Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

5 книг об античной мифологии

Что читать об античной мифологии рекомендует "ПостНаука".

На фотографии: Зевс с орлом, тондо чернофигурного килика, Спарта, около 560 г. до н.э., Лувр.

Естественно, Н.А. Куна, А.И. Немировского, М.Л. Гаспарова и других замечательных "подростковых" авторов в списке нет, потому как сайт ПостНаука научный, не на гимназистов ориентированный. Далее - слово ПостНауке.

Оригинал: 26.06.2012, Владислав Преображенский, http://postnauka.ru/books/2543

Имена Зевса, Гермеса, Геры и Артемиды нам знакомы с детства, но нельзя сказать, что мы на самом деле понимаем мифологию и миф. Одни книги знакомят с ними, другие – более сложные – делают попытку разобраться в этих явлениях, выстроить их теорию или философию.

Доктор филологических наук Гасан Гусейнов даёт свои рекомендации по каждому из этих двух типов.
1.
Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады (М.: Московский рабочий, 1993)

Фаддей Францевич Зелинский – выдающийся классик, переводчик Софокла с древнегреческого языка. Он написал эту книгу в тяжелейшее в истории нашей страны время Гражданской войны, видя, в каком состоянии находится высшее образование – о системе говорить уже не приходилось. И он для общеобразовательных нужд пересказывал греческие мифы. Это были совсем не научные книжки, но у них есть одно необыкновенное достоинство: они пересказывает греческую мифологию как какую-то реальную мечту человека, живущего в условиях разрухи. Мечту о Средиземноморье в насквозь промерзшем Петрограде. И это чувствуется на каждой странице, в каждой строчке. Тексты, как сейчас сказали бы, иногда пафосные, но очень хорошие. Я издал эти разрозненные сборнички – собрал их в конце 80-х, когда они были библиографической редкостью, и выпустил их в издательстве «Московский рабочий» под одной обложкой. По тогдашним понятиям книга вышла обычным тиражом, по нынешним – гигантским, тысяч, наверное, 100 или 60, и ее легко купить. Ее достоинство еще и в том, что у нее великолепные иллюстрации, которые сделала Лия Орлова, прекрасная художница книги. Там на каждом развороте иллюстрация – тонкая прорись оригинального рельефа или вазописного изображения, к которым я написал комментарий, постаравшись стилизовать его под чуть-чуть более старый текст, чем у самого Зелинского. Кроме того, я сделал к книге указатель и небольшой словарик. Она может быть полезна для детей, подростков, скажем, или для кого-то, кто вовсе не читал ничего на эту тему и захочет прочитать. Но даже для специалиста в этой книге есть кое-что интересное: Зелинский показывает, чем отличается структура мифов в эпосе от структуры мифов греческой трагедии. Это, конечно, очень специальная тема, но она очень интересна.

2.
Грейвс Р. Мифы древней Греции (М.: Прогресс, 1992 и др.)

Это книга выдающегося, я бы сказал, великого английского историка культуры, философа, филолога Роберта Грейвса, также еще и писателя, известного как автор многих романов о Римской империи. Грейвс выпустил несколько книг по мифологии. Одна из самых известных – «Белая богиня», в русском переводе есть несколько изданий. Лучшее из них в каком-то смысле даже лучше английских изданий, потому что вышло под редакцией выдающегося специалиста по классической филологии и, в частности, по мифологии, Азы Алибековны Тахо-Годи, моего учителя, и с большим ее комментарием.

Книга Грейвса «Мифы древней Греции» в отличие от Зелинского – это исследование, которое пытается восстановить, скажем так, место греческого мифа в мироздании как кирпичика устройства самой Вселенной. Это не просто некое повествование о превращениях, о мире волшебного, а о кирпичике устройства Вселенной. И это – грандиозная расшифровка греческого мифа как путеводителя по доисторическому и раннеисторическому Средиземноморью.

3.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии (М.: Учпедгиз, 1957 и др.)

Это книга Алексея Федоровича Лосева, которого иногда называют «последним русским философом Серебряного века». Люди, живущие в России, должны ее знать, даже если они не все поймут в ней. Лосев писал книгу в исключительно сложных условиях, и очень многие вещи не мог проговаривать, но исхитрился создать некую философско-эстетическую систему, внутри которой было своеобразное представление о мифе. Сначала издание называлось «Олимпийская мифология в ее историческом развитии», потом «Античная мифология в ее историческом развитии». Это попытка связного, философско-аналитического взгляда на греческую мифологию – довольно сложная для человека, который впервые подходит этой теме, и может, дающая некий вызов. Потому что это и представление мифологии, и вместе с тем своеобразная критика самих оснований античной мифологии с позиций средневекового христианского богословия. На это наслаивается у Лосева и необходимость мыслить в атмосфере советской цензуры – сначала сталинских времен, потом – закатно-советского времени. Разбирать все эти наслоения – задача будущих исследователей. Если такие появятся, конечно.

4.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа (М.: Наука, 1987)

Яков Эммануилович Голосовкер – выдающийся поэт, переводчик, философ, историк философии. И опять, это не единственная книга, а целое гнездо книг. Люди старшего поколения знают его детские книжки, например, «Сказания о титанах». Оно вышла после войны и на самом деле является детской книжкой, но внутри нее, в подкладке очень своеобразное представление об истории греческого мифа, о разных его слоях. Голосовкер отталкивается не от олимпийской мифологии, а от той, что ей предшествовала, своеобразной исторической фазы греческой мифологии, и строит свою концепцию на оригинальной идее, которая стала доступна читателю только через двадцать лет после смерти мыслителя.

Много десятилетий спустя после смерти Голосовкера вышла его книга «Логика мифа», и она представляет огромный интерес, и ее надо читать. Там совершенно другой взгляд на греческую мифологию. Очень непривычный, потому что многие считают логику чем-то противоположным мифу, а Голосовкер показывает, что нет этой противоположности, она снимается в его особом подходе – через фантазию как познавательную способность. Логика для Голосовкера не отрицание мифа, а некий отраженный свет мифа, который надо ему, мифу, теперь вернуть. Читатель, который от «Сказания о титанах» дойдет до «Логики мифа», захочет читать Голосовкера дальше и дальше.

5.
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология (М.: Искусство, 1989)

Эта книга написана, наверное, наиболее доступным для современного читателя языком. Аза Алибековна Тахо-Годи – ученица и спутница жизни Алексея Федоровича Лосева, профессор Московского университета – написала эту книгу специально для издательства «Искусство», отсюда некоторые ее особенные достоинства. Ее автор не столько пишет, сколько читает цикл интереснейших лекций. Многие теоретические вещи здесь очень искусно спрятаны в повествование, и притом незаметно для читателя. Поскольку по времени написания это самая новая из перечисленных книг, современному читателю легче всего было бы начать именно с нее. В 2012 году Аза Алибековна отметит свое девяностолетие. Было бы прекрасно, если бы книгу эту переиздали.


Гасан Гусейнов, доктор филологических наук, директор Центра гуманитарных исследований РАНХиГ.


Tags: Древний Рим, Древний мир, Древняя Греция, античность, книги
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments