Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

До и после слона. Атака слонов в год рождения Мухаммада

Черные птицы группами летели со стороны моря. У каждой птицы было по три камня: два в лапках и один в клюве. Камушки были больше чечевицы и меньше горошины, сделаны они из глины, обожженной в Аду, и на каждом было написано имя того, на кого он упадет. Это эпизод обороны Каабы в Мекке VI века н.э.


Слоны христианина Абрахи атакует Каабу. Птицы спасают святыню / The Book of the Wonders of the Age. University Library Special Collections, University of St Andrews, ms32(o)

В 525 г. " Южную Аравию захватили эфиопские отряды во главе с негусом Эллой Асбахой, а позднее во главе эфиопских завоевателей встал Абраха аль-Ашрам [прозвище аль-ашрам в переводе с арабского означает «с заячьей губой»], который правил по 575 г. Как свидетельствуют арабские источники, он построил в Неджране большой христианский храм и даже вознамерился завоевать Мекку и разрушить Каабу - самый древний храм на территории Аравии. Абраха мечтал не только отвратить арабов от паломничества к этой древнейшей святыне, но и обратить всех их в лоно христианской церкви. Поход на Мекку завершился для Абрахи неудачно, и в Коране целая сура 105 посвящена именно этому историческому событию " [1]:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Неужели ты не знаешь, что сотворил твой Господь с воинством слона?
2. Разве Он не разрушил их козни
3. и не послал на них стаи птиц?
4. Они осыпали их осколками обожженной глины
5. и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой].

[Коран. Сура 105 «Слон». Перевод Нури Османова]

Исламская энциклопедия о Суре Корана 105 «Аль-Филь»: Эта ранняя мекканская сура касается события, произошедшего в год рождения пророка, т. е. примерно в 570 г. новой эры. Абраха, христианский наместник в Йемене, которым тогда владела Абиссиния, воздвиг грандиозный собор в Сане, чтобы отвлечь поток паломников-арабов, направлявшихся каждый год к мекканской святыне Каабе. Когда же его ожидания не оправдались и паломники не захотели идти в его церковь, он решил разрушить Каабу. Опьяненный властью и религиозным фанатизмом, он двинулся во главе большой армии, в которой были даже боевые слоны, на Мекку. Это было по тем временам неслыханным делом, и арабы были поражены. Поэтому тот год был назван современниками и историками «годом слона». Произошло чудо: вся армия Абрахи погибла, хотя защитники Мекки не оказали сопротивления. Сам Абраха умер при возвращении в Сану [2].


2.

Кааба в Мекке / Leaf from Futuh al-Haramain. Description of the Two Holy Cities of Mecca and Medina, mid-16th century; Ottoman Probably Turkey, Ink, colors, and gold on paper, 21.3 x 13.3 cm. Metropolitan Museum of Art. via

" Кааба, или «Дом Бога», храм кубической формы, считается древнейшим храмом на Земле.

Его высота 12,5 метров, общая площадь 191 кв. м, а площадь внутреннего пространства составляет 13 x 9 метров. Стены Каабы шириной в один метр. Слово «кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Кааба неоднократно перестраивалась, предположительно от 5 до 12 раз, в том числе и до рождения Мухаммеда. Происхождение Каабы не ясно.

Согласно мусульманским преданиям, это Пророк Адам, первый человек на Земле, построил данное святилище в знак своего воссоединения с Богом вокруг посланного ему с архангелом Гавриилом «камня прощения». Сначала этот камень был белого цвета, но, впитывая людские грехи, он почернел, как безлунная ночь. Сейчас Черный камень вделан в стену Каабы на высоте полутора метров и заключен в оправу из серебра. Его видимая поверхность составляет 16,5 на 20 сантиметров.


3.

Кааба. Миниатюра из рукописи Хамсе, датированная 1494 г., изображающая восхождение Мухаммеда на Бураке из Мекки на небеса - Мирадж, справа: многокрылый архангел Гавриил / Attributed to `Abd al-Razzaq by Jahangir, black and white sketch attributed to Bihzad by Dust Muhammad, probably by Qasim Ali (pupil of Bihzad), like most of the other 22 paintings in the 1494/5 Khamsa. In the collection of British Museum. 1570 to 1624. From Khamsa of Nizami, 900 AH (1494/5). Author Kamāl ud-Dīn Behzād. via

Черный камень Каабы, или, по-арабски, аль-Хаджар аль-Эсвад, – самый известный священный метеорит. Впрочем, некоторые ученые считают, что это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом, взятый из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в «пустом квартале» Саудовской Аравии. Эту версию подтверждает то, что Черный камень не тонет, о чем неоднократно упоминается в различных священных текстах, и даже так его однажды опознали, вернув после похищения карматами в 930 году. " [3]


4.

Закарийа' ал-Казвини. «Чудеса сотворенного и диковинки существующего». Трактат «Жизнь животных» аль-Дамири (?1341-?1405). Рукопись XVII-XVIII века(?). Сент-Эндрюсский университет, Шотландия / Book of the Wonders of the Age. 17-18th c?. The University of St Andrews, ms32(o). Source

Олег Георгиевич Большаков:

" В конце третьей четверти VI в. произошло событие, которое в памяти мекканцев стало границей между неопределенным во времени прошлым и реальной, датируемой историей, — поход эфиопского царя Абрахи, владевшего в то время Йеменом, на Мекку. Его войско сопровождал боевой слон, поразивший воображение мекканцев, назвавших этот поход «годом слона» и датировавших затем события «до слона» или «после слона».

Согласно мусульманской исторической традиции, этот поход произошел около 570 г. и в этот же год родился Мухаммад. Единственный поход Абрахи на север, описываемый в надписи Ry 506, достиг лишь Турбана и датирован 547 г. н. э. Но эта дата настолько расходится с мусульманской исторической традицией, что среди исследователей до сих пор нет единства мнений: можно ли этот поход Абрахи отождествить с «походом слона» [41]?


5.

Asian Elephant. Zakarīyā ibn Muḥammad al-Qazwīnī: ‘Ajā’ib al-makhlūqāt wa-gharā’ib al-mawjūdāt (Marvels of Things Created and Miraculous Aspects of Things Existing) كتاب عجائب المخلوقات وغرائب الموجودات. The version of the Wonders of Creation by al-Qazwini. U.S. National Library of Medicine. Source

Туманность рассказов об этом необычном для тихой Мекки событии (появление войска со слоном, бегство жителей в горы, гибель вражеского войска, трофеи, доставшиеся наиболее смелым из мекканцев) свидетельствует скорее в пользу более ранней датировки похода, чем 570 г., тем более что Мухаммад, будучи взрослым, кажется, уже не застал очевидцев.


6.

Европа, XIII век / Two Elephants. Unknown, illuminator. About 1270, Tempera colors, gold leaf, and ink on parchment. Leaf: 19.1 x 14.3 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. Ludwig XV 3, fol. 99. Source. Original (4377 x 5973)

Ясно одно — не позже 570 г. один из эфиопских правителей Йемена, желая подчинить своему влиянию Западную Аравию [42], в союзе с рядом южноарабских племен приблизился к Мекке. Население Мекки разбежалось, остались Абдалмутталиб б. Хашим [дед Мухаммада] и несколько других видных мекканцев, вероятно, для переговоров с эфиопами. Судьба Мекки была решена тем, что часть племен, принявших участие в походе, отказалась вступать на священную территорию с оружием в руках, а в эфиопском отряде началась эпидемия, которую мусульманская легенда связывает с тем, что он был побит камнями, которые бросали сверху птицы, насланные Аллахом, чтобы защитить святыню.

Следует ли здесь видеть легендарное преображение какой-то природной реальности, например крупного града, или переосмысление какого-то мифа — неясно.

<...>


7.

Европа, XIV век / Detail of a miniature of a monkey riding an elephant and castle; from the Maastricht Hours, Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f. 36r. Source

Бесславный исход эфиопского нападения на Мекку способствовал еще большему укреплению престижа Мекки как богоспасаемого города, а с ним — и престижа курайшитов, которые получили почетный эпитет ал илахи — «божье племя». Некоторые мусульманские авторы связывали с этим образование группы хумс, что все же сомнительно. Более вероятно расширение круга почитателей Ка'бы и появление у курайшитов дополнительных претензий на исключительность в отправлении отдельных обрядов.


8.

Persia, Maragha, dated 1294, 1297, or 1299

Исход этого грозного для Мекки события способствовал также выдвижению и обогащению Абдалмутталиба. О деятельности его в этот опасный момент арабские источники говорят неопределенно. Ясно, во всяком случае, что он вел переговоры с командующим эфиопской армией (царем?) или каким-то высокопоставленным лицом. Действительно ли Абдалмутталиб, как говорят некоторые информаторы, явился к нему, чтобы добиться возвращения угнанных вражескими воинами верблюдов, или только использовал этот случай как повод для прощупывания ситуации — для своих соплеменников он выглядел спасителем города. Паническое бегство армии, оставившей много всякого имущества, пополнило богатство главы Хашимитов, он устраивал щедрые угощения соплеменникам, покупал недвижимость за пределами Мекки [43].

<...>


9.

Европа, XV век / Livre des simples médecines. 1401-1500. Manuscrit. Langue: Français. Vélin. - miniatures. - 189 f. - 340 x 280 x 50 mm. 1° « Les Remedes pour les maladies de la teste... des cheveux... des yeux... des oreilles... du nez... etc... etc... ». ; 2° « La Exposition des mos obscurs et mal congnus, par l'ordre des lettres a, b, c, d ». ; 3° Traité des simples médicinaux [de PLATEARIUS]. Bibliothèque nationale de France, Français 623, 165v. Source

В исламе давно канонизировано празднование дня рождения пророка 12 раби I [59], а годом его рождения принято считать «год слона» — 570 г. Однако это только одна из дат, указываемых источниками, которой отдано предпочтение на основании убеждения, что по особой милости Аллаха Мухаммад умер в тот же день недели и месяца, в какой родился [60]; но если даже дата смерти не бесспорна, то трудно поверить, чтобы запомнилась дата рождения одного из многочисленных, ничем не приметных младенцев [61].


10.

Европа, 1400-е / French Farmer with Bees, Elephant, Mushrooms, Stag and Tiny Aquatic Dragons. 1400s. BNF. Source

Удивляться этому не приходится. В любом обществе, не знающем официальной регистрации рождения и обычая праздновать дни рождения, даты рождения запоминаются только относительно каких-то из ряда вон выходящих событий (которые сами по себе не имеют точной датировки). В случае с рождением Мухаммада таким событием стало прибытие войска со слоном, однако оно, как мы уже говорили, точно не датировано [62] и может быть определено только сопоставлением с возрастом лиц, которые родились около этого времени.


11.

Европа, XIII век / Illustration from the 13th century monk Matthew Paris

Некоторые варианты датировки заслуживают серьезного рассмотрения. Так, дата «10 лет после слона» будет соответствовать, при традиционной датировке похода, 580 г. н. э. Ее считал наиболее вероятной А. Лямменс, опираясь на дату 892 г. эры Александра приводимую у Бар Эбрея [63]. Однако, скорее всего, это ошибочный вариант даты, упоминаемой ал-Бируни, — 882 г. эры Александра, т. е. 570 г. н. э., тем более что существуют другие, косвенные датировки, показывающие, что Мухаммад родился до 580 г., скорее всего в пределах 570–573 гг. [64]. Следовательно, оценивая те или иные события в жизни Мухаммада, мы можем полагаться на оценки его возраста, сохраненные мусульманской традицией. "

Большаков Олег Георгиевич. Ислам в Аравии. 570-633 [4].

[Комментарии]Комментарии:

[41] Первые исследователи надписи либо прямо отождествляли этот поход с «походом слона», либо видели в мекканских легендах косвенное его влияние. А. Г. Лундин [1961, с. 82–84] отвергает эту связь и предполагает поход сына Абрахи около 563 г., который и запомнился мекканцам. М. Кистер возражает А. Г. Лундину, указывая на упоминание в надписи имен, которые согласуются с рассказом ал-Балазури в «Ансаб», и склоняется к мнению, что, видимо, прав Мухаммад ал-Калби, что Мухаммад родился через 23 года «после слона», т. е. в 570 г., а поход, зафиксированный в надписи, и есть «поход слона» [Kister, 1965]. Позже Кистер на основании некоторых данных арабских источников вынужден был согласиться с В. Каскелем, что надпись Ry 506 может упоминать поход, предшествующий «походу слона» [Kister, 1972, с. 72], а следовательно, в какой-то мере согласиться и с А. Г. Лундиным. М. Б. Пиотровский осторожно замечает: "…серьезных оснований отрывать этот поход от личности Абрахи пока нет. Нет и достаточных данных для его точной датировки. Его следует помещать в 50—60-е годы VI в. и видеть в нем одно из многих военных предприятий химйаритов в Аравии" [Пиотровский, 1984а, с. 34].

[42] Причины похода называются различно: стремление наказать обидчиков, осквернивших храм в Сан'а или Наджране, желание сокрушить Ка'бу и заставить арабов поклоняться другому храму, наконец — торговое соперничество [Kister, 1965; Kister, 1972, с. 61–76; Пиотровский, 1984а].

[43] Kister, 1972, с. 75.
<…>

[59] И. Хиш., с. 102 (по Ибн Исхаку). Другие даты: понедельник 2 раби' I (явное выпадение десятки в числе), вторник 8 раби' I, когда осталось 8 дней раби' I, 10 мухаррама, в сафаре, в раби' II, в раджабе, в понедельник 12 рамадана или когда оставалось 12 дней рамадана ("через 23 года после похода слона") [И. Саййид, т. 1, с. 26–27; Мугултай, с. 6–7; Дийарб., т 1, с. 221–222]. Дату вторник 8 раби' I, «через 50 дней после слона», соответствующую 20 нисана (апреля), принимает математик и астроном Мухаммад б. Муса ал-Хваризми [И. Саййид, т. 1, с. 27; Дийарб., т. I, с. 224]; ее же со ссылкой на «Книгу затмений» Мухаммеда б. Джабира приводит ал-Бируни [Бируни, с. 376] — 20 нисана 882 г. эры Александра (20 апреля 570 г.), но эта дата скорее всего результат математических вычислений, отсчет назад от даты смерти, а не историческое свидетельство. Менее точна, но более надежна датировка рождения: 40-й год Хосрова Ануширвана, за 17 лет до начала правления ан-Ну'мана [Балаз., А., с. 92].

[60] Mittwoch, 1927. Если допустить такое совпадение, то между днем рождения и смерти за 63 года окажется ровное число недель (3186), т. е. в год рождения и смерти числа месяцев должны совпадать по дням недели, однако это лишь доказывает искусственность выведения даты рождения из даты смерти, так как в действительности лунный месяц — не 29,5 суток, из которых исходит мусульманский лунный календарь, а 29,5306 суток. Поэтому при визуальном определении начала месяцев по новолунию (как это и делалось) 756 месяцев окажутся на 23 дня длиннее (за 63 года 23 двадцатидевятидневных месяца окажутся тридцатидневными), следовательно, реального совпадения чисел месяцев и дней недели (которые считаются независимо от фаз луны) через 63 года не произойдет. Кстати, это расхождение в длине месяцев и появление дополнительных дней для раннего периода мусульманского календаря в синхронистических таблицах не учитывается, а это порождает путаницу при проверке дат.

[61] Характерно, что даже такое важное для Мекки событие, как перестройка Ка'бы, датируется очень приблизительно.

[62] Например, даты рождения: «через 30 лет после слона», «через 40 лет» и даже «через 70 лет» [Халифа, с. 9; Мугултай, с. 6–7; Дийарб., т. 1, с. 222] — явно порождены заменой слова «дней» на «лет», так как есть датировки: «через месяц после слона», «через 40 дней» и «через 70 дней».

[63] Lammens, 1911, с. 239. Лямменс в целом очень скептически относится к достоверности сведений о Мухаммаде и его возрасте, справедливо указывая на многие анахронизмы в определении возраста лиц, окружавших Мухаммада. Он старается всячески омолодить Мухаммада, выискивает примеры такого рода, как восклицания Абу Бакра над телом Мухаммада «О сыночек!», чтобы показать, что он значительно моложе Абу Бакра. Но в источниках можно найти примеры прямо противоположные.

[64] Например, у ал-Кала'и (с. 242) говорится, что Сайф б. Зу-Йазан взошел на престол (576–577) после рождения Мухаммада, Абдалмутталиб ездил к нему в Сан'а с делегацией курайшитов и умер в царствование Хормузда (578–590) и Кабуса б. ал-Мунзира [И. Хабиб, с. 529; Балаз., А., с. 84], т. е. между 576 и 579 гг. Мухаммеду в это время было около восьми лет, т. е. он родился между 568 и 571 гг. Сражение при Нахле, в котором участвовал Мухаммад, немного не достигший 20 лет, произошло на третьем (читай тринадцатом) году царствования ан-Ну'мана (580–602) и при Хосрове Парвизе (590–628) [Балаз., А., с. 103]. Наконец, мы знаем, что ал-Аббас, умерший в 32/653 г. на 88-м году, был старше Мухаммада на три или четыре года, т. е. родился (с учетом расхождения лунных и солнечных лет) в 567 г. В свете этого вряд ли приходится сомневаться в прямом указании на то, что Мухаммад родился на 40-м или 42-м году правления Хосрова Ануширвана (531–579) [Балаз., А., с. 92, 103; Таб., I, 967], т. е. в 570–573 гг.



12.

Европа, XV век / Ciriaco d'Ancona (Pizzecolli) - Disegno di elefante [15th cent] - Antetype for Hieronymus Bosch. Ciriaco d'Ancona (Pizzecolli) - Disegno di elefante. Silloge di iscrizioni e disegni. Firenze, Biblioteca Medicea Laurenziana. Codex. Ashburnham 1174 [sec. XV ultimo quarto]. via

Сура 105 «Слон». Смысловой перевод Корана и толкование – Абу-Адель:

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Разве ты (о, Мухаммад) не думал о том, как поступил твой Господь с владельцами слона{1}?
2. Разве Он [Аллах] не сделал тщетными козни их{2} [эфиопского войска]?
3. И послал Он на них [на воинов] птиц стаями{3}?
4. Бросали они [птицы] в них [в воинов] камни из обожженной глины{4}.
5. И сделал Он [Аллах] их [воинов] подобными ниве со съеденными зёрнами [подобно объеденной соломе].

{1} Разве же не рассуждал ты сам и люди, которые живут в твое время, что сделал Аллах с владельцами слона – эфиопским войском, которое направлялось разрушить Каабу? Почему же они не уверуют в Аллаха поразмыслив об этом? В то время эфиопы, которые являлись христианами, владели Йеменом, двинулись с войском, чтобы разрушить Каабу. Когда они приблизились к Мекке, Аллах послал на них стаю птиц, которая уничтожила тех воинов. Это было чудом, которое Аллах показал людям. Это событие произошло за 40 лет до начала пророческой миссии Мухаммада. И некоторые свидетели той истории еще были живы, когда Мухаммад уже стал пророком.

{2} Разве Аллах не расстроил их планы разрушить Каабу и захватить людей Мекки в плен? Аллах уничтожил их не дав им даже дойти до этого города. Так почему же твой народ, который знает об этой истории, не боится того, что Аллах может сделать с ними также за то, что они отвергают Его посланника, Его Книгу, и еще и отклоняют от Его пути людей?

{3} Это были черные птицы, которые группами летели со стороны моря. У каждой из этих птиц было по три камня: две в лапках и одна в клюве.

{4} Каждый камушек был больше чечевицы и меньше горошины и представлял собой глину, которая была обожжена в Аду, и на нём было написано имя того, на кого он попадёт.


Источники, литература:

[1] Муртазин Марат Фахрисламович. Ислам, иудаизм и христианство: истоки и взаимовлияние. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» / СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ // Журнал Исламоведение. Выпуск № 3. 2014
[2] Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г. // Сура 105. Исламская энциклопедия
[3] Полная история ислама и арабских завоеваний / Александр Попов. - Москва : АСТ : Астрель, 2009
[4] Большаков О. Г. История Халифата. Т.I. Ислам в Аравии. 570-633. М.: Восточная литература, 1989. 310 с. Второе издание. М., 2000. Т. 1-3 Введение, Оглавление: 1989 - pdf


Ранее:
Мухаммед в представлении христиан в средние века
Ислам в представлении христиан в средние века. Начало

Ранее из St Andrews ms32(o):
Хипстеры бородатые. Чудеса сотворенного и диковинки существующего
Сложная международная обстановка. XIII век



Tags: 6 век, Восток, Книга Чудес, Маастрихтский Часослов, бестиарий, ислам, исламская культура, история, наука, средневековая миниатюра
Subscribe

Posts from This Journal “ислам” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments