Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Рождественская елка в Германии

Про елку. Часть 3


Начало: Елка в дореволюционной России. Часть 1. Часть 2


German Wooden Market Stall For the Holiday Season. Germany, circa 1900. 13" x 12" x 9". A delightful presentation of a German market scene at Christmas time with fine old toys and novelties. A wooden market stall with roof, counter and back shelving has ochre painting with card-stock green roof edged with yellow striping. Lot Number: 221. Realized Price: $1,600. Presale Estimate: 2000/3000. Source

Отрывки из книги Алла Сальникова "История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку", вышедшей в 2012 году в издательстве Новое литературное обозрение.

В Части 1 говорилось: "Германия традиционно считалась и считается первой европейской страной, где еще в XVI веке в Рождество стали устанавливать наряженную елку. Во второй половине XIX столетия рождественская елка превратилась в общегерманскую традицию, а сам праздник обрел форму устоявшегося ритуала."

Про зарождение в Германии елочно-рождественской традиции автор книги Алла Сальникова в примечании пишет так:

" В некоторых исследовательских работах и в особенности в популярной литературе типа путеводителей не раз утверждалось, что особые деревья, приуроченные к Рождеству, впервые были установлены ганзейскими купцами на городских площадях Таллинна (Ревеля) и Риги еще в 40-е годы XV века. Холостые юноши и незамужние девушки пели и танцевали у этих деревьев, по окончании же праздника деревья сжигали. Однако в новейших исследованиях эстонских и латвийских историков убедительно доказано, что эта традиция к Рождеству прямого отношения не имела. Таким образом, приоритет Германии в этом вопросе уже не оспаривается.

Как утверждает большинство специалистов, украшенная елка в сценарий празднования немецкого Рождества попала из средневековых германских мистерий об Адаме и Еве, разыгрывавшихся на церковных папертях (так называемой «игры в рай»), где выставленное Райское дерево, увешенное яблоками, символизировало сад Эдема. Во время мистерий украшенное дерево всегда ставилось на той стороне импровизированной сцены, которая символизировала искупление.


2.

Two German All-Bisque Dolls in Christmas Vignette. Germany, circa 1890. 3 1/2" dolls. Lot Number: 244.1. Realized Price: $900. Presale Estimate: 500/800. Source

Когда в период Контрреформации в середине XVI века мистерии были повсеместно запрещены, елки переместились в дома горожан, где их стали украшать фруктами, сладостями, а позднее — свечами. Первоначально в качестве украшений использовались не целые деревья, а сосновые и еловые ветви. Этот обычай был упомянут уже в 1494 году в знаменитом стихотворном сочинении известного немецкого ученого и гуманиста Себастьяна Бранта «Корабль дураков», своего рода светской Библии того времени. Позднее в правобережье и левобережье Рейна стали устанавливать небольшие рождественские деревца, которые обычно либо размещали на столе, либо подвешивали к потолку. В 1535 году такие деревца продавались на страсбургском рынке.


3.

The Two German Bisque Dolls with Christmas Tree. Germany, circa 1890. 6" (15 cm.) tree. Lot Number: 217. Realized Price: $475. Presale Estimate: 400/600. Source

В литературе и большинстве справочных изданий преобладает утверждение, что первая рождественская елка (точнее сосна) была установлена в 1521 году в Эльзасе. Церковная запись упоминает об установке рождественского дерева в Страсбургском соборе в 1539 году. Были ли эти деревья украшены, источники не сообщают. Однако уже в XV - первой половине XVI века вырубка их в Германии была такой активной, что законодательно было запрещено рубить в лесу более одного дерева на человека.


4.

Two German Bisque Dolls in Holiday Party Costumes with Christmas Tree. Germany, circa 1890. Dolls by Simon and Halbig. 8" (20 cm.) tree. Lot Number: 155. Realized Price: $500. Presale Estimate: 700/900. Source

Первые упоминания об украшенных «райских» деревьях, установленных вне церкви, относятся ко второй половине XVI века, когда они появляются на общественных праздниках цехов и братств и уже дистанцируются от «игры в рай». В обнаруженной И. Вебер-Келлерманн бременской гильдейской хронике 1570 года сообщается об установке для детей в здании гильдии небольшой елки, украшенной яблоками, орехами, финиками, соленым печеньем и бумажными цветами. На немецких рождественских базарах второй половины XVI века, например на нюрнбергском (Niirnberger Christkindlesmarkt), продавались имбирные пряники и другие рождественские украшения.


5.

German Christmas Vignette with Chenille Tree. Germany, circa 1900. 3"-4" dolls. 5" tree. Lot Number: 301. Realized Price: $600. Presale Estimate: 600/900. Source

Уже тогда обычай украшать елку был разнесен по городам «немецкой» Европы, в частности, он обнаруживается в 1597 году в Базеле, где установленные в скорняжных цехах рождественские деревья украшали яблоками и сыром. Сведения о расходах на украшение рождественских деревьев содержатся также в счетах торговцев эльзасского города Тюркхайма за 1597-1669 годы, где упомянуты затраты на приобретение яблок, облаток, цветной бумаги и нити. Похожим образом украшенные деревья устанавливали члены городского совета, цеховые мастера, священники и другие почтенные горожане в Шлеттштадте, Фрайберге и Берне. К 1605 году относится письменное свидетельство об установке в домах страсбургских горожан рождественских елок, украшенных бумажными розами, яблоками, вафлями, золотой фольгой, сахаром и другими предметами.


6.

Vignette of Christmas Scene with Rocking Horse and Boy. Germany, circa 1890. 6" doll. Lot Number: 221.1. Realized Price: $250. Presale Estimate: 400/600. Source

Недовольная «языческим» украшением елки, церковь оставила свои свидетельства в пользу распространенности этого обычая в Германии. В трактате знаменитого страсбургского теолога и проповедника Иоганна Конрада Даннхауэра, относящемся к 1645 году, резко осуждалась «увешенная куклами и сластями» устанавливаемая в домах рождественская ель. Автор трактата называл ее «Lappalie» («мелочностью») и «Kinderspiel» («детской игрой»), а также недопустимой заменой «слову Божьему, с коим и следует праздник сей встречать».


7.

German Wooden Doll House Room with Elaborately Carved Facade and Christmas Scene. Germany, circa 1910. 20" x 18" x 14". A wooden doll house room with carved cornice and elaborate ornamental die-cut decorations at the front having winged dove and scroll design is painted brown and grey with gilt accents. The interior has wall and floor papers and is furnished in a cozy family Christmas morning scene. Lot Number: 151. Realized Price: $5,100. Presale Estimate: 2000/2500. Source

Более широкое распространение украшенное рождественское дерево получило в Германии во второй половине XVIII века, но происходило это распространение неравномерно — на протестантском севере гораздо быстрее и успешнее, чем на католическом юге, где по-прежнему принято было насмехаться над этой евангелической традицией, а сам протестантизм именовать «религией рождественской елки» (рождественская елка как конфессиональный символ протестантизма противопоставлялась католическому рождественскому вертепу), и в городах несоизмеримо быстрее, чем в деревне (например, в Баварии к середине XIX столетия в сельской местности рождественская елка была практически не известна, и ситуация не изменилась здесь вплоть до начала XX века; в Саксонии на протяжении всего XIX века вместо живой елки обычно использовались так называемые «пирамиды» — деревянные конструкции пирамидальной формы, украшенные цветной бумагой и свечами, моду на которые ввели резчики из саусонского города Эрцгебирге, а в некоторых южнонемецких землях было принято украшать не всю елку, а только елочную верхушку.


8.

German Wooden Well-Laden Toy Stand for the Christmas Market. Germany, circa 1915. 16" x 10" x 10". Lot Number: 154. Realized Price: $4,600. Presale Estimate: 3000/4000. Source

Лишь объединение страны привело к известной унификации елочного убранства. Решающую роль в распространении елочной традиции сыграла франко-прусская война 1870 года когда рождественские елки стали устанавливаться в окопах (обычно офицерами) как знак связи с родиной.


9.

Магазин-игрушка. Германия, около 1885 / Germany, circa 1885. Outstanding 19Th Century Toy Shop Crammed with Rare Miniature Toys and Delights. 43 cm. Bread and Roses

Интересно заметить, что помимо елок для «живых» в Германии существовали и елки для «мертвых». На Рождество они устанавливались на кладбищах. Могилы убирали омелой падубом и ставили маленькие елочки с мерцающими огоньками, может быть для того, что бы разделить с ушедшими радость наступившего праздника. Сообщения об этой традиции встречаются в немецкой и британской периодической печати рубежа XIX-XX веков. "

Глава 2. От какого наследства хотели отказаться большевики. Елка и елочная игрушка в дореволюционной России. Примечание 1.

Алла Сальникова. История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — Стр. 29, 184-186



Иллюстрации к книге отношения не имеют.
OCR – gorbutovich. В цитате из подробного примечания удалены отсылки к источникам и литературе. Если вдруг кому надо – спрашивайте – напишу или смотрите в книге.


Ранее:

Елка как зеркало русской революции, 2015-12-23
Советский Новый год, 2015-12-30
Елка в дореволюционной России. Часть 1, 2016-12-28
Елка в дореволюционной России. Часть 2, 2016-12-30



Tags: 19 век, 20 век, Германия, Издательство НЛО, Новый год, Рождество, Россия, игрушки, открытка

Posts from This Journal “Новый год” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments