Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Средневековая фреска "Дерево с подвешенными фаллосами"

Обновление от 19.09.2015. Журнал ЖЖ дал ссылку на этот старинный пост от 05.07.2012 года. Обращаю внимание, что мной тут написан только первый абзац, а далее – два репоста. Я к ним отношения не имею, в первом из перепостов есть неточности (автор из другой профессиональной области – уролог), не всю используемую лексику я разделяю, но это чужие материалы и в них все оставлено без изменений. Далее пост 2012 года. В конце записи – комментарии об ошибках.

Средневековая Европа не перестает удивлять изображениями. Мы некоторые визуальные вещи находим странными, а современникам было все понятно. Правда, в 21 веке не просто выяснить, что же имел в виду автор 13 века.

Оригинал взят у germanigem в Волшебные деревья Средневековья (2012-02-05)

Всегда радостно бывает познакомиться с людьми, не зашореными узкими рамками своей профессии, находящими что-то особенное даже в банальной, повседневной рутине одинаковых рабочих дней. А если человек к тому же обладает широкими знаниями в иных областях, выходящими за рамки его работы, и умеет красиво и доходчиво рассказывать о чём-то интересном, то с ним всегда хочется встречаться и внимательно слушать. Года четыре назад это был Рикардо Бартолетти, поведавший нам о красном вине и его влиянии на нашу половую жизнь.

А недавно, на одном из конгрессов, мне довелось узнать много нового от коллеги из Бельгии Йохана Мателлера, известного своим серьёзным интересом к историческим аспектами урологии, на этот раз рассказавшего о членовом дереве.

Не так давно, в 2000 году, в средневековом городе Масса Мариттима в провинции Гроссето в Тоскане, Италия за штукатуркой городского фонтана была обнаружена исключительная фреска. Первоначальное фонтан назывался "Fonte Nuova", его имя известно ещё с 1265 года. Когда в последующие годы над фонтаном была построена галерея под названием «Palazzo dell'Abondanze», сам фонтан был переименован в «Fonte dell'Abondanza». Фреска скрывалась от глаз на протяжении столетий и обнаружилсь случайно, при реставрации фонтана в 2000 году.

Доминирующим изображением на этой большой (6 на 5 м.) фреске является дерево на бледном фоне.

Вряд ли можно не заметить, что это не просто обычное дерево, потому что оно плодоносит удивительными плодами. На нём произрастают пенисы. Члены на всех ветвях дерева непропорционально большие, с мошонками, и явно в "боевом" состоянии.

Под деревом, можно увидеть пять черных птиц, четыре у левой стороны ствола и одну на правой стороне. Зачем их изобразил художник и какое они имеют отношение к тому, что так явно бросается в глаза, даже вися на дереве, нам совершенно не понятно. Но зато мы можем догадаться, зачем на правой стороне изображены четыре ничего не делающие молодые женщины, а слева четыре женщины, активно собирающие плоды. После нескольких веков часть изображения исчезла, но даже сейчас можно насчитать целых 25 пенисов на ветвях этого волшебного дерева. Также легко заметить, что две женщины, находящиеся ближе всего к стволу, одной рукой схватили друг друга за волосы, как это принято в любой банальной рыночной бабской потасовке, а второй рукой каждая пытается отобрать себе кувшин с урожаем йуХов внутри.

Левее, третья их подруга пытается сбить понравившийся ей членик палкой с ветки, в то время как четвёртая, с первого взгляда выглядящая достаточно невинной, на самом деле засунула один из фруктов в своё самое сокровенное место.

Если вас когда-нибудь занесёт в Париж, вам будет нетрудно найти в Национальной Библиотеке рукопись «Roman de la Rose», написанную Гийомом де Лоррисом. Этот труд, проиллюстрованный Жаном де Монстбастоном, относится ко второй четверти XIV века. На одной из его страниц изображены целых два писечных дерева. На первой картинке показана молодая монахиня на лесозаготовках. Рядом с деревом напечатан текст, являющийся прямым советом или даже руководством к действию, который гласит: «Не стоит сопротивляться желанию природы! Даже монашеская одежда не окажет никакой помощи! Так что выбирайте радости жизни!»

На втором рисунке из того же основополагающего труда средневекового мыслителя - две монахини собирают волшебные плоды прямо с дерева, тут же пытаясь спрятать их в складках одежды.

В конце средних веков паломничество было обычным и весьма распространённым времяпровождением. Пилигримы часто вешали на одежду морскую раковину в качестве значка паломника, чтобы легче было узнавать «своих». Были и другие значки, обычно религиозного характера, но довольно большое число их несло эротический подтекст. Уникальная коллекция значков Хендрика Ян ван Бёнингена из города Котен, Нидерланды, включает иллюстрации йуХовых деревьев, иногда с растущими на них крыльями. Но не только. На некоторых произрастают также крылатые вульвы и вагины.

Еще один знак паломника из города Иепера, Бельгия показывает пару, занимающуюся сексом под писечным деревом, а с другой стороны за ними наблюдает средневековый вуайерист или просто случайный, но очень любопытный прохожий. На правой верхней ветке дерева можно увидеть пенис, проникающий в вагину, со словом AMOVRS, написанным прямо над ними, что на средневековом языке, несомненно, обозначает СЕКС, который тогда был, а в Советском Союзе его уже не стало.

Резьба по дереву начала XV века, показывает искушённому зрителю красиво одетую леди во время сбора урожая. Она хранится во Францисканском музее в Виллингене, на юго-западе Германии. Картина отражает большое сексуальное желание дамы в виде деревянного ящика с большим количеством женских прелестей, стоящего по другую сторону от дерева.

Другую фреску с изображением членового дерева можно обнаружить в замке Моос-Шультхаус в Аппиано, Италия. Эта Фреска была написана около 1475 года и изображает двух женщин, собирающих пенисы, уже перезревшие, и поэтому упавшие с дерева на землю.

На одной из стен замка Лихтенберг в Тироле, также изображено фаллическое дерево. Эта фреска теперь хранится в Земельном музее Тироля в Инсбруке, Австрия.

Немецкий рисунок времени позднего Средневековья сохранился и был найден в Стамбуле, Турция. Рисунок показывает дерево в вазе, (по-японски именуемое эстетами «бансай»), на ветвях которого растут два больших хвостатых и два небольших бесхвостых члена. Там изображены также два маленьких ангела, «путти» (не путать с Путиным), один из которых держит плод в своих руках, а другой срезает член с дерева.

Даже в начале итальянского Ренессанса, Рафаэль, писавший фрески на Villa Farnesia в Риме изобразил обильные гирлянды растительности с бесконечным разнообразием фруктов и овощей. В одном месте сразу становится заметным намёк великого мастера на соитие пышной фиги с опухшим кабачком-цуккини или полностью созревшим огурцом (кому и что больше нравится).

Из всего вышесказанного становится ясно, что в Западной Европе между концом XIII века и начале XVI века, йуХовое дерево было весьма не редким явлением. Очевидный вопрос заключается в том, почему это происходило ?

Первым и наиболее очевидным объяснением может быть то, что секс, являющийся важной частью повседневной жизни в любые времена, с началом Реформация и контрреформации и введением церковных и светских запретов стал табу.

Поэтому картины со скрытым сексуальным подтекстом начали появляться, чтобы обойти запреты. Известны несколько изображений конца средневековья с гениталиями, живущими собственной жизнью.

Другим объяснением может быть попытка сохранения греко-римского культа фаллоса. В древнем Риме его изображения можно найти повсюду, но нет изображений членового дерева. Фаллический культ плодородия был укоренившимся и в кельтской культуре, но и в ней фаллическое дерево не появлялось.

Безусловно, существует связь между пенисом и фонтанами в Италии. Древняя тосканская традиция связывает воду с рождаемостью. Подобные скульптурные композиции можно найти на «Фонте ди Пескайя» в Сиене и фонтанах в Сан Джиминьяно.

Однако, считается, что большинство пенисных деревьев связаны в чаще с бесплодием и бессилием с одной стороны, и волшебством и колдовством с другой. Женщины, особенно монахини, всегда считались наиболее уязвимыми для сексуального обольщения дьявола.

Мысль о потере своего полового члена внушала огромный страх в средневековом обществе в Европе. Считалось, что причиной такого бедствия должно быть колдовство. В знаменитом трактате о колдовстве Malleus Maleficarum или Der Hexenhammer (1487) можно прочитать: «Ведьмы, соберите 20-30 пенисов, поместите их в птичью сеть или закрытую коробку, где они будут двигаться как живые и есть пшеницу и овёс… Кто-то сообщил, что, когда он потерял свой член, он посетил знаменитую Ведьму, чтобы получить свой член обратно. Ведьма приказала ему взобраться на дерево, где он смог бы выбрать половой орган из гнезда полного членов. Когда же он захотел выбрать самый большой, ведьма сказала ему: «Этот брать нельзя ! Он принадлежит нашему приходскому священнику»!

Вот такие находки можно сделать, если внимательно рассматривать произведения искусства или читать старинные книги и документы, связанные с твоей профессией</div>

----------------------------------------------------------------

Оригинал взят у galya1963 в Загадки средневековой фрески (2012-06-08)

Эротическая сцена, изображение символа плодородия и изобилия или политический манифест? Какой смысл заложен в этой фреске? Какие тайны она хранит? Кто знает... Напишу, что нашла по этому поводу.


(после реставрации фреску закрыли стеклом, поэтому изображение отсвечивает)


(фото из интернета)

Масса-Мариттима (провинция Гроссето) находится недалеко от моего города Пьомбино. Масса-Мариттима - это очаровательный средневековый городок на вершине холма. Центральная площадь города и кафедральный собор заслуживают отдельного поста: сколько легенд они хранят!

Пока остановлюсь на "Дереве плодородия".

Эту фреску обнаружили в 1999 году на стене Fonte nuova - источника питьевой воды, называемого Фонтаном плодородия.

Источник находится в историческом центре города в здании бывшего зернохранилища. Здание с тремя арками на фото.

Здесь располагался так называемый Склад Изобилия - хранилище зерна Республики. Каждый житель города был обязан пожертвовать в общее пользование пять процентов от своего урожая зерна. Эти запасы служили городу в периоды войн и неурожаев. Как случается со многими хорошими начинаниями, ему пришел конец: появились злоупотребления и сокрытия. В 1833 году здание было переделано под городской театр.

Фреска была скрыта под слоями известковых отложений. "Дерево плодородия и изобиля" - так её называют. На ветках дерева помимо мелких листочков произрастают необычные "фрукты"; приблизившись можно увидеть 25 фаллосов, различных форм и размеров.

В Средние века, изображения детородных органов вблизи источников символизировали плодородие, связанное непосредственно с водой.

Общая композиция включает в себя: дерево с "фруктами", вокруг дерева летают черные орлы, под деревом располагается группа из девяти женщин.

Может быть это ведьмы, одна из которых вешает на ветку дерева отрезанный член, или наоборот снимает с дерева "фрукт", в то время как вокруг парят черные императорские орлы?

Фреску датируют XIII веком, здание и сами источники были построены в 1265 году. Документов относительно точной даты исполнения фрески и её автора не сохранилось. Известно, что до 1266 года управление города было в руках партии гибеллинов (сторонники Империи), на их смену пришли гвельфы (сторонники Папы). Расшифровка смысла, скрытого в изображении, сводится, видимо, к датировке фрески.

Александр Баньоли из главного управления по охране памятников Сиены и Гроссето считает, что фреска была сделана одновременно с источником (т.е. в эпоху правления гибеллинов) и она раскрывает тему циклов жизни. В подтверждение этого тезиса он приводит факт, что на капителях колонн источника находятся изображения мужских и женских органов. Аналогичные изображения существуют и на других общественных источниках воды в Тоскане: на источнике Буфалона (в той же Масса-Мариттима), в Сиене, Поджибонси и Сан-Джиминьяно.

Подобное раскрытие темы плодородия часто встречается в искусстве этрусков, в римских храмах и т.д.

По мнению английского ученого Джоржа Фердзоко, директора центра по изучению Тосканы из Лестерского университета, мы имеем дело с одним из первых в истории "политических манифестов".

По словам ученого, на фреске отражена четкая политическая программа. А датирует он фреску так: между 1267 и 1335 годами.

"Это обращение гвельфов к гибеллинам. Партия гвельфов (сторонники Папы) предупреждала каждого, приходящего набрать воды к фонтану, что если к власти придут их противники - гиббелины, то победят еретические идеи, сексуальные извращения, колдовство и распри", - объясняет профессор. Гвельфы обвиняли гибеллинов в безбожии. А еретики, по средневековым поверьям, непременно были и содомитами. В фигурах женщин под деревом английский ученый опознает ведьм; одна из них, по его мнению, запечатлена в намерении при помощи палки подвесить на ветку еще один "фрукт".

В те времена в Тоскане бытовала легенда, что ведьмы отрезали у мужчин половые органы и помещали их в птичьи гнезда, где они должны были найти себе новую жизнь и размножиться. Подобная практика упоминается и в более позднем (1486) "Молоте ведьм".

Может быть поэтому в народе называют мужской член "uсcello", т.е. "птица"?

С крайней слева женщиной (не считая женщины в синем, чье изображение практически не сохранилось) происходит... нечто содомское, причем "птица" внушительных размеров.

Рядом две женщины ругаются, таскают друг друга за волосы в желании поделить между собой "драгоценный трофей". Изображение мужского члена практически прикрыто корзинкой, возможно прорисованной позднее.

О поведении группы женщин справа от дерева существуют разные мнения: некоторые считают, что они беседуют, а английский ученый уверен, что они запечатлены в процессе самоудовлетворения.

"Сегодня нам трудно интерпретировать это "Дерево с подвешенными фаллосами", говорит Фердзоко. "То, что нам сегодня кажется непристойным, в те времена было абсолютно нормальным, и использование мужских детородных органов для политического обращения не несло в себе ничего скандального".

Подсмотрела забавную ассоциацию этого дерева с другим подобным из анекдотической сказки Пушкина " Царь Никита и сорок его дочерей" у моей жж - подруги.

A. С. П у ш к и н "Царь Никита и сорок его дочерей" под спойлером [Spoiler (click to open)]

_________________________________

царь никита жил когда-то праздно, весело, богато, не творил добра, ни зла и земля его цвела.</p>

Царь трудился понемногу, кушал, пил, молился богу и от разных матерей прижил сорок дочерей.

Сорок девушек прелестных, сорок ангелов небесных, милых сердцем и душой. Что за ножка - боже мой!

А головка, темный волос, чудо-глазки, чудо-голос, ум - с ума свести бы мог. Словом, с головы до ног

душу, сердце все пленяло; одного недоставало. Да чего же одного? Так, безделки, ничего.

Ничего иль очень мало, все равно - недоставало. Как бы это из"яснить, чтоб совсем не рассердить

богомольной важной дуры, слишком чопорной цензуры? Как быть?...Помоги мне, бог! У царевен между ног...

Нет, уж это слишком ясно и для скромности опасно, - так иначе как-нибудь: я люблю в венере грудь,

губки, ножки особливо, но любовное огниво, цель желанья моего... Что такое?...Ничего!...

Ничего иль очень мало... И того-то не бывало у царевен молодых, шаловливых и живых

их чудесное рожденье привело в недоуменье все придворные сердца. Грустно было для отца

и для матерей печальных. А от бабок повивальных как узнал о том народ - всякий тут разинул рот.

Ахал, охал, дивовался, и иной, хоть и смеялся, да тихонько, чтобы в путь до нерчинска не махнуть.

Царь созвал своих придворных, нянек, мамушек покорных - им держал такой приказ: "если кто-нибудь из вас дочерей греху научит,

или мыслить их приучит, или только намекнет, что у них недостает, иль двусмысленное скажет,

или кукиш им покажет,- то - шутить я не привык - бабам вырежу язык, а мужчинам нечто хуже,

что порой бывает туже!" Царь был строг, но справедлив, а приказ красноречив; всяк со страхом поклонился,

остеречься всяк решился, ухо всяк держал востро и хранил свое добро. Жены бедные боялись,

чтоб мужья не проболтались; втайне думали мужья: "провинись, жена моя!" (Видно сердцем были гневны) подросли мои царевны. Жаль их стало. Царь - в совет;

изложил там свой предмет: так и так - довольно ясно, тихо, шепотом, негласно, осторожнее от слуг

призадумались бояры, как лечить такой недуг. Вот один советник старый поклонился всем - и вдруг

в ясный лоб рукою брякнул и царю он так вавакнул: "о, премудрый государь! Не взыщи мою ты дерзость, если про плотскую мерзость

расскажу, что было встарь. Мне была знакома сводня (где она? И чем сегодня? Верно тем же, чем была) баба ведьмою слыла.

Всем недугам пособляла, немочь членов исцеляла. Вот ее бы разыскать; ведьма дело все поправит,

а что надо - то и вставит". "Так за ней сейчас послать!- Восклицает царь никита, брови сдвинувши сердито,- тотчас ведьму отыскать!

Если ж нас она обманет, чего надо не достанет, на бобах нас проведет, или с умыслом солжет,-

будь не царь я, а бездельник, если в чистый понедельник сжечь колдунью не велю: и тем небо умолю".

Вот секретно, осторожно, по курьерской подорожной и во все земли концы были посланы гонцы.

Они скачут, всюду рыщут и царю колдунью ищут. Год проходит и другой - нету вести никакой.

Наконец один ретивый вдруг напал на след счастливый. Он заехал в темный лес (видно вел его сам бес). Видит он: в лесу избушка, ведьма в ней живет, старушка.

Как он был царев посол, то к ней прямо он вошел, поклонился ведьме смело, изложил царево дело:

как царевны рождены и чего все лишены. Ведьма мигом все смекнула... В дверь гонца она толкнула

так примолвив: "уходи поскорей и без оглядки, не то, бойся лихорадки... Через три дня приходи за посылкой и ответом, только помни - чуть с рассветом".

После ведьма заперлась, уголечком запаслась, трое суток ворожила так что беса приманила.

Чтоб отправить во дворец, сам принес он ей ларец полный грешными вещами, обожаемыми нами

там их было всех сортов, всех размеров, всех цветов, все отборные, с кудрями... Ведьма все перебрала,

сорок лучших оточла, их в салфетку завернула и в ларец на ключ замкнула, с ним отправила гонца, дав на путь серебреца.

Едет он. Заря зарделась... Отдых сделать захотелось, захотелось закусить, жажду водкой утолить.

Он был малый аккуратный - всем запасся в путь обратный. Вот коня он разнуздал и спокойно кушать стал.

Конь пасется, он мечтает как его царь вознесет, графом, князем назовет. Что же ларчик заключает?

Что царю в нем ведьма шлет? В щелку смотрит: нет не видно - заперт прочно. Как обидно! Любопытство страх берет и всего его тревожит.

Ухо он к замку приложит - ничего не чует слух; нюхает - знакомый дух... Тьфу ты пропасть! Что за чудо? Посмотреть ей-ей не худо.

И не вытерпел гонец... Но лишь отпер он ларец, птички - порх! - И улетели, и кругом на сучьях сели, и хвостами завертели.

Наш гонец давай их звать, сухарями их прельщать: крошки сыплет - все напрасно (видно кормятся не тем) на сучках им петь прекрасно, а в ларце сидеть зачем?

Вот тащится вдоль дороги, вся согнувшися дугой баба старая с клюкой. Наш гонец ей бухнул в ноги: "пропаду я с головой!

Помоги, будь мать родная. Посмотри, беда какая: не могу их изловить! Как же горю пособить?"

Вверх старуха посмотрела, плюнула и прошипела: "поступил ты хоть и скверно, но не плачься не тужи... Ты им только покажи - сами все слетят наверно". "Ну спасибо!"-Он сказал...

И лишь только показал - птички вмиг к нему слетели и квартирой овладели.

Чтоб беды не знать другой, он без дальних оговорок тотчас их под ключ, все сорок и отправился домой.

Как княжны их получили, прямо в клетки посадили. Царь на радости такой тотчас задал пир горой.

Семь дней кряду пировали, целый месяц отдыхали. Царь совет весь наградил да и ведьму не забыл:

из кунсткамеры в подарок ей послал в спирту огарок (тот, который всех дивил), две ехидны, два скелета из того же кабинета... Награжден был и гонец. Вот и сказочки конец.

Многие меня поносят и теперь, пожалуй, спросят: глупо так зачем шучу? Что за дело им? Хочу.

------------------- Царь Никита и сорок его дочерей. Нескромная сказка Пушкина, дошедшая до нас в рукописных копиях. Начало сказки сохранилось в черновой тетради Пушкина. Упоминается в письме к брату и Плетневу от 15 марта 1825 года.

Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах, издание четвертое. Издательство "Наука". Ленинградское отделение. Ленинград, 1961.Том второй. Стихотворения 1820-1826г. Стр.126.

</div>

Далекие по времени и образу мышления эпохи, но сколько схожих моментов: деревья с оригинальными плодами, колдуньи, намеки на правителей. Сказка Пушкина скрывала в себе явную политическую сатиру: высмеивала развратное поведение Александра I. В свете этих ассоциаций версия ученого из Англии по отношению к средневековому дереву кажется очень правдоподобной. С момента своего открытия фреска "Дерево плодородия и изобилия" продолжает удивлять, а иногда и вгонять в краску зрителей. Над источниками находятся еще две арки. Может быть со временем и они принесут нам сюрпризы?

--------- репосты закончены ----------

Мнение о политическом подтексте сказки Пушкина - спорный вопрос. Пушкин хулиган был.

Из комментариев к посту galya1963 Загадки средневековой фрески:

rassvet45 wrote:   У всех земледельческих народов культ власти был теснейшим образом связан с культом плодородия. Эта фреска, мне кажется, показывает, что средневековые итальянцы могли иметь и такой резон становиться на сторону императора в его борьбе с папой: они, по языческому пережитку, могли верить в особую власть императора над живородящими силами природы. Место, где находилась фреска, очень такому толкованию благоприятствует.

Вообще крылатый фаллос с древних времен изображался в Италии как символ (керамические и бронзовые амулеты, лампы и др.). Не помню как в Тоскане, а в Неаполе и сегодня в настенных граффитти - это самая изображаемая вещь, именно с крылышками. Весь город переполнен такими картинками, некуда глаз отвести.

В "Сказке о царе Никите" ни малейшего оттенка сатиры не видится. Советские литературоведы могли, конечно, придумать такое, они же любили во всем политический или классовый подтекст искать.

Ссылки:

Medieval Mural and its tale of Witches www.stregheria.com The Massa Marittima Mural / The Malleus Maleficarum thenonist.com www.comune.massamarittima.gr.it - отсюда самая верхняя фотография The penis tree theage.com.au smh.com.au

Статья 1956 года о сказке Пушкина lib.pushkinskijdom.ru

--------- пост от 05.07.2012 закончен ----------

Обновление от 19.09.2015: замеченные ошибки в записи germanigem и информация, требующая уточнения (я не вникала глубоко в тему):

"рукопись «Roman de la Rose», написанную Гийомом де Лоррисом." - исправление: «Роман о Розе» написан двумя авторами: Гильомом де Лоррис и Жаном де Мён.

«Роман о Розе» /Le Roman de la Rose – одно из самых великих произведений средневековой литературы. Первая часть романа написана в 1220-е го­ды Гильомом де Лоррис, который не успел до­вести свое произведение до конца (оно обрывается на 4058 стихе). Завершил роман в 1260—70-е годы ученый клирик Жан де Мён (ок. 1237-1305).

"Этот труд, проиллюстрованный Жаном де Монстбастоном" - ничего не знаю о миниатюристе Жане де Монстбастоне. Вероятно, перепутано с автором текста Жаном де Мён. На сайте библиотеки об авторах иллюстраций не сказано, да и сомнительно, чтобы было известно имя художника, украшавшего рукопись 14 века. Информация с BNF: "Titre: Le Roman de la Rose, par Guillaume de Lorris et Jean de Meun. Date d'édition: 1301-1400. Type: manuscrit. Langue: Français. Format: Parchemin. - clxiii feuillets à 2 col. - 255 × 180 mm. Source: Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 25526."

Исправление от tantovitali: На Villa Farnesina, все цветочные гирлянды рисовал Джованни Даудине. Рафаэль не имеет к этому отношения. Напротив "кабачка" нарисована треснувшая дыня)

В свое оправдание могу сказать, что когда я делала реестр записей блога, то этот пост в него не включила, так как не считала его относящимся хоть как-то ко мне.

Журнал ЖЖ выкопал этот старый пост, за что им большое спасибо.

Tags: Италия, неприличное, средние века, фрески
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments