesti.ru. Source

Старинную технику «Hinterglasmalerei» художник изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии.


15.

Одна из народных картинок Hinterglasmalerei. Религиозные сюжеты и изображения святых. Западная Европа. XIX - нач. XX в. Стекло, масло. Собрание Владимира Спивакова. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета. Source

«Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.


16.

Одна из народных картинок Hinterglasmalerei. Религиозные сюжеты и изображения святых. Западная Европа. XIX - нач. XX в. Стекло, масло. Собрание Владимира Спивакова. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета. Source

Hinterglasmalerei /«Картинки под стеклом» – это варианты лубка, или народной картинки.


17.

Hinterglasmalerei. Source

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи – художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции слева направо.


18.

Василий Кандинский. «Дама с цветком», 1917. Стекло, масло. Национальный музей искусств Азербайджана. Source

В московский период Кандинский создал серию абстрактных акварелей и около 27 «стекол». В примитивистских сценках он возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908-1909 годов.

Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений. В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам.


19.

Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с черным», 1915. Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета. Source

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года.


20.

Василий Кандинский. «Беспредметная композиция», 1915. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. via

После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.


21.

Нина Кандинская. «Пейзаж с фаэтоном». Национальный музей искусств Азербайджана, Баку. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета. Source. Вид полностью – в раме

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской – шесть – из собрания ГМИИ и одна – Азербайджанского музея, которые впервые показаны российскому зрителю.


22.

Василий Кандинский. Композиция Ж. «Одному голосу». 1916. Бумага, акварель. 31 х 20,5. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Source

Представленная на выставке знаменитая акварель мастера «Одному голосу», 1916, была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III – ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина.


23.

Василий Кандинский. Иматра. 1917. Бумага, акварель, кисть. 22,9 х 28,9. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Source

В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. В результате поездки была написана акварель «Иматра», 1917.


24.

Нина Кандинская. Спящая женщина. 1918. По рисунку Василия Кандинского. Стекло, масло. ГМИИ. Фотография: Михаил Свешников, vesti.ru. Source

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского. Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Первая работа Нины «Прогулка» (он на иллюстрации 4), согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа.


25.

Нина Кандинская. Ваза с цветами. 1918. ГМИИ. Source. Это же стекло – на фотографии 5

В 1917-1918 годах подстекольная живопись стала для Нины своеобразным «посвящением в искусство». Ее опыты в этом жанре связаны с домашним, семейным кругом, совместными творческими занятиями – над своими произведениями супруги часто работали параллельно. Работы не предназначались для публичного показа и наделены особой камерностью.

Самая трогательная и маленькая по размеру из работ Нины Кандинской содержит посвятительную надпись-признание: «Моему любимому бесконечно Васику от Нины всегда твоей. Поздравление на 15-е июля 1918». 15 июля — день празднования Равноапостольного великого князя Владимира, в крещении Василия, день ангела Василия Кандинского.


26.

Райский Алконост. Лубок. Россия, XVIII век. via. Такой же лубок – на стене в доме Кандинского – см. фотографию 2

На выставке также показаны образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на Василия Кандинского: лубки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций.


27.

Храбрый витязь Винциан Францел. Лубок. XVIII век. Бумага, ксилография, раскраска, акварель. ГМИИ. Это картинка – не того листа, что на выставке, рисунок – аналогичен. via

Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского. На выставке представлены работы московского периода, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях. Среди участников проекта:

- Государственный Русский музей: предоставил работы Василия Кандинского «Амазонка с голубыми львами», 1918; «Амазонка в горах», 1918 и др.
- Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, город Киров: «Беспредметная композиция», 1915; «Эскиз композиции “Красное с черным”», 1915 и др.
- Яранский краеведческий музей, Кировская область: «Акварель», 1915, «Рисунок», 1915 и др.;
- Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова: фарфор с росписью по эскизам В. Кандинского, 1920-е
- Азербайджанский национальный музей искусств: «Дама с цветком», 1917 и др.

К выставке подготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталии Автономовой, и Алексея Петухова, готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской – издательство «Искусство – XXI век».

Куратор выставки – Наталия Борисовна Автономова, заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Оригинал на сайте ГМИИ: «Багатели» Василия Кандинского. 20.12.2016 – 12.02.2017. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Начало темы: Воображаемый музей и Кандинский – успеть, 2017-02-08



Tags: Кандинский, Москва, Россия, архив, выставки, модернизм, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments