Горбутович Татьяна (gorbutovich) wrote,
Горбутович Татьяна
gorbutovich

Фотограф Петр Оцуп: история России, Ленин, Сталин, вожди

История фотографии и история России


Новый интернет-архив «История России в фотографиях» Russiainphoto.ru (о проекте см.: Коммунистки в паранджах, Москва, 1921 год) на сегодняшний день, 13 июня 2016, содержит всего две работы с обозначенным авторством Петра Оцупа.


Оцуп Петр Адольфович. Первомайский парад на Красной площади. Вторая половина 1920-х, возможно, 1925 год. Источник МАММ / МДФ, фонд Рыбчинского и Гладкова. Место съемки г. Москва, Красная пл. «История России в фотографиях». Source. [На сайте Russiainphoto.ru стоит дата съемки: май - сентябрь 1920, но мавзолей этому противоречит]

Между тем Петр Адольфович Оцуп (1883-1963) оставил яркий фотографический след в истории России XX века. Он оказался в гуще событий, расколовших время и отечественную историю на "до и после".

По рисункам его снимков делался барельеф на ордене Ленина и изображения вождя на советских деньгах. В числе произведений Петра Оцупа немало "классических" работ, публиковавшихся по всему миру. Это портреты Ленина, первых лиц Советского государства 1920-1930-х годов: Михаила Калинина, Иосифа Сталина, Якова Свердлова, Вячеслава Молотова, Михаила Фрунзе, Климента Ворошилова, Семёна Будённого, Григория Котовского, Валериана Куйбышева, Сергея Кирова и других, зарубежных деятелей – Клары Цеткин, Анри Барбюса и др., документальные фотографии событий 1917 года, портреты представителей русской культуры.

В конце жизни Оцуп становится живой фотографической легендой.


2.

1920-е. Петр Оцуп. Военный парад на Красной площади в день 1 Мая. Атрибуция на сайте «История России в фотографиях»: Петр Оцуп. Военный парад на Красной площади в день 1 Мая. Дата съемки: май - сентябрь 1920. Источник МАММ / МДФ, фонд Рыбчинского и Гладкова. Место съtмки Москва. Source. По поводу даты - см. илл. №1.

Статья Оцупа "Как я фотографировал Ленина" вводит в обращение фразу, якобы сказанную Ильичем:

"Историческое значение фотографии очень велико. Картина художника не может так быстро и точно зафиксировать события, как фотоснимок. Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте больше внимания массам, старайтесь зафиксировать события". Статья опубликована, если я ничего не путаю, 19 января 1941 в "Комсомольской правде". [1]


3.

1925. Оцуп П.А. Фанфаристы на параде на Красной площади. Москва. Номер единицы хранения: 452. Шифр: П-452 ч/б. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Source

В 1960-х эта "сентенция" отчасти стала толчком к изменению статуса фотографии в СССР, развитию фотоклубного движения, обновлению языка репортажной фотографии, которая за годы правления Сталина превратилась в откровенную постановку. [2]


4.

Не ранее 1919 г. Петр Оцуп. Участники парада на Красной площади в честь дня Коммунистического Интернационала Молодежи. Москва. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование. Печать 1920-х гг. Шифр: П-369 ч/б. Номер единицы хранения: 369. РГАКФД. Source, via

--------------

В девическом фотографическом альбоме 1880-х годов, принадлежавшем дворянке из Вышнего Волочка Софье Николаевне Манзей, в замужестве Волковой (1861-1942), внучке приятеля Пушкина генерал-майора Николая Логиновича Манзея (1784-1862), рекламная марка на одном из фотопортретов гласит: "А. Оцуп. СПБ. Бассейная, 2. Тел. 45-63. Пассащ. Невский, 48". Марка на обороте информирует: "Удостоен Высочайших наград и благодарностей Их Императ. Велич. Государя Императора и Государынь Императриц. На Всемирн. Выставках высшая награда". Фотопортрет выполнил Адольф Оцуп, вероятно, это отец Петра Адольфовича Оцупа [3].


5.

1925/1929. Оцуп П.А. Поэт Владимир Маяковский. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, химическое отбеливание, тонирование, ретушь: тушь. Печать конца 1920-х гг. П-457 ч/б. РГАКФД. Source, via

Занятие фотографией в еврейской среде во второй половине XIX века играло роль ремесла. Евреи пользовались возможностью расширить круг традиционных промыслов и стремительно завоевывали эту область профессиональной деятельности, несмотря на трудности: ремесло фотографа предполагало владение новыми техническими навыками, наличие художественного дарования; фотооборудование, материалы и т.п. требовали значительных финансовых вложений. Кроме того, власти нередко чинили препятствия при выдаче разрешений на открытие фотостудий. К концу XIX века во многих городах Российской империи еврейские фотографы занимали заметное место. [4]

Петр Оцуп был третьим ребенком в семье Адольфа и Хаи Оцуп. Когда Петр появился на свет, его старшие братья были уже подростками и жили в учениках, отдельно от семьи. Младший осиротел в 7 лет. Сбежал из дому и, в конце концов, поступил в ученики к фотографу Александру Андреевичу Елкину, яркому представителю профессиональной фотографии в столице, сочетавшему знание профессии и талант коммерсанта.


6.

16 октября 1918 г. Петр Оцуп. Владимир Ильич Ленин в своем кабинете в Кремле. Москва. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток. Печать 1920-х годов. Музей истории фотографии, Санкт-Петербург. via

Ателье Елкина на Вознесенском проспекте Петербурга состояло из представительной парадной части с портретами знаменитостей в качестве рекламы; хорошо оснащенных больших съемочного павильона, лаборатории и ретушерной комнаты, что было непременным условием успешной работы фотостудии в те годы. В студии состоял штат из 8-10 учеников. Одним из них, самым младшим по возрасту, в 1892 году становится Петр Оцуп.


7.

1918. Оцуп П.А. Гражданская война. Член РВСР Иосиф Виссарионович Сталин под г. Царицыном. Место съемки: Россия, Царицын г. Шифр: П-358 ч/б. Номер единицы хранения: 358. РГАКФД. Source

Старая цеховая система образования от учителя к ученику была плодотворной: ученик проходил через все стадии погружения в профессию, от черновой работы по подготовке к съемке, от ретуши и ассистирования — к концу обучения он уже самостоятельно снимал в павильоне и был в состоянии оценить как результат своей работы, так и качество подготовленных к съемкам материалов, а потом проявки и печати снимка. Но система образования от учителя к ученику была консервативной.


8.

1920. Петр Оцуп. Член РВСР Иосиф Сталин. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: процарапывание, тушь. Печать 1930-х годов. via. (Видимо, РГАКФД. В статье в Foto&Video везде значится РГАЛИ, но скорее всего это ошибка, тем более что РГАЛИ в выставке Оцупа 2007 года не участвовал)

После 7-летнего обучения в мастерской Елкина Петр Оцуп отправляется с рекомендательным письмом учителя в студию Василия Ивановича Ясвоина, где проведет еще несколько лет. Параллельно начинает работать самостоятельно. В 1900 г. он принят в штат журнала «Огонек». [5]


9.

Середина 1930-х. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Портрет. Шифр: П-490 ч/б. Номер единицы хранения: 490. РГАКФД. Source

С 1900 по 1917 год Петр Оцуп был фотокорреспондентом журналов «Нива», «Родина», «Искры», «Огонек», «Солнце России». "Я путешествовал с большими деревянными камерами... Кассеты тоже были деревянные. Каждый негатив весил около фунта, а все мое снаряжение - больше пуда" [6][7].


10.

1 мая 1917. Оцуп П.А. Демонстрация революционных солдат Петроградского гарнизона. Россия, Петроград г. Шифр: П-466 ч/б. Номер единицы хранения: 466. РГАКФД. Source

В 1904-1905 гг. Оцуп снимает на Русско-японской войне. С фронта Русско-японской войны в 1905 году Оцуп возвращается в Петербург, бурлящий революцией. В 1907 он арестован «за распространение прокламаций», после двух месяцев в одиночке Литовского замка и ссылки в Старую Руссу возвращается в журнал «Огонек». По редакционному заданию Оцуп работает вплоть до 1917 г.


11.

Июль 1917. Оцуп П.А. Июльская демонстрация в Петрограде. Петроград г. Шифр: П-445 ч/б. Номер единицы хранения: 445. РГАКФД. Source

В 1911 г. в Петербурге состоялась первая персональная экспозиция фотографий Оцупа, среди прочих там были портреты ведущих представителей российской интеллигенции того времени: Льва Толстого, Антона Чехова, Ильи Репина, Валентина Серова, Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и других.


12.

Июль 1917. Оцуп П.А. Июльская демонстрация в Петрограде. Петроград г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Шифр: П-445 ч/б. Номер единицы хранения: 445. РГАКФД. Source

1917 год Оцуп проводит в Петрограде. Он, как и многие другие фоторепортеры российской столицы, снимает для изданий происходящие в городе события. Наиболее характерными иллюстрациями исторических перемен в стране служат уличные беспорядки, массовые митинги и демонстрации.


13.

1917. Оцуп П.А. Демонстрация матросов в Петрограде. Петроград г. Шифр: П-353 ч/б. Номер единицы хранения: 353. РГАКФД. Source

Издания 1917 года публикуют снимки Виктора Буллы, Якова Штейнберга, Павла Жукова, Петра Оцупа и других. В дальнейшем исторические труды в качестве иллюстраций, как правило, воспроизводили снимки Буллы (без указания авторства, Виктор Булла был расстрелян в 1938 году) и Оцупа.


14.
.

1-10 сентября 1917 г. Оцуп П.А. Место съемки: Могилев г. 14-1: Верховный главнокомандующий Александр Федорович Керенский и генерал от инфантерии Михаил Васильевич Алексеев у вагона поезда в Ставке. Шифр: 5-9516 ч/б. Номер единицы хранения: 9516. Source. 14-2: Верховный главнокомандующий А.Ф.Керенский, полковник [В.Барановский] ( в центре) у поезда в группе офицеров. Шифр: 5-9515 ч/б. Номер единицы хранения: 9515. Source. РГАКФД

В истории такое распределение акцентов привело к сложению легенды об Оцупе как едва ли не единственном фотографе знаменательных событий революции в Петрограде.


15.

1921. Оцуп П.А. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин пробует пищу в военном госпитале. Место съемки: Россия. Шифр: П-470 ч/б. Номер единицы хранения: 470. РГАКФД. Source

В июле 1917 года Петр Оцуп делает заказной портрет Михаила Ивановича Калинина, избранного городским головой Петрограда. Это стало началом знакомства и многолетнего приятельства государственного мужа и фотографа.


16.

1920. Оцуп П.А. Председатель ВЦИК Михаил Калинин (второй слева) среди крестьян-односельчан. Тверская губерния, деревня Верхняя Троица. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1920-х гг. Шифр: П-464 ч/б. Номер единицы хранения: 464. РГАКФД. Source, via

Их пути пересеклись не только в 1917 в революционном Петрограде, но и в 1918, когда, вероятно по ходатайству Калинина, Оцуп получает доступ в Смольный и снимает Ленина, а потом в Москве, где Оцуп становится руководителем «Фотографии ВЦИК» и первым снимает Калинина в должности председателя этого важнейшего коллективного органа управления советским государством.


17.

1922. Оцуп П.А. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин с деревенскими детьми на родине. Россия, Тверская губ. Шифр: П-382 ч/б. Номер единицы хранения: 382. РГАКФД. Source

"Оцуп сопровождает Калинина в его ежегодных поездках на родину, в Тверскую губернию, где фотографирует одного из руководителей государства во время разговора с односельчанами, на сенокосе, в окружении детей. Его репортажные портреты Калинина и крестьян шедевры фотографического мастерства, точные по композиции, свету, настоящие многофигурные исторические картины.


18.
.

Оцуп П.А. Россия, Тверская губ. 18-1: 1920. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин в родной деревне. Деревня Верхняя Троица. Шифр: П-463 ч/б. Номер единицы хранения: 463. Source. 18-2: 1921. Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин на покосе. Шифр: П-355 ч/б. Номер единицы хранения: 355. Source. РГАКФД

Сделанные в самом начале 1920-х гг. такие фотографии, как «Калинин и деревенские дети», «Калинин на сенокосе», опережают появление живописных полотен «на современные сюжеты» с участием узнаваемых персонажей.


19.
.

Оцуп П.А. Россия, Тверская губ. 19-1: 1922-1923. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин со своей учительницей товарищем Ильинской. Шифр: П-469 ч/б. Номер единицы хранения: 469. Source. 19-2: 1923. Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин беседует с крестьянином. Шифр: П-354 ч/б. Номер единицы хранения: 354. Source. РГАКФД

Они, по сути, являются прообразом того вида художественного агитационного продукта, который советская власть требует с начала 1920-х гг. от живописцев столь настойчиво, возможно, имея яркие образцы нового жанра в фотографии.


20.

25 октября 1917 года. Оцуп П.А. Октябрьская революция. Красногвардейцы у броневика "Лейтенант Шмидт", захваченного у юнкеров. Имя броневику дано в честь героя революции 1905 г. в России. Петроград г. Шифр: П-479 ч/б. Номер единицы хранения: 479. Source

В конце октября 1917 Оцуп оказывается в Смольном, где находится штаб руководителей Октябрьского вооруженного восстания большевиков в Петрограде. Сохранились фотографии Оцупа, изображающие революционных рабочих и матросов в Петрограде осенью 1917 г. Стилистически они напоминают опубликованные в «Огоньке» снимки дореволюционных событий, особенно Русско-японской и Первой мировой войн.


21.

1918. Оцуп П.А. Гражданская война. Бронепоезд под г.Царицыном. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1930-х гг. Шифр П-389 ч/б. РГАКФД. Source, via

В той же стилистике Оцуп снимает и во время Гражданской. Чаще всего это изображения парадов, марширующих и стоящих во фронт колонн военных, техники." [5]


22.

1941 г. Оцуп Петр Адольфович. Женщины во время обучения стрельбе из винтовки. Место съемки: Москва. Российский государственный архив кинофотодокументов. Архивный номер: арх. № 3-6443. Source, via

Один из характерных приемов Оцупа в военной съемке — динамичная диагональ композиции, линия воинов, начинающаяся за пределами кадра и уходящая в перспективу в глубину так же без видимого конца.


23.

1927. Петр Оцуп. На первом съезде женщин-работниц в Кремле. Фотография Петра Оцупа репродуцирована из Антологии советской фотографии, Планета, М, 1986. via

В 1919-1935 годах объектами съемок фотографа становятся заседания различных съездов, конференций, торжественные парады и демонстрации на Красной площади, крупнейшие стройки периода индустриализации. Снимки Петра Оцупа неоднократно публиковались в газетах «Правда», «Известия», журналах «Красная звезда», "Коммунистический интернационал", "Красная нива", "Красная панорама», «Советское фото», «Огонек». Многочисленные фотоработы в течение десятилетий иллюстрировали книги, учебники истории. [7]


24.

1923. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Сталин с супругой Надеждой Аллилуевой в автомобиле «Роллс-Ройс». За рулем Павел Удалов. Москва, Кремль. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь, соус. Печать 1920-х гг. Шифр П-455 ч/б. РГАКФД. Source, via

С 1918 г. правительство советского государства работает в московском Кремле. Там же с 1918 г. работает Петр Оцуп. На протяжении 1918-1935 годов он снимает высших должностных лиц государства, Коммунистической партии, высших военачальников Красной Армии. Оцуп не был единственным фотографом, работавшим над портретами первых лиц. Но он руководил «Фотографией ВЦИК» с 1918 по 1925 г. и «Фотографией ВЦСПС» с 1922 по 1935 г.


25.

1930. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Москва г. Шифр: П-422 ч/б. Номер единицы хранения: 422. РГАКФД. Source

В 1920–1930-х гг. Кремль был не только центром советского государства, но и жилым комплексом, городом в городе, отделенном от Москвы кремлевской стеной. Поэтому неудивительно, что в наследии Оцупа есть снимки Сталина с женой в автомобиле, Сталина, идущего на съезд партии по кремлевским улочкам, внутренних караулов Кремля и другие фотографии из жизни «запретного города».


26.

1920. Буденный, Фрунзе и Ворошилов над картой. Степь – это задник, они лежат в ателье. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: процарапывание, тушь. Печать 1930-х гг. via

Однако, главной задачей Оцупа — фотографа правительства было создание парадных портретов деятелей советского государства.


27.
. .

Оцуп П.А. 27-1: 1920. Командующий Первой Конной Армией Семен Михайлович Буденный в полный рост. Шифр: П-449 ч/б. Номер единицы хранения: 449. Source. 27-2: Август 1921. Командарм Первой Конной Армии Семён Михайлович Буденный. Шифр: П-350 ч/б. Номер единицы хранения: 350. Source. 27-3: 1935-1939. Инспектор кавалерии РККА, Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный. Портрет. Шифр: П-487 ч/б. Номер единицы хранения: 487. Source. РГАКФД

"Портреты делались в рабочих кабинетах и в ателье фотографа на фоне нейтральных задников. Во многих работах Оцупа-портретиста особое значение имеет ретушь на негативе. Фотограф применяет этот старинный прием фотоателье для создания идеализированных портретов. Нереальная гладкость и округлость щек немолодых военачальников и отсутствие морщин на лбу государственных мужей превращают их в архетипических героев народной культуры, над которыми не властно время.


28.
. .

Оцуп П.А. 28-1: 1919. Член РВС Южной группы войск Восточного фронта Валериан Владимирович Куйбышев. Портрет. Шифр: П-478 ч/б. Номер единицы хранения: 478. Source. 28-2: 1933. Французский писатель Анри Барбюс. Портрет. Место съемки: Россия. Шифр: П-465 ч/б. Номер единицы хранения: 465. Source. 28-3: 1936. Секретарь МК и МГК ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев. Портрет. Москва г. Шифр: П-460 ч/б. Номер единицы хранения: 460. Source. РГАКФД

Так же иконописец в лике отказывается от временного, но должен написать опознавательные знаки святого (борода, форма носа, губ; соблюдение пропорций лица), но не зафиксировать его возраст, его минутное состояние: для иконного лика нет изобразительной категории времени. Подобно иконописцам, Оцуп придает героям своих портретов вневременные канонические черты: вечно моложавый веселый Сталин, вечно молодцеватый Ворошилов, усатый Буденный… Создание фотографического портрета превращается в акт творчества, направленный на канонизацию образа, извлечение его из времени.


29.

1922. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин. Место съемки: Россия. Шифр: П-383 ч/б. Номер единицы хранения: 383. РГАКФД. Source

Это особенная задача официальной портретной фотографии была выполнена Петром Оцупом в 1930-х гг. Его портреты вождей не имеют авторства в распространенном понимании этого феномена: узнаваемого почерка, стиля изображения, приемов оформления фона при печати, приемов подачи напечатанного произведения… И здесь напрашивается вновь параллель с иконописью с отсутствием подписи иконописца на сделанном его руками изображении.


30.

1935-1937. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин (слева) и 1-ый секретарь МК и МГК ВКП(б) Никита Сергеевич Хрущев на трибуне Мавзолея В.И. Ленина. Москва. Шифр: П-489 ч/б. Номер единицы хранения: 489. РГАКФД. Source

Оцуп ощущает себя причастным творчеству культа, к созданию официальной государственной иконографии. Это большая ответственность и честь, которые выше сиюминутных эмоций на лицах героев снимков, выше его личного стремления быть узнанным по стилю фотографии. Он как бы отказывается от права быть художником, воплощая задачу большего масштаба — управление изображением." [5]


31.

1935-1937. Оцуп П.А. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин на трибуне Мавзолея В.И.Ленина. Москва. Номер единицы хранения: 485. Шифр: П-485 ч/б. РГАКФД. Source

Оцуп сошел со сцены официального государственного портрета после смерти Сталина, новые вожди имели новых художников.

В ноябре 2007 года к 90-летию Октябрьской революции в России в Московском музее современного искусства состоялась выставка Петр Оцуп. Пространство Революции: Россия. 1917-1941. Из фондов
Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) впервые постсоветскому зрителю было показано 142 выставочные фотоотпечатка, экспонировавшиеся на прижизненных выставках Петра Оцупа в 1940, 1947 и 1956 годах. Также в составе экспозиции были фотографии из Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские", Музея истории фотографии Санкт-Петербурга.


32.

25 октября 1917. Оцуп П.А. Отряд металлистов-красногвардейцев у Смольного перед отправкой на выполнение боевого задания. Петроград. Шифр П-425 ч/б. РГАКФД. Source 1. Source 2

Из аннотации к каталогу выставки: Творчество выдающегося фотографа XX века Петра Адольфовича Оцупа – "своеобразный мост между студийными фотографами конца XIX века и мастерами репортажной и портретной съемки XX. Он был ярким представителем такого направления как пикториализм - течения, для которого характерны: графическая техника ретуши, тонкая работа со светом, маскированная печать для создания портретов. Его работы – это история России первой половины XX века, отраженная в фотографии."


33.

1923 г. Митинг на Ходынском поле при передаче знамени Парижской Коммуны московским рабочим. Москва. Ретушь по негативу, бромсеребряножелатиновый отпечаток, тонирование, ретушь: тушь. Печать 1920-х гг. РГАКФД. Source, via

Один из кураторов выставки кандидат искусствоведения Ирина Чмырева, Московский музей современного искусства: "О самом Оцупе и в 1970–1990-х годах писали много, но чаще противопоставляли его творчество знаменитому русскому конструктивизму, фотографии Родченко. Считалось, что сюжет на снимках Оцупа застыл и архаичен, как на репортажных фотографиях дореволюционной России.


34.

1922. Оцуп П.А. Немецкий революционный деятель, руководитель Международной организации помощи борцам революции Клара Цеткин (на первом плане слева) и партизан Иван Гуляев (рядом) среди курсантов Военной школы имени ВЦИК. Москва. Бромсеребряножелатиновый отпечаток, ретушь: акварель. Печать 1920-х гг. Шифр: П-432 ч/б. Номер единицы хранения: 432. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Source, via

Оцуп действительно был ярким представителем старой школы профессиональной фотографии, был мастером света и многофигурных сцен. Но только масштабное знакомство с его наследием позволяет увидеть, как этот художник создавал в своих фотографиях исторические композиции, до сих пор впечатляющие зрителя грандиозной панорамой событий 1920–1930-х годов. Многие приемы съемки Оцупа начала 1920-х опередили стиль того времени и даже спустя десятилетие не были осмыслены в полной мере."


35.

16 октября 1918 года. Петр Адольфович Оцуп. "Культовая" фотография советских времен: Ленин читает «Правду». Москва, кабинет Ленина в Кремле

В апреле 1967 года очеркист «Правды» Владимир Чачин провел расследование при чтении какого именно номера газеты фотограф Петр Оцуп запечатлел Ленина. Выяснилось, что день съемки - 16 октября 1918 года и газета от этой же даты. Дело было накануне первой годовщины Октябрьской революции, «Правда» в том выпуске писала:


36.

1918. Оцуп П.А. Демонстрация в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Москва. Шифр: П-375 ч/б. Номер единицы хранения: 375. РГАКФД. Source

"Тамбов. 14.10. Лихорадочным темпом идут работы по устройству октябрьских праздников. В некоторых местах города поставлены трибуны. Весь рабочий дворец драпируется в красную материю. Детям будут выдаваться бесплатный чай, сахар и хлеб. Будет открыт памятник Карлу Марксу". Далее в газете сообщения о том, что бойцам Пятой армии в честь праздника будет выдано по пять штук свежих яиц, и что в Москву ожидается поступление 50 вагонов сухой моркови. [8]


37.

1919. Оцуп П.А. Гражданская война. Красноармейцы на станции Белгород. Место съемки: Россия, Курская обл./Белгород г. Шифр: П-372 ч/б. Номер единицы хранения: 372. РГАКФД. Source


Источники, ссылки и литература по теме:

[1] Оцуп П. Как я фотографировал В. И. Ленина // "Комсомольская правда", 1941, 19 января. Цитата по (ссылки на саму статью Оцупа нет):
[2] Российский государственный архив кинофотодокументов: Петр Оцуп. Пространство Революции: Россия. 1917-1941 - выставка в Московском музее современного искусства, организованная в связи с 90-летием Октябрьской революции в России в 2007 году.
[3] Альбом уездной барышни. Ю. Г. Епатко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №4, стр. 13-27
[4] Фотоискусство / Фотоискусство в России и Советском Союзе // Краткая еврейская энциклопедия, том 9, кол. 260–281
[5] Ирина Чмырева. Петр Оцуп. Пространство революции // Журнал Foto&Video, 2007 год, № 11 // 16.10.2007 - foto-video.ru - эта статья основной источник для поста.
[6] Фотожурналист и время. Москва.- М., Планета. - 1975 г. - С. 19. Цитата по статье:
[7] Петр Оцуп. Творческое наследие. Елена Колоскова, Елена Лебедева, Российский государственный архив кинофотодокументов // Библиотека ФТАД
[8] Владимир Чачин. Ильич читает "Правду" // "Правда" №42 (29672) 22-25 апреля 2011 года
[Дополнительно]https://en.wikipedia.org/wiki/Pyotr_Otsup
Г.Франк. Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста. Москва, Издательство «Искусство», 1975 г.
«Антология Советской фотографии, 1917-1940» Cоставители Л.Ухтомская, А.Фомин. - Москва: Планета, 1986
Петр Оцуп. Пространство революции: Россия. 1917-1941. Каталог выставки в Московском музее современного искусства. Москва, 7 ноября - 2 декабря 2007 года. М.: Издательство "Голден Би", 2007.-206 с. Руководители проекта и кураторы Евгений Березнер (ММСИ), Елена Колоскова (РГАКФД). Кураторы выставки Наталья Тарасова (ММСИ), кандидат искусствоведения Ирина Чмырева (ММСИ), при участии Людмилы Денисовой (РГАКФД), Аллы Коробовой (РГАКФД), Елены Лебедевой (РГАКФД), Евгении Свещинской (PPG)
Примеры освящения выставки 2007 года в СМИ:
О Петре Оцупе кураторы выставки «Петр Оцуп. Пространство революции: Россия. 1917-1941» Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева // Новая газета № 84 от 1.07.2007.
Выставка Петра Оцупа // photographer.ru
Русский репортер. 2007, №22 (22). Тема номера После двух революций
Петр Оцуп против Александра Родченко // Независимая газета. 01.11.2007
Пыльные лики вождей. В Москве вспомнили Петра Оцупа. «Коммерсантъ», 09.11.2007



Ранее Страна Советов в фотоискусстве:

Советское фотоискусство. Очень избранное: 1926-1979, 2015-04-23
Переход от мира к войне. Американские радиорепортажи из СССР июля и фотографии мая-сентября 1941, 2016-05-06
Шатия и девки. Русская деревеня: ХХ век, 2016-04-13
Юбилей Ильича. Перестарались. Советские анекдоты. 18+, 2015-07-03



Tags: 20 век, Ленин, Россия, СССР, Сталин, пропаганда, революция, фотография

Posts from This Journal “революция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments