Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Рафаэль божественный: хронология жизни. Лечение Немой

В архив. Выставка «Рафаэль. Поэзия образа» закрылась. Часть 2


Жизнь Рафаэля в датах и фотографии этапов реставрации 2014 года(?) картины, известной как "Немая" /La Muta. А также лекция куратора выставки.

Часть 1: Рафаэль божественный. Поэзия образа. Все работы выставки


Фрагмент работы Джованни Санти – отца Рафаэля и его первого учителя. Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. Конец 1460-х - начало 1480-х. ГМИИ

Выставка "«Рафаэль. Поэзия образа». Произведения из галерей Уффици и других собраний Италии." проходила в Государственном музее изобразительных искусств имени A.C. Пушкина с 13 сентября по 11 декабря 2016 года. Из музеев Италии были привезены восемь живописных и три графические работы. В Пушкинском есть две картины, имеющие отношение к Рафаэлю. В выставке Рафаэля они участвовали в качестве дополнения, оставаясь в своем родном зале №7 постоянной экспозиции главного здания.

Рафаэль Санти. Хронология жизни и творчества

6 апреля 1483
Рафаэль Санти родился в городе Урбино в семье Джованни Санти, художника и поэта при дворе герцога Урбинского Федерико да Монтефельтро.


2.

Джованни Санти (ок.1435-1494). Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. Предположительно 1470-е годы. Дерево, темпера. 62х44 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by Tatiana Gorbutovich. В картине типично флорентийская тема Мадонны, поклоняющейся Младенцу, объединена с мотивом умбрийского происхождения – изображенными по сторонам от Мадонны ангелами с молитвенно сложенными руками. Число дошедших до нас картин Джованни Санти очень невелико. В его творчестве заметен интерес к произведениям нидерландцев, с которыми он близко соприкоснулся в Урбино, в том числе через работавшего там Йоса ван Гента. Эти связи с североевропейской художественной традицией наглядно проявляются и в картине из ГМИИ, особенно в отношении художника к цвету и в живописной разработке некоторых деталей, в частности волос ангелов. Этикетка к выставке, описание

1491
Мать Рафаэля, Маджа ди Чарла, умерла во время родов; новорожденная девочка вскоре скончалась.


3.
.

Женский портрет, известный как «Немая». Авторство Рафаэля ранее вызывало споры, но последняя реставрация развеяла все сомнения. 1. До реставрации. 2. Неровности поверхности картины в специальном свете / La Muta, prima del restauro // Luce radente. L’immagine documenta le irregolarità della superficie pittorica

1494
Уходит из жизни Джованни Санти, завещав имущество 11-летнему Рафаэлю. Опекуном назначен брат отца, Бартоломео Санти, монах и священник. Брат матери Рафаэля, Симоне ди Чарла, станет другом и наставником художника на всю жизнь.


4.
.

Durante la pulitura. Nell’immagine è visibile il risultato di un primo livello di pulitura sul corpetto verde, sulla manica e sulla camicia bianca // Il dipinto al termine della pulitura. Galleria Nazionale delle Marche Source

1497
Предположительно, в этом году Рафаэль поступает в мастерскую Пьетро Перуджино. Согласно Джорджо Вазари, их знакомство состоялось еще при жизни Джованни Санти.


5.

Particolare di due RX eseguite, prima e dopo il riempimento delle gallerie, per verificarne i risultati

1500
10 декабря подписан заказ на алтарный образ для церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло — первое известное самостоятельное произведение Рафаэля.


6.
.

Durante la pulitura. Particolare in fluorescenza UV. Sono visibili gli effetti di una graduale pulitura sulle vernici non originali // Durante la pulitura. Particolare

1504
Переезжает работать во Флоренцию. Джованна делла Ровере, сестра Гвидобальдо да Монтефельтро, в рекомендательном письме к гонфалоньеру флорентийской республики Пьеро Содерини характеризует Рафаэля как состоявшегося и талантливого мастера, достойного крупных заказов. Пишет картину «Обручение Марии», одну из центральных работ этого периода.


7.

Dopo la pulitura. Particolare

1505-1506
Выполняет портреты супружеской четы Дони, которые характеризуют молодого Рафаэля как выдающегося портретиста.


8.

Dopo la pulitura. Particolare

1506-1508
К этому времени относится серия знаменитых изображений Мадонны с Младенцем, в частности, «Мадонна со щегленком» и «Прекрасная садовница».


9.

Particolare del visibile durante l’intervento

1508
По приглашению папы Юлия II и при содействии архитектора Браманте переезжает в Рим. Между 1508 и 1511 годами выполняет росписи станцы делла Сеньятура в папском дворце в Ватикане.


10.
.

Restauratrici al lavoro: protetto il colore con carta giapponese, applicata con un adesivo, sono stati ripuliti i fori dei tarli presenti sul film pittorico // La Muta in restauro nei Laboratori dell’Opificio delle Pietre Dure, Firenze. Source

1510
Знакомится с банкиром Агостино Киджи, будущим заказчиком ряда архитектурных проектов и живописных работ, в том числе проекта капеллы Киджи в Санта Мария дель Пополо в Риме (1511) и знаменитой фрески «Триумф Галатеи» (1512).


11.

Il dipinto durante le operazioni di riempimento, con un materiale idoneo, delle numerose gallerie di tarlo. Galleria Nazionale delle Marche Source

1511
Приступает к работе над росписью станцы Элиодоро, продолжавшейся до 1514 года.

1512
Пишет «Сикстинскую Мадонну» и «Портрет папы Юлия II».


12.

Экспонат выставки в ГМИИ. Женский портрет (Немая). 1507. Дерево, масло. Палаццо Дукале, Национальная галерея Марке, Урбино (отдана на хранение из Галереи Уффици во Флоренции) / Galleria Nazionale delle Marche. Source

1513
Приступает к работе над картонами для десяти шпалер, предназначавшихся для Сикстинской капеллы, из которых до наших дней дошло семь, в том числе «Чудесный улов». Получает заказ на роспись Ватиканских лоджий.


13.

Женский портрет (Немая). 1507. Дерево, масло. Палаццо Дукале, Национальная галерея Марке, Урбино (отдана на хранение из Галереи Уффици во Флоренции) / Galleria Nazionale delle Marche. Source

1514
Пишет портрет Бальтазаре Кастильоне и женский портрет, известный как «Донна Велата».

1515
Получает должность главного хранителя римских древностей. После смерти Браманте назначен главным архитектором собора Святого Петра.


14.

На выставке не было. Рафаэль Санти. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Фрагмент. Около 1518. Уффици, Флоренция / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de' Medici e Luigi de' Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de' Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de' Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. Source

1518
Работает над планом перестройки собора Святого Петра зместе с архитектором Джулиано да Сангалло. В том же году пишет портрет папы Льва X.

1518-1519
Пишет «Портрет молодой женщины», также известный как «Форнарина».


15.

Джулио Пиппи. Дама за туалетом (известна как "Форнарина"). Начало 1520-х. Холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке. 111х92 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by Tatiana Gorbutovich. На лицевой стороне справа внизу надпись: № 185 DI. RAFAEL: DVRBINO:. В прошлом картина приписывалась Рафаэлю, учеником которого был Джулио Пиппи, и считалась портретом Форнарины, возлюбленной Рафаэля. Несмотря на портретный характер изображения точно идентифицировать личность женщины не представляется возможным. Предположительно картина написана в начале 1520-х годов в Риме или(?) уже в Мантуе, куда Джулио Романо переехал для работы при дворе герцога Федерико Гонзага. Псевдо-Форнарина без рамы. Описание

1518-1520
Создает алтарную картину «Преображение Христа», ставшую последним шедевром мастера. Заканчивал работу художник Джулио Романо.

1520
Рафаэль умер от лихорадки в Страстную пятницу в день своего 37-летия. После отпевания с участием папы и высшего духовенства был похоронен в римском Пантеоне.


16.

Рафаэль Санти и мастерская. Фрагмент картины Экстаз Святой Цецилии Со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной. Работа выполнена в последние годы жизни Рафаэля. Дерево, масло (перенесена на холст). Национальная пинакотека, Болонья. Фотография Болонской пинакотеки. Source


Рассказ куратора

Лекция куратора, в сумме 1 час 23 минуты, разбитая на 6 самостоятельных частей /эпизодов /мини-лекций, Arzamas совместно с ГМИИ им. Пушкина.

Виктория Эммануиловна Маркова, куратор выставки «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» рассказывает о том, почему Рафаэль считается величайшим художником, в чем разница между ним, Леонардо и Микеланджело, почему его так любил Достоевский, и других важных вещах.


Лекция первая
Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль


© Arzamas

Чем Рафаэль, Микеланджело и Леонардо отличаются друг от друга и почему именно они считаются самыми главными


Лекция вторая
Особенности портретов Рафаэля

17.

© Arzamas

Влияние «Джоконды», внимание к деталям, а также как, когда и где Рафаэль учился рисовать


Лекция третья
Рафаэль ранний и поздний

18.

© Arzamas

Флоренция и Рим: как Рафаэль становится любимым живописцем папы римского, главным архитектором собора Святого Петра и получает свои главные заказы


Лекция четвертая
Повседневная жизнь Рафаэля

19.

© Arzamas

Как одевался, что любил и с кем дружил Рафаэль (и почему он так и не женился)


Лекция пятая
Рафаэль и русская литература

20.

© Arzamas

«Репины — дураки»: почему Достоевский обиделся на Репина и при чем тут Рафаэль


Лекция шестая
«Немая», «Мадонна Грандука», «Экстаз святой Цецилии»

21.

© Arzamas

Тайны трех знаменитых картин: объясняем, как их смотреть и почему ими нужно восхищаться


Источники:
Хронология: Буклет выставки Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии. 13.09.2016 – 11.12.2016
Информация на сайте ГМИИ arts-museum.ru
Информационные стенды выставки
! Курс лекций «Рафаэль: как подготовиться к выставке» куратора выставки Виктории Эммануиловны Марковой на сайте Arzamas
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Описание в электронном каталоге "Итальянская живопись VIII-XX веков": Джованни Санти. Мадонна с Младенцем и двумя ангелами
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Описание в электронном каталоге "Итальянская живопись VIII-XX веков": Джулио Пиппи. Дама за туалетом


Дополнительно:
! Аудиогид по выставке. Izi.travel


Ранее:
Часть 1: Рафаэль божественный. Поэзия образа. Все работы выставки, 2016-12-12



Tags: 16 век, Возрождение, Италия, Москва, Флоренция, архив, выставки, реставрация, художник, шедевр

Posts from This Journal “художник” Tag

  • Аллегория Глупости

    День Дурака Квентин Массейс. Аллегория Глупости, фрагмент / Quentin Massys (Leuven 1466-1530 Kiel). An Allegory of Folly. Price realised USD…

  • Георг Шольц: новая вещественность, магический реализм. Германия, 1920-е - 1930-е

    Немецкий художник-коммунист: картины 1920-х Георг Шольц (1890-1945). Arbeit schändet. 1920/1921. Кунстхалле, Карлсруэ / Georg Scholz. Arbeit…

  • Сорок два кота

    Анималистика Карл Калер. Любовники моей жены, 1891. Фрагмент ТАСС, 5 ноября 2015 года, Нью-Йорк: Известная картина «Любовники моей…

  • В Уффици в XVIII веке

    В музее - 4 В музее - 1. В музее - 2. В музее - 3 Иоганн Цоффани (1733-1810). Трибуна Уффици, 1772-1777 / Johan Joseph Zoffany (Frankfurt…

  • Кранах опять в Пушкинском

    Лукас Кранах Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония - 1553, Веймар) вернулся в ГМИИ после выставочного вояжа. Лукас Кранах Старший. Адам и…

  • Илья Репин в Куоккале

    29 сентября 2016 – 86 лет как в возрасте 86-ти лет ушел из жизни Илья Ефимович Репин (1844, Чугуев - 1930, Куоккала, Финляндия). Художник…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments